Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
заседании диссертационного совета. Д 208.041.01 при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» РОСЗДРАВА (127473, Моск...полностью>>
'Тезисы'
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (РК)Комитет по атомной энергетике РКНациональный ядерный центр РКНациональная ато...полностью>>
'Документ'
Жуки или жесткокрылые - самый большой по числу видов отряд не только в классе насекомых, но и во всем царстве животных. Не менее четверти всех видов ...полностью>>
'Решение'
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ...полностью>>

Н. В. Пигулевская ближний восток византия славяне содержание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1965

126. Итоги и перспективы отечественной сириоло­гии. — Семитские языки, вып. 2, ч. l. M., 1965, с. 75—81.

127. Сирийская средневековая школа. — Филология и история стран зарубежной Азии и Африки. Тезисы науч­ной конференции Восточного факультета ЛГУ, 1964/65 уч. год. Л., 1965, с. 73—74.

128. О новых источниках по истории Ближнего и Среднего Востока. — Историография и источниковедение истории стран Азии, I. Материалы межвузовской научной конференции 25—27 января 1963 г. Л., 1965, с. 126—130.

129. Проблемы исторической науки и работа истори­ческой секции Ленинградского отделения Института наро­дов Азии АН СССР. — Вопросы истории, 1965, № 8, с. 133— 136.

130. Интересная работа по истории русско-среднеазиат­ских отношений. Рец. М. Ю. Юлдашев. К истории торговых и посольских связей Средней Азии с Россией. Ташкент, 1964. — Общественные науки в Узбекистане, 1965, № 4, с. 74.

131. Гностические тексты. Рец. ĽEvangile selon Thomas. Texte copte établie et traduit par A. Guillaumout, H. Ch. Puech, G. Guispel, W. Till et Yassah ‛Abd al-Masih. Leiden, 1959. — Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76), с. 205—207.

132. Рец. Wolska W. La topographie chrétienne de Cos­mas Indicopleustes. Theologie et science au VI s. — Biblio­thèque bysantine publiée sous la direction de P. Lemerle, Etudes 3, Paris, 1962 — Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76), с. 212—214.

133. Рец. Altheim F., Stiehl R. Die Araber in der alten Welt I. Berlin, 1964. — Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76) с. 215—216.

134. К вопросу об азиатском способе производства. (По поводу книги: M. Godelier. La notion de «mode de pro­duction asiatique» et les schémas marxistes ďévolution des sociétés. — Les Cahiers du centre ďétudes et de recherches marxistes. Paris, 1964). — Вестник древней истории, 1965, № 3, с. 83—89.

135. Рец. Otakar Klima. Manis Zeit und Leben. Prag, 1963. — Палестинский сборник, 1965, вып. 13 (76), с. 207—211.

136. Ред. Рылова Р. Г. Грамматика сирийского языка Ильи Тирханского (XI в.). — Палестинский сборник, 1965, вып. 14 (77).

137. Ред. Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. М., 1965.

1966

138. Академик Василий Васильевич Струве. — Па­лестинский сборник, 1966, вып. 15 (78), с. 3—4.

139. Рец. Корпус боспорских надписей. — Вопросы истории, 1966, № 1, с. 180—182.

140. Проблемы истории древнего мира на XII кон­грессе исторических наук в Вене. — Вестник древней истории, 1966, № 2, с. 237—238.

141. Устав старейшего средневекового универси­тета — Правила Нисибийской Академии. — Тезисы науч­ной конференции Восточного факультета ЛГУ, 1965/66 уч. год. Л., 1966, с. 87.

142. Сирийская средневековая школа. — Палестин­ский сборник, 1966, вып. 15 (78), с. 130—140.

143. Востоковедение в «вечном городе». — Палес­тинский сборник, 1966, вып. 15 (78), с. 247—249.

144. Рец. Guillamout A. Les «Kephalaia gnostica» ďEvagre le Politique et ľhistoire de ľoriginisme chez les grecs et les syriens. — Палестинский сборник, 1966, вып. 15 (78), с. 244—247.

145. Рец. Липшиц E. Э. Эклога. — Byzantinoslavica, 1966, XXVII, l, p. 177—181.

146. Еще раз о сиро-тюркском. — Тюркологический сборник. М., 1966, с. 228—232.

