Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
   Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и лов...полностью>>
'Технический регламент'
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущ...полностью>>
'Документ'
«Персональные данные работника (сотрудника ООО «АС-КОМП»)» - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой инфор...полностью>>
'Документ'
Практика свидетельствует, что государственные органы в прин­ципе не могут устанавливать, какие ценные бумаги должны обра­щаться на рынке, поскольку э...полностью>>

Методические рекомендации к семинарским занятиям по культурологии для студентов I курса по сециальности «Менеджмент», мi 1

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА ПО СЕЦИАЛЬНОСТИ

«Менеджмент», МI – 1

Дата

Тема

Вопросы к семинару

1.

14.09

Вводно-методическое занятие.

2.

28.09

Тема 1. Культурология как наука.

Тема 2. Морфология культуры.

Вопросы к семинару:

1. Предмет и объект культурологии.

2. Компаративный анализ культурологии и философии, социологии, истории культуры, культурной антропологии.

3. Основные культурологические школы и направления.

4. Основные подходы и определения понятия «культура».

5. Структурные элементы (субъект, задачи, формы) и функции культуры.

Вопросы для самопроверки:

  1. Когда культурология выделилась в самостоятельную область знания?

  2. Почему происхождение термина «культурология» принято связывать с именем Л.А. Уайта?

  3. Почему культурологическая наука находится в настоящее время все еще в процессе становления?

  4. Охарактеризуйте предмет культурологии.

  5. Какую роль выполняет философия по отношению к культурологии?

  6. В чем разница подходов в истории и культурологии по отношению к культуре?

  7. Каков предмет изучения культуры социологами?

  8. Раскройте положение: культурная антропология изучает человека как субъект культуры.

  9. Объясните, в чем заключается двойственный характер взаимосвязи культурологии с другими науками.

  10. В чем заключается разница между теоретической и прикладной культурологией?

  11. Основные подходы и определения понятия «культура».

  12. Становление и определение понятия «культура».

  13. Структурные элементы (субъект, задачи, формы) и функции культуры.

  14. Вопросы для самопроверки:

  15. Дайте определение понятия – культура.

  16. Когда возникло понятие – культура?

  17. Каким образом шло становление понятия культура?

  18. Раскройте сущность трех подходов в определении культуры: антропологического, социологического и философского.

  19. Охарактеризуйте основные группы определений культуры, указанные в классификации А. Крёбера и К. Клакхона.

  20. Раскройте содержание основных структурных элементов культуры: субъект культуры, культура – смысловой мир, миф, обычаи, ценности, язык.

  21. В чем заключается разница между обычаями и традициями?

  22. Назовите важнейшие функции культуры и укажите их смысловое содержание.

  23. В чем различие познавательной (гносеологической) и информационной функций?

  24. Приведите примеры, характеризующие каждую из функций культуры.

Темы докладов и сообщений:

  1. Культурология как наука, ее предмет и методы исследования.

  2. Философский подход к культуре.

  3. Принцип историзма и мировая культура.

  4. Культура как предмет исследования в социологии.

  5. Культурная антропология как наука о развитии человеческой культуры, ее специфика.

  6. Основные культурологические школы и направления.

  7. Теоретическая (фундаментальная) и прикладная культурология.

  8. Методы культурологических исследований: на примере эволюционного (Э. Тайлор и Л. Леви-Брюль), функционального (Б.К. Малиновский) и структурального (К.Г. Леви-Строс) методов.

  9. Генезис понятия культуры.

  10. Задачи культуры.

  11. Духовная культура: понятие, структура, функции.

  12. Материальная культура и ее метаморфозы.

  13. Проблема взаимосвязи и генезиса духовной и материальной культур.

  14. Искусство как социокультурный феномен.

  15. Проявление адаптивной функции культуры в современном мире.

  16. Артефакт как практическое выражение культуры.

3.

12.10

Тема 3. Культурогенез.

Динамика культуры.

Вопросы к семинару:

1. Характеристика основных теорий культурогенеза: креационизм,

  • трансцендентальные концепции,

  • гуманистически-демиургическая,

  • космологическая,

  • магическая,

  • игровая,

  • социальная,

  • психоаналитическая,

  • натуралистические концепции,

  • орудийно-трудовая теория.

2. Натуралистическая (энергетическая) концепция культурогенеза на примере теории пассионарности Л.Н. Гумилева.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть креационистской концепции культурогенеза?

2. Раскройте основные положения трансцендентальной концепции культурогенеза.

3. В чем заключается особенность гуманистически-демиургической концепции, разработанной Н.А. Бердяевым, как варианта трансцендентальной концепции культурогенеза?

4. Дайте общую характеристику космологических концепций культурогенеза (В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, гуманистически-демиургической Л.Н. Гумилев, П. Тейяр де Шарден).

