Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Несмотря на отдельные выступления каждого из тех, кто причислял или причисляет себя к сюрреализму, все в конце концов сойдутся на том, что сюрреализм...полностью>>
'Автореферат'
Захист відбудеться " " 2010 р. о годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 64.052.03 у Харківському національному університеті раді...полностью>>
'Конкурс'
Эксперты долго не хотели адекватно реагировать на взлет Китая. Заглядывая за кулисы, они отмечали недостатки. Тем не менее, конца роста там не предвид...полностью>>
'Программа'
И. П. Галай - профессор кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета...полностью>>

Учебник для вузов (4)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Высшее

профессиональное образование

Проектно-сметное дело

в железнодорожном строительстве

издательство

______________

Проектно-сметное дело

в железнодорожном строительстве

под редакцией

доктора экономических наук, профессора Волкова Б.А.

Утверждено Департаментом кадров и учебных заведений

__________________________

в качестве учебника для студентов вузов

железнодорожного транспорта

Москва

2012

УДК 625.1.00____________

ББК___________

В___________ Волков Б.А., Кокин М.В. и др.

Сметное дело в железнодорожном строительстве.

Учебник для вузов.

Под редакцией Б.А. Волкова-____________ 2012.-______ с.

ISB№-_________

Аннотация

В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Приведены правила определения объемов строительных работ. Изложены основы организации подрядных торгов в строительстве. Разобраны примеры составления смет на сооружение объектов строительства. В учебнике приведена методология оценки эффективности инвестиций и выбор проектных решений. Рассмотрены основные вопросы технического нормирования, методы проектирования производственных норм затрат труда, машинного времени, расходования строительных материалов.

Учебник предназначен для широкого круга экономистов, инженерно-технических работников, специалистов-менеджеров, студентов, преподавателей, переподготовки кадров, а также работников в инвестиционно-строительной сфере.

УДК 625.1.00________________

ББК_______________________

Учебник написали: Б.А. Волков – предисловие, гл. 1, 2, 3(совместно с В. В. Соловьёвым), 13;

М. В. Кокин – гл. 4, 6, 7, п. 9.4;

Н. С. Лобанова – гл. 5, 8, 9 (кроме п. 9.4), 10;

В. В. Соловьёв – гл. 3 (совместно с Б. А. Волковым), 12;

А. В. Полтава – гл. 11.

Рецензенты: Евгений Степанович Свинцов д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование ж.д.» ПГУПС,

Юрий Иванович Андреенко – первый заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД».

ISB№_______ Коллектив авторов, 2012

Издательство ________ 2012

Содержание

Глава 1 Стадии проектирования и содержание проектной документации

§ 1.1 Общие положения разработки проектной документации

§ 1.2 Содержание проектной документации и порядок ее разработки

Глава 2 Оценка эффективности инвестиций

§ 2.1Общие требования к вариантному проектированию

§ 2.2 Показатели и критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

§ 2.3 Общественная и бюджетная эффективность инвестиционных проектов

§ 2.4 Коммерческая эффективность инвестиционных проектов

§ 2.5 Расчет экономической эффективности реконструкции депо по ремонту

электропоездов

§ 2.6 Экономическая эффективность инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнёрства.

Глава 3 Определение стоимости строительства с использованием укрупнённых показателей

§ 3.1 Укрупнённые показатели стоимости строительной продукции

§ 3.2 Расчёт показателей в сборниках УЦС и УЦКР

§ 3.3 Расчёт сметной стоимости с использованием укрупнённых показателей

Глава 4 Ценообразование в строительстве

§ 4.1 Система ценообразования в строительстве и виды цен в условиях регулируемого рынка

§ 4.2 Порядок разработки сметной документации

§ 4.3 Антимонопольное регулирование цен

Глава 5 Нормативная база для разработки сметной документации

§ 5.1 Общие сведения

§ 5.2 Федеральная сметно-нормативная база

§ 5.3 Применение элементных сметных норм при разработке сметной документации

§ 5.4 Отраслевая сметно-нормативная база для строительства объектов ОАО «РЖД»