1967

147. Живая речь в сирийских средневековых хрони­ках. Историко-филологические исследования. — Сборник в честь акад. Н. И. Конрада. М., 1967, с. 321—324.

148. Бардесан — ученый, философ и поэт (154— 222 гг. н. э.). — Тезисы юбилейной научной конференции Восточного факультета. Л., 1967, с. 89—91.

149. История Нисибийской академии. — Палестин­ский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 90—109.

150. Рец. Leroy J. Les manuscrits syriaques à peintu­res, conservés dans les bibliothèques ďEurope et ďOrient. Paris, 1964. — Палестинский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 188—189.

151. Рец. Halkin E. Euphemie de Chalcodoine. Légen­des Byzantines. Bruxelles, 1965. — Палестинский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 189—190.

152. Рец. Travaux et mémoires I. Directeur P. Le­merle. Sorbonne, Paris, 1965. — Палестинский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 192 —194.

153. XIII Византийский международный конгресс в Оксфорде 5—10 сентября 1966 г. — Палестинский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 194—196.

154. Рец. Altheim F. und Stiehl R. Die Araber in der Alten Welt, II. Berlin, 1965. — Палестинский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 190—197.

155. Рец. Pseudo-Kodinos. Traité des offices. Introduc­tion, texte et traduction par Jean Verpeaux. — Палестин­ский сборник, 1967, вып. 17 (80), с. 197—198.

156. Theophanes's Chronographia and the Syrian Chro­nicles. — Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft, XVI. Graz—Wien—Köln, 1967, p. 55—60.

1968

157. Памятники сирийской письменности. — Вестник Академии наук СССР, 1968, № 2, с. 67—72.

158. Eine byzantinische Oktoechos in syrischer Über­setzung. (Byzantino-syriaca II). Byzantinische Forschun­gen, III. Budapest, 1968, p. 168—172.

159. Заседание Бюро Отделения истории АН СССР в Ленинграде. — Вопросы истории, 1968, № 8, с. 150—153.

160. Шапур II и советник Гухиштазад. — В кн.: Ближний и Средний Восток. (Сборник статей в честь 70-летия проф. И. П. Петрушевского). М., 1968, с. 98—101.

161. Bank A. V., Granstrem Je. E., Kurbatov G. L., Pigulevskaya N. V. Byzantine studies. M., 1968, 24 p. (Fifty years of Soviet Orient, stud. (brief reviews). Bibliogr.: p. 15—24).

162. Город Ближнего Востока в раннем средневе­ковье. — Научная сессия «Спорные вопросы истории антич­ного и средневекового города». — Тезисы докладов. Июнь 1968 г. Л., 1968, с. 17—22.

163. Ред. Лебедева И. Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. — Палестинский сборник, 1968, вып. 18 (81).

1969

164. Город Ближнего Востока в раннем средневе­ковье. — Вестник древней истории, 1969, № 1, с. 65—70.

165. Сирийская хроника пс. Дионисия Тельмахрского и византийская историография. — Палестинский сборник, 1969, вып. 19 (82), с. 118—126.

166. Byzanz auf den Wegen nach Indien. Aus der Ge­schichte des byzantinischen Handels mit dem Orient vom 4. bis 6. Jahrhundert. Berlin—Amsterdam, 1969, S. 1—360.

167. Note sur les relations de Byzance et des Huns au VI-e s. — Revue des Etudes sud-est Européennes, 1969, t. VII, № 1, Boucarest, p. 199—203.

168. Рец. Ahrweiler H. Byzance et la mer. Le marine de guerre, la politique et les institutions maritimes de Byzance aux VII—XV siècles. Paris, 1966. — Палестинский сборник, 1969, вып. 19 (82), с. 199—202.

169. Рец. De Santos Otero, Aurelio. Das Kirchensla­vische Evangelium des Thomas. Berlin, 1967. — Пале­стинский сборник, 1969, вып. 19 (82), с. 195—196.

170. Рец. Rodinson M. Islam et Capitalisme. Paris, 1966, 304 p. — Вопросы истории, 1969, № 6, с. 206—208.

171. Ред. и предисл. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Палестинский сборник, 1969, вып. 20 (83).

l 970

172. Иран в III—VII вв. — В кн.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, гл. 7, с. 112— 121 (совместно с Колесниковым А. И.).

