Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разве мы могли просто так пройти мимо этой темы?  Новогодний подарок от Переменки: весь выпуск посвящен празднику! Вы сможете прочитать очень много ...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Мировоззрение как совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром. Структура и элементы мировоззр...полностью>>
'Документ'
25–26 ноября 2003 г. в Москве состоялась X Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе: парадигмы XXI века»...полностью>>
'Документ'
К83.3 Анастасьев Н. Мухтар Ауэзов : трагедия триумфатора. - М. : Молодая А64 гвардия, 2006. - 449 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.)...полностью>>

Методика проведения исследований вопросы анкеты для молодежи Вопросы анкеты для родителей

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21

ФЕСТИВАЛЬ

УЧЕНИЧЕСКИХ

ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«АЛКОГОЛИЗМ И МОЛОДЕЖЬ»

Автор: Тяпкаев Марат,

ученик 10Б класса

Руководитель: Шаймухаметова Маян Амировна - учитель биологии МОСШ № 21

Нижневартовск

2008

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Паспорт проекта……………………………………………………….…3

Введение …………………………………………………………………..5

1. Теоретическое обоснование проекта …………………………….…7

1.1. История изучения распространения алкоголизма

среди детей и молодежи…………………………………………….…...7

1.2.Физиологическое влияние алкоголя на организм подростков…..14

1.3. Характерологические черты молодых алкоголиков……………...16

1.4. Проблема пивного алкоголизма у современной молодежи….…..18

1.5. Последствия злоупотребления алкоголем у молодежи…….……20

2. Методика проведения исследований……………………………...21

2.1. Вопросы анкеты для молодежи…………………………….……22

2.2. Вопросы анкеты для родителей ……………………………….....24

3. Результаты исследований ……………………………………….…26

3.1. Результаты анкетирования молодежи……………………………... 26

3.2. Результаты анкетирования родителей………………………………35

3.3. Результаты обработки данных анкет для молодежи……………..38

3.4. Результаты обработки данных анкет для родителей……………..40

4.Анализ результатов исследований, основные выводы.……………………………………………. …………………..…43

5. Предложения по решению проблемы………………………………45

6. Ожидаемые результаты……………………………………………… 46

7. Смета расходов на реализацию проекта……………………………47

Список литературы ………………………………………………….… 48

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

пп

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ

1.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«АЛКОГОЛИЗМ И МОЛОДЕЖЬ»

2.

ЦИТАТА ПРОЕКТА

«НИКАКИЕ НАПАСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕ УНИЧТОЖАЮТ СТОЛЬКО НАРОДА И НАРОДНОГО БОГАТСТВА, КАК ПЬЯНСТВО…»

Ф. БЭКОН

3.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Тип проекта: исследовательский, инициативный.

Доминирующая в проекте деятельность:

- исследовательская,
- практико-ориентированная

Предметно-содержательная область: монопроект

Характер координации проекта: непосредственный (гибкий)

Количество участников проекта - 1

Продолжительность проекта - 1,5 месяца

4.

ИССЛЕДУЕМАЯ ПРОБЛЕМА

Распространение алкогольной зависимости среди молодежи

города Нижневартовска

5.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Выявление основных причин употребления молодежью города Нижневартовска алкогольных напитков, их отношения к данной проблеме, степени распространения этого социального зла среди молодежи разных возрастов, отношения родителей к проблеме алкоголизма среди молодежи и определение путей решения данной проблемы в нашем городе.

6.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

А) Анкетирование детей, подростков и студентов города Нижневартовска и родителей по проблеме алкоголизма среди молодежи.

В) Проведение обработки данных анкетирования.

Г) Проведение анализа полученных результатов.

Д) Формулировка выводов и определение путей решения исследуемой проблемы.

7.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Доклад о проведенных исследованиях, слайдовая презентация.

8.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Один год: с мая 2008 г. по май 2009г.

9.

ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

Обсуждение проблемы, методики проведения, анализ результатов, формулирование выводов и предложений по проблеме - с участием руководителя проекта в качестве консультанта и корректора.