§ 5.5 Московская сметно-нормативная база

§ 5.6 Методы составления смет

Глава 6 Порядок составления локальных смет

§ 6.1 Локальная смета и порядок её разработки

§ 6.2 Единичные расценки. Калькуляция

§ 6.3 Определение сметной оплаты труда и нормативной трудоёмкости в локальных сметах

Глава 7 Сводная и объектная смета, сводка затрат

§ 7.1 Сводный сметный расчёт стоимости строительства

§ 7.2 Расчёт затрат в сводном сметном расчёте

§ 7.3 Объектная смета

§ 7.4 Сводка затрат

Глава 8 Накладные расходы и сметная прибыль

§ 8.1 Структура накладных расходов в железнодорожном строительстве

§ 8.2 Статьи затрат накладных расходов

§ 8.3 Определение сметной прибыли

Глава 9 Сметная стоимость материалов, изделий и конструкций.

§ 9.1 Структура сметной стоимости материалов

§ 9.2 Расходы на доставку материала

§ 9.3 Определение сметной стоимости оборудования и его монтажа

Глава 10 Сметные затраты на эксплуатацию строительных и дорожных машин.

§ 10.1 Определение сметной стоимости машино-часа эксплуатации строительных и дорожных машин

§ 10.2 Планово-расчётные цены эксплуатации строительных и дорожных машин

§ 10.3 Ресурсный метод определения затрат на эксплуатацию строительных и дорожных машин

Глава 11 Автоматизация сметных расчётов

§ 11.1 Технические средства в проектно-сметной деятельности

§ 11.2 Основные функции сметных программ

Глава 12 Техническое нормирование в строительстве

§ 12.1 Классификация СМР и продукция в строительстве

§ 12.2 Элементы рабочего времени

§ 12.3 Нормативные показатели труда

§ 12.4 Основные принципы технического нормирования

§ 12.5 Методы изучения строительных процессов (фотоучет, хронометраж)

§ 12.6 Статистическая обработка результатов нормативных наблюдений

§ 12.7 Особенности проектирования норм на работы, выполняемые в «окно»

§ 12.8 Нормирование расхода строительных материалов

§ 12.9 Анализ потерь рабочего времени

Глава 13 Экспертиза проектно-сметной документации

§ 13.1 Цель и виды экспертизы. Государственная экспертиза проектно-сметной документации.

§ 13.2 Негосударственная экспертиза проектной документации

§ 13.3 Определение стоимости проведения экспертизы

§ 13.4 Проверка достоверности сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

Предисловие

Прогноз, намеченный Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2008 г. №1734-р, предполагает выделение для развития железнодорожного транспорта на период 2010—2030 гг. 54 285 млрд руб. При этом намечено к 2030 г. построить 20 730 км новых железнодорожных линий, из них протяженность скоростных линий составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных — не менее 1500 км; вторых путей 5464 км, третьих и четвертых путей — 348 км; электрифицировать — 7498 км; оборудовать системой автоблокировки — 4959 км. Выполнение запланированных объемов работ позволит повысить пропускную способность железнодорожных линий по основным направлениям, обеспечить развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам, создать условия для освоения новых территорий и разработки местонахождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; обеспечить растущие потребности населения в перевозках, в том числе путей организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.

Значительную роль в осуществлении стратегического плана развития железнодорожной сети страны призваны сыграть проектировщики и строители, реализующие инвестиционные замыслы на основе инновационных технологий строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры.

