Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВНЕСЕНЫ Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Рос...полностью>>
'Документ'
При предоставлении места в общежитии администрация университета (факультета) и органы студенческого самоуправления вправе учитывать предыдущее поведе...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Інструкції про порядок регулювання діяльності банків в Україні, затвердженої постановою Правління Національного банку України від 28.08...полностью>>
'Программа'
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами на каникулах для того, чтобы сегодня поучаствовать в одной замечательной игровой программе и провес...полностью>>

2 Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

297

подготовительная и заключительная части длятся по 5 мин., остальное время отводится на основную часть урока.

Опыт показывает, что добиться значимых результа тов в обучении плаванию можно только при систематических занятиях в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Закреплять приобретенные навыки помогают совместные занятия плаванием с родителями в плавательных бассейнах и открытых водоемах.

КООРДИНАЦИОННЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕНАЖЕРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В ТРЕНИРОВКЕ ГРЕБЦОВ

К.Ю. Шубин, кандидат педагогических наук, доцент

Вот уже около тридцати лет специалисты в области физической культуры и спорта ведут разговор о невозможности увеличения объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Естественно, что тренеры, ученые пытаются найти новые пути повышения эффективности тренировочного процесса, совершенствования системы подготовки, рационализации традиционных принципо в построения тренировки. Возросшая плотност ь соревновательной деятельности, резкое увеличение конкуренции, высокая напряженность соревновательной борьбы вывела на новый уровень требования к качеству физического, технического и тактического мастерства спортсменов. Поиски новых средств и методов подготовки, базирующихся на научно-обоснованных закономерностях, позволяют повысить эффективность управления тренировочным процессом.

Использование тренажеров в тренировке гребцов является весьма эффективным и действенным средством, позволяющим оптимизировать подготовку и, в какой-то мере, выйти из тупика механического увеличения объемов и интенсивности тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка гребцов на байдарках и каноэ с использованием тренажеров стала неотъемлемым компонентом тренировочного процесса. В упражнениях на различных аппаратах реализуются разные способы создания внешнего сопротивления, дозирования силовой нагрузки. Положительный перенос тренированности обеспечивают те конструкции, упражнения, на которых в большей степени соответствуют гребле по координационным и биомеханическим параметрам.

Простейшая классификация тренажеров в гребле разделяет их на
многоцелевые и специализированные. К первой группе можно отнести
экзер-дженни, пружинно-рычажный тренажер, мини-джим

(изокинетический механический тренажер), «Чемпион» (гидравлический тренажер), блоки-противовесы, «катающаяся тележка». Внешнее сопротивление на этих устройствах создается следующим образом:

298

  • пружинно-рычажный тренажер (аппарат Хюттеля-Мертенса) – изменением момента силы относительно оси вращения рычага, упругая деформация эластичных тяг;

  • экзер-дженни – трением вытягиваемого шнура о стержень устройства;

  • мини-джим – созданием центробежной силы на валу, зажигающей фрикционную прокладку;

  • «Чемпион» - гидравлическим сопротивлением вращению барабана;

  • «Катающаяся тележка» - преодолением гравитации при подъеме в уклон и инерции во время остановки при обратном движении;

- блок-противовес – преодолением инерции покоя груза.
Координационное и биомеханическое соответствия или различия

упражнений на тренажерах и гребли можно определить, используя методы электромиографии и тензодинамометрии. Сущность проведения экспериментов заключалась в сравнении характеристик биоэлектрической активности мышц при выполнении упражнений на тренажерах и при гребле в произвольном и максимальном темпе. Электромиограммы регистрировались биполярными накожными электродами от мышц активных при гребле. К ним были отнесены широчайшая спины, трапециевидная, задний пучок дельтовидной, двуглавая плеча, трехглавая плеча, большая грудная, наружная косая живота. Также регистрировались момент погружения и извлечения лопасти весла при гребле, усилия на весле или рукоятке тренажера. В исследованиях приняло участие 18 гребцов-байдарочников различной квалификации. Анализ полученных данных выявил, что более квалифицированных спортсменов отличает включение широчайшей мышцы спины, наружной косой живота, задней части дельтовидной, трехглавой плеча синхронно с погружением весла. У менее квалифицированных спортсменов эти мышцы включаются асинхронно, наиболее выражено отстаивание включения мышц туловища.

Спортсменам более низкой квалификации свойственно также увеличенная длительность активности всех мышц при проводке весла, причем некоторые из мышц активны и в безопорном периоде. Выполнение гребка при согласованном включении исследуемых мышц происходит более эффективно, что также находит подтверждение в оптимальном распределении усилий на лопасти весла в опорной фазе гребка.

Анализ «работы» мышц при выполнении упражнений на исследуемых тренажерах выявил, что одни устройства обеспечиваю большее координационное подобие гребли, чем другие. Несмотря на сходство внешних признако в движения, работа на пружинно-рычажном, гидравлическом и фрикционном (экзер-дженни) тренажерах характеризуется большим подобием координационного рисунка гребле, чем работа на мини-джиме и «катающейся тележке».

