Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 02 июля 2009 года в 12 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.081.12 при Каз...полностью>>
'Документ'
Фактический расход за 2011 год по учреждению составил 9920933,10 руб., что привело к кредиторской задолженности на 01 января 2012 года по следующим ст...полностью>>
'Документ'
Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Свердловской области «Социально-профессиональный лицей «Строите...полностью>>
'Методические указания'
В методических указаниях к лабораторной работе "Изучение механизмов металлорежущих станков" изложены основные понятия и положения по систем...полностью>>

Урок окружающего мира Тема: «Великая война великая Победа»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок окружающего мира

Тема: «Великая война – великая Победа»

Класс: 4 класс

Цели урока: сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, доброту, человеколюбие, уважительно относиться к старшему поколению, помнить историю своей Родины; развивать устную речь, память.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, экспонаты на военную тему(каска, осколок снаряда, пилотки),историческая карта, военное фото дедушек и бабушек, пословицы и поговорки о войне, кусочек хлеба и полотенце, песни о войне «Вставай страна огромная», «Пусть всегда будет солнце», бумажные голуби, детские рисунки.

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Актуализация знаний.

Мы здесь не потому, что дата

Как злой осколок, память жжет в груди

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступил назад,

И имя есть у этого героя

Великой Армии простой солдат.

-Сегодня мы ребята вспомним о войне , которая шла четыре долгих года,1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом.

Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем военным годам, хотя прошло уже более полувека со дня окончания войны. Но время не властно передать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Для исследования данной темы, вы производили сбор информации из разных источников. Одним из источников является книга.

-Поднимите руку. Кто общался с книгой?

Вы получали информацию о войне от своих прабабушек и прадедушек, из краеведческого музея, который находится у нас в школе.

Большую информацию нам несет , конечно, пресса, телевидение, фильмы.

III.Постановка проблемы.

-Так почему же тема войны освещена так широко в нашей стране? (потому что в этой войне погибло 26 миллионов человек, в руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры

.-А почему эта тема актуальна в наше время? (потому что и в настоящее время еще происходят взрывы и войны , поэтому так важно сохранить мир и не допустить повтора тех ужасных событий второй мировой войны.

IV.Повторение и обобщение отдельных фактов,событий ,явлений.

-Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941 года)

-Что вы еще знаете? (враг напал вероломно, ночью , как трус)

-Сколько лет длилась эта война?(4 года)

-Когда наш народ отмечает День Победы?(9 мая)

-Сколько городов-героев вы знаете? Назовите их.

Дети называют (Москва Ленинград, Севастополь, Киев. Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск)

Слайд 1.

V.Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.

-А сейчас мы с вами совершим экскурсию на примере нескольких городов- героев, а экскурсоводами будут ребята из вашего класса.

Слайд 2.

Звучит музыка «Вставай страна огромная»

Ученик 1.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий ,5000 самолетов 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Не хватало патронов, нечего было есть, т.к склады с продовольствием были разбиты. Водопровод был разбит, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли .Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!» Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

-На что рассчитывал враг, нападая на нашу страну?(на легкую и быструю победу)

Слайд 3.

Ученик 2.

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице ,героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения -четыре дивизии-первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

-Где были немецкие войска к осени 1941 года?(под городом Смоленском)

-У какого города удалось на два месяца остановить немцев и перейти в оборону (у города Ельни)

Слайд 4.

Ученик 3

Немцы приблизились к Ленинграду. Они окружили город, началась блокада Ленинграда. Долгих и страшных 900 дней ленинградцы обороняли город от фашистов В блокированном Ленинграде оставалось около 3 млн. человек. Запасы продовольствия и топлива были на исходе. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним миром. И главная роль в этом принадлежа так называемой «Дороге жизни», навсегда оставшейся в памяти ленинградцев. По озеру Ладога была проложена ледовая трасса.

Однако «Дорога жизни» не могла решить всех проблем большого города, люди умирали от голода.

Документом тех страшных лет может служить дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Когда началась война, девочке едва исполнилось 11 лет. Она вела записи о том, как на ее глазах умирали родные - бабушка, дядя, мать. Таня не дожила до конца войны, в 1944 году умерла от голода.

