Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Санкт-Петербургский государственный университет приглашает 19–20 апреля 2012 года принять участие в 51-ой международной научно-практической конференц...полностью>>
'Документ'
L L .L L L L 5. Адрес фактического проживания больного: населенный пункт район улица дом корп. кв. ¬ ¬ . Житель: города 1 ¦ ¦, села ¦ ¦ L L ¬ ¬...полностью>>
'Документ'
Гідротехнічний факультет був заснований в 1946 році у Київському гідромеліоративному інституті (нині НУВГП). За період його існування було підготовле...полностью>>
'Документ'
При обучении леворукого ребенка письму необходимо знать, что такого ребенка не надо принуждать к наклонному письму, так как это отрицательно влияет н...полностью>>

Координация работ: Фонд содействия информатизации образования (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Координация работ: Фонд содействия информатизации образования

А.В.Гаврилин, д.п.н., проф.

О.В.Шалыгина, к.п.н., доц.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Введение

Введение в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения является одним из важнейших направлений модернизации российского школьного образования, целью которого выступает формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, свои потенциальные возможности для реализации выбранного жизненного пути. Достижение поставленных целей обеспечивается введением профильного обучения, которое является “системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Однако, судя по данным эксперимента по введению профильного обучения, проведенного в 2003-2006 гг. в десяти регионах страны, многие принципы построения профильного обучения не получили должного отражения в практике школы. Проведенные Институтом содержания и методов образования РАО исследования (проанализированы учебные планы 266 образовательных учреждений) показали, что, несмотря на ориентацию Концепции профильного обучения на уменьшение инвариантной части образования и возрастание вариативного компонента, доля часов, отводимых учебными планами на освоение предметов базового уровня, зачастую составляет 57-64%.

Только 9% школ включили в свои учебные планы все три составляющих школьного компонента: элективные курсы, учебные проекты, практики и исследовательскую деятельность, 39% ограничились элективными курсами и практиками и 31% используют лишь элективные курсы. Доля часов, отводимых учебными планами на изучение элективных курсов, как правило, незначительна: в лучшем случае 15-18%, а в основном - 9-11%. У учащихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. Только около 40% школ создали реальные возможности для выбора элективов. В отдельных случаях элективные курсы были заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме. В 33% школ объем школьного компонента уменьшен (на 1-2 часа) по сравнению с рекомендуемым в БУПе.

Все это говорит о том, что в значительном числе случаев отдельная школа не обладает соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением и не в состоянии в полной мере реализовать профильное обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Встает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала. При этом наиболее перспективным направлением реализации сетевого взаимодействия представляется использование возможностей дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, наиболее значимы следующие аспекты введения профильного обучения.

Во-первых, интеграция образовательных учреждений, их сетевое взаимодействие в процессе осуществления профильного обучения. Речь идет не только об объединении образовательных ресурсов в условиях их дефицита в настоящее время во многих школах, но и о кооперации общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования, что актуализирует осуществление преемственности школьного и вузовского образования, использования в старших классах форм и методов обучения, характерных для высшего образования.

Во-вторых, профильное обучение влечет за собой неизбежное увеличение доли и значимости самообразования в образовательном процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом подразумевается не только самообразование как вид образовательной деятельности, характерный для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов или дополнительного образования, но и существенное возрастание объема самостоятельной учебной работы школьников на уроках. В этих условиях существенно увеличится роль средств обучения, особое значение приобретут средства дистанционного обучения, информационных и телекоммуникационных технологий обучения, в том числе и дистанционных образовательных технологий. Фактически надо говорить о необходимости создания новой информационно-образовательной среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.

Осуществление профильного обучения, дифференциация содержания образования невозможны без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучаемого. Это потребует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации образовательного процесса.

В течение нескольких последних лет в рамках федеральных целевых программ было реализовано несколько системных проектов, направленных на формирование новых системных подходов и разработку форм и основ сетевого взаимодействия образовательных учреждений, среди них можно отметить следующие:

  • «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» (ФЦПРО, 2005),

  • «Апробация нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения на третьей ступени общего образования» (ФЦПРО, 2006),

  • «Оценка эффективности различных моделей введения предпрофильной подготовки и профильного обучения» (ФЦПРО, 2006).

