Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Генеральная прокуратура РФ и Торгово- промышленная палата РФ заключили Соглашение о сотрудничестве в области защиты прав предпринимателей. Документ п...полностью>>
'Документ'
Торжественное мероприятие с участием ветеранов Советского, Октябрьского, Железнодорожного районов г. Улан-Удэ, посвященное Дню Победы (КТЦ «Феникс», ...полностью>>
'Документ'
XX век, а вслед за ним и XXI, ставят как перед писателями, так и перед исследователями их творчества важнейшие вопросы о существовании текста во врем...полностью>>
'Диплом'
В настоящее время усилители получили очень широкое распространение практически во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности,  в технике...полностью>>

Пенсионные фонды, сберегательные общества, инвестиционные фонды: общее и особенное

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ, СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4

1.1 Сущность и виды негосударственного пенсионного фонда 4

1.2 Функции негосударственных пенсионных фондов 6

1.3 Создание негосударственного пенсионного фонда 7

1.4 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России 10

2. СУЩНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬСНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ 13

2.1 Понятие инвестиционного фонда 13

2.1 Акционерный пенсионный фонд 14

2.3 Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) 17

3. СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА 23

3.1 Кредитные союзы 23

3.2 Общие фонды банковского управления (ОФБУ) 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Если у обычного гражданина появились не то чтобы лишние деньги, но свободные средства, в которых он сиюминутно не нуждается, то его уже можно назвать потенциальным инвестором, а его деньги - капиталом. Но чтобы называться полноценным инвестором, этому гражданину надо свой капитал куда-нибудь вложить.

Развитие финансовых рынков настолько расширило инструменты и способы вложения денег, что порой становится трудно разобраться во всем многообразии инвестиционных альтернатив.

Коллективное инвестирование - схема инвестирования, при которой средства, вложенные мелкими инвесторами, аккумулируются в единый фонд под управлением профессионального менеджера для их последующего вложения с целью получения прибыли (прироста). Таким образом, коллективное инвестирование предполагает создание некоторого «денежного мешка» из средств мелких вкладчиков, который потом будет инвестироваться в ценные бумаги, недвижимость или какие-то другие активы. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» № 408 от 21 марта 1996 г., к формам коллективного инвестирования относят:

- паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные)

-кредитные союзы;

- акционерные инвестиционные фонды;

- инвестиционные банки;

- негосударственные пенсионные фонды.

Преимущества коллективных инвесторов, состоят в том что: компании, занимающиеся финансовыми инвестициями, с большей вероятностью обладают необходимыми знаниями и навыками, чем мелкие инвесторы; мелкие инвесторы не в состоянии снизить риск путем диверсификации из-за высоких затрат на проведение операций при небольшом количестве акций; при управлении большим числом мелких инвестиций как одним крупным портфелем можно добиться экономии за счет масштаба операций, от чего инвестор может получить выгоду в виде низкой платы за управление; коллективные инвесторы практически во всех странах являются объектом законодательства и регулирования, направленного на защиту интересов мелких инвесторов. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы – изучить особенности негосударственных пенсионных фондов, сберегательных обществ, а также инвестиционных фондов.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- изучить организацию работы негосударственных пенсионных фондов;

- дать понятие инвестиционных фондов;

- рассмотреть сущность акционерного и паевого инвестиционных фондов;

- определить черты характерные для кредитных союзов;

- проанализировать общие фонды банковского управления.

Методы исследования:

-обработка, анализ научных источников;

-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – формы коллективного инвестирование в России

Предмет исследования – пенсионные фонды, сберегательные общества, инвестиционные фонды: общее и особенное.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

1.1 Сущность и виды негосударственного пенсионного фонда

Понятие негосударственного пенсионного фонда имеет двойную сущность:

1) Институциональную.

2) Финансовую.

В соответствии с первым подходом негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального страхования, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное страхование участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Финансовая сущность НПФ понимает под негосударственным пенсионным фондом совокупность денежных средств вкладчиков, вносимых специализированным некоммерческим организациям для осуществления пенсионного страхования определенного контингента участников НПФ1.

Негосударственные пенсионные фонды не отличаются многообразием, в частности, выделяют негосударственные пенсионные фонды двух видов:

1) Корпоративные (профессиональные) НПФ – специализированные некоммерческие организации, создающиеся при предприятиях и организациях для осуществления дополнительного пенсионного страхования своих (либо преимущественно своих) сотрудников. В какой-то степени корпоративные НПФ представляют собой кэптивные страховые компании, созданные для осуществления специализированного вида страхования – долгосрочного страхования жизни на случай дожития работников материнской корпорации.

Корпоративные пенсионные фонды в свою очередь подразделяются на:

- закрытые – НПФ, страхующие только работников учредительной компании;

- открытые – НПФ, предоставляющие свои услуги по пенсионному страхованию не только сотрудникам учредительной компании, но и сторонним лицам.

