Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Сохранение биологического разнообразия как основы стабильного функционирования биосферы является одной из наиболее значимых проблем современности. Акт...полностью>>
'Автореферат'
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационной работы определяется целым рядом факторов, неразрывно связанных с развитием экономик...полностью>>
'План-конспект'
Организм — сложная единая саморегулирующаяся и саморазви­вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко­торой обусловлена взаимодейст...полностью>>
'Документ'
программа для: преподавателей русского языка и литературы средних общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования и сре...полностью>>

2 Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

46

факторы выделены серым цветом) следует, что главным фактором академической успеваемости студентов-борцов выступает успешность их

Таблица 1 Распределение студентов-борцов по критерию учебной успеваемости (%)

Учебная успеваемость

ВСЕГО

срез за 1998-2002 годы (n = 53)

Школьная

15,1

58,5

26,4

0,0

100

Академическая

7,5

67,9

22,6

1,9

100

срез за 2002-2006 годы (n = 65)

Школьная

20,0

50,8

26,2

3,0

100

Академическая

9,2

47,7

35,4

7,7

100

Таблица 2 Факторы академической успеваемости различных микрогрупп студентов ВУЗов физической культуры

Контингент микрогруппы

Факторы

1

2

Студенты ВУЗов физической культуры

Комплексный показатель памяти

Школьная успеваемость (чем она выше, тем выше и академическая успеваемость)

Успешность спортивной деятельности

Курс обучения

Систематичность учебной деятельности

Комплексный показатель мышления

Студенты тренерских факультетов

Комплексный показатель памяти

Успешность учебной деятельности (чем она

выше, тем

выше и академическая успеваемость)

Успешность спортивной деятельности

Материальное положение

Комплексный показатель внимания

Практика трудовой деятельности

Студенты

педагогических

факультетов

Комплексный показатель памяти

Успешность учебной деятельности (чем она

выше, тем

47

выше и академическая успеваемость)

Успешность спортивной деятельности

Практика трудовой деятельности

Комплексный показатель мышления

Систематичность учебной деятельности

Комплексный показатель внимания

Студенты

«неспортивных»

факультетов

Комплексный показатель визуальной памяти

Успешность учебной деятельности (чем она

выше, тем

выше и академическая успеваемость)

Ориентация на основной вид деятельности

Комплексный показатель аудиальной памяти

социальный статус в спорте

Комплексный показатель мышления

Функциональная подготовленность

Студенты-борцы

Умственная работоспособность

Успешность учебной деятельности (чем она

выше, тем

выше и академическая успеваемость)

Успешность спортивной деятельности

Материальное положение

Таблица 3 Распределение студентов ВУЗов физической культуры по критерию академической успеваемости в сравнении с другими молодёжными

группами в РФ (%)

Группа молодёжи

n

Академическая успеваемость

Современная российская молодёжь

1413

8,0

38,7

42,1

11,2

100

Современные студенты и студентки российских ВУЗов

485

6,0

35,9

41,4

16,7

100

Современные студенты российских ВУЗов1

207

11,1

45,4

33,3

10,2

100

Современные студенты ВУЗов физической культуры

193

8,8

40,4

42,0

8,8

100

1 В данном случае под студентами мы понимаем студентов мужского пола.

48

учебной деятельности (чем она выше, тем выше и академическая успеваемость), проявляя преобладающую для других микрогрупп студентов ВУЗов физической культуры тенденцию. Наряду с успешностью учебной деятельности к факторам академической успеваемости студентов-борцов относятся: успешность спортивной деятельности, умственная работоспособность и материальное положение. Как видно из таблицы 3, сравнительный анализ полученной нами

информации с данными всероссийского социологического опроса, который проводился кафедрой философии и социологии Университета им. П. Ф. Лесгафта, выявил, что студенты-борцы учатся также как студенты российских ВУЗов в целом (47,7% против 45,4%), таким образом, проявляя общую тенденцию. Выявленная ситуация актуализирует целесообразность изменения методики проведения учебных занятий в ВУЗах Российской Федерации, в том числе и по специальным дисциплинам.

Таблица 4 Учёт особенностей успешности учебной деятельности студентов-борцов

в методике преподавания

Особенности

успешности учебной

деятельности

Способ учёта в методике преподавания

Высокая посещаемость

Изучение нового и сложного учебного

материала,

приобретение навыков учебной деятельности

Высокая пропускная

способность, хорошая

эффективность

внимания

Быстрое освоение большого объёма учебного материала

Плохие концентрация

и устойчивость

внимания

Постоянный оперативный контроль за освоением каждой дидактической единицы

Отличные визуальная

и аудиальная

кратковременная

память

Достаточное для работы на занятии запоминание

учебного материала после прочтения

или прослушивания

Хорошая аудиальная

долговременная

память

Хорошее долгосрочное запоминание учебного материала после прослушивания

Удовлетворительный

уровень абстрактного

мышления и плохая

мыслительная

успеваемость

Нецелесообразность повествовательного

изложения

учебного материала, необходимость выделения

педагогом и визуального представления

ключевых

моментов, обсуждения их и смысловых связей

49

Таким образом, при разработке инновационных методик проведения учебных занятий по специализации студентов-борцов, обучающихся в ВУЗах физической культуры, необходимо учитывать особенности всех компонентов успешности их учебной деятельности. Как показано в таблице 4, мы сформулировали шесть основных технологических положений разработки образовательных методик по указанной дисциплине.

