Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Антивирусы-фильтры - это резидентные программы, которые оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы записаться на диск, а уж тем бо...полностью>>
'Программа'
Утверждено на заседании кафедры мировой экономики и международных отношений экономического факультета Южного федерального университета (Протокол № 5 ...полностью>>
'Конкурс'
Огромная энергоемкость ядерного топлива диалектически связана с концентрированной опасностью. Поэтому решение проблемы обеспечения безопасности, напр...полностью>>
'Доклад'
Процесс формирования бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов происходил на основании прогноза социально-экономического развития Новос...полностью>>

Алексеевича Заболоцкого «Оттепель»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки 39-47

Задание на дом.

У. Выучить наизусть стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Написать отзыв о стихотворении Давайте вспомним, что является главным в лирическом стихотворении?

Д .Развитие настроения.

Учитель предлагает детям подумать над следующими вопросами:

К какому роду литературы относится это стихотворение?

Кто в этом стихотворении рассказчик?

Есть ли здесь слова, которые прямо называют настроение рассказчика?

Развивается ли настроение? Если «да», то как именно?

Урок 39. О стихотворении Н.Заболоцкого «Оттепель»

Текст к уроку

Н.Заболоцкий «Оттепель».

Обсуждение сочинений-отзывов

Оттепель после метели.

У. Сегодня мы обсудим ваши отзывы на стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель». Давайте вспомним текст.

Дети читают стихотворение.

У. Вам нравится это стихотворение?

Д. ...

У. А смогли вы его правильно прочитать? Как настоящие читатели-критики? Судя по вашим работам, это удалось немногим. А некоторые ребята не успели закончить отзыв. Им времени не хватило. А стихотворение ведь небольшое – всего пять строф. Значит, у вас были серьезные трудности.

Итак, попробуем разобраться в том, как вы поняли стихотворение. Начнем с определения рода литературы и типа рассказчика.

Д. Это лирическое стихотворение, потому что главное – передать настроение рассказчика, вызванное явлением природы – неожиданной оттепелью после метели. Здесь нет другого героя, кроме рассказчика. И хотя нет личных местоимений, но вполне ясно, что рассказчик описывает не чужие переживания, а свои собственные. Следовательно, здесь рассказчик - лирический герой. Он передает свои впечатления, свое настроение.

У. А теперь попробуем разобраться в том, как вы поняли настроения лирического рассказчика. Вот послушайте сочинение 1.

Сочинение 1

Я много раз прочитала одно и то же стихотворение «Оттепель». Мне кажется, что за первым четверостишием стоит темное, мрачное, мокрое настроение. Потому что в стихотворении есть слова «сугробы осели». Значит, они растаяли и стало мокро, а «потемнели снега» - это мрачное настроение.

Во втором четверостишии настроение тоже мокрое, потому что «сосен тяжелые сучья мокрого снега полны». И еще настроение ночное, но светлое: «блещет осколок луны».

В третьем четверостишии как бы солнечное настроение, потому что «падают, плавятся, льются, льдинки, воткнувшись в сугроб».

В четвертом четверостишии настроение про поля, как они себя чувствуют под снегом «белые дышат поля».

А в пятом четверостишии настроение чисто весеннее: «Скоро проснутся деревья, / Скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных хорчевья / В трубы весны затрубят».

У. Нравится вам эта работа?

Д. ...

Итог обсуждения. Критик неуважительно относится к тексту, он искажает его: «воткнувшись» вместо «втыкаясь», «хорчевья» вместо «кочевья». Почему-то берет из текста отдельное слово и считает его настроением. Что это за «мокрое» настроение? Мокрый снег какое настроение вызывает у рассказчика? Снег потемнел, а какое настроение у рассказчика? Получается, что настроение ночное - потому что ночь; светлое - потому что блещет; солнечное - потому что льдинки плавятся... Можно ли говорить о солнечном настроении, если дело происходит ночью? И, наконец, что это за "настроение про поля"?