5. Каковы основные положения натуралистических концепций культурогенеза (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц)?

6. Какова специфика игровой концепции культурогенеза Й. Хейзинги?

7. Назовите основные положения психоаналитической концепции З. Фрейда.

8. Раскройте орудийно-трудовую концепцию культурогенеза Ф. Энгельса.

9. В чем отличие орудийно-трудовой и социальной концепций (Б. Малиновский) культурогенеза?

10. Укажите сущность магической концепции культурогенеза (Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль).

11. В чем суть теории пассионарности Л.Н. Гумилева?

Темы докладов и сообщений:

1. Основные концепции антропогенеза: креационизм, панспермия, эволюции и инволюция (по выбору).

2. Эволюционная и креационистская концепции происхождения природы, человека, культуры.

3. Концепция культурогенеза (креационистская, гуманистически-демиургическая, трансцендентальная, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, социальная, натуралистическая, магическая (по выбору).

4. Палеолитическая и неолитическая революции, их роль в культурогенезе.

3.

26.10

Тема 3. Культурогенез.

Динамика культуры.

Вопросы к семинару:

1. Источники (механизмы) культурной динамики.

2. Традиция и культурное наследие.

3. Диффузия культуры и культурные заимствования.

4. Уровни взаимодействия культур.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие формы преемственности и периодичности изменений в культуре Вам известны?

2. Перечислите источники (механизмы) культурной динамики.

3. Что можно отнести к инновациям в культуре?

4. Какое понятие более широкое и почему: традиция или культурное наследие?

5. Что входит в процесс культурной диффузии?

6. Охарактеризуйте формы культурной диффузии.

7. Как соотносятся понятия – аккультурация и культурные заимствования, что понимать под ними?

8. Каково различие между аккультурацией и инкультурацией?

9. Какие модели (формы) культурной динамики Вам известны?

10. Что можно отнести к типам культурной динамики?

11. Какие формы может приобретать модернизация традиционных культур?

Темы докладов и сообщений:

1. Циклическая модель динамики культуры (Гесиод).

2. Ренессанс и Реформация как пример культурной инверсии.

3. Линеарная модель динамики культуры на примере концепций Э. Тайлора, Дж. Фрезера, Л. Моргана.

4. Воззрения Ж.Ж. Руссо как пример реверсивной модели динамики культуры.

5. Л. Уайт о девиантной модели динамики культуры.

6. Смена стилей искусства как тип динамики культуры (на примере романики, готики, ренессансного, барокко, рококо, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, модерна, модернизма, ар-деко, постмодернизма – по выбору).

7. Культурный застой как тип динамики культуры.

8. Культурная трансформация, проведенная Петром I.

9. Изобретения как источник культурной динамики.

10. Вариативность культурной диффузии.

11. Влияние природных факторов на культурную динамику.

12. Аккультурация как фактор культурной динамики.

13. Роль социальных институтов в динамике культур.

14. Модернизация традиционных культур: позитивные и негативные последствия.

4.

09.11

Тема 4. Онтология культуры.

Вопросы к семинару:

1. Процессы инкультурации и социализации.

2. Культурная идентичность.

3. Культура и религия.

4. Генезис цивилизаций: на примере концепции «вызова-и-ответа» А. Тойнби.

Вопросы для самопроверки:

  1. 7. Раскройте суть понятия социализация.

  2. 8. Что Вы понимаете под «инкультурацией»? Укажите ее стадии.

  3. 9. В чем заключаются сущность и значение культурной идентичности?

  4. Дайте определения понятиям: религия, религиозность.

  5. Укажите базовые принципы религиозного отношения к миру.

  6. Каковы источники религиозности?

  7. Охарактеризуйте ранние формы религиозных воззрений (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия).

  8. Какие мировые религии Вы знаете? Когда и где они зародились?

  9. Назовите сущностные характеристики каждой из мировой религий.

  10. 10. Охарактеризуйте концепцию «вызова-и-ответа» А. Тойнби.

Темы докладов и сообщений:

1. Религия как один из основополагающих типов мировоззрения.

2. Специфика одной из ранних форм религиозных воззрений (по выбору).

3. Научная и религиозная картина мира.

4. Религии мира и их писания (Трипитака, Библия, Коран).

5. Социокультурные смыслы науки и религии.

6. Пути инкультуракции личности в современных условиях.

7. Этносоциальные факторы развития личности в контексте культуры.

8. Роль СМИ в формировании личности на современном этапе.

9. Культура и натура: проблема антагонизма и дружественности.

10. Концепции взаимосвязи культуры и цивилизации (культуры и религии, культуры и искусства и т.д.).

11. Техногенная цивилизация: пути решения конфликтов.

