Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Тики являются доминирующей формой гиперкинезов детского возраста [5]. Распространенность их у детей достигает 6%. Синдром Туретта, который встречаетс...полностью>>
'Документ'
. Права и обязанности сторон Права и обязанности Арендодателя ....полностью>>
'Кодекс'
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ставрополе, утвержденным решением Ставропольской г...полностью>>
'Лекции'
Цель изучения дисциплины «Ценообразование» состоит в освоении необходимых фундаментальных знаний и практических навыков в области ценообразования, с ...полностью>>

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Основы журналистики»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 2. Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Основы журналистики»

Автор-составитель – Е.А.Тихомирова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.ф.н., доцент

Пояснительная записка

Сегодня, когда Россия коренным образом меняет прежние социальные, идеологические и экономические установки, а бурный прогресс информационно-коммуникационных технологий диктует резкое изменение коммуникативных процессов, закономерно возрастает и роль средств массовой информации, а профессия журналиста становится все более востребованной и притягательной для молодежи.

Однако многие, мечтающие о профессии журналиста, зачастую видят только ее внешнюю сторону: возможность стать известным, побывать в разных странах, познакомиться со знаменитостями, но редко задумываются о том, как сложна, ответственна, а порой и опасна эта профессия, сколько выдержки, самоотверженности, каких затрат физической и нервной энергии она требует.

Целью данного курса является знакомство учащихся с основами журналистской деятельности и овладение навыками журналистского творчества. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- показать роль СМИ в современном обществе и определить специфику журналистики в ряду других информационно-творческих, социально ориентирующих профессий;

- дать представление о задачах, видах и характере деятельности журналиста;

- сформировать представление о личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, социальных, нравственно-психологических и гражданских качеств;

- вырабатывать навыки творческой деятельности, овладевать азами мастерства журналиста.

В результате решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

1.Формируется представление о журналистике как одной из социально ориентирующих профессий.

2.Вырабатывается умение анализировать факты окружающей действительности; умение собирать, классифицировать и обобщать информацию.

3. Вырабатывается умение определять цель, принимать решения, планировать свою деятельность, логически мыслить и сопоставлять.

4. Формируются навыки работы со справочно-информационной литературой, Интернетом и другими формами информационной поддержки СМИ.

5. Формируются навыки журналистского творчества (грамотная организация текста, использование фактологической и культурологической информации, языковых средств выразительности и т.п.); навыки общения и ораторского искусства.

Методы обучения определяются задачами курса:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях и т.д.);

- творческого конструирования и моделирования;

- проблемно-поисковый;

- коммуникативный.

Количество часов – 34(9 класс) или 34 (8-9 классы)

Учебно-тематический план

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекций

Практ. занят.

семи-нары

Введение

6

1

История отечественной журналистики

2

1

2

Из истории зарубежной журналистики

1

3

Система и организация функционирования СМИ

1

1

Участие в семинаре

I

Журналистика как социальный институт

8

1

Особенности журналистики как социального института. СМИ как «четвертая власть»

1

2

Функции журналистики: идеологические, культурно-просветительские и т.д.

1

1

3

Специфика и роль журналистской профессии

1

1

4

Модель личности журналиста

1

1

Участие в работе семинара

5

Техника и технология СМИ

1

тест

II

Творческая деятельность журналиста

13

1

Журналистское творчество как профессиональная деятельность

1

2

Журналистское произведение как особый информационный продукт

2

1

1

Участие в работе семинара

3

Жанровые разновидности журналистских произведений

2

1

3

представление

материала

4

Технические средства в процессе творчества

2

III

Профессиональная этика журналиста

4

1

Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике

1

1

2

Этические проблемы журналистской практики

1

1

Участие в семинаре

IV

Актуальные проблемы современности и журналистика

3

1

Задачи журналистики в изучении и разрешении актуальных проблем современности

1

1

2

Негативные тенденции в деятельности СМИ

1

Итого

34

16

7

11

зачет

Содержание программы

Введение. Пражурналистские явления и ранние этапы развития прессы. Отечественная журналистика ХIХ-ХХ веков и начала ХХI века. Журналистика Европы и Америки. Тверская журналистика.

Раздел 1. Журналистика как социальный институт.

Особенности журналистики как социального института. Процесс формирования журналистики в обществе и ее социальное назначение. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. СМИ как четвертая власть. Проблемы информационной безопасности.

Функции журналистики; взаимодействие с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций.

Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, специфика профессии журналиста. Социальные и профессиональные роли журналиста. Виды журналистских специализаций и профилизаций. Профессиограмма – модель профессии.

Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские и психологические характеристики; модификация общей модели для разных специализаций.

Раздел 2. Творческая деятельность журналиста.

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста.

Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи, структурно-композиционного решения. Стадии создания произведения (замысел, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование).

Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров. Технические средства в процессе творчества.

Раздел 3. Профессиональная этика журналиста.

Понятие морали и профессиональной морали. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике.

