Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
* У зв’язку з переобранням Правління Громадської ради при Держмитслужбі України підготовлені необхідні документи для включення до складу кандидатів н...полностью>>
'Анализ'
В 2010-2011 учебном году в педагогический состав школы входило 24 человека. Укомплектованность кадрами составляет 100%. Школа, в целом, располагает в...полностью>>
'Документ'
Общая (традиционная) система налогообложения (сокращ. ОСН или ОСНО) — вид налогообложения, при котором организациями в полном объеме ведется бухгалтер...полностью>>
'Лекция'
Среди всех заболеваний наибольшее количество дискуссий. Уже в 1 веке н.э. врачи Археус и Соранус с помощью разреза лечили гнойное заболевание неясного...полностью>>

Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования; 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КУТЕЙНИКОВА ИРИНА ХАМЗОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Челябинск – 2006

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Сериков Геннадий Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Сиротин Олег Александрович;

кандидат педагогических наук, доцент

Циринг Раиса Абдулловна

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»

Защита состоится 14 декабря 2006 года в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещен на сайте университета:

Автореферат разослан «11» ноября 2006 года.

Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор


А.М.Кузьмин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. В документах, определяющих социальный заказ государства, выпускнику педагогического колледжа предъявляются высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к его нравственности.

В условиях духовно-нравственного кризиса современного общества особую ценность представляет нравственная позиция педагога. Профессиональная нравственность работников образования рассматривается как необходимый компонент профессионально-педагогической квалификации и личностная характеристика учителя. Наличие условий для становления профессиональной нравственности в системе педагогического образования является важным фактором повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

На актуальность данной проблемы также указывает тот факт, что в образовании вообще, и в профессиональном образовании, в частности, практически утрачен приоритет воспитания, сведена на нет воспитательная ценность образовательного процесса. В то же время, в условиях отсутствия продуманной воспитательной работы процесс становления нравственности происходит стихийно.

В отечественной системе профессионального образования в 80-90-е годы XX века активизируется поиск наиболее перспективных моделей гуманитарной подготовки специалистов (Н.А. Асташова, Г.Н. Комарова, Е.И. Макуренкова,

Н.С. Петелин, Ю.А. Самсонов, Е.А. Финогеева и др.). В последние годы появилось немало серьезных работ, содержащих глубоко проработанные пути и средства оптимизации формирования личности учителя. Анализ этих материалов (Д.А. Белухин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Т.С. Яценко) приводит к выводу о том, что преобразование подготовки учителя в содержательном плане сегодня чаще всего связывается с развитием его самосознания, а в технолого-процессуальном отношении замыкается на сферу общения учителя с воспитанниками.

Однако отметим, что исследуемая проблема явно недостаточно отражена в психолого-педагогической теории. Несмотря на достаточно разработанные подходы к определению значения нравственной позиции педагога в формировании мировоззрения, черт личности подрастающего поколения, вопрос, связанный с методами формирования нравственности будущего учителя остается практически открытым.

Таким образом, имеют место противоречия между:

а) потребностью общества в присвоении специалистами такого компонента педагогической квалификации, как нравственность и повсеместным снижением уровня нравственности молодежи, в том числе и студентов педагогического колледжа;

б) недостаточной теоретической разработкой обоснования и содержания условий становления профессиональной нравственности будущих педагогов и практической необходимостью подготовки педагогов с высоким уровнем профессиональной нравственности.

Данные противоречия усугубляются тем, что в теории и практике образования не уделено должного внимания становлению профессиональной нравственности в процессе профессионального образования будущих педагогов.

Обострение вышеназванных противоречий в настоящее время обусловливает проблему содержания модели педагогического содействия в учреждении профессионального образования, способствующего эффективному становлению профессиональной нравственности студентов.

Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в психолого-педагогической теории, а также научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена тема исследования - «Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов».

В исследовании введено ограничение: работа выполнена на базе отделения начального образования педагогического колледжа и отражает специфику соответствующего содержания профессиональной подготовки.

Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать модель педагогического содействия образовательного процесса в педагогическом колледже, направленного на становление профессиональной нравственности будущих педагогов.