2. Индивидуальные (частные) НПФ - специализированные некоммерческие организации, осуществляющие добровольное пенсионное страхование всех граждан страны независимо от профессиональной принадлежности. Индивидуальные НПФ являются открытыми фондами.

В России как и во всем мире преобладают корпоративные НПФ, что вызвано несколькими причинами:

1) работники крупных предприятий (которые являются учредителями НПФ) относятся с большим доверием к своим работодателям, организовавшим НПФ (например «АвтоВАЗ», «Газпром», «Лукойл»), чем к сторонним учредителям НПФ;

2) на отдельных предприятиях, имеющих собственные НПФ, добровольное пенсионное страхование организуется на «добровольно-принудительных» принципах, когда принимаемые на работу сотрудники в обязательном порядке вступают в корпоративный НПФ.

Вполне понятно стремление крупных корпораций к созданию на своей основе НПФ: этим они решают не только, а где-то – не столько, задачи социальной защиты своих работников, сколько свои кадровые проблемы, стимулируя работников предприятия к труду на данном предприятии, привязывая их к себе.

В настоящее время функционирует определенное количество открытых корпоративных НПФ, являющихся для компаний-учредителей не только инструментом социальной защиты работников и кадровой политики на предприятии, но и дополнительными источником пополнения собственных активов, рассматривающих негосударственное пенсионное страхование как определенный вид коммерческой деятельности, примером чему является НПФ Сбербанка РФ2.

По разному производится сравнение двух данных видов НПФ по основному критерию их оценки – надежности. Российский финансовый кризис августа 1998 года показал большую надежность работы корпоративных НПФ, чьи активы были в определенной степи объединены с активами компаний-учредителей, отвечавшими по обязательствам учрежденного НПФ, тогда как многие индивидуальные НПФ, не имевшие сильной финансовой поддержки, не смогли пережить данный финансовый кризис. Но в истории функционирования негосударственной пенсионной системы также имеются негативные факты обеспечения надежности корпоративных НПФ. В США была серьезная проблема с компанией «Студебеккер», обанкротившейся в 60-е годы. У нее был свой пенсионный фонд. Оказалось, что его управляющие вложили большую часть своих активов в бизнес материнской корпорации. Когда рухнула компания, рухнул и ее пенсионный фонд. Это был настоящий кризис, поскольку многие люди, вложившие туда деньги, потеряли все свои сбережения, дело доходило даже до самоубийств. Так что нельзя дать однозначную оценку этих видов НПФ.

1.2 Функции негосударственных пенсионных фондов

Функции негосударственных пенсионных фондов состоят в следующем:

1) разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

2) заключает пенсионные договоры;

3) аккумулирует пенсионные взносы;

4) ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии пенсионных счетов;

5) заключает договоры с управляющими компаниями;

6) формирует и размещает самостоятельно или через управляющие компании собственные средства, включая пенсионные резервы;

7) ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

8) осуществляет актуарные расчеты;

9) производит выплаты негосударственных пенсий;

10) осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

11) предоставляет в установленном Инспекцией НПФ порядке информацию о своей деятельности.

Негосударственные пенсионные фонды, являясь некоммерческими организациями, не вправе заниматься коммерческой деятельностью. НПФ могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для уставных целей. К таким видам деятельности относится передача активов фонда в управление компании, заключившей договор с пенсионным фондом на управление его активами, с целью получения дохода от их инвестирования, получение дохода от использования имущества и средств, переданных фонду его учредителями, другими юридическими и физическими лицами, используемых исключительно на уставные цели3.

1.3 Создание негосударственного пенсионного фонда

Негосударственный пенсионный фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, с первоначальной регистрации его устава в Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица. Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, так же как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и государства.

Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному страхованию.

После прохождения государственной регистрации фонды обязаны в двухнедельный срок представить в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ копии зарегистрированных Уставов (1 экз.), копии свидетельств о их государственной регистрации4.

Разрешением на проведение фондом соответствующей деятельности служит лицензия, выдаваемая Инспекцией. После государственной регистрации фонды представляют в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ необходимые документы для получения лицензии.

Учредительными документами фонда являются учредительный договор и устав.

Порядок создания фонда определяется учредительным договором, заключенным его учредителями.

Учредительный договор должен содержать:

1) полное и сокращенное наименования фонда, сведения о его местонахождении;

2) положения о предмете и целях деятельности фонда;

3) сведения о составе учредителей;

4) сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании фонда;

5) сведения об органах управления фонда и о порядке управления деятельностью фонда;

6) перечень обязательств учредителей фонда по созданию фонда и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;

7) положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей фонда.

Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем).