Профессионально-этические нормы поведения журналиста в конкретных областях профессионально-нравственных отношений (журналист - источники информации, журналист – адресат информации и т.п.). Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Раздел 4. Актуальные проблемы современности и журналистика.

Концепция глобального мира. Позитивное участие СМИ в преодолении кризисных ситуаций в мире.

Актуальные проблемы российской действительности, обусловленные трансформацией ее политической, экономической, социальной и культурной сфер.

Негативные тенденции в деятельности СМИ: необъективность, сокрытие информации, намеренная дезинформация и т.п.

Методические рекомендации по организации работы

Изучение тем курса дает возможность учащимся, с одной стороны, познакомиться с историей отечественной и зарубежной журналистики, определить роль СМИ в обществе, узнать об особенностях журналистской профессии и журналистского творчества, а с другой стороны – попробовать себя в этой профессии, т.к. параллельно с изучением теоретического материала предполагается издание школьной газеты силами учащихся.

Целесообразно на первом же занятии определить состав редакции (редактор, корреспонденты и фотокорреспонденты, художник, корректор, наборщик; в дальнейшем можно менять должности по желанию школьников, чтобы дать им возможность «поработать» в другой области), структуру (рубрикацию) газеты и темы ближайшего выпуска, чтобы дать задания по сбору материала. Предварительно необходимо провести индивидуальные консультации с каждым корреспондентом, помочь сформулировать вопросы (для интервью), сориентировать в поиске материала в Интернете и других источниках. Подготовленные материалы можно обсудить на семинарах. Конечно, на первых порах учителю придется самому дорабатывать и править материалы, и делать это надо корректно, объясняя недостатки формы и содержания текста. Со временем учащиеся будут приобретать необходимые навыки, для выработки которых было бы очень полезно привлечь в качестве кураторов профессиональных журналистов, так как теоретические знания учителя не заменят практического опыта журналиста.

Для «погружения» в профессию нужно организовывать экскурсии в редакции газет, местного радио и телевидения; встречи с журналистами и совместные поиски материала, чтобы ученик мог сам увидеть, как работает журналист. Налаживание контактов с редакциями газет даст возможность юным журналистам поместить свои материалы в прессе, так как почти во всех газетах есть детские странички, которые могут быть подготовлены школьниками.

При изучении раздела «Творческая деятельность журналиста» в качестве обучающего материала можно использовать лучшие образцы журналистики ХIХ-ХХ веков, материалы местных авторов, выявляя особенности их стиля и языка. Эта работа будет способствовать выработке языкового чутья и бережного отношения к слову.

Важным моментом реализации поставленной цели является создание коллектива. Не секрет, что некоторые школьники авторитарны, не терпят критики в свой адрес, не умеют общаться и вести дискуссию. Знакомство с этикой и кодексом журналиста должно способствовать созданию комфортного психологического климата и выработке навыков совместной работы.

Изучение элективного курса «Основы журналистики» позволяет учащимся сориентироваться в мире профессий, овладеть начальными навыками журналистской работы и повысить самооценку. Материалы школьной печати пополнят портфолио ученика.

Список литературы

  1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

  2. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996.

  3. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

  4. Буззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб,.2000.

  5. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.

  6. Буданцев Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. М., 1993.

  7. Ворошилов В.В.Журналистика. М., 2007.

  8. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

  9. Грабельников А.А.Работа журналиста в прессе. М., 2001.

  10. Есин Б.И. История русской журналистики. М., 2000.

  11. Журналистика в мире политики. СПб., 2004.

  12. Журналистское расследование. СПб., 2001.

  13. История мировой журналистики. М., 2003.

  14. История печати: Антология. М., 2001.

  15. История русской журналистики ХУШ-Х1Х вв. СПб., 2003.

  16. Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. М., 1987.

  17. Ким М.Н. Технология подготовки журналистского произведения. СПб., 2001.

  18. Корконосено С.Г.Основы журналистики. М., 2007.

  19. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

  20. Методы журналистского творчества. М., 1982.

  21. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

  22. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.

  23. Радиожурналистика. М., 2000.

  24. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2007.

  25. Система средств массовой информации России. М., 2001.

  26. Социально-политическое функционирование журналистики. СПб., 2005.

  27. Тертычный .А. Жанры периодической печати. М., 2000.

  28. Шостак М.И. Жанры газеты. М., 1999.

  29. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.

  30. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «Охрана природы и особо охраняемые природные территории» (1)

    Программа
    В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях» говорится:
  2. Программа : Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. Учебник

    Программа
    Программа: Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров.
  3. Программа элективного курса для профильного обучения «Сибирская литература» в 10-11 классах

    Программа
    «должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества»;
  4. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №41»

    Программа
    Данная программа разработана на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды МОУ «Гимназия №41» г. Кемерово. PEST-анализ представлен в таблице №1, SWOT-анализ в таблице №2.

Другие похожие документы..