(ЗК) Странности этой работы типичны для многих из вас: читатель-критик берет отдельно взятое слово, характеризующее состояние природы, и считает, что это и есть настроение рассказчика.

Вот примеры:

«В четвертой строфе дремлющее настроение: «Пусть молчаливой дремотой / Белые дышат поля».

«А во второй строфе, по-моему, настроение становится сонным, потому что здесь «блещет осколок луны», и кажется, что уже ночь так и хочется заснуть».

«Ему, наверное, нравится, что «Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп». Если ему это нравится, то, наверно, еще и потому, что ночью не надо будет зажигать фонарей, раз лужи светятся».

Но есть и другие работы, в которых читатели серьезно пытаются проникнуть в настроение лирического героя. И здесь все единодушны: к концу стихотворения настроение рассказчика характеризуется как любование льдинками, ожидание весны.

А вот в первых строфах понять настроение рассказчика вам, как оказалось, было труднее всего. Вот послушайте:

«Грустное настроение, потому что утихла пурга».

«Совсем не радостное, потому что "в клочьях разорванной тучи блещет осколок луны».

«В начале рассказчик смотрит и разглядывает то, что его окружает, а потом... он как бы вздыхает облегченно и рад, что сугробы осели».

Главная ваша ошибка - ориентация на отдельно взятое слово, на отдельные предложения, а не на весь текст стихотворения. Отсюда и такие разночтения. Действительно, потемневшие снега и осколок луны в клочьях разорванной тучи могут вызвать у кого-то и грустное, и мрачное настроение.

Но каково же настроение рассказчика? Чтобы это понять, надо внимательно прочитать текст и удерживать целостный образ - переживание рассказчика.

Попробуем это сделать вместе.

Строфа 1

Оттепель после метели.

Только утихла пурга.

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.

У. «Оттепель после метели» - какое настроение задает эта строка?

Зара. Весеннее.

У. Метель в каком месяце бывает?

Д. Март, конец февраля.

Д. Радостное.

Маня. Грусть - снега потемнели.

Лена. Грусть есть.

У. «Тольк» и «разом» какое задают настроение?

Аня. Быстрое изменение в лучшую сторону - радостное.

У.Давайте это проверим - почитаем дальше.

Строфа 2

В клочьях разорванной тучи

Блещет осколок луны.

Сосен тяжелые сучья

Мокрого снега полны.

У. «Разорванная туча» и «осколок луны» - многие писали, что это грустное, тревожное, мрачное. Если бы эти строки взять сами по себе, то да, есть тревога. Но вы забываете про первые четыре строки и следующие за ними: о чем говорит нам появление луны, если правильно понять первые строки?

Таня. Тучи - когда была метель. Туча разрывается и - луну видно.

Ира. Настроение как после болезни, более светлое: уже луна вышла и все успокаивается.

Строфа 3

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Ира. Лужи светятся.

У. Как меняется настроение?

Данила. Восхищение.

Павлик. Любование.

У. Изменение в лучшую сторону или в худшую? «Лужи» - «тонкие блюдца»?

Алеша. Неглубокие, небольшие.

У. Все только началось: льдинки плавятся, лужи светятся. А дальше?

Строфа 4

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

У. Какое настроение?

Юля. Дремлющее.

Данила. «Пусть», т.е. несмотря на дремоту она работает.

Маша. Поля еще не проснулись, а земля проснулась.

Аня. Тут как будто пропущено «но» - «неизмеримой работой занята снова земля».

Строфа 5

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

У. Где же началось ожидание в этом стихотворении?

Таня. С первой строки.

У. Это стихотворение - о нарастающем ожидании весны. А кто увидел изменение времени в конце?

Маня. Все в будущем.

Дима. Из настоящего в будущее – «скоро».

Митя. Прощание с зимой после метели.

