Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебник'
"   Разумовская М.М. и др. М.: Дрофа, 001.      Учебно-практическое пособие, 94стр....полностью>>
'Документ'
Противостояние влиянию давления со стороны сверстников и средств массовой информации может потребовать от ребенка очень много силы. Когда разговор иде...полностью>>
'Урок'
Роль и значение финансовой стабилизации в достижении экономической роста, денежно-кредитная политика, кредитная система, бюджетно-налоговая политика, ...полностью>>
'Конкурс'
При комиссии в составе начальника Госторгинспекции Косачева В.И., госинспектора Госторгинспекции по Тверской области Захаровой Н. В., начальника Госу...полностью>>

Утвердить отчет о результатах проверки, с учетом замечаний и предложений

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 января 2001 года № 4 (240) “О результатах проверки эффективности и целесообразности использования федеральной собственности ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” в 1999 году и первом полугодии 2000 года, а также экспертизы проекта реконструкции ОАО “Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез”, на финансирование которого используются средства федерального бюджета”:

Утвердить отчет о результатах проверки, с учетом замечаний и предложений. Отметить стратегическую нецелесообразность приватизации государственной доли собственности “Нефтегазовой компании “Славнефть”.

Направить представления Счетной палаты Российской Федерации Правительству Российской Федерации, Минэнерго России, ГТК России, председателю Совета директоров и президенту ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть”.

О Т Ч Е Т

о результатах проверки эффективности и целесообразности

использования федеральной собственности ОАО “Нефтегазовая

компания “Славнефть” в 1999 году и первом полугодии 2000 года,

а также экспертизы проекта реконструкции ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”, на финансирование которого используются

средства федерального бюджета

Основание для проведения проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год (п. 3.3.26).

Цель проверки

Оценка эффективности использования федеральной собственности ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” и ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”, а также целесообразности выделения средств из федерального бюджета (в том числе привлечения кредитных ресурсов под поручительство Правительства Российской Федерации) для реализации проекта реконструкции ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”.

Объекты проверки

ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть”, его дочерние и зависимые общества, в том числе ОАО “Славнефть-Мегионнефтегаз”, ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”, ОАО “Славнефть-Мегион”.

В ходе проверки были получены и изучены законодательные, нормативные, первичные и отчетные документы, характеризующие финансовую деятельность ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” и его дочерних и зависимых обществ, а также материалы Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Перечень документов представлен в приложении 1 (приложение в Бюллетене не публикуется).

По отдельным вопросам проверки составлено 9 актов. Перечень актов представлен в приложении 2.

В ходе проверки составлен акт от 9.11. 2000 г. по факту непредставления информации (приложение 3). Перечень документов и материалов, не предоставленных Счетной палате Российской Федерации, приведен в приложении 4.

1. Общая характеристика и структура ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть”

Открытое акционерное общество “Нефтегазовая компания “Славнефть” (далее - ОАО “НГК “Славнефть”, Общество) создано на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.07.93 г., Учредительного договора от 27 июня 1994 г., Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. № 1403 и от 1 апреля 1995 г. № 327, постановлений Правительства Российской Федерации от 8.04.94 г. № 305, от 1 сентября 1995 г. №867 и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.94 г. №  589-р.

Учредитель компании от имени Российской Федерации - Госкомимущество России.

Общество зарегистрировано Московской регистрационной палатой 26.08.94 (свидетельство о регистрации № 033.50), а также Государственной регистрационной палатой при Минэкономики России (свидетельство от 21.10.94 № 4297.21).

Реестродержатель общества - ЗАО “Сервис-реестр”. Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг № 01020 от 19.03.96, серия 03 № 000024.

1.1. Уставный капитал ОАО “НГК “Славнефть”. Экспертиза плана приватизации ОАО “НГК “Славнефть”

Уставный капитал ОАО “НГК “Славнефть” согласно Учредительному договору об образовании АООТ “НГК “Славнефть” от 27 июня 1994 г. составил 3719644 рублей.

Уставный капитал ОАО “НГК “Славнефть” был сформирован путем внесения закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 7 акционерных обществ, а также АО “Мозырский НПЗ” (Республика Беларусь).