125-блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

Вслушайтесь в слова поэтессы Ольги Бергольц

О, мы познали в декабре

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех-

Хотя бы крошку бросить наземь.

Таким людским страданьям он

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен

Наш хлеб насущный, ленинградский.

Слайд 5.

Ученик 4.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Москва-сердце нашей Родины и очень важно было отстоять Москву. А для врага взять столицу нашей Родины означало -победить всю страну.

В состав войск оборонявших Москву, входила дивизия генерала Ивана Васильевича Панфилова.28 бойцов держала оборону возле железнодорожного разъезда Дубосеково, по которому прошелся удар немецких танков. Панфиловцы подбивали вражеские машины гранатами, зажигали их бутылками с горючей смесью. Защитник Москвы Василий Клочков сказал слова, которые впоследствии стали девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда- позади Москва». Большинство панфиловцев погибли, но танки врага были задержаны.

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление нашей Армии.

-Когда Советская Армия перешла в наступление? (в начале 1942 года)

Слайд 6.

Ученик 5.

17 июля 1942 года началось Сталинградское сражение Второй мировой войны. Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. Под Сталинградом советские войска окружили и уничтожили 22 дивизии врага-330 тысяч человек

Сталинградская битва переломила ход всей войны.. А летом 1943 года произошла знаменитая Курская итва.12 июля возле села Прохоровка началось самое крупное танковое сражение в истории. Лоб в лоб столкнулись 1200 бронированных машин. Сражение длилось весь день. к вечеру все вокруг было покрыто сгоревшими и изуродованными остатками танков. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

-Сколько месяцев защищали Сталинград?(6 месяцев)

-Когда и где развернулось не бывалое танковое сражение?(12 июля1943 года под деревней Прохоровка)

-Чем стала эта победа?(началом крупного наступления)

Слайд 7.

Ученик 6.

В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной Капитуляции вооруженных сил фашисткой Германии

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.

-Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая? (День Победы)

-Какой была цена Победы?

1. Беседа об операции «Сатурн».

Слово учителя

-Ребята вы живете в очень красивом селе под названием Новая Калитва.Оно находится недалеко от города Россошь.

-Как вы думаете на территории нашей области велись бои ?(да)

Слайд 8

Посмотрите на карту, где проходили военные действия.

-А может кто-нибудь из вас знает , как называлась операция по освобождению нашего края?

«Малый Сатурн».

Сатурн -донское наступление

Как белый прах

Метель, как светопредставление

Весь Дон-в снегах.

Весь Дон в засеве атакующих.

Студен их крик.

Язык единый у воюющих.

Жесток язык.

Своя земля -как не родная,

И высота.

Одна другая.. сто другая

Живым плита.

Наверх взберется вологодец

Сержант младой

На амбразуру- как в колодец!

Ценой-любой.

Лежат как мерзлые поленья

Побит народ

Идет большое наступление

Вперед! Вперед!

Учитель.

-Ребята, скажите, когда освободили от немцев Новую Калитву? (19 декабря 1942 года).

-А какой недавно юбилей отмечал город Россошь? (65 лет освобождения от немцев)

Музыка.

2.Исследовательская работа ребят.

К нашему уроку вы собрали очень интересный материал о своих прадедушках и прабабушках, которые были участниками этой страшной войны.

Дети делают сообщения. Лосевская Лена, Тишковский Виталик,Трубникова Лена

3.Чтение стихов о войне наших земляков.

Я прочту стихотворение, которое

написал наш земляк Василий Кривошея

В руках у девушек тюльпаны,

Сирень-ровесница весны.

Стоят сегодня ветераны

Герои мировой войны

Сыны воронежских провинций

И пахари земли донской-

Седой. как лунь стоит Багринцев

Там Полеводин, Лосевской

У обелиска из гранита

Чуть приоткрыл свое авто

Сидит безногий дед Никита

Израненный, как решето.

Всех уважаемых фамилий

Я не смогу стихам прочесть

Но помнит ваш земляк Василий

О том, что вы на свете есть.