Рационально построенная работа на тренажерах способна повысить уровень развития специальных физических качеств, скорректировать определенные технические характеристики основного навыка гребца,

299

целенаправленно воздействовать на слабые звенья технических параметров гребка (К примеру, недостаточное по времени удержания усилия при проводке можно «исправить», применяя упражнения на изокинетическом тренажере).

Использование тренажеров в тренировочном процессе гребцов на байдарках и каноэ позволяют:

- эффективно использовать различные мышечные режимы в
процессе подготовки;

  • четко дозировать величину нагрузки;

  • программировать структуру выполнения движения;

  • исключить предварительные фазы движения и сконцентрироваться на повторяемости основных фаз;

- нести информационную функцию, применяясь в качестве
тестирующих устройств.

Естественно, что знание координационных и динамических характеристик упражнений на тренажерах позволяет повысить эффективность тренировочного процесса гребцов и оптимизировать воздействие на техническую и физическую подготовку спортсмена.

300

ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗАРОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА, ЕДИНОБОРСТВ В ВУЗАХ РОССИИ И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

А.Г. Семенов, доктор педагогических наук, профессор В.В. Кузьмин, кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Терентьева

Начиная с 1908 года, в России возникают студенческие спортивные кружки. Впервые они появляются в Петербурге: в Политехническом институте и Электротехническом университете.

Студенты Санкт-Петербурга на Олимпийских играх в Лондоне 1908 года были удостоены серебряных наград по греко-римской борьбе - это Николай Орлов и Александр Петров.

В 1911 году в Петербурге была создана студенческая лига, руководящая спортивными соревнованиями в масштабе города. В своей работе мы остановимся на одном из видов единоборств: греко-римской борьбе, так как она является основополагающим видом спорта для всех без исключения видов, где есть техника борьбы.

В 1919-20-х года х борьба была введена в программу физического воспитания допризывников.

Двумя годами позже она нашла своё место в наставлении по физической подготовке красной Армии, как спорт, содействующий воспитанию боевых, моральных и физических качеств. В этот период она вошла в учебные планы центральных курсов и главной военной школы физического образования Всеобуча.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР физическое воспитание во всех высших учебных заведениях введено обязательным учебным предметом с 1926 года.

Преподаватели физического воспитания находятся в составе военных кафедр. В середине 1930-х годов создана кафедра физического воспитания в вузах.

Большое влияние на качество физического воспитания повлияло введение в программу комплекса ГТО. Также большое значение имело введение единой Всесоюзной спортивной классификации (1935-1937 гг.)

Открывшиеся широкие материальные возможности: предоставление для занятий баз, оборудования и инвентаря, обеспечение занятий инструкторским составом, вызвали огромную тягу молодёжи к спортивной борьбе. Могучим толчком развития греко-римской борьбы в вузах после войны было расширение международного спортивного движения. Декларация международного союза студентов (МСС) в 1945 году провозгласила необходимость бесплатных и доступных занятий спортом

301

для каждого студента вуза, которое рассматривается как эффективное средство укрепления здоровья студентов, как одна из форм развития культурных и спортивных связей.

В 1946 году на конгрессе в Праге был образован отдел физической культуры и спорта. Основной целью его деятельности предлагалось возрождение студенческих спортивных форумов.

В 1949 году была образована Международная Федерация Университетского Спорта (ФИСУ). Впервые в этом году в Будапеште были проведены мировые студенческие игры, где борьба по праву, была одним из ключевых видов спорта. Дебют на этих престижных соревнованиях для СССР был успешным. Чемпионами по греко-римской борьбе стали: М. Бабаев (52 кг.), А.Рыбаков (57 кг.), В. Илуридзе (68 кг.), С. Марушкин (74 кг.), А. Энглас (87 кг.). Серебряные награды получили: А. Калмановский (62 кг.), Н.Белов (82 кг.), В. Николаев (87 кг).

Были достигнуты результаты на Всемирных студенческих играх по вольной борьбе:

Чепель, Венгрия, 1954 г.

Победителями стали: М. Цалкаламанидзе, А. Майсурадзе (оба -СССР), Б. Галантаи, Д. Тот (оба - Венгрия), М. Дадашев, Г. Схиртладзе, Б. Кулаев, О. Канделаки (все – СССР). В числе призеров – Н. Музашвили и С. Габараев.

Турнир VI Фестиваля Молодежи и студентов Москва, СССР, 1957 г.

Победителями в порядке весовых категорий стали: В. Джигладзе, Р. Мамедбеков, Х. Хутбеев (все – СССР), А. Репс (Финляндия), М. Шебето, Д. Давлианидзе, В. Вербин, А. Иваницкий (все – СССР). В число призеров вошли Э. Томаев, Л. Колесник, В. Багиров, Л. Молчанов.

Всемирная Универсиада Москва, СССР, 1973 г.

Победителями стали Р. Гаджиев (СССР), К. Симода, Т. Сасаки, А. Мияхара (все – Япония), Ц. Нацагдорж (Монголия), А. Айрапетянц, В. Сюльжин, Л. Тедиашвили, И .Ярыгин, Н. Модебадзе (все – СССР). В числе призеров – А. Иванов, П. Шестаков, Ю. Королев, П. Пинингин.

Всемирная Универсиада София, Болгария, 1977 г.