Полная оплата уставного капитала произведена в течение года со дня утверждения плана приватизации Общества, что подтверждают акты приема-передачи сертификатов акций.

В соответствии с планом приватизации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 5 декабря 1995 г. № 1771-р, в уставный капитал Общества были внесены по 38 % следующих акционерных обществ: “Мегионнефтегазгеология”, “Ярославнефтепродукт”, “Ивановонефтепродукт”, “Костроманефтепродукт”, “Мегионнефтепродукт”, “Ярославнефтеоргсинтез” (в т. ч. 10 % - в объединенный фонд акционирования работников предприятия - ФАРП); “Ярославский НПЗ им. Менделеева” (в т. ч. 7 % акций - в объединенный ФАРП), а также 45,5 % акций ОАО “Мегионнефтегаз” (в т. ч.7,35 % акций в объединенный ФАРП и 0,2 % акций дополнительной эмиссии) и 32,575 % акций АО “Мозырский НПЗ” (доля Республики Беларусь и физических лиц-акционеров АО “Мозырский НПЗ”).

В результате уставный капитал ОАО “НГК “Славнефть” составил 4567443 тыс. рублей. Доля Российской Федерации - 86,32 %, доля Республики Беларусь - 13,68 процента.

Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО “НГК “Славнефть” распределялась следующим образом. В федеральной собственности сроком на три года, до декабря 1998 года, закреплялось 45 % уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть”, в том числе акции объединенного ФАРПа - 3,4 % уставного капитала. Акции объединенного ФАРПа, образованного в соответствии с Планом приватизации АО “Мегионнефтегаз”, составили по Плану приватизации 10,67 % уставного капитала Общества. Акции Общества, подлежащие свободной продаже, составляли 30,65 % уставного капитала.

В соответствии с решением чрезвычайного собрания акционеров ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” от 16 апреля 1996 г. № 3 “О дополнительном выпуске обыкновенных акций, предназначенных для обмена в установленном порядке на акции акционерного общества “Мозырский нефтеперерабатывающий завод”, принадлежащие Мингосимуществу Республики Беларусь”, утверждены “Изменения и дополнения к уставу ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” (зарегистрированы Московской регистрационной палатой от 16 мая 1996 г. № 33530), которыми установлен уставный капитал Компании в размере 4754238 тыс. рублей. Далее были внесены изменения и дополнения к Плану приватизации доли Российской Федерации в уставном капитале ОАО “НГК “Славнефть” (утвержденные распоряжением Госкомимущества России от 26 декабря 1996 года № 1372-р), согласно которым уставный капитал Компании увеличен до 4 754 238 тыс. рублей.

При этом доля акций, принадлежащих Российской Федерации в уставном капитале ОАО “НГК “Славнефть”, уменьшилась до 82,93 процента. Доля Республики Беларусь увеличилась до 17,07 процента. В структуре уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть” из 82,93 %, принадлежащих Российской Федерации, объединенный ФАРП, подлежащий размещению среди работников Компании и АО “Мегионнефтегаз”, уменьшен до 10,25 процента. В 45-процентной доле уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть”, закрепленной в собственности Российской Федерации, ФАРП уменьшился до 3,26 процента.

Доля акций, из находящихся в собственности Российской Федерации и подлежащих свободной продаже, уменьшилась с 30,65 % до 27,68 % уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть”. Из них доля акций, подлежащих продаже на специализированных денежных аукционах, составила 8 % уставного капитала Общества. Доля акций, продаваемых на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, уменьшена с 22,65 % до 19,68 % уставного капитала ОАО “НК “Славнефть”. В том числе акции, подлежащие продаже иностранным инвесторам, составили 15 % уставного капитала.

Решение чрезвычайного собрания акционеров ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” от 16 апреля 1996 г. и распоряжение Госкомимущества России от 26 декабря 1996 г. №1372-р в части уменьшения доли Российской Федерации в уставном капитале ОАО “НГК “Славнефть” с 86,32 % до 82,93 % принято в нарушение российского законодательства. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона “Об акционерных обществах” увеличение уставного капитала Общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, представляющего более 25 % голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства.