173. Рец. Alexander P. I. The Oracle of Baalbek. The Tiburtine Sibyl in greek dress. Dumbarton Oaks Stu­dies, 1967. — Палестинский сборник, 1970, вып. 21 (84), с. 252.

174. Рец. Constantine Porphyrogenitus. De administ­rando imperio. Greek text ed. by Gy. Moravczik. Engl. transl. by R.I. G. Jenkins. Dumbarton. Oaks, 1967. — Пале­стинский сборник, 1970, вып. 21 (84), с. 253.

175. Рец. Nurudinavic B. Bibliografija Yugoslovenske Orientalistike (1945—1960). Orientalni Inst. u Sarajevu, Sarajebo, 1968. — Палестинский сборник, 1970, вып. 21 (84), с. 255.

176. Рец. Travaux et mémoires, 2. Publ. par le Centre de recherche ďhist. et civil. byzant. Paris, 1967. — Пале­стинский сборник, 1970, вып. 21 (84), с. 253—255.

177. Une chronique syrienne du VIe siècle sur les tribus Slaves. — Folia Orientalia, 1970, t. XII, p. 211—214.

178. Syrischer Text und griechische Übersetzung der Märtyrerakten der heiligen Tarbo (Syriaca—Byzantina III). — Beiträge zur Alten Geschichte und deren Nachleben, Bd. II, Berlin, 1970, p. 96—100.

179. Ред. и предисл. Колесников А. И. Иран в начале VII века. — Палестинский сборник, 1970, вып. 22 (85).

1971

180. Византия и Восток. — Палестинский сборник, 1971, вып. 23 (86), с. 3—16.

181. Ред. Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба’. М., 1971.

1972

182. Сирология. — В кн.: Азиатский музей — Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. М., 1972. с. 560—567.

К печати подготовлена монография «Культура си­рийцев в средние века».

ИЗ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Н. В. ПИГУЛЕВСКОЙ


«ШЕЛКОВАЯ ДОРОГА»

(Проблемы экономических и культурных связей между Востоком и Западом)

1. Изучение экономических отношений, культурных связей и взаимных влияний отдель­ных стран и народов в прошлом тесно связано с исследованием торговых путей, по которым шел обмен продуктами производства, товарами. Важ­ной сухопутной магистралью для древности и средневековья являлась «шелковая дорога», со­единявшая Запад и Восток.

2. Шелк, как драгоценный материал для про­изводства тканей, и шелковые ткани были из­вестны еще Риму. В западной части «шелковая дорога» связана со Средиземноморским бассей­ном, с торговлей Европы. Несомненно большую роль сыграл шелк в развитии текстильного производства Италии и Фландрии в средневе­ковье.

3. Ближний Восток оказался связанным со Средним и Дальним Востоком «шелковой доро­гой». Если «путь ароматов» вдоль западного по­бережья Аравийского полуострова и по Красному морю доставлял товары из страны «царицы Сав­ской», «черной Африки» и Эфиопии в Переднюю Азию, то Египет и приморская Сирия были бо­гаты красящими веществами (все виды пурпура). В Константинополе в первую очередь, в Сирии, Египте, Закавказье ряд городских центров со­средоточил производство тканей, их окраску, разрисовку, причем шелк занял одно из первых мест как предмет роскоши.

4. Средний Восток, населенный иранскими и тюркскими племенами, участвовал самым актив­ным образом в движении по «шелковой дороге». Эфталиты, согды, тюрки, хазары, позднее мощ­ный тюркский каганат оставили следы своего участия в этой торговле в курганах, ступах и захоронениях вдоль всего пути.

5. Индия оказалась также причастной к тор­говле шелком, производство и употребление кото­рого были ей хорошо известны. Малабарское по­бережье и остров Тапробан известны по много­численным источникам как центры обмена. Шелка из Индии распространялись морским путем, по Персидскому заливу или к берегам Южной Аравии, «перепутья» из Индии в Византию. Дру­гой путь по суше нес ее товары через Афганистан в Иран.