Победителями стали Н. Фуджисава, К. Симидзу (оба – Япония), Г. Багдасарян (СССР), М. Дуков (Болгария), З. Ойдов (Моноголия), У. Уэллс (США) З. Дувчин (Монголия), Ш. Лютвиев (Болгария), М. Магамедов, С. Хасимиков (оба – СССР). В числе призеров – Д. Казакбиев, Р. Дмитриев, М. Абдул-Муслимов, Н. Петренко, Э. Фатиков, В. Пушкашу, Х. Орцуев.

Всемирная Универсиада Бухарест, Румыния, 1981 г.

Победителями стали Т. Исикава, М. Сато (оба – Япония), А. Белоглазов, В. Алексеев (оба – СССР), Р. Каскарет (Куба), Г. Макасарашвили, В. Казибеков, В. Батня, И. Мате (все – СССР), Б. Баумгартнер (США). В числе призеров – А. Саноян, Сон Габ До, Ю Ин Так, Х. Томияма, Б. Будаев, Д. Шульц и Н. Скрипкин.

302

В советский и российский периоды прошлого и нынешнего столетий физкультурно-спортивное студенческое движение прошло многоэтажный путь своего становления и развития.

В довоенный и послевоенный периоды в СССР добровольные спортивные общества в вузах организовывались по профсоюзному и отраслевому признакам. Например, ДСО «Медик» - медицинские вузы, ДСО «Учитель» - педагогические, ДСО «Наука» - университеты и политехнические вузы.

Учитывая особенности жизнедеятельности образовательных учреждений, 30 октября 1957 года все студенческие добровольные спортивные общества (организации) были объединены в единое студенческое добровольное спортивное общество «Буревестник».

В каждом регионе было ДСО «Буревестник». Всех их объединял ЦС «Буревестник».

Славный многолетний спортивный путь прошло студенческое ДСО «Буревестник», воспитавшее многих олимпийских чемпионов, чемпионов мира, подготовившее многих заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта СССР, спортсменов старших и младших разрядов.

В 1987 году все профсоюзные общества: «Труд», «Локомотив», «Трудовые Резервы», «Буревестник», «Урожай», «Зенит», были объединены в единое Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСОН), которое просуществовало до 1991 года.

Данное решение нанесло огромный ущерб развитию физической культуры и спорта в нашей стране. Мгновенно закрылись тысячи ведомственных детско-юношеских спортивных школ по различным видам спорта, в том числе и по олимпийским видам единоборств.

До 1987 года в СССР проводились спартакиады среди студентов по линии министерств и ведомств Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму; Олимпийским комитетом России другими министерствами, ведомствами, имеющими в своем ведении высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также другими государственными и общественными организациями России.

29 октября 1993 года в Москве по инициативе физкультурных работников, педагогов и тренеров кафедр физического воспитания и спортивных клубов вузов России на учредительной конференции был образован Российский студенческий спортивный союз (РССС). На нем единогласно избран заслуженный мастер спорта СССР заслуженный тренер СССР, профессор Алексей Иванович Киселев.

21 января 1994 года РССС был утвержден министерством юстиции РФ в статусе общественной организации России, как единая организация по руководству студенческим спортом на всей территории нашей страны. Российский студенческий спортивный союз, также признан министерством образования РФ. С этого времени Российский студенческий спортивный

303

союз начал представлять студенческий спорт на универсиадах и чемпионатах мира среди студентов.

Российский студенческий спортивный союз является коллективным членом Олимпийского комитета России. В своей практической деятельности руководствуется Уставом, принятым и утвержденным на своей конференции. Избранный союз расширяет и укрепляет деловые связи, сотрудничество с министерствами и ведомствами в области физической культуры и студенческого спорта. Установлены деловые отношения с Государственной Думой, Администрацией Президента и Правительством. РССС ведет постоянную работу по созданию и укреплению в регионах России региональных отделений.

В 1994 году РССС принят в Международную Федерацию студенческого спорта (FISU) и пять представителей России были избраны в международные комиссии, а Президент РССС А.И. Киселев избран членом исполнительного комитета FISU.

На сегодняшней день, президентом РССС является Матыцин Олег Васильевич, он же Президент Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Президент Ассоциации вузов физической культуры и спорта Российской Федерации, член Исполкома Международной федерации студенческого спорта.

Главными партнерами РССС являются Росспорт, Министерство образования и науки Российской Федерации, Рособразование, Олимпийский Комитет России, национальные федерации (союзы) по видам спорта, Российский Союз Ректоров, Российский союз студентов.

Следует отметить роль региональных структур в развитии и популяризации студенческого спорта, в этой связи особо активную и конструктивную политику проводят Правительство Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан.

Основной целью деятельности РССС является содействие государству в реализации с тратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области. РССС содействует консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, студенческого спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях и подготовке студентов-спортсменов – членов Союза для участия в спортивных соревнованиях различного уровня.

При этом РССС стремится продолжать традиции и идеи ДСО «Буревестник», который вывел отечественный студенческий спорт на передовые позиции в мире и сделал студенческое спортивное движение в стране по истине массовым. Но если «Буревестник» был на государственном обеспечении, как всего штата сотрудников, так и спортивного календаря внутрироссийских и международных

304

соревнований, то РССС является общественной организацией, находящейся вне системы государственного финансирования.

