Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Как было сказано выше, существует огромное количество функций, интеграл от которых не может быть выражен через элементарные функции. Для нахождения и...полностью>>
'Доклад'
В 2010 году в колледже издан приказ по организации ГО. В соответствии с которым руководителем ГО является директор колледжа Доронин Н.А Для организа...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящие Правила регулируют отношения в сфере содержания домашних животных и птицы, обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физическ...полностью>>
'Документ'
Организация производства новых импортозамещающих ветеринарных препаратов, а также препаратов, соответствующих требованиям GMP на УП «Витебская биофабр...полностью>>

Комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» (спецкурс для студентов всех форм обучения)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

О.И. Быльченко

учебно - методический

комплекс по дисциплине

«Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан»

(спецкурс для студентов всех форм обучения)

Ростов-на-Дону

2010

Учебно - методический комплекс по дисциплине «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан» разработан как спецкурс для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Учебно – методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно – правовые и гуманитарные дисциплины » (протокол №1 от 31.08.2010) и утвержден УМС юридического факультета (протокол №1 от 31.08.2010)

Составитель: канд. ист. наук, доцент Быльченко О.И.

Рецензент: доктор юридич. наук, профессор Мамитова Н.В.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5

  2. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ. ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИЙ 8

  3. Темы семинарских занятий 18

  4. ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 21

  5. кОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (только для ЗО) 22

  6. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ 24

  7. МОДУЛИ (только для дневного обучения) 25

  8. КОНТРОЛЬ 30

ВВЕДЕНИЕ

Начатая в РФ судебная реформа требует надлежащего судебно – правового обеспечения прав и свобод российских граждан, закрепленных в Конституции 1993г. Ведь какие бы права не предоставлялись человеку – будь то свобода и личная неприкосновенность, право собственности, политический и идеологический плюрализм, участие в управлении делами общества и государства – они приобретут смысл и будут реально существовать лишь при наличии механизма судебной защиты. В цивилизованном обществе человек должен быть уверен в возможности защитить в суде любое нарушенное право. В этом смысле введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей значительно расширяет возможности судебной защиты, а значит и права российских граждан.

В предлагаемом спецкурсе предпринята попытка рассмотреть суд присяжных в нескольких аспектах:

1) как право обвиняемого на рассмотрение его дела коллегией независимых представителей общества, руководствующийся не нормой закона, а понятиями справедливости, житейских опытом, здравым смыслом;

2) как гарантия права человека на жизнь, если ему грозит уголовное наказание в виде смертной казни;

3) как право гражданина реально участвовать в осуществлении одной из сфер государственной деятельности – отправлении судопроизводства, форме контроля общества за этой сферой;

4) как обязанность гражданина, отвечающего условиям ценза, установленного законом для присяжного заседателя, участвовать в судебном разбирательстве

Изучение данного спецкурса тесным образом связано со знаниями, полученными студентами в ходе изучения ТГП, конституционного и уголовного права РФ.

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель спецкурса: показать студентам-юристам преимущества суда присяжных как надежного гаранта защиты прав и свобод человека и гражданина.

Задачи: помочь студентам разобраться в механизме реализации этих прав в РФ с учетом мировой практики функционирования института присяжных.

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление: Как и где возник институт присяжных, в какой степени Россия заимствовала опыт других стран

Знать: Основные нормативно-правовые акты формирования института присяжных: Конституции РФ, ФЗ РФ, УПК РФ, судебной практики.

Уметь: Применять эти нормативно-правовые акты на практике с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина

Овладеть компетенциями: Навыками анализа нормативно-правовых актов, судебной практики с участием присяжных, принятие решений в профессиональной деятельности.

    1. Аудиторная работа

ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Очная

форма

Заочная форма

Заочная

сокр.

Всего часов на освоение учебного материала

(по ГОС/по Учебному плану)

50

26

76

Часов аудиторных занятий всего

34

4

4

Часов лекций с разбивкой по семестрам

20-

8

4-

9

4-

6

Часов практических занятий

с разбивкой по семестрам

14-

8

-

-

Часов самостоятельной работы

16

22

72

Число контрольных работ

с разбивкой по семестрам

-

1-

9

1-

6

Число курсовых работ

с разбивкой по семестрам

-

-

1-

1

Число зачетов

с разбивкой по семестрам

1-

8

1-

9

1-

6

Число экзаменов

с разбивкой по семестрам

-

Число кредитов

2

1

3

Число модулей

1

-

-

1.4 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля

О

С

З

Тест модуля1

Обзор журнальных статей по проблеме «Политика и общество», «Право и политика за 2009 – 2010 гг.»

4

6

20

Реферат, контрольная работа

Интернет: институт присяжных «за» и «против»

4

6

20

Реферат

Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 гг

4

5

16

Сравнительный анализ, дискуссия, реферат, контрольная работа

Формирование суда присяжных в 1864 – 1917 г. и 1993 – наст. вр.

4

5

16

Сравнительный анализ, дискуссия, реферат, контрольная работа

ИТОГО:

16

22

72

1.5 ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Учебным планом не предусмотрены

1.6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УМК Быльченко О.И. «Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан». – Ростов н/д: ИУБиП, 2010.