6. Самый шелк производился только на Даль­нем Востоке — в Китае и отчасти в Японии. Ин­тересен вопрос выработки шелка: процессы про­изводства, определенные способы обработки сырья, рецептура производства, связанная с алхимией, особенности красящих веществ, употребляемых для отделки шелка. Тайна, окружавшая выработку шелка в «Небесной империи», вызывала жела­ние ее разгадать, и соответственные попытки были сделаны согдами, эфталитами, тюрками.

7. В обмене участвовали Синьцзян, государ­ство тангутов, народы и племена, смытые воин­ственными походами монголов. Караваны снаря­жались представителями разных народов, в их вождении и в обмене товарами принимали участие арабы, армяне, славяне.

8. Роль восточных товаров — шелковых тканей, шелка-сырца, пряностей (гвоздика), аро­матов (ладан) — в экономической жизни Запад­ной Европы велика. Продажа, обработка и ис­пользование этих товаров занимают многие ре­месленные цехи и торговые гильдии. Достаточно вспомнить о византийской Книге эпарха, о тор­говле Италии, Франции, Англии, Фландрии в средние века. В крестовых походах экономи­ческие, материальные интересы были непосредственпо связаны с торговлей шелком и ароматами.

9. На «шелковой дороге» происходили тесные взаимные культурные контакты между народами, обмен различными идеологическими представле­ниями, столкновения обычаев, нравов и традиций. Отсюда и распространяются рассказы о диковин­ных зверях, растениях, камнях, сообщения о чуде­сах, путешествиях, о невиданных странах.

Встречи на «шелковой дороге» породили зна­комство и заимствования в области архитектуры и искусства. Именно в оазисах этой дороги най­дены рукописи, свидетельствующие о путях про­никновения алфавитов, здесь наличествуют смешан­ные написания, заимствования в языке, усвое­ние чуждых слов, терминов. Особое значение имеет вопрос о взаимопроникновении разных ре­лигиозных систем, их встречах и взаимном влия­нии на великом торговом пути. «Шелковая дорога» разрушает миф об особом, совершенно обособ­ленном, недоступном для посторонних влияний развитии Китая, который был связан этой маги­стралью с целым миром «Запада» — Средним и Ближним Востоком, с Европой.

МЕСОПОТАМИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ И ПАРФЯНСКУЮ ЭПОХИ

Источниками истории Месопотамии в эллинистическое и парфянское время в первую очередь являются греческие и римские историки, сохранившие сведения вообще об этом периоде.

Немногие данные об экономическом состоянии и социальных отношениях в южном Междуречье могут быть извлечены из клинописных табличек, отмечающих частноторговые сделки и банковские операции. Сведения о Вавилоне IV в. до н. э. дают две клинописные хроники этого времени, сохранившиеся лишь фрагментарно.

Для парфянского времени выдающееся значе­ние имеют немногочисленные надписи из Пайкули, в которых парфянский пехлеви зафикси­рован системой арамейских идеограмм.

Существенны сведения о конце II в. до н. э., сообщенные Чжан Цянем, китайским послом, по­бывавшим в Средней Азии и в отдельных областях Парфии.

Выдающееся значение имеет изучение монет этого времени, которое способствует не только установлению точных дат, но дает возможность указать, в каких городах производилась чеканка. Изображения и легенды на монетах приводят к выводам решающего характера по политиче­ской и социально-экономической истории Месо­потамии.

Среди памятников материальной культуры главное место принадлежит добытым на раскоп­ках в Дура-Еуропосе, небольшой крепости на Евфрате. Здесь удалось открыть целый город со зданиями, многочисленными надписями, фрес­ками. Найдены утварь, монеты, рукописи на гре­ческом, латинском и арамейском языках.