Мы помним всех отца и брата

Мелькают дни, текут года

И неизвестного солдата

Мы не забудем никогда

Живите долго ветераны

Вам благодарна вся страна

Хоть часто ноют ваши раны

И не тускнеют ордена

Война давно закончилась ,но ее эхо отзывается до сих пор.

Это стихотворение написал Иван Кураков, он учился в нашей школе.

Эхо войны

Родного края панорама

Стоит всегда передо мной

Стоит всегда передо мной

Лицо земли в тяжелых шрамах.

От ран оставленных войной.

Уж заросли травой окопы

И там, где шел когда-то бой

Степной цветок Бессмертник робкий

Качает тихо головой.

Не вся земля похоронила

И нынче мой суровый взгляд

Находит старые могилы

Погибших на войне солдат

В оврагах старых и яругах

Вода подмоет, вдруг обрыв

Разбудит сонную округу

Войны прошедшей страшный взрыв.

Привыкли к взрывам эти люди

Война сегодня не пройдет

Но взрыв солдат погибших будит

Им спать спокойно не дает.

Не довелось племянников мне нянчить,

На ночь их укладывать в кровать

Рано, слишком рано

Навсегда отправился ты спать.

Ты лучше всех учился в школе,

Писал стихи, рассказы сочинял,

Что смерть в Германии куется

Ты ничего тогда не знал.

А смерть к границе приближалась,

Но ты и этого не знал.

Привык во всем быть первым,

Ты первым по тропинке побежал,

Что смерть в кустах стояла,

Ты об этом так и не узнал.

Лишь взрыв, и дым до неба.

К тебе товарищ подбежал:

Мой брат, совсем еще мальчишка,

Под цветущей яблоней лежал.

4.Рассказ учителя о Василии Прокатове.

В нашей школе есть музей, он считается одним из лучших в нашем районе.

Слайд.

На этой фотографии мы с вами видим И.И. Ткаченко-основателя этого музея. Он преподавал историю в нашей школе, был краеведом. и вместе со своими учениками он сделал великое дело -открыл Героя Советского Союза, который впервые совершил самоотверженный подвиг.

-Кто знает имя и фамилию этого героя?(Василий Николаевич Прокатов)Он закрыл своей грудью амбразуру пулемета.

Звучит музыка

А произошло это 16 декабря 1942 года под селом Дерезовкой, подвиг совершил вологодский паренек Василий Прокатов.

Слайд

У села Дерезовка Верхнемамонского района фашисты установили пулемет, поступил приказ- уничтожить вражескую амбразуру ликвидировать огневую точку. На выполнение приказа уходят один за другим воины, но огонь обрывает их жизни И тут просится на задание Вася Прокатов. «Если погибну ,сообщите матери, что погиб комсомольцем-большевиком».Прокатов преодолел ледяной покров реки, все ближе и ближе подползает к вражеской амбразуре. И тут он бросает гранату одну за другой. Пулемет замолкает на время ,а потом снова свистят пули. Вася бросает последнюю гранату. Но пулемет опять стучит. Он должен во чтобы то ни стало выполнить приказ, а гранат больше нет. И Василий Николаевич идет на амбразуру.

Шаги его быстры!

Шаги его тверды.

Шаги его решительны!

Шаги его последние, они к подвигу, пусть даже к смерти. Он бросается на амбразуру и своим телом закрывает ее. Замолк пулемет .Красноармейцы поднялись с криками Ура! За Родину! и успешно атакуют правый берег Дона.

Слайд

На горе недалеко от гибели установлен памятник Василию Николаевичу Прокатову. Возле памятника посажено 19 березок ,столько лет было Василию в 19 42 году.

Ах, Дон! Ах батюшка родной!

Ты помнишь, как впервые,-

Бомбили правый берег твой,

Те горы меловые?

Двести дней и ночей

Линией фронта –река.

Дон был рекою ничьей.

Доля его столь горька.

Больше господствовал враг

В артиллерийской стрельбе:

Выстрелы там, на горах,

Взрывы -на нашей земле!

5 «.Война глазами детей».