Эффективность инвестиционных вложений в железнодорожном строительстве в значительной степени зависит от качества проектной документации. При разработке проектов экономистам приходится производить экономические изыскания, обосновывать экономическую эффективность капитальных вложений, производить расчеты сметной стоимости, участвовать в технико-экономических расчетах по выбору наиболее рациональных вариантов планировочных, конструктивных и инженерных решений. Работа экономиста при проектировании железнодорожных объектов требует весьма обширного объема знаний как в области производственного, так и жилищно-бытового строительства. Это обусловлено тем, что совершенствование функционирования железнодорожного транспорта связано со строительством и переустройством различных объектов: земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, станций и узлов, устройств СЦБ и связи, водоснабжения и газификация, сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, энерго- и электроснабжения, гражданских сооружений и прочих.

Экономическими знаниями в области проектно-сметного дела должны обладать не только проектировщики, но и инвесторы, заказчики, а также подрядчики-строители. Инвесторов, выделяющих средства для реализации проектов, в первую очередь интересует экономическая отдача вкладываемых денежных средств. Для этого необходимо владеть вопросами определения коммерческой эффективности инвестиционных проектов.

Заказчик строительства или реконструкции объектов должен проконтролировать обоснованность строительства сметной стоимости, оценку эффективности проекта, экономическую целесообразность применения того или иного вида конструкций и оборудования.

Подрядчики-строители должны разбираться в вопросах сметных расчетов, что необходимо для исключения договорных цен на строительную продукцию, не обеспечивающих прибыльность производства. Сметные расчеты используются подрядчиками для формирования производственных программ, оперативного планирования строительно-монтажных работ и решения других производственно-хозяйственных задач.

При подготовки документов для участия в торгах подряда строительным организациям приходится сталкиваться с экономическими задачами проектно-сметного дела.

Настоящий учебник написан с учетом современных требований к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, новых положений по расчету сметной и договорной стоимости строительства, принципов формирования цены при рыночной экономики, автоматизации экономических обоснований и расчетов сметной стоимости и рассчитан на подготовку студентов вузов железнодорожного транспорта по специальностям: «Экономика и управление на предприятии (строительства)», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Мосты и транспортные тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», «Системы автоматизированного проектирования», «Коммерция».

Авторский коллектив выражает глубокую признательность рецензентам настоящего учебника: главному инженеру ЦУКСа ОАО «РЖД» Ю.И. Андреенко; д-ру техн. наук, профессору, заведующему кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» ПГУПСа Е.С. Свинцову, чьи замечания позволили улучшить содержание учебника.

Учебник не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов проектно-сметного дела в железнодорожном строительстве. В нем нашли отражение основные экономические вопросы проектно-сметного дела, которые должны знать будущие специалисты, выступающие в роли инвесторов, заказчика, проектировщика и строителя-подрядчика.

Все замечания и пожелания по дальнейшему улучшения учебника авторским коллективом будут приняты с благодарностью.

Глава 1
Этапы проектирования и содержание проектной документации

1.1. Общие положения разработки проектной документации

Строительство новых, реконструкция и капитальный ремонт существующих железнодорожных объектов осуществляется по заранее разрабатываемым проектам. Проекты включают в себя объемно-планировочные и конструктивные решения, информацию по организации строительства, технико-экономические показатели, в том числе стоимость строительства объектов, мероприятия по охране природной среды и другие материалы, необходимые для эффективной реализации намеченных проектных решений.

В железнодорожном строительстве выделяют следующие группы проектов:

1. Проекты комплексного развития направлений

2. Проекты развития технологических комплексов, обеспечивающих основную деятельность железнодорожного транспорта.

3. Проекты обновления и модернизации производственной инфраструктуры

4. Проекты обновления и модернизации социальной инфраструктуры.

5. Проекты обеспечения безопасности.

6. Проекты обновления и модернизации основных фондов филиалов ОАО «РЖД».