Объект исследования – образовательный процесс в педагогическом колледже.

Предмет исследования – становление профессиональной нравственности будущих педагогов в образовательном процессе педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Профессиональная нравственность будущих педагогов будет соответствовать социальным требованиям к личности педагога, если образовательный процесс в педагогическом колледже осуществляется в соответствии с положениями гуманно ориентированного образования и организуется в соответствии с моделью, предполагающей:

1) ориентацию содержания образования, методов и форм на становление основных признаков профессиональной нравственности;

2) соотнесение содержания педагогического содействия с содержанием компонентов профессиональной нравственности;

3) субъект-субъектный характер учебно-педагогического взаимодействия с акцентом на применении норм морали в различных аспектах образовательной деятельности и самореализации студентов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) уточнить сущностные признаки, структуру и функции профессиональной нравственности;

2) выявить и обосновать научные предпосылки педагогического содействия становлению профессиональной нравственности будущих педагогов;

3) разработать модель образовательного процесса, направленного на педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов;

4) апробировать разработанную модель в образовательном процессе педагогического колледжа.

Методологическую основу исследования составили

  • системный подход, базирующийся на общей теории систем (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг и др.);

  • исследования по теории и методологии педагогической деятельности и применения системного подхода в педагогических исследованиях (Т.А. Абрамова, Ю.К. Бабанский, П.В. Беспалько, М.Е. Дуранов, Ю.А. Конаржевский,

Ф.Ф. Королев, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, Г.Н. Черкасов и др.);

  • синергетический подход (В.А. Аршинов, Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев,

С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.П. Назаретян, Дж. Николис, И. Р. Пригожин и др.);

  • системно-синергетический подход (С.И. Никулин, Г.Н. Сериков, Н.М. Таланчук, В.Т. Шадровская и др.);

  • теория гуманно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили,

Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, С.В. Кульневич, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, Г.Н. Сериков и др.);

  • теория личностно ориентированного профессионального образования

(В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.О. Котлярова, А.М. Кузьмин,

В.В. Сериков, О.А. Сиротин, И.С. Якиманская и др.);

  • педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.А. Прядехо, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

  • теория профессионального образования (А.М. Булынин, А.А. Вербицкий,

А.Г. Гостев, М.Т. Громкова, Д.Ф. Ильясов, Н.В. Кузьмина, Р.А. Литвак,

А.Я. Найн, Л.Г. Семушина и др.).

В процессе исследования применен комплекс методов:

  • теоретический синтез и сравнительно-сопоставительный анализ философской, этической, педагогической, психологической, культурологической и специальной методической литературы по проблеме;

  • прямое, косвенное наблюдение, анкетный опрос, изучение ценностных ориентаций для выявления исходного и итогового уровня профессиональной нравственности будущих педагогов;

  • изучение передового педагогического опыта и учебно-программной документации образовательного процесса в колледже с целью выявления условий для осуществления педагогического содействия становлению профессиональной нравственности;

  • педагогическое моделирование комплекса условий становления профессиональной нравственности посредством педагогического содействия;

  • организация опытно-экспериментальной работы по апробации модели образовательного процесса, направленного на педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности студентов колледжа;

  • математическая обработка эмпирических данных.

Эмпирическую базу исследования составили студенты и преподаватели отделения начального образования педагогических колледжей г. Троицка и г. Миасса. Всего в исследовании на разных этапах участвовало 544 студента и 40 преподавателей.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2001 по 2006 гг.

Первый этап (2001 – 2002 гг.) – формулировка проблемы, изучение философской, социологической, педагогической и психологической литературы по профессиональному образованию, нравственному воспитанию, формам и методам содействия становлению нравственности педагога.

Основные методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и обобщение передового педагогического опыта; констатирующий эксперимент.

Второй этап (2002 – 2004 гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, формулировка элементов методологического аппарата исследования. Планирование и написание теоретической главы диссертации. Проведение формирующего эксперимента.

Основные методы исследования: - теоретические (обобщение, систематизация, педагогическое моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент); статистические методы первичной обработки результатов исследования.

