Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Основы информационной безопасности. Курс лекций. Учебное пособие / Издание второе, исправленное / Галатенко В.А. Под редакцией члена-корреспондента Р...полностью>>
'Лекции'
Неопределенный, определенный и несобственный интегралы Неопределенный, определенный и несобственный интегралы Коллоквиум 10....полностью>>
'Разработка урока'
Какие сказки этого автора вы уже читали? Давайте вспомним. («Счастливый принц», «Соловей и Роза», «Преданный друг», «Великан- эгоист»). Наша цель: по...полностью>>
'Кодекс'
РОЗДІЛ ІХ. РЕНТНА ПЛАТА ЗА ТРАНСПОРТУВАННЯ НАФТИ І НАФТОПРОДУКТІВ МАГІСТРАЛЬНИМИ НАФТОПРОВОДАМИ ТА НАФТОПРОДУКТОПРОВОДАМИ, ТРАНЗИТНЕ ТРАНСПОРТУВАННЯ ...полностью>>

Вербальные и невербальные средства общения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вербальные и невербальные средства общения

Многочисленные психологические исследования позволили выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения. Важно осознавать, что это за факторы, особенно, когда общение профессиональное, что я из себя представляю как личность, какие средства общения использую и какой у меня партнёр по общению.

Для того, чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над «Я» относится также и определение своих профессиональных и жизненных целей, установок, которые помогают добиваться успеха. Также важно определить, какие наиболее типичные способы реагирования характерны для вас, когда вы попадаете в сложную ситуацию. Тот же анализ педагог проделывает относительно своего партнёра по общению. Ответить на вопрос: «Кто он» - это значит проанализировать эго-состояние собеседника, его установки и жизненные планы, сильные и слабые стороны.

К наиболее значимым средствам общения относят:

  • Описание поведения – сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им собственных мотивов поведения, личностных черт.

  • Коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своём внутреннем состоянии.

  • Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.

  • Эмптатию – умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов вступающих в общение людей. Анализ мотивов предполагает осознание скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных целей, которые ставит перед собой участник общения.

Предметная область общения - ею может стать всё, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Значимость предмета общения для собеседников - залог успеха общения. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Средства общение могут быть разделены на вербальные и невербальные.

Информация передаётся за счёт

Слов

Звука (интонация, громкость)

Невербальных средств

5%

35%

55%

Т.е. информация, получаемая нами от другого человека, менее чем на 10% определяется вербальной коммуникацией, т.е. словами, которые он произносит. Гораздо большее значение в общении имеет невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений.

Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:

  • Тембр голоса и интонация.

  • Ширина зрачка.

  • Пространство, разделяющее говорящих.

  • Частота дыхания.

  • Жесты, телодвижения.

  • Осанка.

  • Одежда.

  • Выражение лица.

  • Символы статуса.

  • Контакт глазами.

После определённой тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также установки своих знакомых и тех, кого бы вы хотели узнать лучше.

Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!

Если, например, при взаимодействии с окружающими, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, мимика лица выражает раздражение, говорите повышенным голосом, то у собеседника о вас может сложиться одно из следующих впечатлений:

  • Вам всё надоело.

  • Вы не контролируете события.

  • Вас раздражает собеседник.

  • Вам не нравится ваша работа.

  • Вы не доброжелательны.

  • Вы не уважаете других.

Ваш собеседник может говорить, что он предельно искренен с вами, доверяет вам. Но обратите внимание на скрещенные на груди руки, ноги, положенные одна на другую. Язык тела говорит о противоположном: ваш партнёр насторожен, закрыт для контакта.

Правила интерпретации языка тела:

  • Не выхватывать какую-либо отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы. Если человек потирает нос и прикрывает рот рукой, когда говорит, это может быть истолковано, как неуверенность. Но в чём он не уверен? В себе, в том, что говорит, в том, как это воспринимают окружающие, а может быть у него насморк?

Если у человека руки скрещены на груди, это может означать, что он закрыт. Но это может быть также позой отдыха.

  • Учитывать, что у различных наций язык тела имеет свою специфику. Например, язык тела скандинавов не богат и обладает малым количеством жестов в отличие от итальянцев, у которых есть масса значимых жестов и телодвижений.

  • Постарайтесь не приписывать свой опыт, своё состояние другому.

Наиболее важные элементы языка тела я вам напомню.

Величина зрачков. Некоторые специалисты считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной его зрачков существует прямая связь: чем выше интерес, тем шире зрачок.

Что могут означать большие зрачки: большой интерес, четкость и открытость, сексуальное влечение, употребление алкоголя или наркотиков, расслабленность, удовлетворенность.