Катя. «Сугробы осели» - прошло уже зимнее время.

Данила. «Блещет» - уже настоящее, то, что сейчас происходит.

Катя «Падают, плавятся, льются», «светятся».

У. Это уже весь мир захватили изменения?

Д. Нет еще, все в будущем – «скор»" затрубят.

У. Куда направлено ожидание - в прошлое или в будущее?

Маня. Вперед.

У. Это еще одно доказательство того, что стихотворение проникнуто ожиданием.

Какое настроение задает первая строфа? Вслушайтесь в ее звучание и сравните со звучанием последней строфы

Зара. Последняя строфа как бы свободно звучит, а в первой строфе повторяется звук [ Т ] твердый и мягкий. Эти звуки затрудняют речь, еще не наступила весна.

Дина. Там еще повторяется [ Л' ]. Этот звук подчеркивает мягкость и тишину зимы.

Юля. С самого начала настроение радостное.

У. А в последней строфе?

Д. Много раз повторяется [ Р ].

Юля. Оно стало сильнее. Как трубы трубят.

У. Начинается преобладанием мягких звуков [ Т' ], [ Л' ], а кончается преобладанием звука [ Р ]. Мягкие, плавные звуки зимы сменяются трубными звуками [ Р ], возвещающими скорый приход весны.

А теперь послушайте еще несколько отзывов. Оцените их.

Сочинение Маши

Мне кажется, что Заболоцкий смотрит в окно ночью и видит пейзажи в окне: «Оттепель после метели, / Только утихла пурга, / Разом сугробы осели и / Потемнели снега». Рассказчику надоела зима, но он еще видит много мокрого снега на тяжелых сучьях, он еще видит холодную луну, но понимает, что весна еще не совсем пришла, что в клочьях разорванной тучи [ Л, О, Ч', Р ] - дают тусклые, холодные звуки.

Он видит лужи и вспоминает про весну, про поля, которые начинают глубоко вдыхать весенний воздух, он знает, что осталось совсем немного и проснется земля! «Скоро проснутся деревья, / скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных кочевья / В трубы весны затрубят». Он представляет тот прекрасный час, когда деревья проснутся и потянутся к солнцу, когда воздух наполнится голосами птиц.

Сочинение Данилы

В этом стихотворении рассказчик-повествователь. Потому что рассказчик не говорит о себе ничего и не участвует в стихотворении. У рассказчика настроение не бодрое, но, по-моему, восхищенное ранней весной: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясь в сугроб, / Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп». У рассказчика восхищенное настроение, потому что если бы рассказчику не нравилась весна, он бы не написал, «что лужи светятся».

В начале рассказчик смотрит и разглядывает то, что его окружает, а потом, размечтавшись, говорит о том, что будет скоро. Похоже, рассказчик рад оттепели после метели. Он как бы вздыхает облегченно и рад, что сугробы осели: «Оттепель после метели. / Только утихла пурга, / Разом сугробы осели / И потемнели снега».

Во второй строфе Р переводит взгляд на небо, повыше сугробов и видит осколок луны, который блещет уже в разорванной туче...

Сочинение Димы

В начале стихотворения у Р настроение чуть-чуть веселое и восторженное, он наблюдает за отепелью «после метели». Снег оседает и темнеет: «Разом сугробы осели / И потемнели снега».

Потом настроение возрастает все выше и выше: «В клочьях разорванной тучи / Блещет осколок луны».

Теперь Р уже чувствует вдохновение и радость, он описывает природу с лучшей точки зрения: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясь в сугроб. / Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся около троп».

Р видит, что вся земля в движении, и уже ничто не может остановить и уничтожить все движения земли, все живое занято работой, все суетится: «Пусть молчаливой дремотой / Белые дышат поля, / Неизмеримой работой / Занята снова земля».