В соответствии с бухгалтерским балансом ОАО “НГК “Славнефть” на 1 января 2000 года уставный капитал ОАО “НГК “Славнефть” составляет 4754238 рублей.

Новой редакцией Устава ОАО “НГК “Славнефть”, зарегистрированной 18 февраля 1999 года, предусмотрено, что уставный капитал Общества разделен на 4754238000 акций. Общество вправе дополнительно разместить обыкновенные акции на сумму 140097 рублей в количестве 140097000 штук. Указанные акции подлежат обмену на простые акции акционерного общества “Мозырский нефтеперерабатывающий завод” на общую сумму 148259000000 рублей Республики Беларусь, принадлежащих ООО “Мозырский НПЗ +”.

1.2. Продажа пакетов акций ОАО “НГК “Славнефть”

В соответствии с планом приватизации ОАО “НГК “Славнефть”, Российским фондом федерального имущества (далее - РФФИ) было проведено три специализированных аукциона по продаже пакетов акций, составляющих 8 % уставного капитала Общества. По итогам трех специализированных аукционов проданный пакет акций ОАО “НГК “Славнефть” составил 7,97 % уставного капитала, что на 0,03 % меньше, чем предусмотрено планом приватизации ОАО “НГК “Славнефть”.

Пакет акций, составляющий 6,24 % (вклад акционеров - физических лиц ОАО “Мозырский НПЗ”), в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг от 31 октября 1997г. № 10/30, ООО “МНПЗ+” продало ООО “Инвестиционный дом “Кондор”. Последнее реализовало принадлежащие акции ОАО “НГК “Славнефть” в размере 6,24 % фирме “Excalibur Capital Resources Limited”. С 1 января 1998 года компания “Excalibur Capital Resources Limited” являлась акционером ОАО “НГК “Славнефть”.

По состоянию на 4 ноября 2000 года, 55,27 % уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть” принадлежат Минимуществу России, Мингосимуществу Республики Беларусь - 10,83%.

В номинальном держании находится пакет акций Общества, составляющий 12,51 % уставного капитала:

ЗАО “Депозитарно – Клиринговая Компания” – 2,4 процента;

КБ “Ситибанк Т/О” - 5,11 процента;

“ИНГ Банк (Евразия) ЗАО” - 5,0 процентов.

Согласно раскрытию информации о номинальном держании собственниками пакета акций ОАО “НГК “Славнефть”, составляющего 12,51 % уставного капитала являются: ОАО “Тюменская нефтяная компания” - 2,4%; “Heartway Limited” - 5,0 %; “Longanex Limited” - 3,0 %; “Suretek Limited” - 2,11 процента.

Также в номинальном держании ОЮЛ “ДРС” находится 19,68 %, принадлежащих государству и переданных РФФИ для продажи согласно плану приватизации. Передача РФФИ пакета акций, составляющего 19,68 % уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть”, в номинальное держание ОЮЛ “ДРС”, позволит обеспечить контроль РФФИ за переходом прав собственности на данный пакет акций после его продажи.

Акции, составляющие 1,71 % уставного капитала, находятся у миноритарных акционеров, в том числе у физических лиц.

1.3. Закрепление в федеральной собственности пакета акций ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть”

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 г. № 949, принятым во исполнение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 г. № 478 “О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации” в перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже, был включен пакет акций, составляющий не менее 45 % уставного капитала ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть”.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 784 “О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности, акции которых не подлежат досрочной продаже”, ОАО “Нефтегазовая компания “Славнефть” из указанного перечня исключена.

В соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации не имело полномочий принимать решение об исключении ОАО “НГК “Славнефть” из перечня стратегически значимых предприятий. Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 784 принято в нарушение п.5 статьи 4 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, ОАО “НГК “Славнефть” должно быть восстановлено в перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства.

