Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по уголовно-исполнительному праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта вы...полностью>>
'Документ'
Классные руководители – Устинова Ю.А. (1 «А»), Гурьева Н.В. (2 «А»), Уромова С.Е. (8 «В», 3 «А»), Лисина Н.А. (3 «Б»), Мингазова Р.Я. (4 «Б»), Морозо...полностью>>
'Исследование'
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательно...полностью>>
'Документ'
1.1. Правовым основанием введения новой системы оплаты труда работников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский с...полностью>>

Деятельность Правительства Москвы, федеральных структур, Департамента образования города Москвы в области информатизации образования. Место информатизации в гцп «Столичное образование 5» 6 Современные приоритеты целей образования, образовательный стандарт

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы

Введение 3

Деятельность Правительства Москвы, федеральных структур, Департамента образования города Москвы в области информатизации образования. Место информатизации в ГЦП «Столичное образование 5» 6

Современные приоритеты целей образования, образовательный стандарт и модернизация содержания образования 9

Информатизация всех видов и форм образования 10

Коммуникационные (дистанционные) технологии в общем образовании 10

Информатизация дополнительного образования детей 10

Информатизация в модели школы полного дня 11

Информатизация дошкольного образования 11

Информатизация профессионального образования 11

«Школа информатизации», как основная модель информатизации системы образования 12

Система базовых элементов и механизмов «Школы информатизации» 12

Основные необходимые характеристики Школы информатизации 12

Профессиональная ИКТ-компетентность 16

Участники и службы образовательного процесса. Функции служб в образовательном процессе 18

Курс с ИКТ-поддержкой. Реализация курса с ИКТ-поддержкой в Школе информатизации 19

Здоровье учащихся в Школе информатизации 20

Формирование локальной нормативной базы Школы информатизации 21

Информационная среда ШИ 21

ИС-компетентные участники образовательного процесса 25

Взаимодействие учреждения с социальным окружением. Сайт учреждения 25

Условия информатизации образовательного процесса 26

Цифровые образовательные ресурсы 26

Оснащение средствами ИКТ 27

Кадровое обеспечение 37

Методическая поддержка информатизации. Информатизация системы методической поддержки 37

Роль ресурсных центров в обеспечении служб информатизации 38

Дополнительное профессиональное образование в информатизации 38

Задачи высшего профессионального педагогического образования в информатизации общего, начального и среднего профессионального образования 39

Программы информатизации учреждений методической поддержки и профессионального педагогического образования 40

Технологическая карта информатизации 41

Приложение 1.
Виды деятельности и функции отдельных участников образовательного процесса, связанные с информатизацией и регламентируемые локальными актами учреждения 47

Приложение 2 Содержание важнейших компонентов нормативной базы ШИ 59

Обязательства учредителя 59

Обязательства образовательного учреждения по отношению к учредителю 60

Обязательства образовательного учреждения по отношению к учащимся и их родителям 63

Приложение 3. Примерное положение об информационной среде ШИ и работе в ней 66

Приложение 4 Регламент использования материальных ресурсов ШИ в образовательном процессе 76

Введение

Настоящая концепция относится к проблеме информатизации системы образования, включающей учреждения Департамента образования города Москвы.

Информатизация системы образования – это приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.

Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы, в терминах «Четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», то есть – учиться:

  • жить,

  • познавать,

  • делать,

  • сосуществовать.

Указанные цели охватывают разнообразные стороны воспитания, социализации, формирования здорового образа жизни, общеинтеллектуальных, а также специфических для различных сфер жизни и профессий навыков.

Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:

  1. общие, универсальные;

  2. специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности;

  3. непосредственно связанные с информационными процессами в современном мире.

Роль ИКТ для этих групп характеризуется следующим.

1. Общие цели можно формулировать в терминах общей информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности). Она охватывает умения:

  • фиксировать (записывать), искать, воспринимать информацию, ее создавать, обрабатывать, оценивать, организовывать, сохранять, анализировать, представлять, передавать

  • моделировать и проектировать объекты и процессы,

  • ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе – учения, управления, взаимодействия с другими людьми

с использованием современных общедоступных ИКТ.

Формирование общей информационно-коммуникационной компетентности идет на всех ступенях и во всех видах образования, но важнейшим этапом здесь является общее среднее образование и дополнительное образование детей. В традиционных образовательных системах, не использующих современные ИКТ, перечисленные умения также рассматриваются как приоритетные, однако их эффективного формирования в массовом общем образовании в необходимой степени не происходит. Современные ИКТ такую возможность дают.

2. Современные ИКТ дают возможность более эффективно достигать специфических предметных целей, практически во всех областях. Это связано с тем, что:

  • ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом и общих задач обучения и специфики отдельного обучающегося, текстовое представление информации сочетается с наглядно-графическим, с моделями, видео- и аудио- записями, аутентичные информационные объекты сочетаются со специально подготовленными учебными

  • ИКТ дает в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (см. выше – ИКТ-компетентность), так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.

Освоение предметно-специфических инструментов ИКТ является частью предметного обучения в общем образовании, профессиональной ориентации и профессионального образования. При этом используются как реальные инструменты профессиональной деятельности, так и их ограниченные и адаптированные варианты, в том числе: системы обработки данных, автоматизированного проектирования, геоинформационные системы и т. д.

Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащегося на каждой ступени образования, в которой соответствующие ступени элементы общей ИКТ-компетентности сочетаются с предметными ИКТ-компетентностями и со специфическими формами умения учиться в ИКТ-среде.