Укрепление деловых связей РССС с федеральными и территориальными организациями, студенческими объединениями и непосредственно с вузами и ссузами позволило в значительной мере повысить эффективность спортивно-массовой работы. Ведется активная деятельность по созданию в округах и регионах России отделений РССС. Сейчас межрегиональные отделения Союза созданы во всех федеральных округах.

РССС объединяет спортивные клубы и физкультурные организации более чем 700 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. На данный момент с Союзом сотрудничают 15 студенческих лиг и федераций по видам спорта. Около 10 тысяч специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 60 видов спорта. Наиболее массовыми из них являются бадминтон, баскетбол, бокс, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, фехтование, футбол, настольных теннис, шахматы, греко-римская и вольная борьба. Именно по этим и многим другим видам спорта с 1994 года Российский студенческий спортивный союз проводит массовые соревнования для студенческой и учащейся молодежи – Чемпионаты России среди студентов. Например, в Санкт-Петербурге в ФИНЭКе с 1991 года проводится открытый чемпионат России среди студентов по греко-римской борьбе. Инициатор проведения и организации данных соревнований Семенов Алексей Георгиевич. Кроме этого, на базе Санкт-Петербургского государственного университета авиакосмического приборостроения проводится чемпионат России по вольной борьбе. Инициатор и организатор - Кимельфельд Ольгерд Александрович. Также техникум физической культуры в Санкт-Петербурге проводит спартакиаду «Звезды третьего тысячелетия». В программу спартакиады входит большое количество видов спорта, в том числе греко-римская и вольная борьба.

План Всероссийской Универсиады-2007 включает 75 спортивных мероприятий, проводимых в разных городах и регионах России. Программа соревнований состоит из 52 видов спорта. О мастерстве участников студенческих стартов страны свидетельствуют объективно регистрируемые в ходе состязаний рез ультаты на уровне национальны х сборных команд. Каждое соревнование становится настоящим праздником молодости, спорта и здоровья.

РССС неоднократно выступал с рядом предложений, которые повысили бы эффективность проведения национальных чемпионатов среди студентов и способствовали популяризации студенческого спорта. В частности, ввести централизированное государственное финансирование Всероссийской Универсиады, включить всероссийские и международные

305

студенческие спортивные соревнования в Единый календарный план проведения спортивных мероприятий Росспорта.

Плановое финансирование студенческого спорта в России позволит привлечь к занятиям спортом сотни тысяч учащихся высших и средних специальных учебных заведений, оптимизировать структуру всероссийского календаря соревнований, создать полноценную систему подготовки отечественных студентов-спортсменов и участие их во внутрироссийских и крупнейших международных соревнованиях.

Российский студенческий спортивный союз принимает активное участие в заседаниях, «круглых столах», иных мероприятиях, посвященных вопросам развития студенческого спорта в Российской Федерации, активно взаимодействуя с профильными комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации.

23 марта 2007 года РССС принял участие в «круглом столе» на тему: «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации», организованном Комиссией РФ по делам молодежи и спорту.

10 апреля 2007 г. состоялось первое в 2007 году заседание Комиссии по решению задач вовлечения экономически активного населения в занятия физической культурой и спортом Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту. Президент РССС О.В. Матыцин выступил с докладом по теме «Направления и методы возрождения студенческого спортивного движения в Российской Федерации».

26 июня 2007 года состоялось расширенное заседание Президиума Российского Союза Ректоров, где были рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития студенческого спортивного движения в Российской Федерации. По результатам заседания было принято Постановление Президиума Российского союза ректоров о состоянии и перспективах развития студенческого спортивного движения в РФ.

Всемирные Универсиады всегда являются главными студенческими соревнованиями. Это вторые по зрелищности, значимости, популярности и масштабности международные комплексные спортивные мероприятия после Олимпийских игр.

Делая анализ выступления российской студенческой сборной (с 1995 по 2007 год), следует отметить, что она шесть раз завоевывала первое место (1995 – Хака, Испания; 1999 – Попрад-Таржу; 1999 Пальма-де-Мальорка; 2001 –Закоране, Польша; 2003 – Тарвизио, Италия; 2005 – Измир, Турция. Один раз поделила первое и второе место 1997 – Чоньджу– муджу, Южная Корея. Вторые места занимала три раза (2003 – Даегу, Корея: 2007 - Турин, Италия, 2007 – Бангкок, Таиланд) и один раз заняла четвертые и пятые места (1997 – Сицилия, Италия). Успешно выступают

306

единоборцы на международных студенческих соревнованиях: тхеквондо, борьба, каратэ, бокс, дзюдо.

Помимо Всемирных Студенческих Игр сборные команды Российской Федерации достойно представляют страну на чемпионатах Европы и мира среди студентов.

Несмотря на блестящие достижения отечественных студентов-спортсменов на международной спортивной арене, наша страна не принимала активного участия в организации студенческих мероприятий мирового масштаба.

Одним из центральных проектов в области студенческого спорта в России на сегодняшний день является выдвижение города Казани в качестве столицы Всемирной летней Универсиады-2013. Наша страна принимала Всемирную Универсиаду лишь однажды, в 1973 году. По уровню организации и успешности московские Студенческие Игры вошли в историю как одни из лучших.