12. О. Шпенглер о бездуховностии и техницизме цивилизации.

13. Проблемы современной цивилизации и экологии.

14. Культура и общество.

15. Взаимосвязь понятий: слово – язык – письмо – культура.

16. Языки культуры.

17. Знаки и символы. Их природа в науке, искусстве, религии.

5.

23.11

Тема 5. Типология культуры.

Вопросы к семинару:

1. Основные концепции типологизации культур:

  • историческая;

  • формационная;

  • цивилизационная;

  • линейная;

  • современные концепции типологизации культур.

2. Линейная типологизация культур на примере теории «осевого времени» К. Ясперса.

3. Особенности исторических моделей культуры.

4. Традиционные и модернизированные культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы отличия типологии и типологизации культур?

2. Что входит в понятие – историческая типологизация культур?

3. Каковы особенности формационной типологизации культур?

4. Раскройте основания цивилизационной типологизации культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

5. В чем суть линейной типологизациии культур К. Ясперса (на примере теории «осевого времени»).

6. Что Вам известно о коммуникативной типологизации культур Г. Маклюэна?

7. Укажите отличительные черты традиционных и модернизированных культур.

Темы докладов и сообщений:

1. Историческая типологизация культур.

2. К. Маркс – основоположник формационной типологизации культур.

3. Типологическая модель развития культуры К. Ясперса.

4. Цивилизационная типологизация на примере моделей Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби (по выбору).

5. Коммуникативная типологизации культур Г. Маклюэна.

6. Традиционные культуры в современном мире.

7. Основные характеристики модернизированных культур.

8. Сходство и различие восточных и традиционных культур.

9. Сходство и различие западных и модернизированных культур.

6.

07.12

Тема 5. Типология культуры.

Вопросы к семинару:

1. Основные направления типологии культур и их характеристика:

  • по признаку носителя (мировая, национальная этническая);

  • по аксиологическим векторамлитарная и массовая);

  • по социальным парадигмам (доминирующая, субкультура, контркультура, маргинальная культура).

2. Проблемы культурной самоидентичности и культурной модернизации.

3. Восточный и западный типы культур.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте значение понятия – «типология культур» как научного метода.

2. Укажите характерные черты мировых, национальных и этнических культур.

3. Чем отличаются национальные и этнические культуры?

4. Что Вы понимаете под элитарной культурой? Дайте примеры проявления элитарной культуры в различные исторические эпохи.

5. Когда возникает массовая культура и каковы предпосылки ее возникновения?

6. Каковы позитивные и негативные проявления массовой культуры?

7. Что такое – китч?

8. Чем характеризуется доминирующая культура?

9. В чем отличия субкультуры и контркультуры?

10. Назовите проявления маргинальной культуры.

11. Раскройте суть понятия – «культурная самоидентичность».

12. Дайте характеристику и укажите отличия западного и восточного типа культур.

Темы докладов и сообщений:

1. Типологические разновидности культур и их особенности.

2. Человек на Востоке и Западе, его жизненный уклад и ценности.

3. Культура мира и перспективы развития восточной и западной культур.

4. Интеграционные процессы в восточной и западной культурах, их позитивные и негативные стороны.

5. Х. Ортега-и-Гассет о массовом обществе и дегуманизации искусства.

6. Возникновение и основные признаки массовой культуры.

7. Позитивные и негативные основания массовой культуры.

8. Исторические примеры проявлений контркультуры.

9. Молодежные контркультуры – их плюсы и минусы.

10. Оценка явления контркультуры с психологической точки зрения.

12. Проявления маргинальной культуры в современной России.

7.

21.11

Тема 6. Кросскультурная коммуникация..

Вопросы к семинару:

1. Основные стратегии аккультурации.

2. Результаты межкультурной коммуникации.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию – кросскультурная коммуникация.

2. Какие Вы можете назвать уровни, виды и типы кросскультурной коммуникации?

3. Охарактеризуйте этнический, национальный и цивилизационный уровни взаимодействия культур?

4. Каковы типы межкультурной коммуникации на микроуровне?

5. Какие варианты этнокультурных контактов Вам известны?

6. Приведите примеры как отношение ко времени, пространству и общению влияет на кросскультурную коммуникацию.

7. Какова сущность аккультурации?

8. Дайте характеристику основным стратегия аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.

9. Раскройте значение понятия – культурный шок (стресс аккультурации).

10. Чем определяется успешность аккультурации в психологическом аспекте?

11. Что может считаться важнейшим результатом аккультурации (укажите два его аспекта)?

12. Что такое культурный стереотип, и какие виды стереотипов выделяют?

13. Что можно отнести к предрассудкам в межкультурной коммуникации?

