Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 1995 году Рэй Сантилли, лондонский музыкальный киножурналист, вы­пустил в свет фильм, названный им "Alien Autopsy: fact or fiction". Филь...полностью>>
'Семинар'
Меры защиты от валютных рисков. Защитные оговорки и их виды. Товарообменные и компенсационные сделки. Заключение форвардных, фьючерсных и опционных с...полностью>>
'Урок'
повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах рабо­ты с информацией на основе самостоятельногопоиска и осмысления...полностью>>
'Доклад'
Мы собрались для того, чтобы обсудить проблему биотехнологий и те вопросы, которые порождает процесс их развития с точки зрения христианской этики. Н...полностью>>

Компетентность человека – новое качество результата образования

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Компетентность человека – новое качество результата образования

(Теоретический семинар в рамках подготовки к пед. совету)

Добрый день уважаемые коллеги!

Начать сегодняшний семинар мне хотелось бы с решения одного вопроса из кейс - теста, который задаётся на собеседовании при приёме на работу: Представьте, что Вы приехали в незнакомый город. В автобусе Вы оставили сумку в которой распечатанный доклад и флешка с презентацией этого доклада. Вам выступать через час на Всероссийской конференции. Ваши действия?

(звучат различные мнения)

Этот вопрос проверяет, можете ли Вы найти оптимальное решение в жизненной ситуации, решить проблему, определить в итоге всех кейс – тестов компетентный ли Вы человек, подходите ли Вы для работы.

Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использовать в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называться компетенциями.

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности влияющие на её успешную реализацию.

Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нём ведущее место.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию. При этом отметим, что понятие модернизации образования нельзя сводить к конкретной программе, рассчитанной на период до 2010 года. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2008 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только нам школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда.

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Десять лет назад был подготовлен и опубликован доклад специалистов Мирового банка о развитии российского образования. В этом докладе отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось, в частности, и то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику.

Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

Одно из требований к «хорошему сотруднику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. «Информационный взрыв» возникший вследствие использования информационных технологий, привёл не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Одно из следствий развития процессов информатизации — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Но почему сложившаяся система образования не способна ответить на вызов времени и почему в связи с этим надо менять сами подходы к определению целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса?

Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего, в изменениях программ по учебным предметам — как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе. Другой путь реагирования на новые социальные требования заключался в дополнении учебного плана новыми предметами. На разных этапах развития школьного образования в учебный план вводились трудовое обучение, производственное обучение, начальная военная подготовка, курс «Этика и психология семейной жизни», курс «Конституция СССР», ОБЖ, информатика и другие дисциплины.

Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития школы — путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на школьное образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам.

Надо использовать другой путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» переориентировала оценку результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.

Но прежде чем об этом говорить, необходимо рассмотреть сами понятия компетенция, компетентность, компетентностный подход

Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция». Также и не существует единой, принятой всеми классификации компетенций. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, а в разных странах используется их различные классификации.

Компетенция (лат.Competentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (из словаря иностранных слов)

Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина, обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности.

Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. (А.В. Хуторской)

Компетенция – способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность)

Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека (А.В. Хуторской)

Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия (Дж. Равен).

Компетентный (лат. competens) – 1) обладающий компетенцией; 2)знающий сведущий в определенной области (из словаря иностранных слов)

Тем не менее, большинство авторов в своих определениях связывают компетентность (компетенцию) с эффективным выполнением какой – либо деятельности или осуществления действия. Другими словами, оценить компетентность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность.

Часто задаётся вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Здесь надо учитывать, что английский термин - competence имеет значение «способность, умение». Есть и другой термин - сompetent, который переводится как «компетентность» и имеет такие значения, как «полноправный, правомочный, установленный, законный (юридические выражения).

Таким образом, из приведенных словарных значений и высказываний разных авторов «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т.д.), а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). В юридическом смысле компетентный человек – это человек обладающий полномочиями (обязанностями) по праву занимаемого места (должности).

В отечественной литературе делаются попытки развести эти два термина, наполнив их разным содержанием. Например Андрей Викторович Хуторской, доктор пед. наук отмечает следующее:

«…под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)

компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности»

Что такое «ключевые компетенции»

Сам термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетености носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности

В Оксфордско – Кебриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются а повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки.