Говоря о позитивных тенденциях в развитии студенческого спорта в Российской Федерации нельзя не отметить существование объективных проблем, не позволяющих в настоящий момент студенческому спортивному движению стать фундаментом в формировании здорового образа жизни молодежи и развитии российского спорта.

Приведенные направления и методы возрождения спортивного студенческого движения в Российской Федерации призваны способствовать разрешению целого ряда проблем, связанных с развитием студенческого спорта, определить принципы и меры государственной поддержки студенческого спорта, его статус и место в физкультурно-спортивном движении.

Вместе с детско-юношеским спортом студенческий спорт составляет основу концепции непрерывного физического воспитания в системе образования РФ. Данные рекомендации целесообразно рассматривать как необходимые предпосылки в решении задач социального, финансового, материально-технического обеспечения развития студенческого спортивного движения и проведения государственной молодежной политики.

Выполнение поставленной комплексной задачи возрождения спортивного студенческого движения в Российской Федерации достигается путем планомерной работы по следующим основным направлениям: нормативно-правовое; организационное; финансово-экономическое; материально-техническое; информационное.

307

ПАМЯТИ УЧЁНОГО Владимир Григорьевич Стрелец (1920-2009)

Владимир Григорьевич Стрелец родился 26 ноября 1920 года на Украине в семье сельского кузнеца, умельца-мастера на все руки Григория Тихоновича; мать - Анастасия Макарьевна была из крестьянской семьи.

По самого Владимира Григорьевич его предки были из беглых стрельцов Ивана Грозного, которые в последствии поселилась на днепровском острове Хортице, бывшем в ХVI веке «казачьей вольницей». Отсюда и происхождение фамилии Стрельцов.

В детстве В.Г. Стрелец был далеко не Геркулес и, поэтому усиленно занимался всеми видами сельского спорта. Сдавая в третьем классе нормы БГТО, после кросса на 1,5 км школьный врач вдруг заявила, что у него врожденный порок сердца и запретила заниматься школьной физкультурой. Однако Владимир этот запрет презрел и занимался вне школы, как и раньше, всем тем, чем хотел - футболом, волейболом, гимнастикой, бегом, плаванием.

В школе он полюбил литературу, сам писал стихи в школьную стенгазету, боготворил учителя литературы по прозвищу Курило – бывшего беспризорника, выросшего в Харьковской колонии А.С. Макаренко в Харькове. Как потом выяснилось именно с личности Курило был создан один из персонажей в книге Макаренко «Флаги на башнях», -воспитанник колонии, окончивший рабфак и ставший впоследствии прекрасным школьным педагогом-воспитателем.

Именно Курило в тайне от автора послал вирши своего ученика в «Пионерскую правду». И, однажды, юный Владимир Стрелец лично получил письмо из Киева от самого Корнея Ивановича Чуковского, который похвалил его за удачные стишки. «Я потом получал еще письма от Корнея Ивановича, добрые, поощрительные, но поэтом так и не стал, зато стал преуспевать в спорте» - вспоминал В.Г. Стрелец.

Забыв о предостережении школьного врача, он упорно тренировался и выступал в школьных соревнованиях и спартакиадах. И спорт принес свои плоды. На медицинском осмотре призывников в Красную Армию в 1940 году врачебное заключение гласило – «здоров». Владимир Стрелец был зачислен в, самые тогда элитные войска, - пограничные, без ограничений.

Служба в армии в те неспокойные предвоенные годы была очень тяжелой и суровой. В.Г. Стрелец был направлен в г. Ашхабад, в отдельный батальон войск НКВД СССР, а потом на иранскую и афганскую границы. Зимой 1943 года он был назначен начальником эшелона войск НКВД на Ленинградский фронт, где принимал участие в боевых операциях по прорыву блокады Ленинграда и взятия г. Выборга. После сдачи г. Выборга белофиннами В.Г.Стрелец остался служить старшиной заставы в 102-м

308

пограничном отряде.

Как один из лучших физкультурников погранотряда В.Г. Стрелец был прикомандирован к институту физической культуры им. П.Ф. Лесгафта для подготовки к участию в первом послевоенном параде спортсменов в Москве на Красной площади в мае 1945 года.

В 1946 году, в декабре месяце В.Г.Стрелец был демобилизован. Имея восемь спортивных разрядов по различным видам спорта, он в середине учебного года без экзаменов был зачислен на гимнастическое отделение Высшей школы тренеров (ВШТ) института им. П.Ф. Лесгафта. Окончив в 1950 году ВШТ с отличием, в последующем, заочно окончил институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

С 1950 по 1956 год работал начальником учебной части курсовой базы ВЦСПС, а с 1956 по 1973 год работал в Гражданской авиации. В 1957 году его пригласили на должность начальника кафедры психофизиологии летного труда и спорта в Ленинградскую Академию гражданской авиации им. Можайского. Эта кафедра создавалась в стране впервые и по инициативе ленинградских инженерных психологов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. Работа на кафедре для В.Г. Стрельца была периодом его высшего «акме» как творческой личности, инженера-психофизиолога, автора многих изобретений и рационализаторских предложений в области профессионального отбора и подготовки летного состава.