К проектам первой группы, реализующим комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры на отдельных транспортных направлениях, могут быть отнесены:

– строительство новой железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск;

– развитие направления Кузбасс—Дальневосточный транспортный узел;

– организация прямого железнодорожного сообщения Москва—Братислава—Вена (колея шириной 1520 мм.);

– реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан—Раджин (колея шириной 1520 мм.) с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль;

– электрификация участков Ульяновск—Сызрань—Сенная, Трубная—Аксарайская, Ртищево—Кочетовка, Юровская—Темрюк—Кавказ—Тамань, Кандры—Инза;

– организация скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на направлениях Москва—Санкт-Петербург—Бусловская, Москва—Нижний Новгород, Москва—Смоленск—Красное, Центр—Юг (Москва—Адлер), Москва—Курск, Москва—Калуга—Брянск (Суземка), Москва—Ярославль, Москва—Рязань—Мичуринск—Саратов, Растов—Краснодар, Растов—Минеральные Воды, Новосибирск—Омск, Новосибирск—Томск, Новосибирск—Кемерово, Новосибирск—Барнаул, Новосибирск—Новокузнецк, Екатеринбур—Челябинск, Самара—Саранск, Самара—Пенза, Самара—Саратов, Самара—Волгоград, Уссурийск—Владивосток, Владивосток—Хабаровск;

– строительство социально значимых линий для обеспечения растущей потребности населения в перевозках: Волгоград—Элиста, Ханты-Мансийск—Салым, Бийск—Горно-Алтайск, Тында—Зея, Селихин—Ныш.

К проектам развития технологических комплексов, обеспечивающих основную деятельность железнодорожного транспорта, относится развитие отдельных видов деятельности или хозяйств на участках, не вошедших в транспортные направления, подлежащие комплексному развитию.

К таким проектам могут быть отнесены, например, оборудование участков системой автоблокировки; развитие станций и узлов; строительство и реконструкция обходов железнодорожных узлов крупных городов; развитие и реконструкция средств связи технологического сегмента, внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии.

К третьей группе относятся проекты, направленные на обновление и модернизацию основных фондов транспортной и обеспечивающей инфраструктуры ОАО «РЖД». В качестве таковых могут выступать проекты развития контейнерных технологий перевозки грузов, замена и модернизация оборудования хозяйства электроснабжения, реконструкция мостов и тоннелей.

Проекты обновления и модернизации социальной инфраструктуры (четвертая группа) связаны с обеспечением условий труда, строительством и реконструкцией объектов технологического жилья, оборудования, здравоохранения и отдыха.

Проекты обеспечения безопасности (пятая группа) направлены на обновления объектов, связанных с обеспечением безопасности перевозочного процесса; объектов гражданской обороны и экологической безопасности; установку средств защиты от террористической угрозы.

Проекты обновления и модернизации основных фондов филиалов ОАО «РЖД» (шестая группа) направлены на поддержание текущей деятельности филиалов. К таким проектам можно отнести реконструкцию верхнего строения пути, депо, тяговых подстанций, котелен и прочих объектов.

Для реализации проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта необходима проектная документация по этим объектам.

Проектирование является промежуточным звеном между наукой и строительным производством, оказывающим значительное влияние на научно-технический прогресс производства и социальных основ общества.

Слово «проектирование» происходит от латинского proectus — брошенный вперед. Основная цель проектирования — своевременное обеспечение капитального строительства высококачественной проектной документацией, предусматривающей широкое использование достижений науки и техники для повышения производительности труда, конкурентоспособности, внедрения ресурсосберегающих технологий, увеличения срока службы и надежности конструктивных элементов, снижения негативного влияния на природную среду как при выполнении строительно-монтажных работ, так и в процессе эксплуатации сданных объектов.

Основным документом, регламентирующим правовые и финансовые отношения между заказчиком и разработчиком проектной документации, выступает договор (контракт). Договор на выполнение проектных разработок заключается между заказчиком и подрядчиком, в лице которого могут выступать проектные, проектно-строительные организации и другие юридические и физические лица. По договору подряда заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, в котором должны быть приведены как общие, так и специфические требования на разработку проектной документации. Основными общими требованиями для объектов производственного и жилищно-гражданского назначения являются требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к разработке природоохранных мероприятий. Специфическими требованиями к проектированию объектов производственного назначения могут выступать требование к мощности и технологии предприятия, к конкурентоспособности и экологичности выпускаемой продукции, требования по перспективному развитию предприятия.

