Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Комплексне практичне індивідуальне завдання з дисципліни «Облік в галузях економіки» виконується самостійно кожним студентом. КПІЗ охоплює всі основн...полностью>>
'Литература'
Британская печать на рубеже тысячелетий. М.,1997. Березина Е.В. О точности прогнозирования результатов голосования Социс.1995.№ . Блэк С....полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «28» июня 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 002.079.01 в Институте проблем региональной экономики Российской...полностью>>
'Документ'
Описание игры. Игра проходит как состязание двух команд 7 «а» и 7 «б» классов. В качестве домашнего задания командам предлагается приготовить небольш...полностью>>

Новые функции преподавателей в организации самостоятельной работы магистрантов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздаточный материал 1.

Новые функции преподавателей в организации

самостоятельной работы магистрантов

Традиционная для вуза кафедральная структура не всегда гибка и в силу этого эффективна при решении задач организации нелинейного образовательного процесса (в условиях расширения числа образовательных программ подготовки магистров, программ дополнительного образования и проектных разработок). В новых условиях обучения увеличивается значимость и объемы самостоятельной работы студента по учебным предметам, появляются новые виды самостоятельной работы, преподаватели используют новые формы ее организации. Поэтому сегодня студентам необходима поддержка в выполнении различных видов самостоятельной работы в рамках учебного модуля или курса.

В связи с этим идет активный поиск новых организационных структур, позволяющих достигать нового качества высшего образования. Главной задачей новых структурных подразделений является обеспечение качества реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. К таким структурным подразделениям относится:

  • Служба (академической поддержки) студентов

Служба Академического консультирования (академической поддержки) студентов создается для обеспечения качества образовательных программ посредством организации деятельности тьюторов, академических консультантов и кураторов образовательных программ.

Студент, обучающийся в современном университете, сталкивается с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, формирования индивидуального учебного плана, выбора модулей и учебных курсов, может обращаться к академическому консультанту.

Обязанности академического консультанта

  • Консультирование и рекомендации по вопросам использования образовательной среды университета для профессионального развития и самообразования (выбора дисциплин, курсов, изменения намеченного маршрута, например, дневную форму обучения заменить вечерней);

  • оказание помощи студенту в разрешении проблем, связанных с учебой, здоровьем, финансами и личными проблемами;

  • информирование студента о существующих службах для студентов в университете;

  • обеспечение поддержки и сопровождения студента в процессе обучения;

  • предоставление информационных материалов о кафедрах факультета, об образовательных программах, реализуемых на факультете, об организации индивидуально-ориентированной образовательной программе (ИООП) на стендах и сайте;

  • регистрация в начале каждого учебного года, сообщение экзаменационных оценок в конце года, написание рекомендаций для работодателя, отслеживание студенческих достижений, посещения и др.

Другим специалистом, осуществляющим поддержку студента в выполнении различных видов самостоятельной работы в рамках учебного модуля или курса, являющимся ассистентом по предмету, становится в современном университете тьютор.

Обязанности тьютора:

  • ориентация студентов в содержании предметной области, выходящем за рамки систематического обучения или стандарта, но включенном в сферу индивидуальных интересов студента;

  • контроль выполнения студентом учебных заданий;

  • проверка (или частичная проверка, например, предварительная) письменных работ;

  • консультирование по проблематике учебного курса;

  • работа с малыми группами студентов, выполняющих определенные (например, групповые) задания;

  • рекомендации по эффективному обучению с помощью информационно-коммуникативных технологий;

  • систематизация, классификация информационной базы педагогического опыта предметной области и рекомендации студентам по ее использованию.

Для обеспечения преемственности учебных кур сов, практикумов и практик в рамках образовательной программы, восприятия ее целостности студентами необходима согласованная работа всех преподавателей, работающих в рамках образовательной программы, координацией которой будет заниматься куратор образовательной программы.