    1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. http://law.edu.ru (федеральный правовой портал «Юридическая Россия»)

  2. http://www.lib.va-ru.net (студенческая электронная библиотека ВЕДА)

  3. www.hro.org (Права человека в России)

  4. www.ks.rfnet.ru (официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации)

  5. Сервер ИУБиП:F :\Методические материалы\УЧ-МЕТ ОБЕСП ПО КАФ\Гос прав дисцип\Суд присяжных как гарант конституционных прав и свобод российских граждан.

  1. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ. ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1. История становления суда присяжных в странах Западной Европы и США (2 часа)

План

  1. Возникновение суда присяжных в Великобритании, США, Франции. Основные модели суда присяжных

  2. Особенности судопроизводства с участием присяжных.

По первому вопросу:

А) Актуальность темы:

  • Суд присяжных закреплен в Конституции РФ;

  • Суд присяжных гарант конституционных прав и свобод российских граждан

  • Суд присяжных комплексный правовой институт

  • Полемика «ЗА» и «ПРОТИВ» суда присяжных требует окончательного разрешения

Б) Цели и задачи спецкурса

  • Выяснить как возник суд присяжных в странах Западной Европы и России;

  • Разобраться, почему в современной России был возрожден суд присяжных;

  • Понять достоинства и недостатки суда присяжных, особенности судопроизводства с их участием;

  • Доказать, что в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина суд присяжных занимает важное место и гарантирует конституционные права и свободы.

В) Основные модели суда присяжных

Основные принципы

Модели суда присяжных

Классический суд присяжных

Континентальный (смешанный) суд присяжных

Отбор участников

Случайная выборка из списка присяжных составленного на основе списка избирателей

Выборы местными парламентами или на основе избирательного списка

Число участников

12

От 2 – до 5 шеффенов (в ФРГ) или до 9 ассизов (во Франции)

Право сторон процесса в отборе участников

Определенное число отводов с каждой стороны

Нет (в ФРГ) и отводы каждой из сторон (во Франции)

Участие в процессе

Рассмотрение вопроса факта и вынесение вердикта независимо от судьи

Совместно с судьей рассмотрение вопросов факта и права и вынесение приговора

Стандарт вынесения обвинительного вердикта

Единогласно, а в некоторых случаях большинством голосов

Большинством голосов

Возможность пересмотра обвинительного приговора

Допускается

Допускается

Г) Система присяжных в странах Западной Европы и США к середине XIX века

АНГИЯ – с 1066 г. 1 судья, 12 присяжных

ФРАНЦИЯ – с 829 г. суд шеффенов: 3 судьи, 7 присяжных

АВСТРИЯ – 3 судьи, 8 присяжных

США – с 1766г.12 присяжных

По второму вопросу:

А) Основные принципы деятельности суда присяжных

  • Принцип независимости

  • Принцип состязательности

  • Принцип свободы внутреннего убеждения

  • Принцип допустимости доказательства

  • Принцип презумпции невиновности

Б) Особенности суда присяжных в зарубежных странах

Страны

Великобритания

США

Испания

Франция

Число основных присяжных

12

12

9

3+9

Стандарт вынесения обвинительного вердикта

10

единогласно

7

8

Отвод присяжных каждой стороной

Неограниченно

5

4

5

Обжалование и опротестовывание оправдательных приговоров

нет

нет

да

нет

Лекция № 2. Судебные реформы 1864, в России и создание суда присяжных (2 часа)

План

1. Первый этап формирования суда присяжных: 1864 – 80е гг. 19в.

2. Второй этап: 90е гг. 19в – 1917.

3. Место суда присяжных в судебной реформе 1864г.

По первому вопросу:

А) Суд присяжных – «локомотив » судебной реформы 1864

Причины обращения к этому институту: общий кризис системы правосудия деморализовал российское общество серьезно препятствовал его социально-экономическому развитию

Б) Сторонники и противники суда присяжных (1864г.)

Это прогрессивный инструмент правосудия

Сомневались в способности народа к отправлению правосудия

Средство повышения правового сознания общества

Присяжные будут выносить большое количество оправдательных приговоров

Сыграли важную роль в становления суда присяжных.

В)Российская модель суда присяжных 1864г. использовала европейский опыт:

- Англосаксонский (правотворческая деятельность судьи)

- Либеральное правопонимание (закон только одна из составляющих права)

- Отечественные традиции

Г)К суду присяжных 1864 – нач. 90х гг. привлекали тех, кто был в состоянии выполнить эту обязанность (соответствующие цензы):

- Возрастной (25 – 70 лет)

- Служебный (занятие определенных должностей)

- Грамотности

- Женщины не могли быть присяжными



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501. 65 и направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» Хабаровск

    Методические указания
    Уголовное право Российской Федерации : Методические указания к изучению курса, выполнению контрольных и курсовых работ для студентов всех форм обучения по специальности 030501.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная власть и правосудие в рф» Для специальности 021100

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) – (021100) «Юриспруденция»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Проблемы доказывания в уголовном процессе» Специальность: «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проблемы доказывания в уголовном процессе» (для студентов заочной формы обучения юридического факультета БашГУ).
  5. Магистерская программа 521408 Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500. 68 Юриспруденция Для студентов 5-го курса дневного

    Программа
    по специальности 030500.65 Юриспруденция и для студентов, обучающихся по магистерской программе 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.

Другие похожие документы..