Согласно рекомендациям по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (Письмо Минобразования России от 20 апреля 2004 года N 14-51-102/13) профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать "ресурсным центром" для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

Образовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Сетевое взаимодействие можно трактовать как антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. В сетях главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции.

Среди всего многообразия сетей выделяется два типа сетей: распределённые и иерархические. Одноранговые сети характерны тем, что их «узлы» несут единообразный функционал и пересекающееся содержание. Примером таких сетей может служить прообраз сети общеобразовательных учреждений, реализующих сетевые образовательные программы, покрывающие в совокупности общее образование.

Распределённые сети характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Таким образом, каждый узел сети несёт в себе вполне определённый функционал и содержание. Примерам таких сетей и могут быть сети по профильной подготовке старшеклассников.

Таким образом, именно сетевое взаимодействие есть инструмент, адекватный решаемой задаче эффективного позиционирования профильного обучения в общеобразовательных школах с целью расширения ресурсного обеспечения. А это означа­ет: основной задачей становится сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сто­рон выигрывает.

Сетевое взаимодействие связано с осознанием и принятием различий между школами, с умением использовать эти различия, предложить свои способы действия. Оно построено на идеологии открытого обучения. Ученик имеет возможность получить востребованный им полный спектр образовательных услуг в своей школе, сформировать и осуществить индивидуальную образовательную траекторию. Ученик имеет право на свободный выбор курсов, раннюю «специализацию», включение в проектную научную деятельность, так же как и на «широкий спектр» и «веер возможностей», в том числе выбор между традиционно гуманитарными и естественнонаучными и физико- математическими курсами по количеству часов, отводимых на вариативную часть учебного плана.

ОУ получает объективные показатели для оценки востребованности, актуальности, уникальности предлагаемых ее работниками сетевых профильных и элективных курсов, привлекает дополнительные средства для стимулирования творчески работающих учителей. На территориальном, региональном, федеральном уровне создается конкурентное образовательное информационное пространство.

В результате сетевого взаимодействия при обучении старшеклассников школа привлекает дополнительные средства при оказании образовательных услуг, стимулирует деятельность творчески мыслящих учителей, имеет возможность привлечь к преподаванию в профильной школе специалистов высокого уровня (преподавателей вузов, работников науки) на договорной основе.

Мы описали общие принципы, на которых возможно выстраивать сетевое образование, ресурсами самоопределившихся школ. Заметим, что финансовое обеспечение образования в сети возможно за бюджетные средства только в том случае, если соответствующая нормативно правовая база будет создана на региональном уровне. В противном случае необходимо привлечение внебюджетных источников.

В образовательной практике реализуется несколько основных моделей (технологических подходов) организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений. Рассмотрим их подробнее.

Модельные схемы распределенной сети

1.Образовательная сеть на основе «ресурсного центра»

1.1. В роли ресурсного центра - базовая профильная школа

На примере Бавленской СОШ Кольчугинского района Владимирской области. На территории сельского поселения расположена, кроме Бавленской средней (полной) общеобразовательной школы, еще Больше-Кузьминская также средняя (полная) общеобразовательная школа. В относительной близости от Бавленской школы находится и Большевистская средняя (полная) общеобразовательная школа. Общим для всех школ является сокращение контингента обучающихся: При этом Больше-Кузьминская и Большевистские школы - малокомплектные школы с контингентом обучающихся менее 100 ч., что значительно ограничивает их возможности реализовывать образовательные услуги населению.

Сетевая организация профильного обучения представляет собой объединение 3-х средних (полных) общеобразовательных школ с выделением базовой школы (Бавленской), обладающей достаточным материально-техническим и кадровым потенциалом для организации разнопрофильного обучения. Базовая школа выполняет роль ресурсного и координирующего центра.

