Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
руководитель проекта НИОКР «Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций», председатель совета директоров к...полностью>>
'Программа'
А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; . Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педаго­гичес...полностью>>
'Рабочая программа'
В соответствии с учебным планом специальности, разработанным на основе ГОС ВПО, и графиком учебного процесса студенту заочного отделения за весь пери...полностью>>
'Документ'
Эти книги адресованы тем, кто хочет укрепить свое здоровье и продлить долголетие. Отечественные и зарубежные авторы дают рекомендации о здоровом обра...полностью>>

Отчёт о проделанных работах группы по разработке проекта новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки (Второй этап)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТЧЁТ
о проделанных работах группы
по разработке проекта новой образовательной программы
по инженерному направлению подготовки
(Второй этап)

«Декларативная часть образовательной программы по инженерной подготовке в ТГУ. Матрица общеинженерных компетенций»

Тольятти – 2007

Оглавление

Введение 3

Состав работ и продукты этапа 4

Тезисы к декларативной части инженерной образовательной программы ТГУ 5

Инженерная деятельность 5

Инженерное образование 8

Требования к образовательной программе инженерной подготовки в ТГУ 9

Контуры образовательной программы инженерной подготовки в ТГУ 11

Матрица компетенций 12

Технология выделения уровней МК 12

Матрица общеинженерных компетенций 13

Технология использования матрицы компетенций 18

1. Технология работы с МК на стадии разработки (первичное наполнение МК и разработка механизмов её использования) 18

2. Технология работы с МК на стадии экспериментальной апробации (использование МК для первичной связи посредством образовательной программы потребностей работодателей и возможностей существующего учебного плана) 18

3. Технология работы с МК на стадии функционирования образовательной программы (элемент системы управления качеством образовательной программы) 18

21

Приложение 1. Каталог рабочей библиотеки материалов 22

Приложение 2. Подход к выделению уровней матрицы компетенций [59] 37

Назначение уровней 37

Подходы к выделению уровней 38

Пробуем сами 41

Дальнейшие шаги 44

Приложение 3. Описание матрицы общеинженерных компетенций 46

Отчёт по 2 этапу работ над проектом образовательной программы по инженерной подготовке в ТГУ

Отчёт включает в себя

− логику работ в ходе этапа

− перечень продуктов этапа

− наработки группы за период с октября по ноябрь 2007 г.

− логическую структуру дальнейших разработок

− задание на 3 этап работ

Логика отчёта: Было → нужно сделать → сделано → не сделано+следует сделать дальше

Введение

В начале 2007 года в Тольяттинском государственном университете начались работы по очень важному в современных условиях направлению − совершенствование сегодняшней подготовки инженеров. На семинаре «Современный инженер», проходившем на выставке «ТГУ − городу: 55 на «5», был обозначен круг проблем, касающихся подготовки инженеров в нашем университете. Ответом на это стала инициация вузом работ по созданию новой образовательной программы по инженерной подготовке в рамках автомеханического института.

В ходе первого этапа работ (март − июнь 2007 г.) был получен ряд результатов. Среди них необходимо выделить глоссарий терминов по образовательной программе, описание принципиального устройства инженерной деятельности, план работ по проекту, наработки по обзору инженерного образования в зарубежных вузах, принципиальной конструкции процесса инженерной подготовки и выделению компетенций и их групп. Следует отметить, что основные продукты, которые требовалось получить, так и не получены. Это: декларативная часть образовательной программы и матрица компетенций с дескрипторами уровней.

На этапе 2 проведена техническая сборка собранного материала и разработка оснований для дальнейших работ по следующей схеме:

  • по основным темам (описание инженерной деятельности, мировые и российские тренды, инженерные компетенции, инженерный Body of Knowledge, формы и методы подготовки и т.д.) сформирована библиотека материалов с краткими аннотациями найденных ресурсов, оценками с точки зрения необходимости перевода на русский язык (большинство источников − англоязычные) и их рейтингом полезности;

  • фиксация тезисов о современном состоянии и тенденциях развития инженерной деятельности и инженерного образования на основе обзора информации библиотеки;

  • выработка конкретных продуктов: тезисы декларативной части образовательной программы, матрица компетенций, заявка на экспериментальную площадку АМИ, техническое задание на информационную систему новой образовательной программы, доклады на конференцию по компетентностному подходу в образовании.