Для регистрации Уставов фонда учредители не позднее чем через два месяца после проведенного учредительного собрания представляют в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ следующие документы:

1) 3 экземпляра (подлинники) устава фонда, утвержденного его учредителями;

2) учредительный договор, заключенный Учредителями Фонда;

3) протокол собрания учредителей, подписанный учредителями и заверенный их печатями. Каждый экземпляр представленных документов должен быть прошит, пронумерован и заверен подписью и круглой печатью одного из учредителей;

4) заявление о регистрации устава фонда;

5) справка об учредителях фонда;

6) справка о руководителях фонда и документ о их назначении (избрании) на соответствующую должность.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Устава НПФ и Правил НПФ.

1.4 Развитие негосударственных пенсионных фондов в России

Первые пенсионные фонды были зарегистрированы еще в 1991 году и не имели под собой законодательной базы. Они руководствовались законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года, а также «Временным положением о некоммерческих организациях», сегодня уже не действующим. Только 16 сентября 1992 года под № 1077 вышел Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который создал правовую основу для начала деятельности НПФ. Все специализированное законодательство в области НПФ разрабатывалось в соответствии с этим Указом. Однако недостаточно развитая правовая база НПФ заставляла практикующих в этой области специалистов обращаться к нормативным документам других сфер деятельности: страховой, некоммерческой, трасту и другим5.

Вступление в силу части 1 Гражданского Кодекса РФ привело к необходимости внесения в документы, регламентирующие деятельность НПФ, значительных изменений, связанных с введением новой организационно-правовой формы некоммерческих организаций — фондов. В связи с отсутствием достаточной нормативной базы на федеральном уровне местные органы власти принимали собственные нормативные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности НПФ. 7 августа 1995 года Правительство РФ утвердило концепцию реформы пенсионного обеспечения (постановление № 790). предусматривающую постепенное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения в России. А 7 мая 1998 года наконец-то вышел Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах» за №75-ФЗ – на целых 7 лет отставший от появления первых российских НПФ. После чего, активно стала формироваться нормативно правовая база деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации на основе принятия целого пакета документов по деятельности в области пенсионного страхования.

Стихийное формирование в России НПФ в условиях отсутствия необходимой правовой базы привело к большому разнообразию организационно-правовых форм. На заре создания НПФ, они регистрировались как коммерческие организации.

К 2004 году в России сформировалась система негосударственных пенсионных фондов, составившая 283 НПФ, из которых подавляющее большинство расположено в г. Москве. Десятка крупнейших НПФ России приведена в табл. 1

Таблица 1

Крупнейшие НПФ России

№ п/п

Название НПФ

Собственное имущество НПФ (млн. руб.)

Имущество для осуществления уставной деятельности (млн. руб.)

Пенсионный резерв (млн. руб.)

Инвестиции НПФ (млн. руб.)

Количество участников (чел.)

Получатели пенсии (чел.)

Пенсионные выплаты (млн. руб.)

1

“ГАЗФОНД”

8.101

349

7.745

7.420

44.270

16.828

38

2

“ЛУКойл-Гарант”

3.081

1.906

1.127

2.902

136.061

4.642

0.1

3

“Сургутнефтегаз”

2.241

1.732

503

2.075

6.633

4.553

3

4

“Пенсионный Фонд Внешторгбанк”

1.515

13

23

34

2.703

0

0

5

“Электроэнергетики”

834

71

756

799

196.422

15.783

11

6

“Национальный НПФ”

578

46

527

564

117.916

3.907

4

7

“Ростелеком-Гарантия”

523

44

475

487

30.307

30.309

5

8

“Покровитель”

522

505

14

343

4.963

114

0.1

9

“Благосостояние”

465

13

451

415

1.210.226

1.250

5

10

“Энергия” г.Иркутск

429

428

1

427

22.611

0

0

Всего по

НПФ России

24.598

5.970

16.777

21.076

3.646.955

316.515

216



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экзаменационные вопросы по специализированному квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению,

    Экзаменационные вопросы
    Глава I. Основные положения, связанные с деятельностью негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию
  2. Фонд “Институт экономики города” Международный опыт жилищного ипотечного кредитования

    Документ
    Кризис и депрессия 30-х годов в США, последствия Второй мировой войны в Европе заставили правительства большинства стран осознать особую социальную значимость решения жилищных проблем населения.
  3. Оценка надежности негосударственных пенсионных фондов как социально-экономических систем

    Автореферат
    Защита состоится 17 марта 2011 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 521.021.01 по экономическим наукам при НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела» по адресу: 630051, г.
  4. Ханты-Мансийскому Негосударственному пенсионному фонду присвоен исключительно высокий уровень надежности

    Обзор
    Рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в ситуации нынешнего кризиса демонстрирует наибольшую устойчивость среди компаний финансового сектора 7
  5. Фонды архива: на 01. 10. 2011 г по списку фондов числится в наличии 408 фондов, 84196 единиц хранения

    Документ
    Осташковское районное производственное колхозно-совхозное управление создано в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке управления сельским хозяйством» № 267 от 22 марта 1962 г.

Другие похожие документы..