Перечисленные памятники являются специ­альными источниками для истории Месопотамии.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Необходимость решительно покончить с исконной помехой эллинистической экспансии в Азию была прекрасно понята Александром. Борьба с Персией Ахеменидов привела его в Ма­лую Азию (334 г. до п. э.), покорение которой было только первым этапом борьбы. Прибреж­ные малоазиатские города без осложнений пере­шли в подданство Македонии, так как власть персов была номинальной. Осенью 333 г. битва при Иссе (Киликия) открыла Александру путь в Финикию. Летом 332 г. был взят Тир. С 331 г. греко-македонцы стали твердой ногой в Египте. Осуществление этого плана лишало персидский флот его базы и облегчало условия для продвиже­ния войск Александра в глубь Азии, в Между­речье в первую очередь. Его задачей было нагнать Дария и окончательно разбить его силы. Обойдя сирийскую пустыню и продвигаясь по пути Тир—Дамаск—Хомс (Эмесса), греко-македонские войска достигли Топсака на Евфрате в июле 331 г. Жаркое время года вынудило Александра следо­вать дальше по северной дороге, через Нисибию (Нисибин) на Арбелу (Ирбил, Ербил). В 18 милях к северо-востоку от древней Ниневии (Мосул) у небольшого селения Гавгамелы 1 октября 331 г. произошла решительная битва. Войска Дария после сражения при Иссе были значительно по­полнены. Конница составляла главную силу его армии, она слагалась из конных персидских полков, кадусиев и других союзников Дария с Яксарта (Сырдарья), жителей Бактрии, Сог­дианы и Арахозии. Последняя предоставила и вооруженных слонов, особенно страшных для пешего войска. Александр располагал не более чем 7000 конного и около 40 000 пешего войска. Перед боем греко-македонские войска отдохнули, персы же провели ночь в бодрствовании. Удач­ный фланговый маневр дал Александру пре­имущество. Персидским войскам был нанесен решительный удар, они обратились в беспоря­дочное бегство, преследуемые македонцами. Только у Арбелы остановил свое продвижение Александр: было очевидно, что персидская армия оправиться от тяжелого поражения уже не могла.

О защите южного Междуречья Дарий уже не думал. Бывший сатрап Киликии и Сирии Мазей отступил со своими отрядами в Вавилон, на пра­вый берег Евфрата. Старые стены города не могли служить действенной защитой. Считая дело по­терянным, Мазей сам вышел навстречу Алек­сандру и был вознагражден: он был назначен сатрапом Вавилонии. Военное и финансовое управление новой провинцией было, впрочем, поручено двум македонцам.

Точно так же поступил Александр и в Сузах, где ему достались неисчислимые богатства со­кровищницы персидских царей. В конце 331 г. греко-македонские силы двинулись в глубь Ирана; со взятием Персеполя власть Ахеменидов окон­чилась. В дальнейшем настойчивое сопротивле­ние было оказано только в Бактрии и Согдиане. С берегов Инда через Гедрозию и Карманию Александр возвращался обратно, остановившись вновь в Сузах. Весной 323 г. Александр прибыл в Вавилон, не столько занятый организацией своего огромного и сложного государства, сколько сборами в новый поход, в Аравию, но переутомлен­ный организм 33-летнего царя не выдержал лихо­радки: Александр умер 13 июня 323 г. в вавилон­ском дворце Навуходоносора.

Еще при нем завоеванные области получили единообразное административное управление, в котором выражено стремление разделить воен­ную и финансовую власть. Если во главе провин­ций Александр ставил сатрапов, то они рассмат­ривались как чиновники, которые обязаны были соответствующим отчетом. Зимой 331 г. в Между­речье были установлены две сатрапии — Месо­потамия (северная) и Вавилония (южная). При Ахеменидах — Кире, Камбизе, в первые годы Дария — все Междуречье составляло одну административную единицу, вавилонскую сатра­пию, в состав которой входила и Адиабена, об­ласть к востоку от Тигра, тяготевшая к городу Арбела. Две македонские сатрапии Междуречья имели собственные географические наименования: северная часть — Ассирия, южная — Вавилон. Первая получила на греческом название «Сирии междуречной», отчего ее стали называть сокра­щенно Междуречьем, Месопотамией, обозначая только северную часть пространства, заключен­ного между Тигром и Евфратом. При делении сатрапии в 321 г. в Трипарадейзе к Месопотамии была присоединена Адиабена. На восток от Тигра при Селевкидах была организована самостоя­тельная административная единица, названная Парапотамией (Polyb. V, 48, 16; 69, 5).1