И в конце Р с романтическим и радостным настроением говорит про свою родную землю: «Скоро проснутся деревья, / Скоро построившись в ряд, / Птиц перелетных кочевья / В трубы весны затрубят».

Задание на дом. Сочинить стихотворение.

Урок 40. Детские стихотворения

Обсуждение детских стихотворений

Минута – и стихи свободно потекут.

А.Пушкин

У. Сегодня мы будем говорить о ваших стихах. Когда вы получили задания сочинить стихотворение, некоторые говорили – «Я не поэт», сомневаясь в собственных силах. Но в журнал, как видите, вошло много ваших поэтических работ.

Сначала почитаем лучшие, а потом те, которые интересно задуманы, но не все в них получилось. И постараемся помочь авторам.

Стихотворение Наташи

Я сижу, смотрю в окно.

Дома пусто и темно.

За окном печальный сад,

Листья мокрые шуршат.

Льется дождик, гремит гром,

А напротив рушат дом.

Очень хочется в кино, -

Но я сижу, смотрю в окно.

Вот и молния сверкает,

И троллейбус проезжает.

А на улице темно.

И я сижу, смотрю в окно.

У. Какую задачу ставила Наташа?

Таня. Передать настроение лирического героя.

Павлик. Грустное настроение.

У. Значит, ей удалось передать это настроение, и е работу можно признать удачной.. А вот стихотворение Гриши.

МОЯ СЕСТРА

Кто мяучит спозаранок: Лезет всюду, где не просят...

"Няу, няу, Ги-ду-як". Не решу пример никак.

То моя сестренка Даша "Дважды три - быть может 8?"

Фантик не найдет никак. Она смеется: "Ги ду-як".

Хлопает об стол ладошкой, Все тарелки сосчитала,

Идет азартная игра. Их осталось ровно треть,

В стороне лежат матрешки, В результате мне попало:

Их в утиль сдавать пора. Должен я за ней смотреть.

В куклы в год она играла, Дашка - грязная мордашка,

А потом росла, росла, Вымой ручки - и в кровать,

И уже большая стала, Но не слушается Дашка:

Ей теперь уж полтора. На меня ей наплевать.

Дашка, милая сестренка,

Я тебе ужасно рад.

Ты хорошая девчонка,

Я твой старший умный брат.

У. Какое отношение к сестренке у рассказчика-героя?

Маня. Она мешает, но он ее очень любит.

Таня. Насмешливая радость.

У. А как называется такая добрая насмешка?. Такое отношение?

Д. Юмор.

У. Добрая улыбка и над собой, и над маленькой Дашей. Наташа хотела грусть передать, Гриша - юмористическое настроение. И вы это почувствовали, значит он решил свою авторскую задачу.

Авторы следующих двух стихотворений пожелали остаться неизвестными.

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Сейчас в окне есть звезды и луна,

А завтра будет солнце, облака.

Сейчас мне холодно, и улицу долой!

А завтра будет жаркий летний зной!

Саша. Ничего особенного.

Лена. Не понятно, что он хотел выразить.

Учитель читает второй раз.

Лена. Мечта - вот какое настроение.

Дина. Ожидание.

У. Автор интересно передает настроение своего лирического героя. «Сейчас мне холодно, и улицу долой! / А завтра будет жаркий летний зной!» Эти восклицания помогают выразить чувства, не называя их.

А вот – второе стихотворение.

СИРЕНЬ

Сирень, сирень душистая

Стоит перед окном,

Сирень, сирень ветвистая

Как будто под шатром.

И столько много чистого,

Спокойного, душистого,

Сирень несет с собой

И говорит со мной.

Оля. Веселое.

Андрей. За душу берет. Здесь главное - любование.

У. А как понять – «как будто под шатром»?

Таня. Как будто человек стоит под шатром. Это шатер из веток.

У. Это работы, в которых ребята справились с главной задачей лирики - передали в стихотворении настроение ЛГ, сумели «заразить» этим настроением читателей. Но есть интересные работы, где не все получилось и где надо немного помочь автору.