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащих залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества»

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе, на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в организации, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

  • способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

  • способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

  • способность уживаться с другими;

  • способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

  • умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»

  • политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии, развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

  • способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни»

Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основе обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности. В документах по модернизации образования записано:

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как профессиональной, так и личной, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.

Виды компетенции и их конкретизация в компетентностных образовательных моделях

Наиболее общая классификация компетенций содержит в себе три больших класса компетенций:

1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности;

2. Надпрофессиональные, необходимые, чтобы эффективно работать в организации;

3. Ключевые, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации

Основная цель конкретизации видов компетентности, как считает Дж. Равен, состоит в том, чтобы помочь людям развить их и пользоваться ими как средствами достижения личностно – значимых целей. Он предложил список из 39 компетенций.

  • тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

  • тенденция контролировать свою деятельность готовность и способность обучаться самостоятельно;

  • поиск и использование обратной связи;

  • уверенность в себе ;

  • самоконтроль

  • адаптивность: отсутствие чувства беспомощности

  • склонность к размышлению о будущем: привычка к абстрагированию

  • внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

  • самостоятельность мышления, оригинальность;

  • критическое мышление;

  • готовность решать сложные вопросы;

  • готовность работать над чем – либо спорным и вызывающим беспокойство;

  • исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);

  • готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

  • отсутствие фатализма;

  • готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

  • установка на взаимный выигрыш и широта перспективы;

  • настойчивость;

  • использование ресурсов;

  • доверие;

  • отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

  • способность принимать правильные решения;

  • персональная ответственность;

  • способность к совместной работе ради достижения цели;

  • способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

  • способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;

  • готовность разрешать людям принимать самостоятельные решения;

  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

  • способность эффективно работать в качестве подчиненного;

  • терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

  • готовность заниматься организационным и общественным планированием

Описанные виды компетентностей можно сгруппировать в зависимости от введения разных оснований для классификации. Можно выделить четыре основных группы, или класса, компетенций

  • осуществление деятельности в автономном режиме, самостоятельно (в том числе действие в неопределенных ситуациях и решение проблем);

  • осуществление деятельности в группе, команде;

  • осуществление управленческой деятельности;

  • обустройство своей личной жизни.

В программе «Ключевые компетенции 2000», разработанной совместно Оксфордским и Кембриджским университетами, предложен набор квалификационных характеристик (ключевых компетенций) для школ, колледжей, работодателей и образовательных центров всех типов и для студентов любых возрастов. В предлагаемый набор вошли следующие группы умений:

  • Коммуникация (эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи/доклада, чтении материалов и подбора необходимой информации для проекта, заполнение форм заявок и т.п., написание эссе).

  • Операции с числами (касается интерпретации численной информации, проведение вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов).

  • Информационные технологии (данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчётов).

  • Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей).

  • Усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности (данные компетенции к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению. Постановка целей для более успешного выполнения рабочих заданий, организация личной жизни, успешное изучение теоретического предмета или обучение через выполнение практических заданий и последующая оценка прогресса и успешности требуют владения данными компетенциями).

  • Разрешение проблем (эти компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов)

В Австрийской системе образования компетентностная модель для общеобразовательной школы или общеобразовательной школы гимназического типа (возраст учащихся от 10 до 14 лет) выглядит следующим образом. Все компетенции разделены на три большие группы:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад управления образованием на Августовской конференции «О состоянии качества результата образования в 2008-2009 учебном году»

    Доклад
    Деятельность управления обра­зованием Асбестовского городского округа в 2008-2009 учебном году была направлена на реализацию государственной политики в сфере образования, поддержку и развитие инновационных про­цессов в соответствии
  2. Инновации в образовательном процессе

    Реферат
    Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
  3. Н. Э. Баумана Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Ветер из Болоньи поднял волну инноваций в высшей школе европейских стран. Решение

    Решение
    Ветер из Болоньи поднял волну инноваций в высшей школе европейских стран. Решение задач создания единого пространства высшего образования потребовали от европейского академического сообщества новых воззрений, равно как и новых подходов и методов.
  4. В. И. Байденко выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Автор просит своих коллег принять во внимание поставленную перед нам задачу – написать методику выявления (идентификации) компетенций/компетентностей выпускников вузов, которая отличалась бы лаконичностью, носила бы по возможности
  5. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования

    Автореферат
    Защита состоится 29 мая 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.273.03 при Тюменском государственном нефтегазовом университете по адресу: г.

Другие похожие документы..