Третий этап (2004 – 2006 гг.) – проведение контрольного эксперимента. Написание методических рекомендаций. Оформление научных результатов, аргументация принципов и условий использования модели педагогического содействия становлению профессиональной нравственности студентов педагогического колледжа.

Методы третьего этапа: теоретические (обобщение и систематизация теоретических положений исследования); статистические (компьютерная обработка данных, графическое отображение результатов).

Наиболее важные результаты исследования, полученные
лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Профессиональная нравственность соотнесена с компонентами образованности и определена как компонент профессионально-педагогической квалификации. Выявлены основные компоненты профессиональной нравственности как системы, ее функции, структура, рассмотрены основные тенденции становления и развития у студентов педагогического колледжа.

  2. Теоретически обосновано использование условий гуманно-ориентированного образования, синергетического подхода в проектировании педагогического содействия становлению профессиональной нравственности, его методов и форм.

  3. Разработана модель педагогического содействия становлению профессиональной нравственности студентов педагогического колледжа, в которой:

- содержание образования, методы и формы сориентированы на становление профессиональной нравственности;

- содержание педагогического содействия соотнесено с содержанием компонентов профессиональной нравственности;

- учебно-педагогическое взаимодействие акцентировано на применении норм морали в различных аспектах образовательной деятельности и самореализации студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • представление профессиональной нравственности как системы со свойственными ей признаками позволяет рассматривать в педагогической теории соответствующие особенности специалиста в их диалектическом развитии;

  • обобщенная модель педагогического содействия становлению профессиональной нравственности способствует выявлению закономерных связей между условиями и личностными особенностями развития профессиональной нравственности.

Практическая значимость заключается в следующем:

1.Эмпирически подтвержденная модель образовательного процесса, направленного на содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов в педагогическом колледже может быть использована в образовательной практике с целью решения задач, связанных с формированием профессионально-важных качеств будущих педагогов.

2. Разработана и апробирована в образовательном процессе педагогического колледжа программа дисциплины «Практикум по педагогической этике», разработано практическое пособие по данной дисциплине, которые могут быть использованы как при проведении занятий, так и в качестве дополнения к изучению дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогическом колледже.

3. Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления учебно-программных документов, методических и дидактических материалов, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов.

На защиту выносятся следующие положения

  1. В профессиональной нравственности целесообразно выделять следующие приоритеты – гуманность, знания в области педагогической этики, умение применять нормы педагогической морали в профессиональной деятельности, педагогическую направленность.

  2. В качестве научных предпосылок при проектировании педагогического содействия становлению профессиональной нравственности, методов содействия и его форм целесообразно использовать теорию гуманно-ориентированного образования и синергетический подход.

  3. Организация образовательного процесса в педагогическом колледже с ориентацией на модель образовательного процесса, направленного на педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности способствует развитию профессиональной нравственности до уровня, достаточного для осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Личный вклад автора состоит в следующем

  1. Осуществлен теоретический анализ проблемы педагогического содействия становлению профессиональной нравственности студентов педагогического колледжа.

  2. Выявлены аспекты, содержание, методы и формы педагогического содействия становлению профессиональной нравственности.

  3. Проведена экспериментальная работа, в ходе которой осуществлена разработка и внедрение в образовательный процесс педагогического колледжа модели педагогического содействия становлению профессиональной нравственности.

  4. Разработана программа дисциплины «Практикум по педагогической этике» и учебно-практическое пособие по данному курсу.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций, соответствием основных теоретических положений исследования существующим в педагогической науке теориям и подходам, адекватностью использованных методов теоретического и эмпирического исследования его целям и задачам, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, воспроизводимостью результатов исследования, сопоставимостью данных, полученных различными методами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1) в ходе выступлений на научных семинарах лаборатории «Теории и методики профессионального образования» на кафедре педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета; методических семинарах кафедры педагогики, психологии и частных методик начального образования Троицкого педагогического колледжа; научно-практических конференциях международного, федерального, регионального и местного уровней в городах Троицк, Челябинск;

2) в образовательном процессе на отделении начального образования Троицкого педагогического колледжа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы и приложения.