В настоящем отчёте представлены:

  • состав работ в рамках этапа;

  • продукты разработки и сборки имеющихся материалов с описанием технологии их получения и дальнейшего применения.

Состав работ и продукты этапа

Работа проводилась одновременно в нескольких направлениях:

− поисковая работа, касающаяся определения современного состояния а) инженерной деятельности; б) инженерного образования; в) трендов, влияющих на будущее этих отраслей деятельности;

− анализ потребности предприятий Тольятти в инженерах специальностей «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки и комплексы»;

− заполнение матрицы общеинженерных компетенций дескрипторами их уровней;

− подготовка заявки на экспериментальную площадку, технического задания на информационную систему образовательной программы, пакета материалов на конференцию по компетентностному подходу.

Элементы состава работ и продукты, полученные в результате проведения этапа, показаны на схеме 1.

Схема 1. Состав работ и продукты второго этапа

Инструментом работ на втором этапе является структурированная библиотека материалов по инженерной деятельности, инженерному образованию и т.д. Каталог библиотеки содержит наименование (или адрес в Интернет) источников информации, количество страниц, язык оригинала и краткую аннотацию на русском языке по каждому источнику. Для использования материалов в дальнейшей работе создана система их рейтингов для каждого из направлений работ:

  • инженерная деятельность;

  • инженерное образование;

  • матрица компетенций;

  • Body of Knowledge;

  • образовательная программа;

  • особенности инженерной подготовки в ТГУ.

Библиотека располагается на сервере университета и имеет возможность пополнения любыми участниками проекта. Каталог библиотеки по состоянию на время завершения отчётного этапа приведен в Приложении 1.

Тезисы к декларативной части инженерной образовательной программы ТГУ

Образовательная программа (ОПг) Тольяттинского государственного университета и инженерной подготовки в нем – это не только обновленная структура учебного плана, более современные формы и содержание образования и повышенная доля практикоориентированности учебного процесса. ОПг – это инструмент, при помощи которого вуз может видеть, анализировать и прогнозировать происходящее вокруг, и отвечать на это изменениями в собственной системе образования и подготовки.

В настоящем тексте зафиксированы ключевые тезисы для декларативной части инженерной образовательной программы ТГУ. Зафиксировано понимание того, что такое инженер, как устроена инженерная деятельность и какие в ней существуют тенденции, как эти тенденции отражаются на сфере инженерного образования, сформулированы основные требования на разработку новой образовательной программы инженерной программы в ТГУ (на примере АМИ и направления «Технология машиностроения»).

Инженерная деятельность

Если каких-то 50 лет назад движущей силой прогресса была фундаментальная наука, то сейчас такой силой все больше становится связка маркетинг-управление-инженерия, выдающая требования к прикладной науке. Яркое подтверждение этому тезису – нанотехнологии и наноматериалы, где самый главный вопрос не «Как это устроено?», а «Каким образом это можно изготовить?».

Суть инженерной деятельности заключается в применении достижений науки для создания технических изделий (каковыми могут быть устройства, технологии, системы, процессы), отвечающих заданным требованиям. Базовым методом инженерной деятельности является конструирование, т.е. создание нового из набора уже имеющихся, готовых элементов, хотя в последнее время происходит внесение в инженерию элементов проектной деятельности [4].

Инженерная деятельность способствует развертыванию совокупности взаимосвязанных технических устройств, которую часто называют «второй» природой или техногенной сферой. Основные задачи, возлагаемые на разработку технических устройств:

  • Создание материальных и культурных ценностей.

  • Производство, преобразование и передача различных видов энергии.

  • Сбор, обработка и передача информации.

  • Создание и использование различных средств передвижения.

  • Поддержание обороноспособности.

В зависимости от сферы применения, выделяют следующие типы инженерной деятельности:

  • Аэрокосмическая инженерия (Aerospace Engineering)

  • Биоинженерия (Bioengineering)

  • Инженерия коммунальных услуг (Building Services Engineering)

  • Химическое машиностроение (Chemical Engineering)

  • Гражданское строительство (Civil Engineering)

  • Электротехника (Electrical Engineering)

  • Охрана окружающей среды (Environmental Engineering)

  • Пожарная техника (Fire Engineering)

  • Инженерная геология (Geotechnical Engineering)

  • Организация производства (Industrial Engineering)

  • Инфотехника (Information Engineering)

  • Машиностроение (Mechanical Engineering)

  • Горное дело (Mining Engineering)