Обязанности куратора образовательной программы

  • обеспечение преемственности учебных курсов всех блоков и модулей учебных дисциплин;

  • обеспечение преемственности учебных курсов, практикумов и практик;

  • ориентация преподавателей и студентов на такую организацию образовательного процесса, чтобы освоение каждого предмета или способа практической деятельности «работало» на подготовку курсовой или выпускной квалификационной работы студента. Это может быть обеспечено, например, выделенными в рамках образовательной программы типами и видами самостоятельной работы студентов.

Необходимо также добавить, что при организации учебного процесса на основе кредитной системы с полным информационным обеспечением процесса обучения студента, вместе с академической службой поддержки, где новые роли преподавателей закрепляются в должностных обязанностях, учитываются при распределении нагрузки, появляется острая необходимость принятия каждым преподавателем новых ролей в его повседневной деятельности.

Таким образом, магистрант может обращаться в обозначенные выше службы за разъяснением общих вопросов в рамках должностных обязанностей специалистов. А также каждый преподаватель должен быть готов в рамках своего курса помочь студенту, приняв на себя ту или иную роль в зависимости от ситуации.

Все чаще преподаватель выступает не в качестве источника знаний во время лекций и оценивающего во время экзамена, а в качестве сопровождающего: консультанта, модератора, фасилитатора во время образовательного процесса. В зависимости от целей и задач курса, учебной дисциплины, конкретной учебной ситуации.

Такое изменение позиции, с одной стороны, и изменение требований к выпускнику ВУЗа, с другой стороны, диктуют новые требования к построению педагогического процесса. Это, в частности, формирует новые требования к организации самостоятельной работы магистрантов (ее качеству, формам организации, видам деятельности, критериям и новым методам оценки).

Нужно добавить, что современные технологии дают студентам широкую свободу действий и самостоятельность, а помощь со стороны преподавателя должна быть «угасающей», т.е. уменьшающейся к концу обучения.

Пока студенты пытаются справиться со сложными или новыми заданиями, помощь со стороны преподавателя осуществляется интенсивно. Чем больше узнаёт, осваивает и совершенствует студент новые умения, тем меньше помощи оказывает ему преподаватель, а степень ответственности за обучение перераспределяется с преподавателя к студенту.

В процессе организации работы магистрантов преподаватель вуза в различных ситуациях играет разные роли, оказывает «угасающую» помощь, что способствует решению многих проблем и увеличивает эффективность самостоятельной работы магистрантов, а это в свою очередь, приводит к плодотворному и комфортному взаимодействию преподавателя и магистрантов в образовательном процессе.

Кратко охарактеризуем возможные роли преподавателей при выполнении магистрантами самостоятельной работы.

Преподаватель-модератор – наставник в процессе овладения участниками способами групповой работы. Функция модератора — помочь обучаемому «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающегося к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным.

Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики: сосредоточена на конкретной проблеме; ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию; исключает формальный контроль и оценку; содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы; создает психологически комфортные условия для субъектов образовательной деятельности.

В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора. Ситуация модерации не предполагает традиционных явлений классно-урочной системы: «подиума» (учительский стол и доска), «монолога» учителя, реципиентов (ученики-слушатели) и т. п.

При использовании модерации особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации. Модератор поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана.

Преподаватель-фасилитатор (содействующий) руководствуется основной ценностью - интересами развития личности студента и не ставит себе жесткие конкретные цели. Такой стиль деятельности, естественно, предъявляет высокие требования к самим преподавателям, его личностным качествам и образованию: исследования в разных странах показали, что фасилитаторов не более десяти процентов от общего числа преподавателей и учителей.

Появлением понятия «фасилитатор» мы обязаны гуманистической психологии. Единственно эффективным способом образовательного взаимодействия признается такой, при котором все его участники могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на собственное принятие, стремиться к взаимодействию и согласовывать свои позиции с другими посредством диалога.