Анкетирование, обработка информации, оформление работы, презентация проекта - индивидуальная работа

10.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧАСТНИКА

Рейтинговая система оценки:

1) Соблюдение методики проведения работ.( 30 баллов)

2) Своевременность сбора и обработки информации. (50 баллов)

3) Правильность и аккуратность оформления работы. (15 баллов)

4) Защита проекта (5 баллов)

11.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Дополнение проекта социальной программой, направленной на решение проблемы алкоголизма среди молодежи в городе Нижневартовске.

Введение

Еще в 1910 году на Всероссийском съезде по борьбе с пьянством и алкоголизмом, на котором среди делегатов было 150 врачей и ученых медиков, было принято специальное решение, в котором отмечено: «Алкоголь – это наркотический яд, в любых дозах наносит человеку огромный вред, отравляя и разрушая организм, сокращает жизнь человека в среднем на 20 лет». «Алкоголь – наркотик, подрывающий здоровье населения» - так записано в выписке из решения Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1975г. Все это говорит о том, что алкоголизация населения не является проблемой отдельно взятой страны, а затрагивает многие государства.

В Рос­сии пьянство и алкоголизм сейчас можно признать национальным бедствием. За последние годы употребление алкоголя на душу населения в нашей стране резко возросло. Точное количество людей, злоупотребляющих в нашей стране алкоголем, трудно даже назвать, поскольку большая часть злоупотребляющих не регистрируется, нигде и никем не учитывается. Распространенность алкоголизма анали­зируется по косвенным данным - производству алкогольных напитков, уровню и структуре их потребления, числу лиц, состоящих на учете в медицинских учреждениях, величине медицинских и экономических потерь вследствие пьянства и алкоголизма.

Особую тревогу вызывают данные, полученные по результатам ряда исследований, а также по данным Научного центра медико-био­логических проблем наркомании. В них отмечается значительный рост потребления алкоголя несовершеннолетними подростками, а также снижение возраста приобщения к по­треблению спиртного. В последние годы у современных городских подростков наблюдается более чем ло­яльное отношение к алкоголю. Кроме того, подростки, в большин­стве своем, крайне негативно относятся к антиалкогольной пропаганде. Несовершенно­летние, употребляющие алкоголь, обычно ссылаются на то, что он снимает напряжение, тревожность, беспокойство, повышает положительные эмоции, улучшает социальные на­выки, способствует позитивному восприятию окружающего. В свою очередь, доступность спиртных напитков и резкое ослабление антиалкогольного воспитания в России способ­ствует дальнейшей алкоголизации подрастающего поколения и последовательному уве­личению общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения..

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, затрагивают не только самих пью­щих подростков, но и их семьи, окружение, общество. Для самого пьющего подростка последствиями острого алкогольного опьянения являются быстрое ухудшение дееспособности и самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, нарушение правопорядка, алкогольное отравление, а длительное злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных способностей, развитию физиологических нарушений, постепенному деградацию личности. В семье пьющего подростка ухудшаются взаимоотношения в семье (хотя семейные проблемы могут относиться к числу причин, вызвавших злоупотребление алкоголем), могут возникнуть проблемы с органами правопорядка, администрацией образовательного учреждения и др. Возникают проблемы и для самого общества в виде нарушений общественного порядка, несчастных случаев, травм, связанных с употреблением алкоголя, снижения трудоспособности населения, дополнительных затрат на поддержание здоровья и организацию специальных лечебных служб. Отсюда следует, что первым шагом на пути оздоровления обще­ства должно послужить искоренение пьянства у несовершеннолетних, поскольку, если мы хотим будущего, о нем нужно задумываться сейчас.

Учитывая большую актуальность данной проблемы, мы решили исследовать проблему распространения алкоголизма среди молодежи нашего города.