Система самоопределения учащихся в условиях модели базовой профильной школы имеет три уровня (три организационные структуры):

  • структура медико-психолого-педагогического и социально- педагогического сопровождения личностного развития учащихся, осуществляемая каждой школой в отдельности и совместно (I, II, III ступени обучения);

  • структура предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, как обязательная ступень, предшествующая профильному обучению, осуществляемая каждой школой в отдельности и совместно (II ступень обучения);

  • структура вариативного профильного обучения, осуществляемая школами совместно с использованием межшкольных сетевых структур (III ступень обучения).

Инвариантная составляющая (общая для всех школ) организации профильного обучения заключается в:

  • реализации общеобразовательных программ обязательного базового уровня по всем предметам учебного плана,

  • организации предпрофильной подготовки в 8- 9-х классах.

Вариативная составляющая организации профильного обучения реализуется в 10-11 классах, созданных из учащихся всех трех школ, по трем разным профилям на базе профильной школы.

Организационные культуры школ имеют отличия, разную степень зрелости коллективов, что предполагает проведение предварительной подготовки педколлективов школ к осуществлению совместной деятельности.

Организационные принципы сетевого взаимодействия:

  • принцип адекватности и перспективности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов детей;

  • принцип инвариантности и вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся; вариативность определяется личностными интересами, потребностями и возможностями детей, а также потенциалом социального окружения и внутренней среды школы; в рамках урока вариативность осуществляется через использование разнообразных форм и методов коллективной и самостоятельной работы учащихся, в т. ч. в разновозрастных объединениях на базе одной или нескольких школ.

  • принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на уровне класса, ступени образования (II, III), школы в целом, установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;

  • принцип мотивации и стимулирования, означающий, с одной стороны, необходимость учитывать мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой, – создание условий, использования педагогических средств, обеспечивающих развитие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее возможностями и реальными условиями.

Требования к создаваемой образовательной системе:

  • использование достаточного диагностического инструментария, позволяющего учащимся осознать свои способности, склонности, возможности и адекватно оценить себя;

  • оказание помощи учащимся в оценке имеющихся условий внутренней и внешней среды школы для удовлетворения своих интересов и потребностей;

  • организация широкого индивидуального консультирования учащихся;

  • раннее включение детей в различные виды деятельности с целью изучения их возможностей, создания ситуации самооценки, осваивания социальных ролей;

  • целенаправленное создание ситуаций успеха в тех видах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют склонностям и способностям учащегося;

  • использование технологий, обеспечивающих обучение по индивидуальным образовательным траекториям учащихся, в т.ч. через разработку системы профессиональных и социальных проб.

Выбор профиля обучения является результатом предпрофильной подготовки и осуществляется в конце 9-го класса во всех 3-х школах.

Структура профильного обучения

Профильное обучение строится на основе сочетания предметов базового уровня (I), профильного уровня (II), элективных курсов (спецкурсов по выбору) (III).

(I) Предметы базового уровня являются обязательными для всех профилей, имеют общее содержание по обязательному перечню образовательных областей.

(II) Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

(III) Элективные курсы – обязательные для изучения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени обучения. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Они призваны выполнять две функции: поддерживать изучение основных профильных предметов и обеспечивать внутрипрофильную специализацию через построение индивидуальных образовательных траекторий (программ).

Профильное обучение осуществляется в рамках классно-урочной системы с максимальным использованием форм внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

При комплектовании элективных курсов с использованием сетевых структур используется принцип кооперации ресурсов – суммирование часов школьного компонента учебных планов всех трех школ, что позволяет в целом увеличить объем и разнообразие спецкурсов по выбору.

Индивидуальный учебный план учащихся в рамках выбранного профиля является конкретизированным отбором содержания, сочетающим учебные предметы базового, профильного уровней и выбранных элективных курсов, отвечающим индивидуальным запросам учащихся.

Требования к организации профильного обучения:

  • использование методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся, как способности самостоятельно решать социальные и личностные проблемы в различных сферах жизнедеятельности;

  • усиление практической и инструментальной направленности образования через обязательность выполнения практической части по всем изучаемым предметам, как основы овладения технологическими процессами и приемами, формирования практических навыков анализа и самообучения;

  • обязательная организация проектной деятельности учащихся, в т.ч. проектно-исследовательской в учебной, социальной и других видах деятельности.