Что могут означать маленькие зрачки: отсутствие интереса, недоверие или не принятие, враждебность, усталость, стресс, печаль, похмелье. При этом истолковании нужно учитывать: степень освещенности (чем ярче свет, тем уже зрачки) и главные болезни (у близоруких, например, зрачок постоянно больше, чем у дальнозорких).

Поза (положение тела). Примеры однозначных сигналов (в тех ситуациях, когда человек говорит, то, что думает)



Поза А - человек контролирующий и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

Поза Б человек, который стремится добиваться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

Поза В – человек в оборонительной позиции

Примеры двойственных сигналов (когда соответствие между мыслями и словами нарушается).

Поза Г – может принять флиртующая женщина или смущенный и неуверенный человек.

Поза Д – свойственна человеку, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего кроме дружбы не кроется. Также она характерна для людей, стремящихся выказать преувеличительную почтительность.

Поза Е характерна для людей, стесняющихся своего роста или стремящихся быть незаметными.

Поза Ж для людей маленького роста или людей, желающих убедить других, что они важны.

Межличностное пространство

0-0,5 м – интимное расстояние. Общаются люди, находящиеся в близких отношениях. 0,5-1,2 м. – межличностное расстояние. Расстояние для разговора друзей с соприкосновениями или без них. 1,2 – 3,7 – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный). 3,7 и более – публичное расстояние. На этом расстоянии можно обмениваться несколькими словами или воздержаться от общения.

Способ расположения относительно собеседника



    1. - Расположение за столом, наиболее приемлемое для делового, официального разговора. Это расположение может использоваться для подчёркивания «холодности» отношений.

    2. - Является самым необязывающим для партнёров (нет необходимости смотреть друг другу в глаза)

    3. - Расположение удобное для близких и доверительных отношений.

Не рекомендуется общаться с человеком, вставая ему за спину или возвышаясь над ним. Это вызывает в большинстве случаев раздражение.

Жесты

Позитивные: раскрытие руки ладонью вверх, рука у щеки, наклонная набок голова, почесывание подбородка, прищуривание глаз, манипуляция с очками, манипуляция с предметами, пощипывание переносицы с закрытыми глазами, легкое потирание носа, устойчивый визуальный контакт.

Негативные: руки скрещены на груди, опирается подбородком на ладонь, рука закрывает нижнюю часть лица, взгляд в сторону, посматривает на часы, сжатый кулак. Пальцы сцеплены в замок.

Умение слушать особенно важно в общении, когда люди выражают свои истинные чувства и проявляют свое отношение к собеседнику и предмету беседы. Слушание активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение, и в том, что оно требует определённых навыков. Что касается вербальной части активного слушания, то здесь можно выделить :

  • Поддержку. Типа да, угу.

  • Выяснение – обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Желательно, чтобы вопросы носили открытый характер, т.е. не приводили к однозначным ответам типа «да» или «нет». При выяснении можно использовать следующие вопросы: не повторите ли вы еще раз?, что вы хотите этим сказать?, пожалуйста уточните это?, в этом состоит проблема?

  • Парафраз (переформулирование) значит сформулировать ту же мысль иначе, т.е. повторение говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Переформулирование можно начать следующими словами: Как я понял вас, Как я понимаю вы говорите…, По вашему мнению…, Другими словами вы считаете… При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

  • Отражение чувств. В этом варианте активного слушания акцент делается на отражении слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. Вступительные фразы: Мне кажется вы чувствуете…, Вы несколько расстроены…

  • Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирование помогает соединить фрагменты разговора и смысловое единство. Оно дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и помогает говорящему понять, насколько хорошо он сумел предать свою смысл. Фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если подвести итог тому, что вы сказали…»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема «Вербальные и невербальные средства общения»

    Документ
    Все стоят в кругу. Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы сосед понял, что вы ему подарили.
  2. Невербальные средства общения в обучении немецкому языку

    Документ
    Культура невербального общения изучающих немецкий язык, с одной стороны, и носителями данного языка, с другой, не являются равнозначными понятиями. Ввиду того, что невербальное общение в значительной мере такой же национальный феномен,
  3. Домашнее задание: Иметь при себе лекцию Ответить устно на один из вопросов: Невербальные средства общения

    Документ
    Невербальная коммуникация – умение оценить мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, понять как действительно относятся участники диалога друг к другу.
  4. Предмет общения и средства общения. План

    Документ
    Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях
  5. Роль невербальных средств общения в коммуникативной деятельности

    Документ
    Средства общения подразделяются на две группы: неречевые (невербальные) и речевые каналы передачи информации. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Другие похожие документы..