Преподаватель-ментор оказывает помощь студентам-протеже при выполнении самостоятельных заданий, вводит их в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой. Особенно актуальной становится позиция наставника – ментора в условиях глобальной информатизации образования, использования современных электронных образовательных программ.

Слово «ментор» заимствовано из греческой мифологии и является синонимом слова «наставник». Одиссей, покидая Итаку, вверил своего сына, Телемаха, заботам старого друга по имени Ментор. Хотя сам Ментор достаточно стар и малоэффективен в этой истории, но богиня Афина часто являлась юному Телемаху в образе Ментора, когда ему было действительно трудно, и он нуждался в помощи. Этот греческий миф подтверждает, что наставники или менторы – это те, кто наставляет и советует, вдохновляет своим примером и словом. Сегодня это понятие широко используется в профессиональном образовании, при разработке программ повышения квалификации для молодых специалистов, при проведении тренингов.

Авторитетный специалист, преподаватель-источник, тренер - служит источником информации, организует самостоятельную работу студентов с использованием четких инструкций и рекомендаций, контролирует результаты.

Мотиватор инструктирует и указывает альтернативные пути организации самостоятельной работы, корректирует процесс ее выполнения студентом, оказывает психологическую поддержку студенту, указывает пути достижения успеха в образовательной деятельности.

Эксперт-консультант - опытный специалист в психолого-педагогической сфере, наблюдает, при необходимости помогает советом, напоминает, совместно со студентами обсуждает и корректирует результаты их самостоятельной деятельности.

Преподаватель-советник. Этот термин используется в индивидуальном обучении и в учебных ситуациях, когда заключается учебный контракт между преподавателем и студентом.

Таким образом, принимая на себя ту или иную роль, преподаватель остается на позиции сопровождения, которое позволяет обучаться новому поведению, способствует развитию личности, ответственности магистранта. Это не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности студента, по сути - это взаимодействие между преподавателем- консультантом и магистрантом, это процесс, который выполняется вместе с магистрантом, а не вместо него.

Важно подчеркнуть, что по мере профессионального становления специалиста, магистрант получает все большую самостоятельность как в планировании процесса освоения дисциплин, так и в оценивании его результатов. То есть преподаватель передает ему часть своих функций, повышая одновременно ответственность магистранта.

Это изменение позиции (функции) преподавателя в образовательном процессе позволяет ему по-новому подходить к процессу организации самостоятельной работы магистрантов и осуществлять поиск адекватных цели и конкретной образовательной ситуации приемов и технологий организации этого вида деятельности в магистратуре.

Раздаточный материал 2.

Модель академического консультирования студентов

Раздаточный материал 3.

Направления академического консультирования студентов в образовательном процессе университета:

1. адаптация в университете (отсутствие знания об особенностях структуры университета, учебного процесса в университете; незнание прав и обязанностей студента, политики университета);

2. самоорганизация в образовательном процессе (проблемы, связанные с организацией времени; неготовность к решению проблем, возникающих в образовательном процессе университета);

3. самостоятельная работа в университете (проблемы, связанные с выполнением различного рода самостоятельных работ);

4. выбор в образовательном процессе университета (проблемы с планированием индивидуального образовательного маршрута, определением жизненных и профессиональных планов, постановкой цели, определения стратегий, осуществления выбора). При этом необходимо отметить отдельным пунктом проблемы, связанные с коммуникацией, которые прослеживаются во всех выявленных.

5. общение в образовательном процессе университета.

Раздаточный материал 4.

