Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области от 29.06.2007 N 129-па "О порядке разработки и реализации областных и межрегио...полностью>>
'Документ'
Паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, проживающих в ...полностью>>
'Закон'
Актуальність теми дослідження. Право - реґулятор суспільних відносин. Тому зміни в структурі та змісті суспільних відносин повинні знаходити відображ...полностью>>
'Документ'
Юридическая природа коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов - официально существую­щая в настоящее время организационно-право­вая форма адвокатской де...полностью>>

Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения Специальность 040201 Социология

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Кафедра социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения

Специальность 040201 – Социология

Дисциплины:

  • Общая социология

  • История социологии

  • Методология и методика социологических исследований

  • Теория и практика социальной работы

  • Социальные технологии

  • Социология и психология управления

  • Методика преподавания социологии

  • Социология конфликта

  • Девиация в системе социального управления

  • Социальная проблема занятости

  • Теории социального развития

  • Этика и психология экономических отношений

Санкт-Петербург

2006

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составители:

д-р филос. наук, проф. Оганян К.М.

к.филос.н., доц. Войцеховский С.Н.

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Симкина Л.Г.

Подготовлено на кафедре социологии

Одобрено научно-методическим советом
специальности 040201 – Социология

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями.

©СПбГИЭУ, 2006

Содержание

1. Общие положения………………………………………………..4

2. Выбор темы………………………………………………………5

3. Этапы работы над темой исследования...………………………6

4. Сбор, анализ и обобщение материалов

по теме исследования……………………………………………7

5. Структура курсовой работы……….…………………………….8

6. Оформлению курсовой работы…….…………………………..10

7. Критерии оценки курсовой работы. Защита курсовой
работы……………………………..…………………………….13

8. Литература………..….……………………………………….….13

9. Приложения:

1. Образец оформления титульного листа курсовой
работы………………………….………………………….15

2. Образец оформления оглавления курсовой
работы……………………………………………………..16

3. Тематика курсовых работ по социологическим

дисциплинам специальности 040201 «Социология»…….....17

4. Основная тематика научных исследований,
проводимых на кафедре социологии…….………………40

5. Образец заявления об утверждении темы курсовой

работы …………………..…………………………………..42

6. Образец оформления личного плана выполнения

курсовой работы по дисциплине……………….…………..43

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа по социологическим дисциплинам специальности 040201 – «Социология» - это творческое и самостоятельное исследование актуальных социальных проблем.

Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть выполненной на высоком теоретическом уровне;

  • включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;

  • основываться на результатах самостоятельного социологического исследования, если этого требует тема исследования;

  • иметь обязательные выводы автора после каждой главы и в заключении работы;

  • иметь в целом объем в сорок страниц;

  • быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.

Поэтому, чтобы избежать указанных недостатков, каждому студенту следует не только изучить данные методические рекомендации, но и руководствоваться ими в процессе работы над курсовой работой.

Необходимо указать, что данные методические указания являются сквозными для следующих курсовых работ, т.е. результаты предыдущих работ используются для следующих.

Основной целью курсовой работы является расширение социологического знания студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности. Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде в противоположность «стихийным» устным выступлениям. Тем не менее, выступления на семинарских занятиях способствуют заинтересованному выбору темы курсовой работы. Задачи курсовой работы состоят в следующем:

♦ выборе темы исследования и разработке плана;

♦ анализе и обобщении собранного теоретического и эмпирического материала;

♦ обосновании подходов к рассмотрению проблемы исследо­вания, уточнении понятийного аппарата и изложении основных теоретических положений;

♦ проведении самостоятельного социологического исследова­ния;

♦ изложении материалов курсовой работы и теоретических выводов.

2. ВЫБОР ТЕМЫ

Написание курсовой работы предполагает выбор темы. Тема­тика курсовых работ разрабатывается, утверждается кафедрой и предлагается студентам для ознакомления. (См. приложение 3).

Ситуация выбора темы не является для студентов неожиданностью. Программа обучения на 1 курсе строится таким образом, чтобы студенты познакомились с предметной областью социологии, содержанием профессиональной деятельности социолога, структурной учебного плана подготовки социологов, приобрели первый опыт письменной работы по социологии в курсе «Введение в специальность». Как уже отмечалось, импульсы для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях, и курсовая работа даже может быть их дальнейшим развитием.