В 1962 году В.Г. Стрелец успешно защитил кандидатскую диссертацию, получил степень кандидата биологических наук за, впервые созданную им, теорию профессионально-прикладной физической подготовки летчиков. В том же году он стал золотым медалистом ВДНХ СССР. В 1970 году, он одновременно с защитой докторской диссертации, по космической тематике был избран Почетным Академиком Академии транспорта СССР, имеющей теперь международной статус.

С 1973 по 1983 год – В.Г. Стрелец работал проректором по НИР в ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, теперь ставшим первым в стране «Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петерб ург» (ректор проф. В.А. Таймазов). В 1974, получив звание профессора, В.Г.Стрелец был назначен членом Экспертного Совета ВАК СССР, председателем научно-методических советов по физической культуре Ленинграда и общества «Знание» Ленинграда и области. С 1984 года и до конца своих дней В.Г. Стрелец полностью посвящает себя научно-исследовательской работе, подготовке аспирантов и докторантов, работает членом диссертационных советов в ВИФКе и НГУ им. П.Ф Лесгафта.

В 1994 году проф. В.Г.Стрелец избирается Почетным Академиком Международной Академии Психологических наук, принимает активное участие в создании Балтийской Педагогической Академии (членский билет №1 Почетного академика БПА от 30.10.1994 г.), публикует свои многочисленные статьи и книги, выступает с лекциями и докладами.

В 2001 году имя Владимира Григорьевича Стрельца было занесено

309

в «Золотую книгу - Инженеры Санкт-Петербурга».

В 2003 году проф. В.Г.Стрелец был избран «Человеком года» Американским Биографическим институтом, тогда же занесен в «Книг у 500 ученых Мира» АБИ (США), избран в Высший Совет АБИ.

Будучи ветераном Великой Отечественной войны, труда и спорта, мудрым педагогом-воспитателем научной смены, общительным и доброжелательным по натуре человеком, В.Г. Стрелец был всегда доступен для молодых учёных и своих учеников, он молод своей душой и казалось, что время бессильно погасить веселые искры в его глазах. За свою долгую и творчески плодотворную жизнь в науке и в сфере образования Владимир Григорьевич Стрелец опубликовал свыше 360 научных работ, подготовил 115 кандидатов наук, 19 докторов наук, утвержден в званиях: Почетный изобретатель СССР и России, Заслуженный деятель науки России, награжден 18-ю правительственными наградами.

Память о Владимире Григорьевиче Стрельце будет всегда жить в наших сердцах и постоянно напоминать о том, каким нужно быть в жизни и в науке.

Группа товарищей и учеников В.Г.Стрельца

МОИ МЫСЛИ СНОВА О ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

В. Г. Стрелец, Заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор

Напомню Вам, дорогой читатель, что я человек крайне любопытный, т.е. любознательный. Изучая человека, я не брезгую никакой информацией – все мною используется, осмысливается, анализируется и, в конце концов, синтезируется в лично моих умозаключениях. Поэтому все, о чем я сейчас пишу – это мои мысли, мое видение проблемы, мои умоза ключения. С ними можно соглашаться или опровергать их, воля Ваша, дорогой читатель – это только мои собственные домыслы.

Наука в нашем Мире развивалась неодинаково и неравномерно. Я считаю, что первая наука появилась в религиозных сочинениях, в различных изданиях: Библии, Евангелии и других изданиях, которые появились в монастырях, и которые писались затворниками-монахами, отшельниками, святыми. Многие из их произведений остались и до нашего времени основой нашего бытия, чему можно доверять и сегодня. Раньше всего эта наука появилась на Востоке (Индия, Китай, Япония, Тибет и в Египте, а также в странах Ближнего Востока).

Как ни странно, но взгляды на результаты науки, а главным объектом ее был и остается человек, были разные. Я объясняю это, прежде всего, условиями развития науки о человеке. В Европе существовали

310

жестокие законы, например, инквизиция сжигала на кострах вырывавшихся вперед ученых, которые осмеливались противоречить установившимся уже религиозным канонам и догмам мироздания. А изучать человека было запрещено не только в Европе, но даже в вышеназванных странах Востока и в Египте. Это была привилегия избранных, жрецов, святых. Я, изучив философию Восточных мудрецов, пришел к выводу, что восточная наука не доверяет нашим ведущим органам чувств, называя их показания иллюзиями. Поэтому ощутить и осознать эти понятия далеко не одно и то же.

В толковом словаре Ожегова слово ощутить буквально означает : «то же что и почувствовать, это восприятие, являющееся результатом воздействия объективного мира на наши органы чувств». И ничего больше. Это только распознавание чего-либо путем ощущения. Это еще неосознанные, поверхностные явления, которые не всегда отражают истинную картину внешнего мира. Человек всегда видит, слышит, осязает, обоняет, т.е. ощущает только то, что ему подсказывают положительные или отрицательные эмоции: он все воспринимает как иллюзии, а не как истинную картину внешнего мира.

Другое дело осознание. Это «полностью довести до своего сознания – понять явление. Созерцать – это только начальная ступень познания, выполненная только одним из пяти органов чувств. Так в кратком курсе истории КПСС объяснялся процесс познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от сюда к жизни, к практике…» Но если мы уже отметили, что все ведущие органы чувств искажали информацию, посылаемую в кору мозга в зависимости от своего состояния, формируемого положительными или отрицательными эмоциями.