Известно, какое исключительное значение в ис­тории имеет основание городов. Эпоха Александра и его преемников была временем, когда возник­новение новых городских центров в Передней Азии шло особенно оживленно. Обычно город строился не на пустом месте, уже существующее селение укреплялось, обносилось стеной, в пре­делах которой закладывались новые здания госу­дарственного и общественного назначения. Меня­лось юридическое положение селений, они по­лучали права полиса и новое имя, данное основа­телем. Старое название обычно не забывалось, оно продолжало бытовать наряду с новым. Можно указать на ряд крупных городов в Месопотамии и Вавилонии, часть которых была основана в эллинистическую эпоху и продолжала суще­ствовать в поздней античности и в средневековье. На пути из Антиохии сирийской на Эдессу и Ниси­бию при переправе через Евфрат находятся Зейгма на правом и Апамея на левом берегу. Последняя была отстроена Селевком I Никатором (311— 280 гг. до н. э.) на месте современного селения Беречик и получила имя его жены. Возможно, что Батнан, или Серуг, был известен Плинию (V, 24, 86) и Страбону (16, 747—748) как Анте­музий, топонимически связанный с Македонией, и как Македонуполис, местоположение которого в Месопотамии все еще не установлено. Никефо­рион (Калиник, Ракка) связывается традицией с Селевком I Никатором, как его основателем; это крепость, имевшая важное стратегическое зна­чение. Одна из главных дорог из Дамаска в Месо­потамию пересекала Евфрат у селения Дура. Военачальник Александра Никатор превратил это селение в крепость, «греки называют этот город Еуропос», — говорит о нем Исидор. В на­стоящее время раскопки в Дура-Еуропосе дали исключительно интересные данные, существен­ные для истории Передней Азии. Древний город Осроена (Орхай, Орфа) в эллинистическое время получил название Эдесса и дополнительно имя Антиохии, впрочем быстро исчезнувшее. Эллини­зация Эдессы связывается со временем Селевка I и Антиоха IV (175—163 гг. до н. э.). В Харране (Карры), стоявшем на перепутье дорог из Эдессы в Никефорион и из Батнана на Феодосиополь (Решайну), была македонская колония. Жители ее помнили об этом еще в римскую эпоху, во время похода Помпея. Древний город Междуречья Ни­сибия в эллинистическое время был известен и под именем Антиохии Мигдонийской. В течение нескольких столетий здесь существовала маке­донская колония; при Антиохе IV Нисибия полу­чила права полиса.2 В центре Междуречья, где Тигр и Евфрат сближаются, чтобы вновь разойтись в нижнем своем течении, находятся Селевкия и Ктесифон, разделенные Тигром. Будущая сто­лица парфянских царей представляется Страбону (16, 743) селением, но уже писатели II в. н. э. считают Ктесифон эллинистическим городом. Селевкия, с которой он сливался своими пред­местьями, была основана Селевком I на месте старого, еще вавилонского города Опис, извест­ного в качестве крупного торгового центра. Географическое положение, ремесленно-производ­ственное значение Селевкии сделали ее столицей селевкидской Месопотамии.

Более того, древний Вавилон захирел от при­сутствия этой блестящей соседки, даже часть его жителей была насильно переселена в Селевкию. Тем не менее и в эллинистическое время Вавилон обновлялся, на что указывает обнаруженный в нем при раскопках амфитеатр.

В южной Месопотамии можно указать еще на Апамею — город, возникший в эллинистическое время. Центром сасанидской провинции Бет-Гар­май был город Карка де бет Селох (в последней части названия предполагают сокращение имени Селевка — Селох). Помимо этого, можно назвать много небольших селений, крепостей, фрурий, стоянок, расположенных вдоль военно-торговых магистралей Передней Азии, скрещивавшихся в Двуречье. Они обнаружены археологическими разысканиями, указывающими на то, что эти пункты, существовавшие в римское время, воз­никли в эллинистическую и парфянскую эпохи, а в ряде случаев и задолго до них. Необходимо иметь в виду, что в Двуречье древняя ассиро-вавилонская культура оставила глубокий след, свои традиции, высокое развитие ремесла и тор­говли. После завоеваний Александра новой была лишь организация города как государственного объединения, как полиса, который составляли свободные граждане. Образование новых городов происходило на основе старых селений и старых же городов. Новые здания строились рядом со строениями уже существовавшего селения, становившегося теперь пригородом или пред­местьем. Организация полиса, в состав которого не входили ни чужеземцы, ни рабы, была обус­ловлена наличием греческого населения, греко-македонской колонии, которой предоставлялись права полиса. Синойкизм (слияние нескольких селений в единую новую организацию) имел, по-видимому, место в устройстве Селевкии, Урба­низация была в то же время и эллинизацией новых областей, способом их ассимилировать и колони­зовать. Для царя это было наиболее действенным способом утвердить свою экономическую мощь и политическое господство. Город выплачивал царю определенную сумму податей, а земля, предо­ставляемая городу, была собственностью царя.