При выборе темы студент должен учитывать:

ее актуальность;

познавательный интерес к ней;

возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание дипломной работы).

Выбранная тема курсовой работы и срок ее защиты фиксиру­ются в соответствующей ведомости, и утверждается на заседании кафедры. Изменение темы курсовой работы допускается в исклю­чительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы. (См. Приложение 5).

  1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Работа над темой предполагает научную организацию труда
студента. Она состоит из трех этапов: подготовительного, рабо­чего и заключительного.

На подготовительном этапе студент:

♦ определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;

♦ осуществляет поиск теоретической и эмпирической инфор­мации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с литературой, выписки, тезисы, конспектирование, ксероко­пирование важного и интересного материала, разработка про­граммы и инструментария социологического исследования) и определяет ее объем;

♦ систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;

♦ составляет план курсовой работы.

На рабочем этапе студент:

♦ пишет черновой вариант работы и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам:

♦ работает над выводами по параграфам и главам;

♦ оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список литературы).

На заключительном этапе студент:

♦ исправляет замечания научного руководителя;

♦ пишет окончательный вариант работы с учетом требований научного оформления;

♦ в установленные сроки представляет работу научному руководителю на отзыв и вносит исправления и дополнения по замечаниям руководителя;

♦ сдает курсовую работу на защиту (внешнее рецензирова­ние).

Для того, чтобы уложиться в установленные кафедрой сроки сдачи курсовой работы, необходимо рационально организовывать выделяемое для этого время. Поэтому процесс работы рекомендует­ся выстраивать, придерживаясь следующих положений:

♦ выбор темы курсовой работы и ее предва­рительное обсуждение с руководителем;

♦ поиск, подбор, системати­зация и анализ материалов по теме курсовой работы;

♦ составление плана кур­совой работы и обсуждение его с руководителем;

♦ написание чернового вари­анта курсовой работы;

♦ написание окончатель­ного варианта курсовой работы;

♦ представление курсовой работы на отзыв на­учному руководителю и ее защита. В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.

4. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный этап является наиболее ответственным в процессе на­писания курсовой работы. Сложность и трудоемкость этого этапа состоит в том, что необходимо проработать библиографические каталоги, ознакомиться с большим количеством литературы, эмпи­рическими данными, различными подходами и мнениями авторов, разнообразием путей и методов решения проблемы. Трудности в процессе работы могут быть вызваны тем, что многие теоретиче­ские положения еще не получили достаточной конкретизации, а неко­торые находятся в стадии разработки.

Начинать работу следует с изучения учебной литературы, а за­тем переходить к научной литературе и другим источникам. Работа с материалами требует их внимательного и обстоятельного осмыс­ления, отбора необходимого объема, конспектирования, ксероко­пирования основных положений, составления кратких тезисов, подбора необходимых эмпирических данных и цитат. Категориальный аппарат курсовой работы выполняет важнейшую роль в процессе ее подготовки: он служит для описания избранного объекта и предмета исследования, научной постановки проблемы, выдвижения гипотез и их проверки или формулировки основной идеи работы, и ее развертывания в содержании и, наконец, для обобщения нового знания о проблеме, полученного в результате работы. Грамотный понятийный аппарат включает работу в общий контекст социологической науки. Формируя понятийный аппарат своей работы, автор уже на начальном этапе получает возможность уяснить место изучаемой проблемы в предметной области социологии и ее конкретного направления. Помимо понятийного аппарата курсовая работа содержит описание и анализ теоретико-методологической основы, методов получения и обработки данных, т.е. их статистической и социологической интерпретации, на основе которой и формулируется корректные выводы. Для облегче­ния работы над текстом необходимо правильно оформлять сквоз­ные ссылки, в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

5. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа имеет следующую структуру:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основной текст (главы, параграфы);

заключение;

список литературы;

приложения.

Студентам следует обратить внимание на требования, предъяв­ляемые к каждому структурному элементу курсовой работы.