Этапы академического консультирования

Этап/Шаг

Назначение этапа

Цель этапа

Педагогические средства

Диагностический

Выявление и фиксация факта, сигнала проблемности, затруднения (фиксация факта проблемы может быть осуществлена самим студентом, академическим консультантом благодаря получаемым данным, преподавателем-тьютором, лектором)

Создание условий для осознания студентом сути проблемы, проявление ценностей и собственных смыслов и для рассмотрения проблемы как нового источника для достижения успеха

Вербализация проблемы, совместная со студентом оценка проблемы с точки зрения ее значимости для студента,

вопросы, помогающие достичь цель этапа

Поисковый

Поиск причин возникновения трудности (затруднения, проблемы, препятствия), взгляд на сложившуюся ситуацию со стороны и рассмотрение альтернативных вариантов ее решения

Оказание студенту поддержки в определении цели предстоящего выбора, помощь в выявлении причин, которые привели к затруднению, обсуждение альтернативных вариантов решения и возможных последствий

Отказ от оценочных и критических суждений, обсуждение способа достижения цели, вопросы, помогающие достичь цель этапа

Договорный

Проектирование действий (выработка пошагового плана действий) академического консультанта и студента

Открытое обсуждение возникающих проблем и совместный поиск решения, разделение функций и ответственности по решению проблемы на добровольной основе

Договор как тип отношений, выстроенный на добровольности, паритетности, взаимном уважении и ответственности,

вопросы, помогающие достичь цель этапа

Деятельностный

Осуществление студентом намеченного пошагового плана

Создание условий для возможности представить результаты осуществляемых действий

Стимулирование деятельности студента по выполнению намеченного плана,

вопросы, помогающие достичь цель этапа

Рефлексивный

Совместное со студентом обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности

Создание условий для анализа студентом своих действий, самооценки способа действий и достигнутого результата, осмысление возможных вариантов действий

Стимулирование самоанализа и рефлексии приобретенного опыта посредством вопрос вопросов.

Раздаточный материал 5.

Поле ответственности академического консультанта:

  1. Сопровождение проектирования индивидуального образовательного маршрута студента;

  2. Помощь по разрешению проблемных ситуаций, возникающих у студентов в процессе обучения в университете;

  3. Обсуждение и уточнение жизненных и профессиональных планов студентов;

  4. Выявление желаний, познавательных потребностей, академических возможностей студента;

  5. Информирование студентов об особенностях университетской жизни (политике университета, правилах нахождения в нем, особенностях организации образовательного процесса в университете, правах и обязанностях студентов, об университетских службах и т.д.);

  6. Осуществление обратной связи (отслеживание посещения, обсуждение продвижений студентов, анализ возникших проблем, мешающих профессиональному развитию студентов);

  7. Защита интересов студентов (поддержка при появлении проблем, сопровождение при их решении и представление интересов студента в университете и др.)

Поле ответственности студента:

  1. Информирование академического консультанта об обстоятельствах, которые могут повлиять на учебу;

  2. Принимать решения, взаимодействовать с академическим консультантом по поводу разрешения академических проблем, которые возникают в процессе обучения в университете;

  3. Осуществление самооценки и самоанализа по завершению сессии академического консультирования;

  4. Осуществление рефлексии полученных результатов.

    • Немедленно отвечать на просьбу академического консультанта прийти

    • Приходить на встречи с академическим консультантом в назначенное время

    • Знать, как можно связаться с академическим консультантом в случае необходимости

Раздаточный материал 6.

Примерные рекомендации/правила для академических консультантов, которые могут быть представлены следующим образом:

Для организации эффективного/успешного академического консультирования академическому консультанту необходимо:

  1. создавать благоприятный климат для разрешения академических проблем студентов;

  2. выстроить со студентом отношения, основанные на взаимодействии, сотрудничестве, сделать акцент на пользе, которую получает студент от академического консультирования в университете

  3. быть в курсе инфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса (правил приема в магистратуру, регистрации на курс (дисциплину), требований, которые должны соответствовать студенты на определенном этапе их обучения, планирования индивидуального образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов и др.);

  4. нести ответственность за оказанную консультацию;

  5. инициировать субъект-субъектные отношения со студентом, способствуя актуализации субъектной позиции студента;

  6. содействовать совместной деятельности со студентом для разрешения возникающих затруднений в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута;

  7. опираться на субъектный опыт студента;

  8. стимулировать студентов к самостоятельной деятельности/ создавать условия для самостоятельного принятия решения студентом;

  9. обеспечивать студентов необходимой информацией;

  10. индивидуально подходить к каждому студенту (нет одинаковых людей, точно так же, как нет одинаковых решений);

  11. при необходимости обращаться в другие службы университета;

  12. знать то, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения (при этом важно отметить, академический консультант не заменяет психолога);

  13. относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента (выслушивать студента, стараться помочь разрешить существующую проблему, общение со студентом должно носить конфиденциальный характер)

Раздаточный материал 7.