В новых городах и Александр, и его преемники селили военнопленных, обычно далеко от родных мест. Раненых и больных воинов из греко-македон­ской армии также оставляли в городах, где они укрепляли имевшиеся греческие колонии, так как основным населением этих центров было восточное население. Естественный рост городов был возможен только при участии местного на­селения. Широкая возможность открывалась и для дальнейших переселений из Эллады и Македо­нии. Известны факты принудительного переселе­ния из одного города в другой, как это имело место при Селевке I Никаторе из Вавилона в Селев­кию, или из отдаленных областей в город, как это известно про Тигранокерт, пополненный за счет 12 городов Каппадокии и варварских народов Адиабены, Ассирии и Гордиены. Новые эллинисти­ческие колонии возникали среди восточного населения (сирийцев, арабов, армян). Рассыпан­ные по селениям и укрепленным пунктам, они оставались верными своему языку и культуре. Греческий язык был языком городов, языком правящей верхушки, войска, пришельцев-коло­нистов, но местные восточные наречия и письмен­ность не уступали своего места. Разные этниче­ские элементы в значительной части смешивались, о чем говорят греческие и арамейские надписи и граффити в Дура-Еуропосе. Но можно отметить и то, что через 250 лет после основания часть жителей Карры считала себя македонцами и горди­лась этим. Социальная основа жизни Востока, экономические связи и отношения сохранялись незыблемыми и после завоевания Александра. Деревня оставалась верна родному языку и тради­циям.

В Междуречье арамейский язык сохранил права гражданства наряду с греческим. На­сколько неизменно протекала жизнь в глубине провинций, свидетельствуют поздние клинопис­ные памятники из Вавилона. Это частные дело­вые документы: контракты, денежные сделки, за­продажные. По старому вавилонскому образцу крестьянину выдается расписка в получении от него такого-то количества зерна. Письменно подтверждается предоставление известного числа рабов для перестройки и ремонта храма. Основой благосостояния верхушки оставалось в полной мере рабовладение. В южной части Междуречья, собственно Вавилонии, пульс жизни продолжал биться. Наиболее плодородная область ее на­чинается именно от места сближения Тигра с Евфра­том. Оросительные системы продолжали дей­ствовать, как и сложные шлюзы на Тигре. При­ходившие сюда в качестве воинов македонцы брались за свое исконное занятие — земледелие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр Мень История религии (том 6)

    Документ
    От всей души призываю благословение Божие на этот труд. Заслуга автора в том, что он является одним из тех немногих православных исследователей, которые на деле смогли показать как принципиальную приемлемость, так и религиозную плодотворность
  2. Тюрки и мир: сокровенная история

    Документ
    Часть I Арйана Вэджа — Арийский Простор Забытая родина (вместо предисловия) 6 Полуостров Индостан и его обитатели 26 Персидские мелодии тюркского гимна 49 Ближневосточный плацдарм 79 «Гостеприимство» в новой Европе 108 Литература
  3. Мурад Аджи

    Документ
    Эта книга - продолжение "Полыни Половецкого поля". Вернее, я задумывал дополнить "Полынь ", а получилась новая книга. Тоже об истории Великой Степи и тюрков.
  4. Патриаршего Иерусалимского Монастыря Монаха Серапиона, именовавшегося прежде Пострижения Стефаном 1830 и 1831 годов биография

    Биография
    Два рукописных дневника, впервые публикуемых здесь, дают возможность дополнить картину русских паломничеств-путешествий в Иерусалим в очень значимые исторические периоды.
  5. Курсовая работа (66)

    Курсовая
    Цель данного исследования на основании источников показать взаимоотношения римско–эллинского мира с иудейской и христианской религиями, а также иудейской диаспоры и христианских общин.

Другие похожие документы..