Титульный лист

Титульный лист должен нести следующую информацию:

- наименование федерального агентства по образованию, университета, ка­федры;

- обозначение характера работы (курсовая);

- наименование темы курсовой работы;

- фамилию, имя, отчество студента;

- название факультета и номер учебной группы;

- фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание на­учного руководителя;

- дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководи­теля;

- название города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Образец титульного листа курсовой работы дается в при­ложении 1.

Оглавление

Оглавление следует после титульного листа (лист не нумерует­ся). В нем содержится название глав и параграфов с указанием страниц. Оно размещается на первой странице и печатается через 1,5 интервала.

Образец оглавления курсовой работы дается в приложении 2.

Введение

Во введении обосновывается актуальность темы исследования. Оно включает в себя краткий обзор литературы и эмпирических данных, оценку степени теоретической разработанности проблемы и анализ противоречий практики, обоснование актуальности темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения.

Во введении определяется объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи; объем введения не должен превы­шать трех страниц.

Основной текст (пункты, подпункты)

Основной текст разбивается, как правило, на две главы - теоре­тическую и практическую. Они дробятся на пункты и подпункты. Каждый пункт и глава должны заканчиваться выводами автора.

Первая глава курсовой работы включает в себя теоретическую часть, где излагаются общие теоретические положения и раскрыва­ется сущность изучаемого социального явления (признаки, свойст­ва), дается его определение и рассматривается содержание.

Вторая глава включает в себя конкретизацию данного явления, т. е. основные направления его проявления и развития (специфику в стране, регионе, городе). Объем основного текста не должен пре­вышать тридцати пяти страниц.

Заключение

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выво­ды; а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в дипломной работе. Объем заключения не должен превышать двух страниц.

6. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление курсовой работы должно соответствовать сле­дующим требованиям:

1) не иметь грамматических ошибок;

2) отредактирована в соответствии с ГОСТами (ГОСТ 7.1.-84 и 7.12-93);

3) пронумерована, отпечатана и переплетена;

4) общий объем работы не должен превышать 40 страниц;

5) иметь все приложения (схемы, таблицы, диа­граммы), указанные в тексте.

Курсовые работы печатаются в соответствии со стандартом через полтора интервала 14 шрифта «Word». Размер левого поля 30 мм, правого - 20 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм. Каждый новый абзац (красная строка) печатается с отступом в пять знаков. Страницы нумеруются последовательно в нарастающем порядке. Оформление работы начинается с титульной страницы, но она не нумеруется (см. приложение 1).

Оглавление располагается на второй странице и также соответ­ствует стандарту (см. приложение 2).

При оформлении введения и основной части работы следует учитывать, что каждый структурный элемент содержания работы: введение, главы, пункты, подпункты, список литературы, приложения - нужно начинать с новой страницы. Причем, необходимо соблюдать установленное расстояние между заголовком и следующим за ним текстом. Оно должно быть равно трем одинарным интервалам. Расстояние между буквами и строка­ми заголовка являются такими же, как и в самом тексте. Точка в конце заголовка не ставится. Переносы в словах заголовка и под­черкивание самого заголовка не допускаются, но он выделяется жирным шрифтом.

Особого внимания при оформлении работы требуют ссылки - указания на источники цитирования и передача косвенной речи, на идеи каких-либо авторов, на результаты проведенных социологи­ческих исследований и т. п. Ссылки на источники информации обязательны, так как это свидетельствует о культуре научного тру­да и является показателем его этичности и корректности.

Ссылки должны иметь сквозную нумерацию, помещены в скобки и обязательно должны содержать порядковый номер автора работы, под которым она значится в списке литературы с указанием страниц, на которых располагается эта информация. Например, (10. - С. 20).

Список литературы оформляется в соответствии с
ГОСТами в алфавитном порядке от начальной буквы фамилии автора публика­ции, или названия источника информации. Кроме того, при оформ­лении важно учитывать тип источника: монография, публикация в периодическом издании, сборник трудов.

После списка литературы помещаются приложения - таблицы, схемы, графики из материалов социологических исследований и т. п. Все приложения выполняются на отдельных листах и должны иметь порядковый номер. Вообще, при написании работы следует учитывать целый ряд технических правил цитирования, оформления таблиц (схем, диаграмм), правил употребления числительных, правил сокращения и т. п.