Стихотворение Кати

Лился дождик в три ручья,

Квакали лягушки,

Даже солнце сгоряча

Встало над опушкой.

Гриша. Как это - лился дождик, но солнце горячее?

У. Это стихотворение или небылица?

Дима. Небылица.

У. А как вы это узнали? Давайте спросим у автора. Что он хотел сочинить - небылицу или стихотворение?

Катя. Стихотворение.

У. Я так и поняла, что стихотворение про необычный дождь. Про какой?

Катя. Про грибной.

У. Читатели тебя не поняли, даже жанр перепутали, приняли твое стихотворение за небылицу из-за столкновения солнца с дождем. Это исправить трудно, надо было бы вернуться к замыслу и еще поработать самой.

Но у нас есть другие стихи, где требуется помощь не такая сложная и большая. Вот стихотворение Насти.

ЗВЕРИНО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Сижу и уныло смотрю за окошко.

Какая промозглая тьма!

Усталая, снегом засыпана кошка,

Ее понимаю сама.

А вот воробьи - так чирикают громко,

Мне без словаря не понять.

Достану словарь я теперь с книжной полки.

«Чирик-чувичи-чивчивять».

А вот в переводе: «Весна убежала;

И лето опять не придет».

Какая тоска, ведь такого аврала

Никто в нашем классе не ждет.

У. Все вам понравилось в стихотворении?

Таня. Странное слово «промозглая тьма».

У. А что значит «промозглая»?

Сережа Холодно.

Д. Неприятно, сыро.

У. Может быть день промозглым? А тьма?

Д. Да.

Зара. Лето никогда не вернется - неточность.

У. Это же в переводе с воробьиного языка, это воробьи так думают.

Дима. Что такое «аврал»?

Таня. Что-то случилось.

У. Случилось что-то чрезвычайное, и сигнал для всех - срочно работать.

Дина. А класс откуда взялся? Ведь сначала всё про ЛГ.

У. Сначала «я», а потом «наш класс» - все логично. А вам разве весело в такую погоду?

Д. Нет.

У.(открывает запись на доске). Здесь записано последнее четверостишие. Слово «аврал» пришло в грустное настроение Настиной героини из-за рифмы. Попробуйте отредактировать стихи, если вас не устраивает слово «аврал». Попробуйте помочь автору.

Катя. Слово «апреля» нужно поставить вместо «аврала».

Аня. Не в рифму будет.

У. Тогда, может быть, изменить на «улетела»?

Ира. Лучше пусть будет рифма «провала» - не придет лето.

Таня. Провала чего? Непонятно.

Аня. Нет, так можно. Нормальное слово.

Дима. Будет лето, но плохое.

Павлик. Просто лета очень долго не будет.

У. Итак, вы должны заменить слово «аврал». Катя предложила сменить на «апрель», тогда надо менять и первую строчку «весна убежала», а она такая красивая. Вот и попробуйте отредактировать.

Кто готов? А Настя будет выбирать вариант, который ей больше других понравится. (перечитывает еще раз Настин текст).

Оля. Какая тоска, ведь такого начала / Никто в нашем классе не ждет.

Дима. Какая тоска, ведь такого апреля / Никто в нашем классе не ждет.

Зара. А вот в переводе: «Весна, улетая, / И лето с собой унесет». / Какая тоска, ведь такого апреля / Никто в нашем классе не ждет.

У. «Улетая» - лучше ли, чем «убежала»?

Ира. Но скоро с тобою / Мы вместе с рекою / С весной познакомимся вновь.

У. Ты сделала внутреннюю рифму, но потеряла рифму «придет».

Андрей. А вот в переводе: «Весна убежала / И лето не скоро придет». Какая тоска, ведь такого событья / Никто в нашем классе не ждет.

У. А ты рифмой не озабочен вообще.