14. Приведите примеры относительного характера проявления толерантности в кросскультурной коммуникации.

Темы докладов и сообщений:

1. Феномен диалога культур.

2. Способы и формы культурной трансляции.

3. Значение и роль туризма в кросскультурной коммуникации.

4. Исторические примеры процессов ассимиляции.

5. Этнокультурные контакты как проявление межкультурной коммуникации.

6. Межцивилизационные уровни взаимодействия культур в исторической ретроспективе.

7. Исторические примеры этнической ассимиляции.

8. Влияние ценностных ориентиров на межкультурную коммуникацию.

9. Культурный шок или стресс аккультурации, его причины и факторы, оказывающие на него воздействие.

10. Культурные стереотипы: их проявления в контактах между народами.

11. Роль предрассудков в межкультурных контактах.

12. Толерантность как результат кросскультурной коммуникации.

8.

04.01

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре

Вопросы к семинару:

1. Основные этапы развития отечественной культуры.

2. Россия – срединное звено между Востоком и Западом. Взаимосвязь культурных традиций России с иными культурами.

3. Влияние геополитического фактора и православия на формирование русского культурного архетипа.

4. Социальные установки, доминирующие в русском культурном архетипе.

5. Роль и значение культуры России в мировой культуре.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы истоки русской культуры?

2. Какие факторы способствовали становлению русского культурного архетипа?

3. Какова роль принятия христианства в формировании русской культуры?

4. Назовите основные этапы развития отечественной культуры.

5. Проследите влияние вестернизации и ориентализации на отечественную культуру на каждом из этапов. В чем это влияние прослеживалось?

6. В чем, в свою очередь, можно проследить воздействие отечественной культуры на иные культурные общности?

7. В чем Вы видите самобытность русской культуры?

8. Охарактеризуйте воззрения западников и славянофилов.

9. Как Вы понимаете термин – «евразийство»?

10. Каковы роль и место отечественной культуры в мировом культурном пространстве?

Темы докладов и сообщений:

1. О раздвоенности русской культуры: А.И. Герцен, Н. Лосский, В.И. Ленин.

2. Воззрения западников о месте и предназначении России (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин – можно по выбору).

3. Специфика воззрений славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин – можно по выбору).

4. Принятие христианства и его влияние на развитие культуры.

5. Понятие «евразийства» и его роль в отечественной культурологии.

6. "Загадочная русская душа" – реальность или выдумка?

7. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

8. Самодержавие в России и его влияние на культуру.

9. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры.

10. Феномены российской культуры XX века.

11. Советская культура: содержание, форма, основные направления.

11. Специфика современной социокультурной трансформации в России.

9.

28.12

Тема 8.

Культура и глобальные процессы современности.

Для самостоятельного изучения

Вопросы к семинару:

1. Предпосылки возникновения и сущность культурной универсализации.

2. Культура постмодерна.

3. Культура и будущее человечества.

Вопросы для самопроверки:

1. Что Вы понимаете под культурной универсализацией?

2. Что можно отнести к предпосылкам культурной универсализации?

3. Культурная универсализация – это сугубо современный процесс, или его черты можно проследить на других этапах развития культуры?

4. Что такое – культурная идентичность? Нужно ли ее сохранять в процессе глобализации культуры?

5. Что входит в понятие постмодерна?

6. Каковы причины возникновения феномена постмодерна, когда это явление возникло?

7. Каких теоретиков постмодерна Вы можете назвать?

8. Назовите глобальные, с Вашей точки зрения, проблемы современности. Охарактеризуйте их.

9. Раскройте роль культуры в процессах гуманизации общественной жизни в современном мире.

10. Как рассматривается понятие «прогресс» в рамках цикличной, цивилизационной и социально-синергетической моделей развития?

11. Какие типы изменчивости выделяют в динамике социокультурных систем?

12. Какова социокультурная роль науки и техники в ХХ в.?

13. Что понимается под экологией культуры?

Темы докладов и сообщений:

1. Культура индустриального и постиндустриального обществ.

2. Международное экологическое движение "зеленых".

3. Пути инкультурации личности в современных условиях.

4. Культурная универсализация в современном мире.

5. Формирование культуры личности как глобальная гуманистическая проблема современности.

6. Искусство постмодернизма.

7.Проблема единства культуры и многообразия культур.

8. Культура и смысл жизни.

9. Мегатенденции современной культуры.

10. Место и роль религии в культуре начала ХХI века.

11. Тоталитаризм в культуре ХХ в.

12. Интернет как наиболее значимое научное достижение современности.

13. Особенности постмодернизма в религии, философии и науке.

14. Становление информационного общества и культура.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование и организация учебного процесса 24 Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям. 36

    Документ
    Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.

Другие похожие документы..