Так, например, человек, пребывающий в хорошем, добром настроении, ему все хорошо, он видит все в розовом свете и слышит «божественную музыку» и все, что он пьет вкусно и сладко. И, наоборот, при дурном настроении все человеку кажется в черном свете, он слышит раздражающую музыку- какофонию, всякая пища имеет дурной запах и не вкусна и т.д. Вот почему индийские мудрецы называют такие ощущения иллюзиями. Не случайно жажда, мучающая человека в пустынной местности, вызывает у него, например, зрительные иллюзии – он видит оазис с деревьями и наполненные водой озера и т.д.

Я предполагаю, что на Боги и, прежде всего, Бого-Люди у всех народов: православные христиане мусульмане, буддисты, кришнаиты и другие, как и наш Иисус Христос от большой любви к человечеству в свое время обратили внимание на то, что человек создан с их точки зрения не совсем правильно для любви. И миллионы лет назад попытались исправить это положение. В тот период развития человека и высших животных, когда их организмами управлял мозжечок, а он в это время заменял роль коры мозга. В этот период на крыльях мозжечка появились центры положительных и отрицательных эмоций. С тех пор и в животном мире,

311

и у человека появились своего рода регуляторы любви. Не случайно и сегодня бытует мнение, что «от большой любви до ненависти один шаг».

Но нас интересовал другой вопрос, что же могло заменить органы чувств, чьим показаниям можно было бы доверять больше чем иллюзиям? Оказывается еще задолго до появления органов чувств природа пользовалась другими, более надежными механизмами восприятия и информации. Это информация называется вибрацией – более точная и более надежная, она еще и удобна тем, что ее легче и точнее можно измерить. Она отличается и по силе, и по размерам, это частота колебаний и их амплитуда. Диапазон этих колебаний невероятно широк – от нано до макро величин, которыми насыщена не только наша земля, все вокруг нас. Даже наша Вселенная, живая и неорганическая природа все время вибрирует, движется, живет!!!

Оказывается, что микровибрация была и первым раздражителем для живой природы и одной из самых надежных информаций и, прежде всего, для познания мира, для его осознания и сознания. И первыми органами восприятия этой микровибрации, первой информацией была первозданная живая клетка – это чудо созданное Всевышним или природой. Живая клетка как модель микрокосма. Как мы писали об этом раньше, она первая появилась у человека и у всех животных, она же умирает последней, но не погибает полностью, а в виде души человека переносится в нишу тонкого мира Торсионного поля Вселенной. Так как фактически вся информация о человеке полностью сохраняется, можно сказать, что человек тоже вечен.

Первичная живая клетка на первый взгляд самое простое живое существо. Первые органы чувств у нее размещались на ее оболочке, на первой мембране. Видимо кожа человека до сих пор своими чувствительными точками воспринимает множество разнообразной внешней информации, в т.ч. макро, микро и даже нано информации. Ведь все точки чувствительные, болевые, температурные и другого назначения и проводящие пути от них ассиметричны. Они неодинаковы по чувствительности, и по проводимости. Поэтому они посылают в мозг разные сигналы и различные виды вибрации. А вообще-то самая «простая» клетка – это сложнейший механизм, созданный Всевышним. Кроме всего прочего микровибрации воспринимает и управляет ими еще одна специализированная система, мы о ней почему-то забыли – это перепончатый костный лабиринт, названный нами ранее «психогироскоп».Еще одна загадка живой клетки – она не может существовать без вибрации. Постоянно вибрируя, она показывает, что она жива. Постоянная микровибрация заряжает клетку, повышает ее иммунитет, электрический заряд и в целом повышает ее жизненный тонус. Мне кажется, что о клетке мы еще очень мало знаем, она еще может открыть нам множество тайн и загадок.

Видимо психигироскоп напрямую связан с каждой живой клеткой. Главное, что клетка не просто воспринимала виброинформацию, она не только ее ощущала, она ее уже осознавала, следовательно, уже

312

формировала свое сознание, свой ум. Кажется смешно, какой ум у первобытной клетки – фантастика, да и только! А мне кажется, что первое сознание, которое мы полушутя, полусерьезно называем подсознанием, находится не столько в коре головного мозга, скорее оно находится в самой клетке. Иначе, зачем человеку носить такое гигантское число специализированных клеток с полнейшей информацией о самом человеке.

Раз уж мы заговорили о человеке, то у меня на этот счет есть свое мнение. Я не расист и не чернокнижник, но я людей разделяю на просто-люди и разного уровня личности. Просто-люди - это люди без больших запросов, такие же люди как мы с вами, но забота у них, прежде всего, как выжить каждому сегодня, завтра, послезавтра, чтобы было что поесть, попить и так изо дня в день. К личностям я отношу всех других людей, думающих не столько о себе, но и о других. Это мыслители, философы, священнослужители, политики, государственные деятели, ученые и т.д. Но есть и супер-личности и даже супер-супер-личности. Это, как правило, люди с особым складом ума: крупные религиозные деятели, управленцы-менеджеры высшего масштаба, государственные деятели, обладающие чистой совестью и добрыми помыслами. Таких очень мало. Конечно, такие люди отличаются, прежде всего, силой своей психики. На Востоке таких людей почему-то значительно больше, чем у нас на западе.

