Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5-6 февраля 2011 года состоялся турнир по мини-футболу на «Кубок Министерства энергетики Российской Федерации / Нефть и Газ», в котором участвовало 2...полностью>>
'Статья'
ГОЛЕНКОВА Зинаида Тихоновна – доктор философских наук, профессор, зам. директора Института социологии РАН. ИГИТХАНЯН Елена Давыдовна - кандидат филос...полностью>>
'Статья'
Батыгин Геннадий Семенович — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором социологии знания Института социологии РАН. Статья опубликована в...полностью>>
'Реферат'
Реферат - письменная работа, содержащая обзор и анализ литературы по определенной теме. Работая над рефератом, студент демонстрирует умение подбирать...полностью>>

«Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уважаемые коллеги!

Настоящий сборник, предложенный вашему вниманию, включает в себя информационно-методические материалы по теме «Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей». Это - подборка статей ведущих специалистов нашей страны и региона.

Представленные работы предназначены для оказания методической помощи заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, классным руководителям в подготовке и проведении общешкольных родительских собраний в рамках проекта «Единое городское родительское собрание - ЕГРС».

В них изложены не только теоретико-методологические основы социально-психолого-педагогической деятельности, но и сделан обзор практического опыта работы с семьей по следующей тематике:

«Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы» (раздел I);

«Социализация детей и подростков в семье и школе» (раздел II);

«Социальная защищенность семьи и детей» (раздел III).

В дополнение к данным статьям для проведения классных собраний, тематических круглых столов, бесед с родителями на веб-сайте www.sibch предлагаются тематические видеоматериалы и библиографические списки специальной литературы.

По вашему запросу специалистами МБУ ГЦПСС «Солнечный круг» могут быть предоставлены копии видеопрезентаций и кинофильмов. С этой целью нужно обратиться в наш Центр по адресу: ул. Ватутина, 30/1 (тел. 315-22-17, 315- 22-13).

Надеемся, что организованная в такой форме учебно-методическая работа со специалистами образовательных учреждений позволит привлечь внимание родительской общественности к актуальным вопросам семейного воспитания и школьного образования, в целом - к профилактике социального сиротства в городе Новосибирске.

Благодарим за информационную поддержку сотрудников научно-методического журнала «Сибирский учитель» НИПКиПРО, Новосибирской областной специальной библиотеки и специалистов средних общеобразовательных школ.

С уважением,

директор МБУ ГЦПСС «Солнечный круг» А. П. Стахович

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы

Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения

Ж.Б. Балданова, учитель начальных классов Могойтуйской средней общеобразовательной школы №2

Родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы»

Н. В. Капина, учитель начальных классов

О воспитании младших школьников в семье

К.В. Рубчевский, доктор философских наук, профессор кафедры философии Сибирского юридического института МВД России города Красноярска

Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания

К. Воробьева, педагог-психолог средней школы № 698 города Москвы, финалист городского конкурса «Учитель года-2008»

Воспитательный потенциал семьи

Раздел II. Социализация детей и подростков в семье и школе

Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей

Ж. Дюльдина, ассистент кафедры педагогики, УлГПУ им. Ульянова, города Ульяновска

Семья как фактор социализации ребенка

Ф.А. Мустаева,кандидат педагогических наук, профессор, декан социального факультета Магнитогорского государственного университета

Воспитательный потенциал семьи

Е.И. Курбатова, учитель начальных классов ГОУ «Центр образования № 1445» города Москвы

Раздел III. Социальная защищенность семьи и детей

Гарантии и льготы семьям, имеющим детей в Новосибирской области

В.П. Репин, начальник отдела юридического сопровождения и мониторинга МБУ Городского центра по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»

О некоторых аспектах социализации детей-сирот

В.В. Вяткин, воспитанник детских домов Алтайского края, ветеран труда

Список рекомендуемой литературы для специалистов

Список рекомендуемой литературы для родителей

Приложение № 1

Приветствие Главного управления образования мэрии города Новосибирска

Приложение № 2

Видеоролики:

«В стремительном темпе городской жизни…» (для вступительной части собрания)

«Что это?»

«Ребенок как растение»

«Берегите детей»

«Последние времена»

«Молитва детей»

Презентации:

«Воспитательный потенциал семьи»

«Социализация детей и подростков в семье и школе»

«Социализирующий потенциал семьи. Роль родителей в развитии воспитательного пространства образовательных учреждений»

Раздел I. Воспитательный потенциал семьи: проблемы и ресурсы

Воспитательный потенциал современной семьи

и пути его повышения1

Ж. Б. Балданова, учитель начальных классов Могойтуйской средней общеобразовательной школы №2.

Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи. Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:

• Биологического (наследственное состояние психики индивида);

• Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

• Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

• Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Исходя из этого определения условно можно выделить 2 группы семей:

• Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

• Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Типы воспитания ребенка в семье

Воспитание по типу «неприятия»

Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка было нежелательным. Воспитание здесь подменяется жестким контролем и суровыми санкциями. Неприятие – самый драматический тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия этого типа воспитания такие:

• Если ребенка жестко контролируют и сурово наказывают, то у него подавляется доминирующий темперамент, при истеричном отношении заостряется агрессивность и эгоизм, что отражается на формировании психики и характера;

• Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным, что в конечном итоге приводит к неприятию ребенком родителей, к появлению привычки делать все вопреки советам и требованиям взрослых; либо ребенок уходит в себя, будет терпеть, и в итоге – формируется тревожно – мнительный характер.

• Результатом родительского неприятия может стать и сверхнеуверенность ребенка в своих силах.

Воспитание по типу «сверхсоциализации»

Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Ребенка ждут, и после его появления родители стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, много с ним занимаются. У такого ребенка все строго регламентировано, все делится на белое и черное. С раннего детства культивируется педантизм и пунктуальность. «Надо» у родителей гипертрофированно до абсурда. Отметки в школе – самоцель: вначале для родителей, затем и для ребенка. «Сверхсоциальный» ребенок растет педантом, он эмоционально сдержан, как робот, так как его эмоции подавлялись с младенчества.

При сверхсоциальном воспитании особенно подавляется темперамент и наиболее жестко – сангвинические; в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, к цели, трудолюбия, усиливаются инстинкты доминирования, перерастая в карьеризм, а самосохранения – в эгоцентризм. В итоге у сверхсоциализированного ребенка формируется сверхсоциальный или тревожно мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и неврозам в случае неудачи или краха притязаний.

Тревожно – мнительное воспитание

Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно рождается чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.

Данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным или поздним ребенком. При тревожно – мнительном воспитании ребенка не выпускают из квартиры, так как «на улице злые люди». Ему несколько раз в день заглядывают в глаза и задают тревожные вопросы. Естественно, что ребенок сам становится тревожным, и начинает задавать вопросы: «А я не заболею? А это не страшно?». В результате он излишне драматизирует обыденные трудности, отношение со сверстниками, школьную действительность. Ребенок растет инфантильным, несамостоятельным, нерешительным, мучительно неуверенным в своих силах. Постоянное сдерживание, ограничение его активности родителями, самоограничения приводят к подавлению сангвинического и холерического темпераментов, а во флегматическом – обостряются осторожность, рассудочность, инстинкт самосохранения. Эти дети «боятся даже собственной тени», что часто приводит к неврозам.

Эгоцентрическое воспитание

В этом случае ребенку навязывается представление о себе, как самодостаточной личности, сверхценности: он вундеркинд, кумир семьи, «смысл жизни» и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. Для этого ребенка нет ограничения, режима, дисциплины, понятия «нельзя», он агрессивно воспринимает запреты и трудности. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика обостряется агрессивность, его упорство трансформируется в упрямство, целеустремленность в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в суетливость, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерастает в пассивность, упорство – в упрямство, целеустремленность – в унылую зависимость от поставленной когда – то цели. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, подавлен альтруизм. Они эгоистичны.

При первой же встрече со сверстниками такой ребенок терпит поражение. Ведь дети не относятся к нему как к кумиру, его претензии вызывают или смех, или получают жесткий отпор. Такая ситуация для ребенка – эгоцентрика становится психологическим шоком.

В результате: холерик демонстрирует те или иные формы протестного поведения, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Ребенок, столкнувшийся с неприятием со стороны сверстников, становится отвергнутым, хотя в семье он любим до обожания.

Правила воспитания ребенка в семье.

• Уважайте личность ребенка. Не допускайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой – не признает авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребенка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.

• Развивайте силу воли ребенка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилие для достижения целей.

• Учите ребенка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

• Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребенка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

О воспитании младших школьников в семье2

К.В. Рубчевский, доктор философских наук, профессор кафедры философии Сибирского юридического института МВД России, г. Красноярск

Для нас, живущих в XXI веке, очевидно то, что основными факторами воспитания человека остаются семья и школа. Хотя общеизвестно, что в своё время всерьёз утверждалось целым рядом педагогов: функцию воспитания следует переложить на специалистов (представителей системы образования) по той причине, что воспитание – слишком серьёзное дело, чтобы поручать его дилетантам, т. е. родителям, ничего не смыслящим в педагогической науке и искусстве. А то, что значение воспитания для будущей жизни человека трудно переоценить, осознавали уже античные философы. Так, Демокрит, отмечал, что «природа и воспитание подобны, <...> воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу». Внутренние социально-психологические свойства семьи определяют во многом рамки и пределы её позитивных воспитательных возможностей. В данной небольшой работе хотелось бы проанализировать некоторые проблемы воспитания младших школьников в семье.