Так, при цитировании соблюдаются следующие правила. Цитата берется в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в источнике. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. В тексте курсовой работы ссылка обозначается по­рядковым номером автора работы с указанием страницы и заклю­ченным в скобки после цитаты. Например, (25. - С. 100).

Кроме того, все схемы, диаграммы, таблицы нумеруются арабскими цифрами на протяжении всего текста. Например, «Таблица 2», «Схема 1», «Диаграмма 3». Такую надпись размеща­ют над правым верхним углом. Таблицу, схему, диаграмму сопро­вождают тематическим заголовком, который располагают посере­дине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце. Если в тексте работы приводится одна схема, таблица, диаграмма, то нумерация не указывается.

Важным техническим требованием к написанию курсовой ра­боты является правильное написание числительных. Однознач­ные количественные числительные пишутся словами, например, «три года» (3 года - неправильная запись). Многозначные количе­ственные числительные пишутся, как правило, арабскими цифра­ми, например «50 лет» (пятьдесят лет - неправильная запись), за исключением тех случаев, когда с данных числительных начинает­ся новый абзац. В этом случае они пишутся просто словами. Сле­дует принять во внимание, случаи когда однозначные и многозначные по­рядковые числительные пишутся, как правило, только словами, например, «во-вторых», «девяностые».

Нужно иметь в виду, что существуют общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании курсовой работы. Так в словах «век», «год» оставляют лишь пер­вые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращен­но. Например, «и т. д.» (и так далее), «и т. п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т. е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы).

При ссылках на источники обычно употребляют такие сокраще­ния, как «ст.ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.т.» (тома).

Так же следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т. н.), «так как» (т. к.), «например» (напр.).

При использовании аббревиатуры, условных географических сокращений, следует указывать их сразу же после полного наиме­нования данного сложного термина. Например, «конкретные со­циологические исследования» (КСИ), «средства массовой инфор­мации» (СМИ). После этого вы можете свободно оперировать своей аббревиатурой без расшифровки.

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После завершения, курсовая работа представляется научному руководителю на рецензирование. В заключении научный руково­дитель делает вывод о готовности работы к защите (внешнему ре­цензированию).

Критериями оценки курсовой работы являются:

актуальность и степень разработанности темы;

творческий подход и самостоятельность в анализе, обоб­щениях и выводах;

полнота охвата первоисточников и исследованной ли­тературы,

уровень овладения методикой и техникой социологического исследования;

научная обоснованность и аргументированность обобще­ний, выводов и рекомендаций;

связь с социальной реальностью;

стиль изложения;

соблюдение всех требовании к оформлению курсовой рабо­ты и сроков ее исполнения.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Оценка проставляется на титульном листе и подписью научного руководи­теля. Курсовая работа, выполненная на «отлично» может быть основой для дальнейшей дипломной работы. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, не допускается к очередным экзаменам и зачетам до устранения задолженности. Защищенные курсовые работы не возвращаются и хранятся в архиве кафедры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к выполнению дипломных работ для студентов специальности

    Методические указания
    Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в организации их деятельности на заключительном этапе обучения в университете, для концентрации и систематизации полученных знаний и навыков и реализации их в
  2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «методология и методика социологияечкого исследования» для студентов по специальности

    Методические указания
    Основная цель курса «Методология и методика социологического исследования» - сформи­ровать основы профессионального мыш­ления будущего специалиста, дать студентам необходимые знания и навыки для проведения самостоятельных социологических
  3. Список новых поступлений литературы в библиотеку Ургупс

    Учебное пособие
    Кравченко, А. И. Социология управления [Текст] : фундаментальный курс : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социология" / А.
  4. А. С. Пушкина Информационно-библиографический отдел Омские книги (июль сентябрь 2011 г.) Выпуск 3 Ежеквартальный библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Омские книги : ежекварт. библиогр. указ. Вып. 3 (июль-сент. 2011 г.) / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; сост. Е. В. Шарамеева; редкол.: Л. Г.
  5. Выполнение лицензионных нормативов

    Документ
    Принят решением конференции научно-педагогических работников и обучающихся ТГУ 28.06.200 г.; утвержден Министерством образования Российской Федерации 19.

Другие похожие документы..