Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа элективного курса « Что есть человек? Современный взгляд на вечную проблему» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х класс...полностью>>
'Программа'
Настоящая программа составлена специально для изучения отдельных разделов математики в классах естественно-математического цикла для учащихся, посеща...полностью>>
'Рабочая программа'
Основные цели дисциплины – подготовка магистров, обладающих фундаментальными знаниями по вопросам, связанным с освоением основ теории и практики рынк...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Цель проведения – передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов, форм педагогической д...полностью>>

Методическое пособие для практиков Иркутск 2000 Тема: «Анализ финансово экономической ситуации в России» ( спецкурс для практиков)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Иркутская государственная экономическая академия

Березкин Ю.М.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ В РОССИИ

Методическое пособие для практиков

Иркутск – 2000

Тема: «Анализ финансово – экономической ситуации в России» ( спецкурс для практиков).

Цель занятий: сформировать у слушателей общее понимание проблемной ситуации в России и возможностей её разрешения.

Форма занятия: лекции и обсуждение лекционного материала.

План занятий (общий объём – 12 часов):

  1. Исторические условия возникновения экономических отношений (2 часа).

  2. Становление социалистической системы хозяйства (2 часа).

  3. Процесс перестройки и экономической реформы: складывание проблемной ситуации (2 часа).

  4. Схемная организация финансовых отношений и её возможности (3 часа).

  5. Возможные направления выхода из проблемной финансово– экономической ситуации (3 часа).

Содержание

стр.

  1. Введение………………………………………………………..3

  1. Структурные схемы для анализа финансово –

экономической ситуации в России…………………………..4

  1. Краткий комментарий к схемам…………………………….23

  1. Рекомендуемая литература…………………………………..26

Введение

Данный спецкурс предназначен для чтения на курсах повышения квалификации менеджеров, финансистов и других практических работников. Он основан на отечественных разработках в области методологии общественных изменений (С.В.Попов).

Идея курса состоит в том, чтобы вскрыть глубинные процессы общественных изменений в советском и российском обществе, происходившие в течение всего ХХ века, зафиксировать эти изменения в специальных структурно–логических схемах и показать, в чём состоит проблемная финансово – экономическая ситуация, сложившаяся к концу века (уже в ходе проведения экономических реформ). В заключение делается попытка показать возможные направления выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Цель данного спецкурса – сформировать у слушателей общее понимание проблемной ситуации в России и возможностей её разрешения.

Данное методическое пособие включает в себя пакет структурно– логических схем анализа ситуации в России, краткий комментарий к ним и рекомендованную литературу для более углублённой проработки вопроса.

Структурно–логические схемы для анализа финансово-

экономической ситуации в России

Рис 1 . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (РЫНОЧНАЯ)

СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЙ

Рис.2. ФРАГМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

("Единая общесоюзная фабрика")


Условные обозначения:


Производственный узел (куст производств)

Производственно-технологическая связь

Рис 3. СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЯЧЕЙКА


Условные обозначения:

Производственный узел (куст производств )


Социальная ячейка ( соцгород )

Производственно-технологическая связь

Сеть каналов централизованного снабжения

Рис 4. УПРАВЛЯЮЩАЯ И УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМЫ

Руководящие

Кадры

Гг

4

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Условные обозначения:

1 - Государственно-партийная структура.

2 - Госплан СССР.

3 - Госснаб СССР.

4 – Министерства и ведомства.

Рис 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТНОШЕНИЙ

( В целом )

Руководящие

Кадры

Гг

Круг обращения

Безналичных

рублей

ФОРМУЛА ДЕНЕГ

Т --- Д --- Т

Рис 6. РАСПАД СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ

биржа

биржа

Тт ррт

Общественный сектор

Частный сектор

Частные

предприниматели

Рис.7.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В РОССИИ В КОНЦЕ 90-х ГОДОВ

БЛИЖНЕЕ производственный сектор государство

ЗАРУБЕЖЬЕ

ДАЛЬНЕЕ

ЗАРУБЕЖЬЕ

Рыночный сектор

Условные обозначения:

ПКТ - предпринимательский проект;

Т – время полного обращения капитала (1-денежного. 2-товарного.

3 – производственного );

Рис 8. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

ОТНОШЕНИЙ

Рис 9. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

О

Условные обозначения:

Д – деньги; ВД – виртуальные деньги; Т – товар;

ЦБ – ценная бумага; П – производство;

ТНОШЕНИЙ

Вариант а):

Вариант б):

Рис.9–1.Западный (а) и Российский (б) варианты экономического

устройства (принципиальные схемы)

холдинг

Рис. 10. Простейшая схема холдинга

собственник

Холдинг

Рис.12. "Отпочковывание" дочерних фирм

Гос. бюджет

Рис. 13. Схема работы предприятия (опубликована чикагскими экономистами в статье "Виртуальная российская экономика")

Рис. 14. Общая схема работы цепочек промышленных предприятий внутри страны


Рис. 15. Схема приспособления предприятий к инвестициям


номинал


Схема финансовой пирамиды


Рис. 16. Возникновение финансовой действительности



$

$

$

?