Первой серьёзной проблемой многих современных российских семей является почти полная утрата многими людьми родительского чувства, долга и ответственности за ребенка, а они, по всей видимости, имеют основное значение, играют ведущую роль в воспитании школьника, поскольку от них зависит мера активности родителей, их настойчивость, эффективное или слабое использование ресурсов семьи, «включение» таких социально-психологических механизмов воспитания, как убеждение, руководство, использование игрового момента. Терпение и настойчивость родителей также зависят от осознания ими чувства долга и ответственности. В современных же условиях значение чувства долга родителей возрастает, поскольку острее заявляют о себе слабые места воспитательного потенциала семьи, в том числе в огромной степени материальная неустроенность многих семей, часто ведущая к нехватке времени, которое следовало бы уделить детям.

Родительское чувство долга и ответственности – определенное состояние личности родителя (особое сочетание основополагающих качеств личности – активности, ценностей и ориентации), которое характеризуется тем, что человек переживает и во многом живёт жизнью ребёнка, заботой о судьбе ребенка. Это становиться «стержнем» жизнедеятельности семьи, имеющей целью создание благоприятных условий для развития ребенка, позволяет (в известных границах) преодолеть трудности материально-бытового характера и даже порой компенсировать недостаток образования родителей.

Подлинное чувство долга родителей должно находить выражение в нравственном совершенствовании, в постоянной борьбе с собственным эгоизмом. Родители несут моральную ответственность за свои пороки и недостатки, за недоразвитость, а часто и убогость своего духовного мира. Необходимы немалые душевные усилия родителя, чтобы добиться столь значимой для семьи собственной целостности. Именно эта целостность способна задать положительное направление процессу развития юного индивида в семье, служит особого рода показателем состояния родителей как воспитателей и наставников. Как отмечал Блез Паскаль «...худо быть полным недостатков, но ещё хуже быть полным ими и не желать сознавать их в себе, потому что это значит прибавлять к ним ещё порок самообмана». Родительское чувство долга не позволяет отцу, матери пренебрежительно относиться к замечаниям школьных педагогов в адрес своего ребёнка.

Чувство долга и ответственности родителя перед ребёнком находит свое проявление в состоянии межличностных отношений в семье. Несбалансированные, сложные, мягко говоря, межличностные отношения в семье одна из важнейших социально-психологических проблем, стоящих перед современным обществом.

Многие (если не все) основные социально-значимые качества личности первоначально вырабатываются именно в семье родителей и проявляются в полной мере в собственной семье, созданной уже повзрослевшим человеком. Для младшего школьника это условие особенно важно, поскольку именно общаясь с взрослыми, он естественным путём интериоризирует так необходимые ему для успешной дальнейшей социализации и развития образцы мышления и речи, предметных действий, поведения, культуры общения.

Если отношения в семье доверительные, задушевные, то это открывает простор для позитивного развития младшего школьника как в семье, так и в школе. Человек с разносторонними чувствами, которые в целом сформировались в возрасте примерно от 6 до 13 лет, как правило, глубже переживает происходящее, искренне, неподдельно выражает свое отношение к тому или иному явлению действительности, способность сопереживать нередко стимулирует человека более активно отстаивать однажды принятые идеалы.

Осторожно культивируя у школьника определенное эмоционально-психологическое состояние, семья тем самым «запускает» процесс усвоения индивидом тех или иных социальных образцов поведения, поиска жизненной «оси». Родители, как представляется, обладают возможностями, для того чтобы осознанно, целенаправленно и планомерно построить если не тёплые, то, по крайней мере, нормальные, ровные отношения в семье. Взрослеющий школьник вносит новые элементы в сложившуюся систему отношений, родителям приходится «модернизировать» отношения в семье, что подчас является весьма трудноразрешимой проблемой, и на этом этапе школа может очень помочь родителям в деле выстраивания отношений более соответствующих возрасту ребёнка.

Атмосфера, в которой начинают формироваться ценностные ориентации личности, складывающаяся во многом под влиянием отношений между родителями, в огромной степени определяет будущий эмоционально-психический строй человека, и даже высокий интеллектуальный уровень родителей не решает этой проблемы.