  • Нефтепромысловое дело (Petroleum Engineering)

  • Проектирование зданий и сооружений (Structural Engineering)

  • Дорожный транспорт (Transportation Engineering)

Также во многих источниках [9, 28 и др.] отдельно выделяется сфера «Manufacturing Engineering» (Технология машиностроения), которая, очевидно, присутствует в предлагаемом списке в рамках сфер машиностроения и организации производства. Зачастую как самостоятельный тип инженерии выделяют разработку программного обеспечения (Software Engineering), разработку аппаратных решений (Computer Engineering), инженерию систем (System Engineering), сельскохозяйственную инженерию (Agricultural Engineering) и другие.

Наиболее существенными мировыми трендами [15-18], оказывающими влияние на инженерную деятельность, являются:

  • глобализация и сетевизация организация сетей (networking?) мировой экономики и, как один из побочных эффектов – терроризм;

  • мировые этнические и демографические проблемы (стареющее население в развитых странах, увеличивающаяся доля молодежи в развивающихся странах), всё возрастающие миграционные потоки и увеличение социального расслоения;

  • возрастающая важность повышения качества жизни, экологии, охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, снижения энергопотребления;

  • развитие информационных и коммуникационных технологий;

  • нарастающий темп появления новых технологий и материалов (получение, переработка и хранение энергии, биотехнологии, нанотехнологии, фотоника, логистика) и общая тенденция к миниатюризации;

  • все увеличивающаяся междисциплинарность наиболее значимых проблем, повышение роли гуманитарной составляющей.

Выделенные тренды приводят к тому, что для «инженера будущего» всё больше повышаются требования:

  • к мобильности и умению работать в многообразной культурной среде;

  • к умению работать с современными коммуникационными технологиями;

  • к умению функционировать в мультидисциплинарной команде;

  • к способности пользоваться виртуальными средами и инструментами;

  • к приверженности к постоянному обучению и повышению квалификации;

  • к лидерским и управленческим качествам;

  • к профессиональной этике и личной ответственности за последствия инженерных решений.

Сборкой результатов анализа трендов и переводом их в формулировки требований занимаются профессиональные инженерные сообщества, играя тем самым важную роль в организации связи инженерной деятельности со сферой образования. Одной из значимых функций ассоциаций является выработка стандартов и аккредитация инженеров на соответствие этим и другим требованиям. Сообщества действуют:

  • в рамках сферы на национальном уровне (Сообщество Производственных Инженеров США− Society of Manufacturing Engineers (SME), Институт Гражданских инженеров Великобритании – Institution of Civil Engineers (ICE) и др);

  • на общенациональном уровне (Инженерный Совет Великобритании − Engineering Council UK (ECUK), Инженерная Ассоциация Германии Verband Deutscher Maschinen- und Anlagenbau e.V. (VDMA), Инженеры Новой Зеландии - IPENZ Engineers New Zealand, Американская ассоциация инженерных обществ – American Association of Engineering Societies (AAES) и др.);

  • на континентальном уровне (Латиноамериканская Федерация Инженерных Обществ − Pan American Federation of Engineering Societies (UPADI), Европейская Федерация Национальных Инженерных Ассоциаций – European Federation of National Engineering Associations (FEANI) и др.);

  • на международном уровне (Всемирная Федерация Инженерных Организаций − World Federation of Engineering Organizations (WFEO), Международный инженерный альянс - International Engineering Alliance (IEA)).

Существуют также ассоциации, решающие более узкие задачи, например, выравнивание диспропорции количества женщин, испаноговорящих, афроамериканцев среди инженеров, также существуют международные отраслевые инженерные ассоциации. Различные ассоциации стараются тесно взаимодействовать друг с другом, строят отношения с ведущими международными организациям, такими, как Еврокомиссия, APEC, ЮНЕСКО, ООН, публикуют ключевые доклады по стратегическим направлениям, и являются мощным инструментом выявления трендов и проблем, анализа профессиональной сферы и перевода в требования к подготовке инженеров.

Для повышения мобильности инженеров вырабатываются межнациональные нормы их аккредитации, единый перечень требований и единый реестр для регистрации. Ключевыми международными соглашениями в рамках работы Международного инженерного альянса стали Вашингтонское, Сиднейское и Дублинское [51], на которых в зависимости от сложности решаемых инженерных задач были выделены три типа инженеров – техник, технолог и профессионал (соответственно не меньше 2, 3 и 4 лет подготовки) – и описаны требования к каждому из них. Схожую, хотя и несколько отличающуюся работу провела европейская ассоциация FEANI [46].