$

$

Рис. 17. Использование современных денег как

финансовых инструментов

Возможная схема выпуска инвестиционных рублей


Рис. 18. Схемы строительства современных денег


Краткий комментарий к схемам.

Рис. 1. Экономическая (рыночная) структура отношений.

Фиксирует трёхслойную структуру отношений классической рыночной экономики, которая исторически формировалась в Европе, начиная с 16 века.

На данной модели рыночных отношений показывается логика К. Маркса, сделавшего вывод об исторической бесперспективности данного типа экономических отношений.

Рис. 2 – 5. Схемы, фиксирующие логику разворачивания в России (СССР) социалистической системы хозяйствования и общую структуру этой системы, окончательно оформившуюся к 70 – м годам.

Рис.2. Фрагмент, производственной структуры

(«Единая общесоюзная фабрика»).

Данная схема фиксирует принцип производственного народно– хозяйственного комплекса (как антипод рыночному «хаосу капиталисти-ческого производства»)

Рис. 3. Социально– производственная ячейка.

Данная схема показывает принцип построения централизованной системы распределения, а также – форму организации социальной жизни при социализме.

Рис. 4. Управляющая и управляемая система.

На схеме показана структура народного хозяйства и управляющая ей структура государственных органов власти.

Рис. 5. Социалистическая структура отношений.

На схеме зафиксирован принцип введённых в обращение советских денег, показаны отличия денег в социалистической системе хозяйствования от их аналогов в рыночной (капиталистической) системе.

Рис. 6. Распад социально – производственной системы.

На схеме зафиксирован момент развала социалистической системы хозяйства (массовый процесс обналичивания безналичных счетов предприятий), распад производственно–хозяйственных связей и возникновение частного сектора.

Рис. 7 Финансово–экономическая ситуация в России в конце 90–х годов.

На схеме показана структура финансово–экономических отношений, сложившаяся во второй половине 90– х годов (до 17 августа 1998 г.): распад единого народно–хозяйственного комплекса, возникновение на одной территории двух систем отношений с принципиально разной «общественной генетикой», формирование двух кругов денежного обращения – долларового и рублёвого, возникновение зависимости российской финансовой системы от мировых финансов.

Рис. 8–9. Схемы, необходимы для того, чтобы сопоставить западные структуры с процессами рыночных преобразований в России и сделать вывод о степени «цивилизованности» этих преобразований.

Рис. 8. Развитие экономической структуры отношений.

На схеме показан принцип развития капиталистической структуры отношений, разработанный в 1911 году Й. Шумпетером и реализованный в развитых странах Запада в течение ХХ века. Основной механизм развития – предпринимательство инноваторского типа, приведшего, с одной стороны, к радикальному изменению финансовых отношений, с другой – к скачку в уровне жизни на Западе.

Рис. 9. Современная система экономических отношений.

На схеме показан принцип изменений, произошедших в структурах каждого из трех слоёв экономических отношений – производственном, товарном и денежном (финансовом): были выделены инфраструктуры (производственные, товарные и финансовые) как общие обеспечивающие системы, находящиеся в руках государства и служащие необходимым условием разворачивания механизма предпринимательства инноваторского типа.

Рис.9-1. «Западный» (а) и «Российский» (б) варианты экономического устройства (принципиальные схемы).

На схемах (а) и (б) зафиксирован принципиальный момент: в рыночной экономике России существует мощный слой безденежных отношений, компенсируемый схемной организацией финансово–экономических процессов (чего нет на Западе). Схема становится основным механизмом и способом организации деятельности в современной России.

Рис. 10. Простейшая схема холдинга.

На схеме показан принцип формирования холдинга в современных условиях, основанный на разделении материальных и финансовых потоков.

Рис. 11. Схема работы экспортёров.

Данная схема – конкретный пример финансовой схемы, активно используемый российскими экспортёрами.

Схема показывает, как может быть убыточным производство экспортных товаров при общей суперприбыльности взаимосвязанной цепочки предприятий. Кроме того, показано, что если действует схема, отдельные юридические лица становятся несамостоятельными субъектами хозяйствования.

Рис. 12. «Отпочкование» дочерних фирм.