Специфическими требованиями к объектам железнодорожного транспорта являются, например, необходимость обеспечения заданной пропускной, провозной и перерабатывающей способности для грузового и пассажирского движения; повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по направлениям, где имеются альтернативные варианты перевозок; повышение безопасности, надежности и ритмичности эксплуатационной работы.

Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено самим проектировщиком-подрядчиком, что, как правило, и имеет место в железнодорожном строительстве.

Вместе с заданием на проектирование заказчик должен представить подрядчику и другие необходимые исходные документы и материалы, в том числе решение местных органов исполнительной власти о согласовании места размещения объекта; технические условия на присоединение объекта к источникам водоснабжения, инженерным сетям и коммуникациям; материалы, характеризующие социально-экономическую обстановку, природную среду, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства и другие материалы, которые собираются в процессе производства изысканий или обследований.

Инженерные изыскания осуществляются на договорной основе с заказчиком специальными изыскательскими или комплексными проектно-изыскательскими организациями.

Различают экономические и инженерные изыскания. При проведении экономических изысканий устанавливаются: целесообразная мощность объекта и годовой выпуск продукции, оценка компенсации за сносимые здания и сооружения, а также другие показатели, необходимые для экономических обоснований принимаемых проектных решений. Экономические изыскания должны включать элементы маркетинговых исследований реализации инвестиционных проектов с целью изучения рынка сбыта продукции или оказания услуг.

На железнодорожном транспорте при проведении экономических изысканий устанавливается также ряд специфических данных, связанных с прогнозированием объемов грузовых и пассажирских перевозок, размеров грузопотоков и пассажиропотоков по направлениям; определяются неравномерности перевозок по месяцам года, состав грузооборота по родам грузов, дальность перевозок и другие показатели.

Инженерные изыскания проводятся для обеспечения проектировщиков материалами натурных топографо-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-гидрологических обследований и съемок, информацией о техническом оснащении, а также состоянии сооружений и устройств переустраиваемых железнодорожных линий.

При проведении инженерных изысканий должны соблюдаться требования Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

В железнодорожном строительстве, как правило, инженерные изыскания выполняются комплексными проектно-изыскательскими организациями (Мосгипротранс, Мосжелдорпроект и прочие), которые осуществляют разработку проектной документации по этим объектам. Выбор проектной организации должен осуществляться на конкурсной основе.

Проектировщик-подрядчик согласно статье 761 Гражданского кодекса Российской Федерации несет ответственность за качество проектной документации, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, сооружаемого или переустраиваемого на основе разработанного подрядчиком проекта. При обнаружении недостатков в проектной документации проектировщики по требованию заказчика обязаны безвозмездно переделать документацию.

Ответственным лицом за качество проектной документации является главный инженер проекта или главный архитектор проекта, осуществляющий, как правило, авторский контроль за реализацией проектного замысла.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с государственными регламентами, нормами, правилами и стандартами. При проектировании особо сложных и уникальных сооружений и зданий заказчиком должны разрабатываться специальные технические условия, учитывающие специфику проектирования, строительства и эксплуатации этих сооружений и зданий. Проектировщики обязаны своевременно учитывать введение новых нормативных документов. Отступления от требований нормативных документов допускаются только с разрешения органов, которые утвердили и ввели в действие эти документы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  2. Учебник для вузов (2)

    Учебник
    В демократическом государстве формирование и порядок дея­тельности административной (исполнительной) ветви государствен­ной власти должны быть четко урегулированы юридическими нор­мами.
  3. Учебник для вузов (3)

    Учебник
    Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.
  4. «Учебник для вузов»

    Учебник
    В. Н. Машков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии Республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург);
  5. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

Другие похожие документы..