1.4. Размещение акций фонда акционирования работников предприятия (ФАРП), предусмотренное планом приватизации ОАО “НГК “Славнефть”

Согласно Плану приватизации ОАО “НГК “Славнефть”, утвержденному распоряжением Госкомимущества России от 5 декабря 1995г. № 1771-р, продажа акций объединенного фонда акционирования работников предприятия (ФАРП) в размере 10,67 % должна была быть осуществлена в июле-августе 1996 года. В соответствии с изменениями Плана приватизации ОАО “НГК “Славнефть”, утвержденными распоряжением Госкомимущества России от 26 декабря 1996 года № 1372-р, акции объединенного ФАРП, образованного в соответствии с Планом приватизации АО “Мегионнефтегаз”, в размере 10,25% должны быть размещены, начиная с ноября 1996 года.

В настоящее время акции объединенного ФАРП не размещены. Более того, в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 6 марта 1997 г. № 121-р все не выкупленные акции ФАРП, временно закрепленные в государственной собственности, по окончании срока закрепления подлежат продаже на конкурсе или аукционе. Федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, действующий с августа 1997 года, которым следует руководствоваться при рассмотрении вопроса об акциях ФАРП Общества после истечения срока их закрепления в федеральной собственности, не предусматривает образование ФАРП.

1.5. Экспертиза Устава ОАО “НГК “Славнефть”

1.5.1. Подпункт 27 ст. 8.3 Устава ОАО “НГК “Славнефть”, согласно которому к компетенции Совета директоров Компании относится принятие решения об отчуждении акций акционерных обществ, внесенных в оплату уставного капитала ОАО “НГК “Славнефть”, противоречит действующему законодательству. Решение данного вопроса регламентируется ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством о приватизации.

1.5.2. Пункт 9.8. Устава ОАО “НГК “Славнефть” предусматривает, что в Договоре, заключаемом Компанией в лице председателя Совета директоров с президентом ОАО “НГК “Славнефть”, устанавливаются “пределы прав президента по распоряжению имуществом Компании и его ответственности за ущерб, нанесенный по его вине Компании”. Далее, согласно ст. 9.12 Устава ОАО “НГК “Славнефть”, к компетенции президента Компании относится совершение в пределах предоставленных ему прав необходимых действий для реализации правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом Компании в соответствии с целью и видами ее деятельности.

Указанный Договор от 27 апреля 2000 года в нарушение п. 9.8 Устава ОАО “НГК “Славнефть” не регламентирует пределы прав президента Компании по распоряжению имуществом Компании, в том числе не предусматривает делегирования президенту Компании полномочий от имени ОАО “НГК “Славнефть” при решении вопросов о распределении прибыли и убытков дочерних и внучатых обществ, участии дочерних обществ в уставных капиталах других организаций, а также о внесении изменений и дополнений в их уставные документы.

Несмотря на то, что Уставом ОАО “НГК “Славнефть” (п. 9.12) предусмотрено право президента Компании, в том числе принимать решения по любым вопросам, не относящимся к исключительной компетенции собрания акционеров и Совета директоров общества, это не наделяет президента ОАО “НГК “Славнефть” полномочиями единолично принимать решения от имени Учредителя - юридического лица Российской Федерации ОАО “НГК “Славнефть” в части полномочий и компетенции общего собрания акционеров и совета директоров дочерних и внучатых обществ.

В соответствии с п. 8.2 Договора руководитель несет перед ОАО “НГК “Славнефть” имущественную ответственность в размере реального ущерба за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом ОАО “НГК “Славнефть”, за исключением случаев, когда в момент принятия решения он не мог ни предусмотреть, ни предотвратить возникновение таких последствий. Вместе с тем, Договором не предусмотрены источники материального обеспечения возможного реального ущерба, нанесенного Компании вследствие принятых президентом ОАО “НГК “Славнефть” решений.

Пределы прав президента по распоряжению имуществом Компании и его ответственность за ущерб, нанесенный по его вине Компании, должны определяться не трудовым Договором, заключаемым ОАО “НГК “Славнефть” с конкретным физическим лицом на определенный срок (как это предусмотрено пунктом 9.8 Устава ОАО “НГК “Славнефть”), а Уставом ОАО “НГК “Славнефть”, в силу того, что последствия правоотношений физического и юридического лица находятся в пределах компетенции различных отраслей права: трудового и гражданского.