Подсказка для составления Положения (Инструкции)

об академическом консультировании студентов

Люди и количество

  • Сколько студентов будет у каждого академического консультанта?

  • Кто будет выступать в роли академического консультанта? Какими качествами он должен обладать?

  • Если некоторые преподаватели не выступают в роли академического консультанта, какую помощь они могут оказать?

  • По какому критерию студенты будут относиться к одной группе, в которой будет проходить академическое консультирование? (например, курс, общие проблемы, возраст и т.д.)

  • По какому критерию студенты будут приписаны к академическому консультанту? (кого учит, того и консультирует; студенты сами выбирают себе академического консультанта; академический консультант назначается и др.)

  • Взаимодействие академического консультанта и студентов будет длиться в течение одного года или нескольких?

  • Какое поле ответственности академического консультанта? Студента?

  • Как остальные сотрудники университета будут вовлечены в процесс академического консультирования?

Время и место

  • Как часто академический консультант и студенты должны встречаться (один раз в день, дважды в неделю, один раз в неделю и др.)?

  • Сколько по времени будут длиться эти встречи?

  • Будет ли у студентов возможность встретиться с академическим консультантом индивидуально или больше это будет проходить в группе?

  • Как это отразиться на расписании преподавателя (академического консультанта)?

  • Где будут проходить встречи с академическим консультантом?

  • Будет ли отдельная аудитория у каждой группы для проведения академического консультирования?

Профессиональное развитие и Поддержка

  • Как составить расписание, чтобы можно было бы регулярно всем академическим консультантам встречаться для обмена опытом, решения проблем и др.?

  • Какими группами необходимо встречаться для тренингов, оказания поддержки? (по факультетам, командами, парами и др.)

  • Как определить в какого рода тренинге или поддержке нуждается академический консультант?

  • Кто будет проводить эти тренинги?

  • Какие материалы, ресурсы нужны академическому консультанту (например, расписание, координатора программы, волонтеры и др.)?

  • Какого рода поддержка будет предоставлена академическим консультантам, которые только начинают свою деятельность в этой роли?

  • Какого рода поддержка будет предоставлена академическим консультантам, которые не справляются со своими обязанностями? Испытывают трудности?

  • Как деятельность академического консультанта будет оцениваться?

Роль/место студентов

  • Какую роль будут играть студенты в организации академического консультирования?

  • Как студенты старших курсов могут курировать студентов младших курсов?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода
  2. Учебно-методическое пособие содержит тематический указатель по данному курсу, перечень контрольных вопросов и практических заданий для самостоятельной работы к каждой теме, тестовые задания, а также список учебной и нормативной литературы.

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие содержит тематический указатель по данному курсу, перечень контрольных вопросов и практических заданий для самостоятельной работы к каждой теме, тестовые задания, а также список учебной и нормативной литературы.
  3. Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

    Книга
    Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ.
  4. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

    Документ
    1. Настоящие Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - Правила), разработаны в целях реализации Закона Республики Казахстан «Об образовании».
  5. Е, конкурентоспособные медицинские кадры нового поколения на основе формирования особой среды взаимного сотрудничества преподавателей, студентов и работодателей

    Документ
    Подготовить высокопрофессиональные, конкурентоспособные медицинские кадры нового поколения на основе формирования особой среды взаимного сотрудничества преподавателей, студентов и работодателей; внедрения инновационных технологий

Другие похожие документы..