Нами были поставлены следующие цели:

  • выявить основные причины употребления молодежью города Нижневартовска алкогольных напитков;

  • выявить их отношение к данной проблеме;

  • выявить степень распространения этого социального зла среди молодежи разных возрастов;

  • выявить отношение родителей к проблеме алкоголизма среди молодежи;

  • определить пути решения данной проблемы в нашем городе.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • провести анкетирование детей, подростков и студентов города Нижневартовска по проблеме алкоголизма;

  • провести анкетирование родителей по проблеме алкоголизма среди молодежи;

  • провести обработку данных анкетирования;

  • сделать анализ полученных результатов и на их основе сформулировать выводы;

определить пути решения проблемы алкоголизма среди молодежи.

  1. Теоретическое обоснование проекта

1.1. История изучения распространения алкоголизма

среди детей и молодежи.

В России до революции были широко распространены питейные обычаи, содействующие привыканию к алкоголю с раннего детства. Среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным увеличением дозы спиртного до нескольких рюмок. Было такое поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми. Спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения универсальным лечебным средством считается водка. Существовал еще один обычай на большинстве промышленных предприятий – это обычай устраивать "свадьбу подмастерьев" при производстве ученика в подмастерья. Для этой цели администрация предприятия даже может специально выдать аванс до 20 рублей, полученные деньги пропивались подростками-подмастерьями вместе с рабочими в один вечер.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, дурные примеры, стремление подражать старшим, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма являются условиями, содействующими развитию алкоголизма в молодом возрасте.

Исследованию данной проблемы посвятили свои труды такие исследователи, как П. И. Григорьев(1900г.), А.М. Коровин (1909г.), Н.И. Чучелов (1927г.), Т. Богомолова (1928г.), И. Канкарович (1930г.),Н.И. Фелинская (1965г.), В.Я. Гиндикин (1968г.),В.В. Веселовский

(1976г.). и др.

Во многих работах раннего времени применялись способы опроса и интервью либо анкетирования. Попытка изучения масштабов алкоголизации среди детей в России принадлежит Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями. Было также проведено исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 – пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и "в голове шумит". По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников.

Другой исследователь А. М. Коровин также подробно изучил также и характер алкоголизации детей: что они пьют, частоту опьянения, отношение детей к спиртным напиткам и др. Опираясь на убедительный статистический материал, он еще раз подтвердил, что первыми "алкогольными" воспитателями являются родители. Так, поят мальчиков родители в 68,3%, а девочек в 72,2% случаев. Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников М. Коровин показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Главными пропагандистами, по его мнению, употребления спиртных напитков среди детей являются их родители. На алкоголизации учащихся отражался и социальный статус их семей. По доле детей, знакомых со спиртными напитками, все семьи отчетливо разделялись на три группы: служащих – 51,8% детей употребляли алкоголь; рабочих – 41,9; крестьян – 41,8; кустарей – 41,6;торговцев – 26,2; духовенства – 20,8%.

В исследованиях 20-30-х гг. таким образом, дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

В наше время исследователи предпринимают множество попыток более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Проводя оценку многим современным зарубежным исследованиям по проблеме алкоголизации молодежи, можно заметить ряд характерных особенностей. Многие полученные данные, с одной стороны, разрешают выявить динамику алкоголизации, оценить результативность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Исследование факторов алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами. В защиту своих взглядов ими выдаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека. Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется новейшими вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.

В результате исследований данной проблемы было выявлено, что существенным компонентом в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников. В городах школьники начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации".

В семьях с преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням встречалась наибольшая частота квалификации пьянства как нормального явления. Дети из семей с ежедневным использованием спиртных напитков, так же, как и дети из семей, соблюдающих "сухой закон", имели равные показатели безразличного отношения к проблеме пьянства.

Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имела у мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста. Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относились к пьянству окружающих. В наибольшей степени затруднялись однозначно выразить свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики). Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражали свое отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов было примерно в два раза меньше. Надо заметить, что девочки вообще более однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики.

Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних нужно исходить из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения (Личко, 1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков – пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков. Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью.