Такое положение вещей создало условие для неправомерных действий президента Компании при принятии решений о распределении прибыли 100-процентных дочерних и внучатых обществ. По сути, распоряжение имуществом ОАО “НГК “Славнефть” в части распределения прибыли 100-процентных дочерних и внучатых обществ осуществляется не собственником ОАО “НГК “Славнефть” в лице общего собрания акционеров и Совета директоров, а наемным управляющим в лице президента ОАО “НГК “Славнефть”.

2. Учредительская деятельность

2.1. По состоянию на 1.01.2000 г. в состав группы компаний “Славнефть” (далее - Компания “Славнефть”, Компания), кроме ОАО “НГК “Славнефть” (управляющая компания) входили 27 дочерних обществ, в том числе 8 основных обществ (1 геологоразведочное, 1 нефтегазодобывающее, 3 нефтеперерабатывающих и 3 общества нефтепродуктообеспечения), а также 19 прочих закрытых акционерных обществ, учрежденных ОАО “НГК “Славнефть” в 1997-1999 годах и занимающихся, в основном, посреднической деятельностью.

По итогам 1998 года из 9 дочерних обществ дивиденды на долю участия ОАО “НГК “Славнефть” начислили лишь 3 общества. При этом 4 общества имели низкие финансово-экономические показатели, в том числе убытки, 2 общества не осуществляли производственной деятельности. По итогам 1999 года 4 дочерних общества не начислили дивиденды на долю участия ОАО “НГК “Славнефть” в силу того, что не имели прибыли или не осуществляли производственную деятельность. Следовательно, органы управления ОАО “НГК “Славнефть” не обеспечили эффективной деятельности большинства дочерних обществ.

2.2. Проверка законности, целесообразности и эффективности учреждения и деятельности 5 посреднических дочерних и внучатых обществ ОАО “НГК “Славнефть” выявила следующее (Приложение 5).

26 сентября 1997 года Советом директоров ОАО “НГК “Славнефть” было принято решение об учреждении ЗАО “Славнефть–Трейд” (Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Московская д. 13а). Доля участия ОАО “НГК “Славнефть” в дочернем обществе – 100 процентов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1200 вопрос об учреждении ОАО “НГК “Славнефть” дочерних обществ требовал письменного согласования представителей государства в органах управления Общества с федеральными органами исполнительной власти или Российским фондом федерального имущества, от имени которых они действуют. Указанные письменные согласования в случае принятия решения об учреждении ЗАО “Славнефть–Трейд” со 100 % долей участия ОАО “НГК “Славнефть” отсутствуют. Следовательно, учреждение ЗАО “Славнефть–Трейд” осуществлено в нарушение законодательства и является ничтожной сделкой. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

4 декабря 1998 года на внеочередном заседании Совета директоров ОАО “НГК “Славнефть” (протокол № 7) принято решение об учреждении ЗАО “Славнефть-Маркет” (Тюменская область, г. Мегион). Доля участия ОАО “НГК “Славнефть” в дочернем обществе – 100 процентов. Общество зарегистрировано распоряжением главы администрации г. Мегион от 18 января 1999 года № 23.

22 июня 1999 года в г. Мегион состоялось учредительное собрание ЗАО “Славнефть–Мегион” (Тюменская область, г. Мегион). Учредители - юридические лица: ЗАО “Славнефть-Маркет” (66,7 % уставного капитала Общества) и ЗАО “Славнефть-Трейд” (33,3 % уставного капитала Общества).

