Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
«Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость…» - эти слова принадлежат Викентию Викентьевичу Вересаеву, русскому писателю и литературоведу. Центр...полностью>>
'Закон'
За загальними правилами, щодо майна осіб, які зареєстрували свій шлюб, встановлений законний режим, суть якого полягає в зазначеному нижче. Майно, що...полностью>>
'Документ'
Майнові права на землю, на якій передбачено створення проекту (перелік суб’єктів: сільські та селишні ради, міськвиконкоми, підприємства організації,...полностью>>
'Закон'
 Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая ч...полностью>>

Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (3)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от 200 г.

Подпись заведующего кафедрой

Чаладзе Е.А. _________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

Специальность 050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

к.пс.н., доцент

Хомутская Е.Ю.

Самара, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Методические указания для преподавателя

7. Методические указания для студента

8. Планы проведения семинарских занятий:

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

- список литературы

9. Образцы заданий для итоговой государственной

аттестации

10. Контрольно-измерительные материалы

11. Учебно-исследовательская работа

12. Вопросы к экзаману

13.Список основной литературы по дисциплине

14. Список дополнительной литературы

15.Краткий словарь терминов

16. Электронные образовательные ресурсы по дисциплине

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

ДПП. Ф. 15 Основы логопедии Дислалия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация

2. Пояснительная записка

2.1 Содержание курса

Настоящая программа предназначена для студентов отделения «Специальная психология».

Основной целью программы является ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами логопедии. Данный курс интегрирует научные знания в области лингвистики, психолингвистики, специальной педагогики и психологии, медико-биологического цикла (анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, неврологические основы логопедии, анатомия и физиология ЦНС.

Программа отражает современное состояние теории и практики логопедии и включает следующие разделы:

- Теоретические и методологические основы логопедии

- Классификация речевых нарушений

- Виды речевых нарушений: нарушения звуковой стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия); нарушения лексико-грамматической стороны речи (алалия, афазия); нарушения письменной речи (дисграфия, аграфия, дислексия, алексия); нарушения голоса (фонастения, ринофония, дисфония, афония); нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание).

- Дислалия: определение, этиология, механизмы, формы, симптоматика. Нарушение произношения различных групп звуков. Выявление нарушения звукопроизношения. Методика коррекционной работы по устранению дислалии.

Программа определяет содержание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы истории изучения дислалии этиология, механизмы, симптоматика дислалии, их диагностика, направленность коррекционной работы, профилактика, раскрываются вопросы организации и содержания работы логопеда в детских учреждениях по устранению дислалии.

Практические занятия могут проводится как в аудиториях, так и в практических учреждениях: в специальных детских садах, школах, коррекционных центрах.

Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса «Дислалия», закрепляются в ходе проведения дисциплины «Индивидуальные формы логоработы» на 3 курсе (6 семестр), на логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) и 5 курсе (9 семестр).

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы, Интернет-ресурсов, апробирование полученных знаний в собственной коррекционно-педагогической деятельности.

2.2 Цели и задачи курса

Цель дисциплины: формирование представлений студентов о структуре дефекта при нарушениях звукопроизношения; овладение студентами теоретическими и практическими основами коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей, а также их профилактики; знакомство с основными видами деятельности логопеда, (диагностическая, направленная определение имеющихся нарушений звукопроизношения и квалификацию выявленных нарушений звукопроизношения; коррекционно-развивающая, включающая составление плана коррекции нарушений звукопроизношения, отбор необходимого содержания и средств для проведения коррекционно-логопедической работы; консультативная, предусматривающая оказание помощь, связанную с решением вопросов коррекции и профилактики нарушений звукопроизношения, родителям, педагогам.