Технологическое обеспечение профильного обучения:

  • технологии развивающего обучения, включающие проблемный метод изложения материала, ориентацию учащихся на самостоятельную, поисковую и исследовательскую деятельность;

  • проектные технологии;

  • информационно-компьютерные технологии;

  • технологии коллективно-ролевых форм деятельности, обеспечивающих каждому учащемуся условия социального развития.

Организация промежуточной аттестации учащихся регламентируется совместно разработанными школами локальными актами. Формой промежуточной аттестации учащихся 10-11 профильных классов являются результаты продуктивной деятельности учащихся: творческие, исследовательские работы, рефераты, проекты, защищаемые как отдельными учащимися, так и группами при коллективной деятельности.

Требования к ресурсному обеспечению модели

  1. Нормативно-правовое обеспечение: Положение о базовой профильной школе, положение о профильном классе; положение о порядке комплектования профильного класса; договор о совместной деятельности школ; должностные обязанности педагогических и руководящих кадров, участвующих в организации профильного обучения.

  2. Программно-методическое обеспечение представляет собой образовательную программу школы как комплекс программ основного (учебных), дополнительного (воспитательных, развивающих, социализирующих) образования, осуществляющих самоопределение учащихся по всем ступеням обучения с учетом преемственности содержания образования (базового, предпрофильного, профильного компонентов); учебного плана межшкольных сетевых структур; программ медико-психологического, социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.

3. Научно-методическое обеспечение предполагает обязательность подготовки педколлективов школ по организации психолого- педагогического сопровождения личностного развития сельских школьников, освоение технологий индивидуализации образовательного процесса в условиях малочисленности классов, освоение коллективных форм взаимодействия на основе социально-педагогического партнерства между специалистами разного профиля (педагог, психолог, классный руководитель), между коллективами разных школ.

4. Кадровое обеспечение предполагает усиление ведущих направлений функционирования базовой профильной школы через создание структурных подразделений: службы сопровождения личностного развития учащихся, информационно-ресурсного центра, научно-методического совета с включением представителей всех школ, творческих групп из состава учителей всех школ.

5. Учебное и материально-техническое обеспечение предполагает выделение под цели профильного обучения учебных площадей, оборудования в соответствии с основными профилями: кабинеты гуманитарного, естественно-научного циклов, мастерские базовой школы, а также совместное использование имущества школ, необходимого для организации профильного обучения в рамках совместной деятельности (транспорта, оборудования, земельных площадей).

Требования к школьному сообществу

  • Принципы социального партнерства: равенство, равнозначность, дополняемость друг друга, взаимный интерес друг к другу.

  • Профессионализм педагогических кадров, совершенствование деятельности структурных подразделений, ориентированных на комплексное решение проблемы самоопределения учащихся.

  • Ответственность и заинтересованность учащихся в самопознании собственного «Я», формирование умений, необходимых для самообразования и продолжения обучения в выбранном направлении профессионального образования.

  • Родители становятся равноправными партнерами в организации образовательного процесса в школах.

Особенности управляющей системы модели и требования к ней

Функционирование базовой профильной школы на основе сетевого взаимодействия школ предполагает создание особой системы управления, учитывающей правовой статус участников образовательного процесса и складывающуюся организационную структуру школы. Новыми структурными единицами управляющей системы модели являются: Совет директоров школ, Большой педагогический совет, совместные творческие группы учителей, совместные методические объединения учителей по профилям обучения (гуманитарного, естественно-математического, технического), межшкольные детские объединения.

Для научно-методического сопровождения организации профильного обучения вводится должность заместителя директора по научно-методической работе.

Схема управления функционированием «Базовая профильная школа»

Основные функции вновь создаваемых структурных единиц управляющей системы связаны с обеспечением координации действий всех организационных структур.