На схеме показан момент возникновения коммерческих фирм, являющихся формально самостоятельными юридическими лицами, а фактически – зависимыми структурами от «материнских» предприятий. Данная зависимость создаёт особый тип отношений в рыночных условиях, «невидимых» правовой системе государства.

Рис. 13. Схема работы предприятия.

На схеме показан механизм работы рядового промышленного предприятия в России, приводящий к целому ряду последствий:

  • Образованию «бюджетных» дыр;

  • Уходу от налогообложения;

  • Уничтожению нормально работающих конкурентов;

  • Задержкам (невыплатам) зарплат и др.

Данный механизм описан чикагскими экономистами в статье «Виртуальная российская экономика» (см. список литературы).

Рис.14. Общая схема работы цепочек промышленных предприятий внутри страны.

На схеме показана общая структура отношений, сложившаяся в России в результате возникновения «суррогатных» денежных расчётов и псевдосамостоятельных коммерческих фирм. Итогом являются перебои в работе «естественных монополий» и дефицитности бюджетов всех уровней.

Рис. 15. Схема приспособления предприятий к инвестициям.

Схема фиксирует несколько моментов:

а) действующие сейчас предприятия (в абсолютном большинстве) имеют отрицательный мультипликатор (на 100 ден. единиц, инвестируемых в производство, выход в среднем 80, т.е. М . Без освобождения от «балласта» инвестиции в реальный сектор экономики невозможен;

б) банкротить надо взаимосвязанные цепочки предприятий, даже если отдельные из них суперприбыльны (что пока противоречит законодательству);

в) государство должно организовать дополнительную эмиссию денег под будущие приросты санированных цепочек предприятий (см. Рис. 18).

Рис. 16. Возникновение финансовой действительности.

На схеме показан процесс разрушения средневековой (металлической) структуры денег, принцип построения «финансовой пирамиды», лежащей в основании современных (бумажных) денег и обращения финансовых инструментов.

Рис. 17. Использование современных денег как финансовых инструментов.

На рисунке изображено две схемы, фиксирующих:

во–первых, принцип финансирования предпринимательских проектов за счёт «прибыли из будущего»; отсюда появилась возможность эмиссии денег, обеспеченных не теми благами, которые уже имеются, а теми, которые только когда–то в будущем появятся за счёт реализации инвестиционных проектов (инвестиционных денег, обеспечивающих развитие),

во–вторых, схема, которую используют США для «долларизации» мира; здесь доллары США, являющиеся резервной валютой стран мира, обеспечены лишь финансовыми обязательствами США. США при этом живет за счет стран мира, в которых доллар – резервная валюта.

Рис. 18. Схемы строительства современных денег.

На рисунке – две схемы:

  1. Схема создания единой валюты США («зелёного доллара»), которая

была реализована в 19 веке, и приведшая к изъятию из обращения более 2 тысяч разновидностей долларов отдельных штатов;

  1. Возможная схема выпуска инвестиционных рублей в России,

которая способна решить проблему инвестиций в реальный сектор российской экономики, и обеспечить выход из затянувшейся кризисной ситуации.

Рекомендуемая литература:

  1. Попов С.В. Организация хозяйства в России. Омск, 2000. 228 с.

  2. Попов С.В. Идут по России реформы // Кентавр, 1992. № 2 и 3.

  3. Берёзкин Ю.М. Основы финансово–экономической инженерии. Иркутск: ИГЭА, 1995. 176 с.

  4. Берёзкин Ю.М. Проблемы реформирования безденежной экономики // Материалы международной конференции TACIS. Иркутск: ИГЭА, 1999 .

  5. Берёзкин Ю.М. Финансовые схемы в условиях переходной экономики // Сб. трудов проф.–преп. состава ИГЭА. Иркутск, 2000.

  6. Берёзкин Ю.М. Об одном подходе к решению проблемы инвестиций // Развитие финансов, кредита и страхования в регионе. Иркутск: ИГЭА, 2000.

  7. Березкин Ю.М. Исторические типы финансов: методологический анализ. Иркутск: ИГЭА, 2000. 96 с.

  8. Gaddy C., Ickes B. Russias Virtual Economy. Foreign Affairs, 1998, Vol. 77. №5.

  9. Илларионов А. Как был организован Российский финансовый кризис. Вопросы Экономики, 1998. № 11 – 12.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  2. Российская Академия Наук Сибирское отделение Институт водных и экологических проблем Регионоведение учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Заведующая научной лабораторией геоэкологических исследований Нижневартовского государственного гуманитарного университета, д.г.н., профессор Г.Н.Гребенюк
  3. Формы организации финансов: теория и методология

    Диссертация
    Защита состоится “25” января 2002 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.070.01 в Иркутской государственной экономической академии по адресу: г.
  4. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.
  5. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.

Другие похожие документы..