Решение об учреждении ЗАО “Славнефть-Мегион” принято в нарушение действующего законодательства и уставов учредителей. Подписание протокола учредительного собрания генеральными директорами ЗАО “Славнефть-Маркет” и ЗАО “Славнефть-Трейд” без соответствующих полномочий, предоставленных на то собственником - ОАО “НГК “Славнефть”, имеющим 100-процентную долю участия в уставных капиталах ЗАО “Славнефть-Маркет” и ЗАО “Славнефть-Трейд”, является незаконным. Соответственно, учреждение ЗАО “Славнефть-Мегион” является ничтожной сделкой, согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации данная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Далее, поскольку учреждение ЗАО “Славнефть-Трейд” осуществлено в нарушение законодательства, то ничтожной сделкой является и участие ЗАО “Славнефть-Трейд” в учреждении ЗАО “Славнефть-Мегион”. Отсюда, согласно п.2 ст. 10 Федерального закона “Об акционерных обществах” ЗАО “Славнефть-Мегион” не может быть учреждено единственным учредителем ЗАО “Славнефть-Маркет”, состоящим из одного лица.

К тому же, учреждение ЗАО “Славнефть-Мегион” двумя 100-процентными дочерними обществами ОАО “НГК “Славнефть” является притворной сделкой с целью формально обойти запрет, установленный п.2 ст. 10 Федерального закона “Об акционерных обществах”. Согласно ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации данная сделка имеет признаки недействительной сделки.

Таким образом, имущество и доходы, полученные от деятельности ЗАО “Славнефть-Мегион”, должны быть возвращены учредителям, то есть реально ОАО “НГК “Славнефть”.

26 января 2000 года состоялось учредительное собрание ООО “Славнефть-Трейд” (Республика Ингушетия, г. Назрань, железнодорожный вокзал, блок А). Учредители - юридические лица: ЗАО “Славнефть - Трейд” (95 % от уставного капитала Общества) и ЗАО “Славнефть - Мегион” (5 % от уставного капитала Общества).

Генеральные директоры ЗАО “Славнефть-Мегион” и ЗАО “Славнефть-Трейд” не были правомочны подписывать протокол учредительного собрания ООО “Славнефть–Трейд”. С одной стороны, у генерального директора ЗАО “Славнефть–Трейд” отсутствовали соответствующие полномочия, предоставляемые на то (в соответствии с Уставом ЗАО “Славнефть–Трейд”) единственным учредителем - ОАО “НГК “Славнефть”. С другой стороны, в соответствии с п. 8.2 Устава ЗАО “Славнефть–Мегион” высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое в соответствии с Уставом обладает и компетенцией Совета директоров. То есть, решение об учреждении ООО “Славнефть-Трейд” должно было быть принято на общем собрании акционеров, что сделано не было. Таким образом, были нарушены нормы уставов ЗАО “Славнефть-Мегион” и ЗАО “Славнефть-Трейд”, а также ст. 48 и 65 Федерального закона “Об акционерных обществах”. Следовательно, учреждение ООО “Славнефть-Трейд” является ничтожной сделкой, которая согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Поскольку учреждение ЗАО “Славнефть-Трейд” осуществлено в нарушение законодательства, то ничтожной сделкой является и участие ЗАО “Славнефть-Трейд” в учреждении ООО “Славнефть-Трейд”, а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона “Об акционерных обществах” ООО “Славнефть-Трейд” не может быть учреждено единственным учредителем ЗАО “Славнефть-Мегион”, состоящим из одного лица.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по результатам самообследования государственного образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Самообследование института проводилось в соответствии с приказом Ректора института № 307 от 03 февраля 2010 года, Планом мероприятий по подготовке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
  2. Отчет о результатах самообследования Саранского кооперативного института (филиала)

    Публичный отчет
    Саранский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», далее - Институт, организован на основании
  3. Отчет о работе контрольно-счетной палаты (2)

    Публичный отчет
    В 1996 году, когда Законодательное собрание Ленинградской области приняло решение о создании собственного контрольного органа – Контрольно-счетной палаты, – объем областного бюджета составлял всего 1,4 миллиарда рублей.
  4. Отчет о работе контрольно-счетной палаты (1)

    Публичный отчет
    В 2009 год все участники бюджетного процесса в Ленинградской области вступили в условиях набиравшего обороты экономического и финансового кризиса, факторы которого в период формирования бюджетов всех уровней на 2009 год и на плановый
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного

    Публичный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.

Другие похожие документы..