Во введении обоснованы актуальность проблемы и темы исследования, степень ее теоретической разработанности; сформулированы цель, объект, предмет, задачи исследования. Охарактеризованы этапы и методы исследования. Сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы педагогического содействия становлению профессиональной нравственности» охарактеризованы научные предпосылки выполненного исследования, понятийный аппарат, обоснована модель образовательного процесса, направленного на педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов.

Во второй главе «Организация опытно-экспериментальной работы по апробации модели педагогического содействия становлению профессиональной нравственности» описано содержание констатирующего и формирующего экспериментов; охарактеризованы результаты экспериментального исследования и сделаны выводы о подтверждении теоретических предположений в практике профессионального образования.

В заключении охарактеризована выполненная работа в целом и сделаны основные выводы по результатам диссертационного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Профессиональная нравственность как научное понятие

Понятийный аппарат исследования включает такие понятия как «мораль», «нравственность», «профессиональная нравственность», «педагогическая этика», «педагогическая мораль».

В теории проблема значимости нравственных оснований педагогической профессии является достаточно разработанной и обоснованной. Однако, отсутствует единство в определении того, с каких позиций, в каком аспекте характеристики специалиста рассматривать собственно профессиональную нравственность.

В связи с этим, представляют особый интерес работы современных ученых, рассматривающих педагогическую нравственность как особый компонент в структуре педагогической квалификации (Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова,

Р.А. Циринг). Мы основываемся на определении профессиональной нравственности, предложенном Г.Н. Сериковым: « …под профессиональной нравственностью будем в первую очередь понимать такую характеристику специалистов, в которой отражаются личные духовные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной деятельности и обусловливающие влияние на ее результаты; свойство педагога проявлять духовность, соответствующую нормам морали при исполнении педагогических компетенций».

Системный анализ позволил нам определить структуру профессиональной нравственности. Основными компонентами структуры являются когнитивный компонент (знания в области педагогической этики), ценностный компонент (ценностное отношение к нормам педагогической морали), деятельностный компонент (нравственное поведение, предполагающее применение норм педагогической морали в основных аспектах профессиональной деятельности учителя).

Структурные компоненты профессиональной нравственности учителя были соотнесены с компонентами структурной модели образованности. В результате были выделено содержание основных компонентов модели образованности личности в профессионально – нравственном аспекте педагогической квалификации (схема 1).

Основоположники системного подхода отмечают, что всякая система какими-либо способами проявляет себя, т.е. обладает признаками функционируе-мости. Следовательно, можем выделить функции профессиональной нравственности (далее по тексту – ПН).

Мы будем исходить из того, что основными общими функциями профессиональной нравственности являются регулятивная, познавательная, ценностно-ориентирующая, воспитательная. Кроме данных общих функций, профессиональная нравственность педагога характеризуется и специфическими функциями, такими как функция педагогического корректирования, функция упреждающего морального воздействия (нейтрализация аморальных проявлений), функция выработки иммунитета против социальных извращений (функция моральной самозащиты).

Нравственное поведение в профессиональной деятельности


Умелость

Результативность в применении норм педагогической морали в квазипрофессиональной деятельности, решении практико-ориентированных ситуаций. Применение усвоенных этических знаний и норм педагогической морали в педагогической деятельности. Осуществление профессионально деятельности на основе нравственных потребностей; умение строить взаимоотношения с субъектами образовательного процесса на основе норм педагогической морали, готовность к нравственному самосовершенствованию, самообразованию


Действенность

Активность в применении норм педагогической морали в различных аспектах самореализации


Осведомленность

Объем, полнота воспроизведения знаний в области педагогической этики, точность воспроизведения норм и принципов педагогической морали


Сознательность

Соотнесенность моральных знаний и

мотивационно-потребностной сферы, потребность в осознании собственной профессиональной нравственности, убежденность, нравственная мотивация поступков, способность объективно оценивать свои поступки, аргументировать нравственно-педагогическую позицию; наличие нравственного идеала



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  3. Кириченко Елена Борисовна Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования диссертация

    Диссертация
    Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует
  4. Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «21» октября 2010 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.
  5. Джашарович педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 23 октября 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.01 в ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355029, Ставрополь, проспект Кулакова, 10.

Другие похожие документы..