Вышеописанные механизмы практически отсутствуют в России. Профессиональные ассоциации слабы, а в инженерной деятельности просто отсутствуют. Такие организации, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей только начинают заниматься вопросами профессиональных стандартов. Российскую инженерию во всех международных активностях представляет Ассоциация инженерного образования России.

Если в развитых странах существует множество региональных и национальных проектов по привлечению молодежи в инженерную деятельность [13, 63, 64, 68], повышению её привлекательности и статуса, то в нашей стране, после того, как окончательно захирела система кружков юных техников, моделистов и конструкторов, инженерия перестала восприниматься как перспективная сфера для карьерного и профессионального роста. Романтика профессии отсутствует, сколь либо значимая работающая мифология тоже.

В традиционно промышленном Тольятти и Поволжском регионе эти тенденции сказываются ещё более остро. При сохраняющемся строительном буме ещё пользуются популярностью строительные и электротехнические специальности, но вряд ли эта ситуация продлится больше чем 2…3 года. При этом количество рабочих мест в инженерной сфере не снижается, а значимость и социальный статус профессии, по мере расширения присутствия России в глобальном экономическом пространстве, будет хоть и медленно, но возрастать.

Инженерное образование

Тенденции в инженерной деятельности отражаются на сфере инженерного образования. Несмотря на то, что есть ряд серьезных нерешенных проблем [21], среди наиболее существенных трендов эксперты [22, 46, 71, 73] выделяют:

  • общая реформа всей системы инженерного образования, увеличение доли магистерских, докторских и пост-докторских инженерных программ;

  • постоянное обновление содержания подготовки в ориентации на новые технологии и материалы, значимость современных био- и нанотехнологий практически для всех направлений инженерной подготовки;

  • более активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий, включая информационные;

  • возрастание роли дистанционного образования;

  • повышение мобильности студентов;

  • практикоориентированность, активное вовлечение в учебный процесс профессиональных ассоциаций и других заинтересованных сторон, адекватная оценка результатов обучения и сопоставление их с требованиями к сертифицированным инженерам;

  • повышение доли мультидисциплинарной подготовки;

  • увеличение стоимости обучения.

В сфере профессионального инженерного образования действует множество ассоциаций, как отраслевых, так и национальных и международных [39-45]. Взаимодействуя с профессиональными инженерными ассоциациями, они вырабатывают и корректируют стандарты образования по различным направлениям инженерной подготовки. Третьим активным участником системы взаимодействия являются аккредитующие организации [30, 31, 32, 37], причем существует тенденция применения схожих норм к аккредитации как инженеров (для их внесения в реестры и повышения мобильности), так и образовательных программ [29, 33, 34, 35, 36]. Участвует в этом процессе и Российская ассоциация инженерного образования РАИО [45], имеющая свой центр общественно-профессиональной аккредитации [37] с правом присвоения европейского знака EUR ACE [33].

Если североамериканское образование давно освоило механизмы кредитно-модульной организации учебного процесса и единой системы уровней (бакалавриат, магистратура, докторантура), то европейское образовательное пространство в рамках Болонской декларации только движется в этом направлении. Но важным достижением Европы стала значительно более глубокая проработка компетентностного подхода.

Компетенция – это интегрированное понятие, указывающее на способность индивида (коллектива) самостоятельно принимать решения и целенаправленно действовать в незнакомых и новых для него ситуациях, применяя различные элементы знаний и умений. В мировой образовательной практике существует множество работ по выделению компетенций инженера [46-58]. На основе анализа публикаций можно составить непротиворечивый список общеинженерных компетенций [59]:

  • способность выделять потребность в инженерном решении и формулировать инженерную задачу;

  • способность конструировать инженерное решение;

  • способность применять знания математики, фундаментальных и инженерных наук;

  • способность использовать существующие и развивающиеся технические методы, технологии и инструменты;

  • профессиональная и этическая ответственность инженера.

Ещё ряд значимых для инженера компетенций можно отнести к личностным, социально-этическим и дополнительным:

  • способность эффективно коммуницировать;

  • способность работать в мультидисциплинарной команде;

  • способность к управлению и лидерству в инженерных разработках;

  • способность эффективно обучаться и повышать квалификацию в течение всей жизни;

  • языковая компетенция, требующаяся для трудовой мобильности в международном масштабе;

  • техническая компетенция в области компьютерной грамотности и информационных технологий.