Н.Г.Чернышевский подчёркивал, что «Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, всё более осознающим своё достоинство».

Поддержка, заинтересованное отношение к судьбе других членов семьи создают предпосылки для успешного формирования личности молодого человека и в аспекте образования. Сущность родительского воспитания, видимо, и заключается в том, чтобы умело использовать период младшего школьного возраста и без видимого давления способствовать нормальному усвоению знаний и формированию ценностных ориентации своего ребёнка, направлять мысли и деятельность школьника в положительном и созидательном направлении. Лишь так, очевидно, достигается преобладание планомерности воспитания над стихийным влиянием улицы, друзей.

Позитивные переживания должны создавать родители, чтобы дети, став постарше, поменьше получали их при помощи алкоголя или наркотиков. Ребенок, естественно, до определенного возраста должен получать как можно больше положительных эмоций, накопить значительный позитивный «эмоциональный заряд», который поможет не очерстветь душой во взрослой жестокой жизни. Ж.-Ж. Руссо отмечал: «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир».

Родители любят своих детей и знают, какой жестокий мир ждёт их отпрысков. Главное, что они будут стремиться в большинстве случаев привить своему чаду,- это осознание того, что в этом мире тебя очень быстро могут втоптать в грязь, «пустить по миру». Такие черты личности в современной России, как настойчивость, гибкость, умение понравиться руководству, работоспособность, изворотливость, целеустремлённость, умение угодить начальству, без оглядки на окружающих, дают возможность человеку добиться определённого успеха в жизни. В то время как родители стараются передать своим детям свой опыт, дети зачастую стремятся на поиски новых ориентиров, целей, ценностей и идеалов. На этой почве нередко в семье происходит конфликт, возникает спор: кто прав? Что в ситуациях такого рода педагоги могут посоветовать родителям? «Не останавливайтесь сами в своём развитии, жизнь идёт и никого не ждёт».

Успешное решение проблемы образованности родителей для успешного воспитания школьников в современных условиях НТР возрастает, в силу хотя бы той причины, что усиливается воздействие (особенно на детей) других институтов социализации, в том числе СМИ. Школьники становятся все более информированными и развитыми, по сравнению даже со сверстниками пятилетней давности. Этот фактор требует от родителей постоянно заниматься самообразованием, не пренебрегать чтением психолого-педагогической, философской и социологической литературы. В этом плане школьные педагоги также призваны помогать родителям повышать свой общекультурный уровень.

Известный уровень образованности родителей при необходимой здесь активности дает возможность избежать многих конфликтов, неизбежно возникающих при взрослении детей. Достаточный уровень образованности родителей (их интеллектуального и духовного развития) определяет не только саму специфику интереса к вопросам воспитания детей, но нередко и способность понять и вникнуть в то, что творится с их детьми, или даже саму возможность помочь ребёнку сделать домашнее задание или способность понять отношение ребёнка к школе. К сожалению, наличие высокого уровня образованности не приводит автоматически к обладанию педагогическими знаниями, умениями и такту. Ими взрослому человеку приходится овладевать самостоятельно. Особенно больно смотреть, когда высокообразованный человек не в состоянии воздействовать на своего ребенка (или вовсе пускает всё на самотёк). При достаточной образованности родителей воспитание школьника в семье может быть индивидуализированным, т.е. в целом соответствовать склонностям растущего человека, готовить его к деятельности, наиболее отвечающей его талантам, с осознанием ребенком того, что вероятнее всего его ждет, в каком круге общения он, скорее всего, окажется. Гегель писал в своё время: «В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою, между тем как родители обладают в них объективной предметностью своей же связи». Родители должны понять: не только чужие дети взрослеют быстро.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление развитием региональной системы социализации детей-сирот 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования « » по адресу:
  2. Имени Максима Танка социальная работа с семьей: мир взрослых и детей учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    В пособии представлены методологические подходы к социальной работе с семьей и практический опыт специалистов, оказывающих помощь семье в гармонизации детско-родительских отношений в условиях Городского Центра социальной помощи семье и детям (г.
  3. Воспитательная экспериментальная программа «на перекрестке дорог»

    Программа
    Семья – базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и ценностей,
  4. Семья как фактор социализации

    Документ
    Природа распоряжается так, что каждый ребенок рождается лишь кандидатом на звание человека. Чтобы стать личностью и приобрести необходимые нравственные качества, он должен не только научиться ходить, есть, пользоваться определенными
  5. Роль религиозного фактора, традиционных, духовно-нравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Другие похожие документы..