Ученик рисует в красках войну.Он видит войну так.

-Какой праздник к нам приближается (23 февраля -День защитников Отечества)

-Чьи папы служили в Армии? Поднимите руки.

-Посмотрите на армейские фотографии ваших пап.

А вам хочется носить солдатскую форму, быть такими мужественными , сильными , как ваши папы?(Да)

Давайте посмотрим, как вы готовитесь к службе …

VI.Физкультминутка.

1,2 стоит ракета,3,4-самолет

1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1,2,3,4-руки выше, плечи шире

1,2,3,4-и на месте походили

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом

Левой -раз, правой -два

Посмотрите все на нас.

VII.Рефлексия.

У Липкина Игоря было задание : изобразить в красках войну

Посмотрите на рисунок Игоря.

-Ребята, какие чувства у вас вызывает слово война? На доске слова помощники.

-Поработайте в парах и подумайте какие слова здесь лишние.?

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня этот праздник остается радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной войне.

На Мироновой горе есть мемориал , на нем высечены имена погибших.

В нашем парке находится памятник-

Россошь не забыла своих героев. Ими гордиться россошанская земля.

Слайд-Памятник танкистам-освободителям земли россошанской

Слайд-Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне

Слайд-Паровоз Л-0552-памятник работникам паровозного депо Россоши, погибшим в годы войны

Слайд-Ровно 5 лет тому назад установлен Памятный знак на площади танкистов в честь :60-летия успешного завершения Острогожско-Россошанской операции и освобождения Россоши от немецко-фашистких захватчиков.

Весной 1945 года окончилась страшная война .Советский народ опустил меч войны 62 года назад. В Трентов парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. это символ мира.

На Мамаевом кургане в Волгограде- Родина-мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем ,кто посмел посягнуть на наше мирное небо.

К этому уроку поэты нашего класса сочинили стихи о войне.

Чтение стихов, которые написаны детьми.

Шишкин Дима

Стоит в строю солдат

В зелено-черных пятнах

На голове фуражка

С красною звездой

Сапоги керзовые

Винтовка за спиной

В запасе есть патроны

Четыре связанных гранат

Охраняет мир наш.

Молодой солдат.

Радченко Оля

Солдаты погибли

Я остался один

Я командовал ими.

В атаку мы шли

Товарищи юные

Смерть здесь нашли.

Болит мое сердце,

И ноет душа,

Но плакать не буду

Хоть век не забуду

Друзей всех своих

Солдат молодых.

Липкин Игорь

Была жестокая война

Пролито много крови

Родина у нас одна

Не надо нам другого

Хотели немцы захватить

Своей земли им мало

Но русские им стали на пути

И победа вот настала

Теперь живем мы в мире!

VIII.Пожелание учителя.

Этот год 2008 объявлен годом семьи. И это очень важно. Если в каждой семье поселится счастье и мир, то и во всей нашей стране будет царить мир.

Мы дети свободной и мирной страны

Народ наш велик и не хочет войны!

И матери наши и наши отцы-

За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе

Растим тополя,

Мы ходим в походы в леса и поля

Нам в жизни открыты любые пути

Под небом высоким хотим мы расти!

Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце» (сл.Л,Ошанина, муз.Н,Островского)

Весь класс поет стоя в руках у детей голуби и шары.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: отечественная война 1812 года (2)

    Документ
    - Наполеон с детских лет мечтал о военной славе, равной славе Александра Македонского. Ему едва исполнилось 16 лет, а он уже закончил в Париже военную академию.
  2. Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 «Д» классе Тема: «Прирожденные разрушители»

    Урок
    Цели урока: Познакомиться с особенностями грибов и их ролью в природе. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  3. Конспект урока истории по теме «гражданская война: белые. Историческая личность в гражданской войне»

    Конспект
    сепаратный мир – мир, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну ,без ведома или согласия своих союзников.
  4. Программа курса «Окружающий мир» Пояснительная записка Предметная область «Естествознание, обществознание» (1)

    Программа курса
    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,
  5. Программа «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов

    Программа
    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации

Другие похожие документы..