Компетенции разделяются на уровни, для которых прописываются дескрипторы [59], что позволяет фиксировать в учебном процессе достигнутый (продемонстрированный) студентами уровень.

Конечно, для сферы труда компетенция есть лишь часть профессионального стандарта, для сферы образования её тоже недостаточно и необходимо отдельно определять содержание обучения – знания, представления, навыки, инструменты и технологии, а также учебные инструменты, методы и формы. Такая работа ведется профессиональными ассоциациями, разрабатывающими и публикующими стандарты содержания подготовки – Body of Knowledge, BoK [23-28]. Так, одно из ведущих мировых профессиональных сообществ в сфере производственной инженерии SME [9] предлагает краткий список модулей содержания подготовки для формирования компетенций инженера в сфере технологии машиностроения (manufacturing engineering) [28]. Список включает 8 групп модулей:

  • математика, прикладные и инженерные науки, применение материалов (14,6%);

  • разработка и конструирование изделий и процессов (13,8%);

  • применение производственных процессов и управление ими (12,7%);

  • производственные системы, разработка и конструирование оборудования (21,1%);

  • автоматизированные системы и контроль (5,2%);

  • качество и потребительский сервис (13,1%);

  • производственный менеджмент (13,3%);

  • личная эффективность (6,2%).

Однако состав предметов ничего не говорит о том, как же именно должна формироваться та или иная компетенция. Попытка прямого формирования компетенций на соответствующих курсах ни к чему не приводит, поскольку более высокие уровни компетенции требуют самостоятельности, междисциплинарности, ответственности и постановки управленческих задач, что слабо достижимо в рамках отдельного курса. Ответить на этот вопрос может лишь принципиальная конструкция образовательной программы.

Требования к образовательной программе инженерной подготовки в ТГУ

Достаточно вспомнить престижность ТПИ, конкурс и уровень абитуриентов и студентов, карьеры тогдашних выпускников, чтобы согласиться с тем, что налицо острый кризис инженерной подготовки в ТГУ. Рамочным ограничением для нас является следующее. Несмотря на то, что мы предоставляем значительно более дешевую подготовку, чем ведущие инженерные школы, разом изменить эту ситуацию мы не можем. Следовательно, речь не может идти о крупном инвестиционном проекте, и новая образовательная программа должна быть немного дороже существующей, но значительно более привлекательной, эффективной, качественной. Ещё один вывод – этого нельзя достичь, опираясь только на собственные силы и разработки, равно как нельзя и купить подобную программу целиком (затраты на освоение будут несопоставимо высоки). Необходимы ресурсообразующие идеи.

Можно также сформулировать основные требования к тому, как новая образовательная программа должна выглядеть в глазах наших партнеров. Она должна быть:

для образовательного сообщества, включая международное:

  • известная (т.е. фактически находиться во всех возможных списках, включая конференции);

  • понимаемая (т.е. иметь описание, соответствующее российским и международным нормам, а также формулировки «особенностей»);

  • признаваемая (т.е. иметь общественно-профессиональную аккредитацию по международным либо европейским стандартам);

для работодателей:

  • прозрачная (т.е. операционально употребима, как для массового набора кадров, так и для дообучения сотрудников);

  • любопытная (т.е. с ТГУ стоит работать, покопавшись, здесь можно найти кое-кого интересного);

Для абитуриентов:

  • классная (т.е. есть кое-какие современные «фишки», которых поблизости не найдешь);

Для родителей абитуриентов:

  • надежная (т.е. здесь нет профанации обучения);

Для выпускников:

  • взаимно полезная (можно использовать ресурс вуза, в первую очередь интеллектуальный);

Для студентов:

  • удобная (т.е. все основные инфраструктуры работают как часы);

  • разнообразная (т.е. есть множество возможностей, и можно научиться разному, в зависимости от целей и приложенных усилий);

  • перспективная (т.е. дает хороший старт для будущей карьеры).

И, наконец, ряд формулировок для видения результатов инженерной образовательной программы самим ТГУ.