Павлик. Какая тоска, ведь такой же печали / Никто в нашем классе не ждет.

Катя. Весна улетела / И лето опять не придет. / Ведь такого апреля / Никто в нашем классе не ждет.

Таня. Какая тоска / ведь такого начала / Весны в нашем классе не ждут.

У. Выбирай, Настя. Что тебе нравится?

Настя. Зарин «апрель».

Аня. Тогда лучше не «улетая», а «улетела».

У. А собственный новый вариант у тебя есть, Настя?

Настя. А вот в переводе: «Весна убегает, / И лето опять не придет». / И каждый от страха, поняв, замирает, / И больше никто не поет.

У. Есть еще одно стихотворение, интересное по замыслу. Его написал Данила. К сожалению, его нет на уроке – он болен. У него на листочке все перечеркнуто. Он, вероятно, собой недоволен. Попробуем ему показать, что это стихотворение достойно того, чтобы его доработать (открывает запись на доске)

МОЙ ДЕНЬ

Разбудили в семь часов,

Разве эдак можно?

И кричать я вновь готов:

Три еще минуты!!! Можно???...

Но я знаю уж давно,

Что не встав с постели,

Двойку сразу получу,

Хоть бы зубы у меня

Ложно заболели.

Вот я завтракать иду.

Ох! А время много.

Ем картошку я скорей,

Чаем запиваю,

Одеваюсь побыстрей,

Через дверь влетаю

Я на лестничную клетку

И лечу через ступеньку,

Быстро я сажусь в автобус

(Еду я не зайцем),

И сажуся у окошка

Наблюдая, как черная кошка

Перебежала мне дорожку...

Вот я к школе подъезжаю,

Из машины вылезаю

И бегу скорее к школе...

Ай! Забыл я свой дневник.

У. Вот такой день несчастный у Даниного героя.... В первом четверостишии вас все устраивает?

Аня. Рифмы нет - слово повторяется.

У. Да, так нельзя. А второе четверостишие? Какие самые удачные строки?

Дима. «Ложно заболели».

У. Это надо оставить.

Ира. Ритм хромает.

У. Тут лишняя строка - одну из пяти лучше бы убрать. И рифмовка разная в первом и втором четверостишиях. Ваша задача - на листочках подготовить подарок для больного Данилки - исправить первые две строфы.

Лучшие варианты

Манин. Разбудили в семь часов,

А вставать так сложно!

И кричать я вновь готов:

"Три минутки можно"?

Анин . Разбудили в семь часов,

Разве этак можно?

Бедные родители:

Будить меня так сложно!

Катин. Разбудили в семь часов...

Разве этак можно!

Хоть бы зубы у меня

Заболели ложно!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. Е. Лощилов Николай Заболоцкий: три сюжета

    Документ
    6 октября 1958 года (фактически, за неделю до настигшей поэта смерти) Николай Заболоцкий составил Литературное Завещание, в котором воплощена и закреплена последняя воля автора в отношении его поэтического наследия1.
  2. Программа вступительных испытаний для поступления в магистратуру по литературе составители

    Программа
    Целью программы является проверка знаний будущих магистров в области литературы и оценка степени готовности кандидатов к обучению в магистратуре, знаний в области фундаментальных филологических дисциплин и навы­ков научно-исследовательской
  3. Образовательные программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» (1)

    Программа
    Т.Баранова М.Т.Баранов «Русский язык»,5 4часа М.Т.Баранов «Русский язык», 7 3часа М.Т.Баранов «Русский язык»,7 8 3часа Программа под редакцией С.
  4. I пояснительная записка. Статус документа

    Пояснительная записка
    Статус документа. Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
  5. Миронова Елена Вадимовна Количество часов на первое полугодие: 64 на второе полугодие: 72 Всего: 136 часов; в неделю: 4 часа Плановых урок

    Урок
    Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его

Другие похожие документы..