Я уже раньше говорил, что я счастливый человек, я на судьбу не могу жаловаться, она часто посылает мне таких людей с восточным разумом. Вот и сейчас, судьба послала мне истинного йога, да еще и мудрого писателя, ученого, который постиг, не только тайны восточной философии, ее мудрость, не только изучил систему йоги, но он еще внес в нее свое видение в развитие, в совершенствование земного человека. Он написал чудесную книгу, так необходимую человечеству особенно сейчас. Эта книга называется «Йога делового человека». Книгу он подарил мне с надписью «с надеждой на сотрудничество». К сожалению, эта наша встреча была первой и последней. Сотрудничества, к сожалению, не получилось. Но эта книга является настольной у меня у меня в доме сейчас. И вот цитирую ее и сейчас. В конце книги Игорь Николаевич Полтавцев в Эволюции сознания пишет: «В ведах Упанишадах и других священных книгах Индии философы древности крупными мазками показали путь человека к постижению мира и себя, пролегающий от материального через Манас, Будхи до самого Брахмана (космического разума).

Ступени этого движения подробно описал Патанджали, давший технику перевода сознания на более высокие уровни – технику Раджа Йоги. Потребовалось еще два тысячелетия, чтобы появился интеллект, который посредством этой техники проник в сферу Высшего мышления – сверхсознательного. Он подробно исследовал и систематизировал его». И далее: « Ауробиндо Гхош в учении об интегральной йоге рассмотрел пять состояний сознания из которых два относятся к уровню сознания, а три к высшему мышлению – сверхсознанию. Он считал, что человек, обретший

313

глубокую концентрацию внимания, позволяющую выходить в состояние самадхи, вступает в зону сверхсознательного. Ауробиндо Гхош разграничил пространство высшего мышления и выделил три состояния: разум озаренный, интуитивный и глобальный.

И вот мы, наконец, добрались до самого главного, с нашей точки зрения. Люди, личность которых мы выделили ранее тоже разные. Одни – просто личности, другие – личности выше среднего, есть сверх-личности, даже есть супер-личности, но есть и супер-супер-сверхличности. Это уже люди, наделенные божественной силой. Такие личности могут лечить других людей, исцелять их, делать всевозможные чудеса. Примером могут служить святые старцы, почти все пророки: Иисус Христос, Буда, Мохаммед, Моисей, Кришна. А сейчас, родившийся 23 ноября 1926 года в одной из деревушек Индии Сатья Баба может делать те же чудеса, что позволял себе Иисус Христос, судя по святому Евангелию. Так вот, оказывается каждая из вышеперечисленных личностей, вплоть до самых высших, использует для решения своих проблем особый механизм, свой ум: озаренный, интуитивный, глобальный. Озаренным умом, как правило, пользуются поэты, художники, музыканты, писатели, а также влюбленные.

Я отношу себя к личности с интуитивным умом. Об интуиции говорят, что это воспоминание истины. Истина, знание, информация будто бы постоянно находятся рядом, ожидая, когда мы станем чище и просветленнее, чтобы увидеть их. На этот уровень, как свидетельств ует йога, поднимаются крупные ученые, создатели новых наук, философы, религиозные деятели. Я считаю себя ученым и признаюсь, что я даже во сне иногда продолжаю осмысливать отдельные научные проблемы, научные задачи. Я не раз убеждался, что чаще всего мне приходит так называемое озарение, которое в словаре Даля Иоанн Богослов назвал «подсказкой свыше – откровением». Я по своему «переиначил» формулу своего мышления. Вместо «от живого созерцания к абстрактному мышлению… и т.д.». Мое: «от вибрационного осознания к направленному (а не абстрактному) интуитивному мышлению, к вспышке озарения, затем к откровению, а далее рукой подать до святой истины». Таким образом, я получил более 40 изобретений, написал две книги, мысли вслух и т.д.

Но и, конечно, есть разум глобальный, который является вершиной, которую человек достигает очень редко – это космическое сознание, слившееся с индивидуальностью, поэтому осознанное. Глобальный разум – это мир богов и основателей великих религий. На этом уровне познаются всеобщая красота, вселенская любовь. Добро и зло, любовь и ненависть воспринимаются на этом уровне не как отрицания, а как элементы космической гармонии.

314

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

Научное издание БПА

Гослицензия ЛП СПБ № 78-005832. Рег2160/2000

Теория и практика управления

образованием и учебным процессом:

педагогические, социальные

и психологические проблемы

Сборник научных трудов

Сдано в набор Подписано в печать

Объем печ. л. Тираж 100 экз. Цена свободная



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  3. Научное издание балтийской педагогической академии секция управленческой деятельности Вестник Балтийской Академии

    Документ
    Современные социально-политические преобразования в России, оставляя в прошлом несостоятельные культурные ценности, предопределили формирование принципиально новых тенденций и направлений развития культуры, в том числе и сферы неспециального
  4. «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

    Документ
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена»
  5. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. В XXI веке в связи с глобальными изме­нениями в политической и экономической жизни российского общества суще­ственно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков.

Другие похожие документы..