Мы готовим инженера:

  • активного (т.е. с техниками самоорганизации, карьерного роста и предпринимательства);

  • глобального (т.е. работающего в мировом контексте, в многоязычной среде, в коммуникационных сетях, числящегося в международных реестрах);

  • сопричастного (т.е. не ждущего задач, а искренне считающего, что низкое качество наших утюгов, машин, домов, компьютерных программ – его личная проблема);

  • современного (т.е. знающего как сейчас принято решать инженерные задачи, и умеющего самостоятельно находиться «на острие» знаний, инструментов, технологий).

Контуры образовательной программы инженерной подготовки в ТГУ

Было бы некорректно ограничиться формулировкой рамочных требований. И хотя ряд нижеизложенных идей ещё требуют консультаций с экспертами, да и анализ мировых образцов инженерной подготовки только был начат, следует заранее выложить возможные идеи по изменениям в образовательной программе инженерной подготовки.

  1. «Стержнем» новой образовательной программы должна стать последовательность постепенно растущих по сложности (и уровню требуемых компетенций) инженерных проектов – от простых, индивидуальных и технических до межпрофессиональных, командных и предпринимательских. Именно на эти задачи накладывается матрица компетенций, и анализу в первую очередь подвергается система курсовых работ и проектов, практики и стажировки, выпускная квалификационная работа, далее – курсы, претендующие на практикоориентированность, и лишь потом – все остальные курсы.

  2. Специальная подготовка должна быть организована вокруг линии проектов как система обеспечивающих курсов, формирующих таким образом законченные семестровые модули профессиональной подготовки. Основной критерий качества таких курсов – обучение самым современным инструментам, материалам, технологиям и методам, а для старших курсов – обучение способам самостоятельного исследования, анализа тенденций и отслеживания новых инструментов, материалов, технологий и методов.

  3. Базовые курсы должны быть сориентированы на формирование важных для будущей профессиональной деятельности качеств, т.е. косвенно тоже быть обеспечивающими.

  4. Модель биржи компетенций должна стать основой информационной системы управления образовательной программы, позволяющей строить рейтинги наименее обеспеченных компетенций и наименее востребованных курсов.

  5. Быстро повысить привлекательность, эффективность, качество программ инженерной подготовки можно за счет искусственного ускоренного внедрения на них программ двуязычного и информационного университетов. Необходимо включать студентов в международные конкурсы молодых инженеров, совместные проекты, и готовить их как инженеров в контексте тех разработок, которые происходят во всем мире. Именно под сопровождение международных проектов, конкурсов, иноязычных курсов и можно целевым образом искать новых людей, а также готовить своих из числа аспирантов, причем начиная с ними эту работу. Главные стартовые требования к таким людям – активная жизненная позиция, практикование, английский, IT.

  6. Необходимо создавать систему учебных центров, где достигать концентрации креатива и сопричастности, причем именно эти центры должны вести линию инженерных проектов. Такие проекты, особенно на старших курсах, обязаны быть межкафедральными и даже межинститутскими. При этом обязательным условием является стратификация студентов – лучшие участвуют в международных курсах, проектах и разработках, основной поток работает в массовых технологиях.

  7. Необходима ревизия международного репозитария инженерных образовательных ресурсов и прямой импорт ряда новых курсов (желательно, дистантных и совместных) в учебные планы. Следует искать в первую очередь курсы, которые не может обеспечить не только ТГУ, но и все близлежащие вузы, как вариант – это курсы с виртуальными лабораторными работами на суперновом оборудовании.

  8. Необходимо начинать работу по продвижению мировых норм и форм инженерного образования в коллективе АМИ. Ключевые международные материалы, касающиеся инженерии и инженерной подготовки найдены, теперь они должны быть переведены на русский язык и включены в программу повышения квалификации, вплоть до разработки хрестоматии и тестов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт о проделанных работах группы по разработке проекта новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки (1-ый этап)

    Документ
    В марте 2007г. сформирована рабочая группа из представителей АМИ ТГУ, ПАЦ, МОК, ректората, экспертов. Проведена серия еженедельных семинаров по обсуждению вопросов новой образовательной программы ТГУ и инженерной подготовки в частности
  2. Образовательная программа начального общего образования гбоу сош №411

    Образовательная программа
    Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (7)

    Основная образовательная программа
    в обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными ,
  4. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки по направлению 030900 Юриспруденция 2 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

    Основная образовательная программа
    1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
  5. Основная образовательная программа государственного образовательного учреждения центр образования №1865

    Основная образовательная программа
    Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся,

Другие похожие документы..