Задачи:

  1. обучающие

    • сформировать у студентов теоретические знания о закономерностях развития речи нормально развивающихся детей и об особенностях речевого онтогенеза детей с нарушением речи; о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений; о классификациях речевых нарушений, принципах, методах и средствах логопедической диагностики и коррекции;

    • дать представления о причинах, механизмах, структуре и симптоматике нарушений звукопроизношения; о характеристике основных форм дислалии по ведущим классификациям;

    • познакомить студентов с принципами, методами, приемами, средствами и содержанием логопедического обследования лиц с нарушениями звукопроизношения

    • обеспечить усвоение студентами теоретически и методически значимых вопросов, определяющих организацию и проведение основных этапов, коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения;

  2. воспитательные

    • развивавать у студентов творческий подход к педагогическому процессу

    • формировать коммуникативную компетентность и личностные качества, необходимых логопеду для профессиональной деятельности;

    • развивать гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности;

    • формировать стремление к совершенствованию профессиональной компетентности в процессе работы с научной и практической литературой, Интернет-ресурсами;

2.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Студенты должны знать:

- онтогенез речевого развития;

- анатомо-физиологические механизмы речи;

- этиологию речевых нарушений;

- клинико-педагогическую и психолого-педагогическую классификации речевых нарушений;

- этиологию дислалии, механизмы и симптоматику основных форм дислалии по ведущим классификациям;

- методологические принципы организации и проведения логопедического обследования лиц с дислалией;

- основные этапы и содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения при различных формах дислалии.

Студенты должны уметь:

- проводить логопедическое обследование лиц с дислалией, характеризовать структуру нарушения, обосновывать логопедическое заключение при дислалии,;

- составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с дислалией, учитывая принципы коррекционной работы, этап логопедического воздействия и форму дислалии, правильно отбирать лингвистический, дидактический материал для проведения коррекции нарушений звукопроизношения;

- осуществлять постановку и закрепление звуков речи.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

136

Аудиторные занятия

68

Лекции

32

Практические занятия (семинары)

36

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа

68

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

4. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Теоретические и методологические основы логопедии. Логопедия как наука. Определение, предмет, объект, методы, задачи, принципы логопедии. Взаимосвязь с другими научными дисциплинами.

8

2

2

4

2.Анатомо - физиологическая и психолингвистическая характеристика речи

12

2

4

6

3.Закономерности и этапы развития речи у детей

10

2

2

6

4.Норма и патология речевой деятельности. Этиология речевых нарушений

8

2

2

4

5. Классификация звуков русского языка

6

2

4

6.Классификация речевых нарушений. Клинико-педагогическая классификация. Психолого-педагогическая классификация

14

4

2

8

7.Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия. Определение. Классификация дислалии. Симтоматика. Функциональная и органическая дислалии. Характер повреждения речевого аппарата. Механизмы.

20

4

6

10

8.Недостатки произношения отдельных звуков.

20

6

6

8

9.Обследование детей с дислалией. Способы и приемы выявления недостатков звукопроизношения

16

4

4

8

10.Принципы и содержание логоработы по преодолению дислалии. Методика логопедического воздействия. Основные направления работы по преодолению нарушений звукопроизношения

22

6

6

10

Всего

136

32

36

68

5. Содержание разделов дисциплин

1. Теоретические и методологические основы логопедии.

Содержание раздела: логопедия как наука, предмет, методы и задачи логопедии, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Принцип раннего выявления и коррекции речевой недостаточности как ведущий принцип логопедии. Организация логопедической помощи в России.

2. Анатомо-физиологическая и психолингвистическая характеристика речи.

Содержание раздела: Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Центральные и периферические органы речи.

Коммуникативная функция речи. Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение. Влияние речевого развития на психические процессы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (1)

    Методические указания
    ДПП Ф.02 Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная
  2. Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку (2)

    Методические указания
    Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Психология лиц с нарушениями речи» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе Программы, составленной Г.
  3. Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку

    Методические указания
    программа предназначена для студентов 5 курса (10 семестр) заочного отделения «логопедия» и базируется на знании таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопедия», «Логопсихология».
  4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации по проведению семинарских занятий тема по порядку

    Методические рекомендации
    Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,
  5. План проведения семинарского занятия со студентами всех факультетов по теме №7

    Семинар
    Изучить значение квалифицированной и специализированной медицин-ской помощи и силы МСГО, для их оказания, в системе лечебно-эвакуа-ционного обеспечения поражённых.

Другие похожие документы..