  • Функции Большого педагогического совета:

  1. разработка и утверждение концептуальных положений организации профильного обучения и целостной системы по самоопределению учащихся;

  2. разработка и утверждение программно-методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения;

  3. согласование учебных планов школ;

  4. разработка и утверждение направлений работы с кадрами по повышению их профессионального мастерства.

  5. внесение предложений по изменению существующей структуры управления;

  6. разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования участвующих в разработке модели базовой профильной школы.

    • Функции Совета директоров школ:

  1. разработка, утверждение и согласование с управлением образования нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование базовой профильной школы;

  2. разработка и подписание договора о совместной деятельности по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах, приложений к договору;

  3. согласование планов, программ, режимных моментов организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

  4. разработка мер по организации учебного процесса в рамках предпрофильного и профильного обучения (условия подвоза учащихся, привлечение к работе отдельных специалистов и др.);

  5. утверждение плана мероприятий повышения квалификации кадров;

  6. согласование должностных обязанностей работников, осуществляющих организацию предпрофильного и профильного обучения учащихся;

  7. согласование положений о системе мер поощрения участвующих в разработке модели базовой профильной школы

  8. согласование и утверждение финансовых расходов на обеспечение предпрофильного и профильного обучения;

  9. утверждение планов работы коллегиальных органов самоуправления;

  10. анализ и оценка результативности организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сетевой формы;

  11. утверждение отчета о ходе и результатах реализации программы по отработке модели базовой профильной школы.

    • Функции совместных МО учителей по профилям:

  1. участие в экспертизе учебных планов, программ по предпрофильному и профильному обучению;

  2. разработка программно-методического обеспечения предпрофильного и профильного обучения;

  3. изучение, обобщение (создание информационного банка) передового педагогического опыта, накопленного сельскими школами и отдельными учителями по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  4. изучение и апробация технологических подходов к организации предпрофильного и профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия школ;

  5. отбор и апробация технологий, обеспечивающих эффективность предпрофильного и профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  6. разработка системы контроля (мониторинга) результативности предпрофильного и профильного обучения;

  7. участие в оценке профессионализма педагогических кадров по осуществлению предпрофильного и профильного обучения;

  8. подготовка научно-методических разработок, необходимых для профильного обучения;

  9. внесение предложений по поощрению учителей, участвующих в разработке модели базовой профильной школы;

  10. организация системы состязательных мероприятий (рейтинги, конкуры, олимпиады и т.д.) среди учащихся старших классов;

  11. информирование родителей и учащихся по организации и результатам предпрофильного и профильного обучения в рамках модели базовой профильной школы.

    • Функции службы психолого-педагогической поддержки:

  1. разработка системы диагностирования учащихся в рамках предпрофильного и профильного обучения;

  2. разработка форм и содержания консультативной помощи учащимся и родителям в рамках предпрофильного и профильного обучения;

  3. разработка психолого-педагогического компонента предпрофильного и профильного обучения (спецкурсов компенсирующе-развивающего направления, самопознания учащихся);

  4. информирование родителей и учащихся о системе сопровождения предпрофильного и профильного обучения;

  5. разработка прогноза и выявление степени реального сопротивления участников образовательного процесса в связи с введением профильного обучения в школах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Координация работ: Фонд содействия информатизации образования (1)

    Документ
    В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” в разделе 1.2. «Новые социальные требования к системе российского образования» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  3. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 г.)

    Документ
    СОГЛАШЕНИЕ о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва,
  4. Фонд развития

    Документ
    "О мерах по подготовке инженерных коммуникаций и объектов городского хозяйства к работе в осенне-зимний период 2002-2003 гг. и участию в проведении республиканского смотра-конкурса по подготовке жилищно-коммунального хозяйства
  5. Деятельность Правительства Москвы, федеральных структур, Департамента образования города Москвы в области информатизации образования. Место информатизации в гцп «Столичное образование 5» 6 Современные приоритеты целей образования, образовательный стандарт

    Образовательный стандарт
    Деятельность Правительства Москвы, федеральных структур, Департамента образования города Москвы в области информатизации образования. Место информатизации в ГЦП «Столичное образование 5» 6

Другие похожие документы..