По возрастным группам в литературе можно встретить данные об употреблении алкоголя детьми от первых месяцев жизни до молодых людей 20-25 лет .

Критерием начала алкоголизации служила различная глубина опьянения. Так,

М. Плотников учитывал тех, которые "пробовали и бывали пьяны", А.М. Коровин - "напивавшихся", Б.С. Сигал - "напивавшихся допьяна", Е.С. Скворцова – "знакомых со вкусом алкоголя" и т. д. Вследствие такого разнопланового подхода к оценке частоты и распространенности алкоголизации подростков сильно затруднено обобщение данных. Можно, однако, констатировать более раннюю и широкую алкоголизацию детей в. XIX в., что во многом являлось следствием менее критичного отношения к ней взрослых. За последние сто лет изменяется стиль и язык исследований – от преимущественно публицистической драматизации вопросов детского пьянства к попыткам глубокого научного анализа. В работах последних десятилетий все строже систематизируются получаемые показатели, растет репрезентативность выборок, формируется сравнительный подход к оценке алкоголизации различных возрастных групп.

О росте употребления алкогольных напитков подростками и молодежью в последние десятилетия красноречиво свидетельствуют многолетние панельные и сравнительные исследования, проведенные в США, Канаде, ФРГ и других странах. Например, данные панельного исследования в штате Калифорния (США) за 7 лет показали значительное увеличение употребления алкоголя учащимися. Процент учеников, употреблявших алкоголь в течение последнего года, составил еле дующий динамический ряд: 1968 – 65%, 1969 – 73, 1970 – 74, 1971 – 77, 1972 – 81, 1973 – 85, 1974 – 86%.

С 1967 по 1974 г. Shuder провел опрос 1004 подростков относительно потребления ими алкоголя. Среди подростков 16-18 лет, происходящих из семей, где старшие потребляли алкоголь, 94% регулярно пили алкогольные напитки, остальные 6% имели к нему отчетливую склонность; соответствующие данные для девушек были 68 и 32%. Важным отрицательным фактором была безнадзорность детей. Среди подростков 16-18 лет, чьи родители не находили времени для общения с ними, 65% юношей и 62% девушек регулярно принимали алкоголь. Автор обращает внимание на то, что родители часто не подозревали о том, что их дети злоупотребляли спиртными напитками. Относительно регулярного потребления алкоголя детьми вне праздников многие родители не были информированы (в 58% случаев для возраста 10-14 лет, в 35% случаев для возраста 14-16 лет, в 11% случаев для возраста 16-18 лет).

Таким образом, темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

За последние 100 лет независимо от уровня употребления и злоупотребления спиртными напитками показатели распространения собственно алкоголизма у молодежи сохраняются на достаточно стабильном уровне, не превышающем 5% больных до 20 лет и 8-10% больных до 25 лет (от общего числа взятых на учет). Этот факт имеет принципиальное значение, так как свидетельствует о динамике возникновения и развития ранних форм алкоголизма в целостной структуре алкогольной заболеваемости на Западе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа, организационная схема и инструментарий для проведения исследований 52

    Программа
    Анализ и обобщение российского и европейского опыта реализации программ подготовки, требований к структуре и содержанию образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования
  2. Методика проведения классного часа классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися

    Классный час
    По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С, Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
  3. Методика проведения общественной экспертной оценки процесса стратегического развития муниципальных образований (на примере городского округа Тольятти)

    Реферат
    подготовлено Фондом «Социальных Инвестиций» в рамках проекта «Усиление гражданской активности маргинализированных женщин в Российской Федерации» при финансовой поддержке Фонда Демократии ООН (supported by the United Nations Democracy Fund)
  4. Молодежь – позитивная сила развития российского общества

    Документ
    Редакционная коллегия: А.А.Козлов, д.с.н., проф., зав. кафедрой социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ; С.Н.Иконникова, д.
  5. Методика исследования с применением качественной методологии 15 Методика количественного исследования 16

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии

Другие похожие документы..