Во-первых, приоритетность предполагает, что методики должны основываться на систематической аудиторной учебной деятельности, в рамках которой рассматриваются новые и самые сложные компоненты учебной программы, формируются умения и навыки учебной деятельности как таковой (что обусловлено невысокой исходной успеваемостью, которая переходит в такую же академическую успеваемость без специального обучения подобным умениям и навыкам).

Методики должны состоять из таких методов и форм, которые позволят эффективнее осваивать учебный материал исходя из специфики умственной работоспособности студентов-борцов.

Так, во-вторых, интенсификация обучения основывается на том, что высокая пропускная способность мозга и хорошая эффективность внимания позволяют освоить большой объём учебного материала сравнительно быстро (в связи с наличием достаточного времени для того, чтобы обращать внимание на одни и те же дидактические единицы несколько раз).

В-третьих, интенсификация контроля определяется тем, что плохие концентрация и устойчивость внимания требуют постоянного оперативного контроля за освоением каждой дидактической единицы (в таком случае учебный материал должен предъявляться не «единым потоком» как на традиционной лекции, а мелкими порциями, обеспечивая в каждом случае обязательный элемент обратной связи).

В-четвёртых, кратковременная аудиовизуализация обусловлена тем, что опору целесообразно сделать на отличные визуальную и аудиальную кратковременную память.

В-пятых, акцентированное обсуждение объясняется хорошей аудиальной долговременной памятью: имеет смысл зачитывание учебного материала под контролем педагога по заранее составленным картам или тестам, насыщенным всеми дидактическими единицами.

Нецелесообразным оказывается повествовательное изложение учебного материала педагогом ещё и потому, что выделять самостоятельно ключевые моменты для запоминания студентам с удовлетворительным уровнем абстрактного мышления и плохой мыслительной успеваемостью явно затруднительно: лучше, если эти моменты выделит педагог, а студент-борец запомнит их при вдумчивом ознакомлении с учебно-методическим материалом. Из данного положения вытекает схематизация как шестое основное технологическое положение.

50

С учётом выявленных особенностей разработана и внедрена в учебный процесс кафедры теории и методики борьбы ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» инновационная методика проведения учебных занятий по специализации студентов-борцов I курсов очной формы обучен ия в ВУЗах физической культуры (рис. 1; табл. 5, 6 и 7), которая соответствует требованиям балльно-рейтинговой системы оценки и представляет собой сочетание метода комплексного тестирования, комплексных теоретических занятий и самостоятельной работы студентов под контролем педагога. Содержанием метода комплексного тестирования являются вводные, обучающие, контрольные, накопительные и индивидуально- корректировочные тесты. Вводные, контрольные и индивидуально-корректировочные тесты рассматриваются на комплексном, текущем и оперативном уровнях сложности. Оперативные тесты подразделяются на теоретические и методические. В целом инновационная методика состоит из 521 теста. Основу тестов составляют вопросные мини-кейсы, максимально насыщенные дидактическими единицами.

По результатам применения данной инновационной методики к основным её особенностям воздействия на студентов-борцов I курсов можно отнести следующие.

Применение обучающего тестирования (рис. 2) позволяет достичь хорошей абсолютной и отличной относительной обученности в рамках всех периодов обучения, что показывает, соответственно, хорошую и отличную величины и количественного, и качественного компонентов академической успеваемости по специализации в рамках критериально-ориентированного подхода. Визуальное сравнение показателей теоретической и методической обученности даёт основание заключить, что вне зависимости от периода обучения эти показатели достигают близких значений в рамках и абсолютного, и относительного диапазонов. Данный факт подчёркивает специфичность воздействия инновационной методики в целом, вне зависимости от содержания учебного материала, что подтверждается фактами отсутствия значимых различий средних арифметических указанных параметров на примере показателей за год и I семестр.

Обращает на себя внимание следующий факт (рис. 3 и табл. 8): отличная относительная обученность переходит в удовлетворительную академическую успеваемость по специализации у большинства студентов-борцов по данным практически всех остальных тестов, что обусловливает удовлетворительную комплексную академическую успеваемость по специализации и подчёркивает, что студенты-борцы не закрепляют учебный материал в рамках самостоятельной работы, не повторяют его и не заучивают специально.

Ml-:ТОЛИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО СПОРТА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ


I РЛДПЦЛ'НШЛЛ


i < И ЧУШЛИШ>ГТ.>НКЛ К)ЧК-Ш1Я СТУДЕ1ГГЛ К УЧКШ 1УЮ

дки'1'i'i'i 1>н( и 4 1 ■ ohyit ту! :г


Рис. 1. АОстрактное представление инновационной и традиционной методик проведения учеоных занятии по специальной дисциплине ВУЗа физической культуры «Теория и методика избранного спорта»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  3. Научное издание балтийской педагогической академии секция управленческой деятельности Вестник Балтийской Академии

    Документ
    Современные социально-политические преобразования в России, оставляя в прошлом несостоятельные культурные ценности, предопределили формирование принципиально новых тенденций и направлений развития культуры, в том числе и сферы неспециального
  4. «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

    Документ
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена»
  5. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. В XXI веке в связи с глобальными изме­нениями в политической и экономической жизни российского общества суще­ственно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков.

Другие похожие документы..