Исходя из вышеизложенного формулируется следующая Стратегическая цель информатизации системы Департамента образования города Москвы:

Обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Данная цель реализуется в рамках ГЦП «Столичное образование».

Для Департамента образования города Москвы весьма актуальна также Цель информатизации системы управления:

Реализация современных технологий управления отраслью, интегрирующей информационные системы на основе баз данных об участниках образовательного процесса и учреждениях, обеспечивающих электронный документооборот, сбор и достоверность управленческой информации, стандартизацию и взаимодействие с другими информационными системами Правительства Москвы.

Реализация этой цели идет в рамках ГЦП «Электронная Москва».

Эффективная реализация информатизации образования невозможна без приоритетной и опережающей информатизации системы профессионального педагогического образования (начиная с дополнительного) и системы методической поддержки. Это требует профессиональной ИКТ-компетентности работников этих систем и соответствующего оснащения этих систем средствами ИКТ (см. далее, раздел Условия информатизации образовательного процесса).

Концептуальной основой для информатизации системы Департамента образования города Москвы является модель «Школы информатизации». Эта модель, применимая к образовательном процессу во всех образовательных учреждениях, позволяет реализовать:

  • Сбалансированное планирование хода информатизации образовательного процесса

  • Эффективное выделение ресурсов

  • Фиксацию и контроль результатов

  • Государственно-общественное управление образовательным учреждением.

Деятельность Правительства Москвы, федеральных структур, Департамента образования города Москвы в области информатизации образования. Место информатизации в ГЦП «Столичное образование 5»

В 2000 – 2005 гг. в рамках выполнения Постановления Правительства Москвы от 13.06.2000 N 449 "Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой" было начато системное оснащение общеобразовательных учреждений города Москвы компьютерной техникой, обеспечившее преподавание информатики и ИКТ, как отдельного школьного предмета.

Московский подход к информатизации образования был подготовлен в ходе значительной теоретической и экспериментальной работы, в 1990 гг. разработанная программа информатизации была удостоена премии Президента РФ в области образования. В 2000-е гг. Городские экспериментальные площадки «Школьное информационное пространство», «Развивающая среда начальной школы» охватили более 10% общеобразовательных учреждений, в которых отрабатывались модели информатизации во всех школьных предметах и областях образовательного процесса. В 2004 г. результаты деятельности московских коллективов разработчиков и экспериментаторов нашли отражение в Государственном стандарте общего среднего образования по информатике и информационным технологиям и по Природоведению, в 2005 г. в стандарте оснащения общеобразовательных учреждений.

Одновременно был сформирован достаточный кадровый и методический потенциал по информатизации всего общеобразовательного процесса (за пределами курса информатики). Ежегодно проходили повышение квалификации в области применения ИКТ в своей профессиональной деятельности, в преподавании своего предмета 10 – 15% педагогов и руководителей образовательных учреждений. Московский опыт лег в основу федерального проекта «Информатизация системы образования» 2005-2007 гг.

Как показало международное исследование уровня информатизации общего образования SITES2006, многие московские педагоги, руководители образовательных учреждений обладают необходимым уровнем профессиональной ИКТ-компетентности.

Все это дало возможность Правительству Москвы, Департаменту образования начать планомерный переход к информатизации всего общеобразовательного процесса. Важнейшими принципами такого перехода являются следующие:

  • оснащение образовательного учреждения необходимыми средствами ИКТ планируется и реализуется как результат развития учреждения и готовности педагога к эффективному использованию получаемых средств ИКТ;

  • запланированное применение ИКТ в образовательном процессе обеспечивается деятельностью широкого спектра служб внутри и вне образовательного учреждения;

  • образовательный процесс с использованием ИКТ зафиксирован, наглядно и стандартизовано представлен в информационной среде образовательного учреждения;

  • средства ИКТ для каждого предмета и уровня преподавания стандартизованы, стандартизационные требования обновляются в соответствии с развитием информационно-коммуникационных и образовательных технологий и содержания образования;

  • обеспечен мониторинг здоровья учащихся.

Эти принципы реализуют идеологию сбалансированного, устойчивого развития. Они вошли в концепцию «Школы информатизации» созданную коллективом ученых – педагогов, психологов, медиков, юристов, специалистов по информационным технологиям, при участии практических работников образования под руководством префекта Зеленограда А. Н. Смирнова в 2006 – 2007 гг., где московский подход к информатизации образования нашел наиболее полное выражение, получил признание в других регионах и на федеральном уровне. Для этой концепции, как и для системы мероприятий и индикаторов Программы «Столичное образование 5», характерна ориентация не на вложение средств, или число установленных компьютеров, а на конкретный педагогический результат. Развитием концепции «Школы информатизации» является настоящий документ.

В 2003 г. Правительство Москвы начало реализацию масштабного проекта дистанционного обучения детей-инвалидов, в настоящее время охватывающего около 1200 учащихся. Этот проект реализуется Центром образования «Технологии обучения», ведущим также значительную поисковую, экспериментальную работу, отрабатывающим решения «Школы информатизации» для массовой практики. Работа Центра получила высокую оценку отечественных и зарубежных педагогов и общественных деятелей, Президента России Д. А. Медведева.

Применение ИКТ дает возможность получить высшее образование учащимся-инвалидам Московского городского психолого-педагогического университета.

2007 год был объявлен Правительством Москвы «Годом ребенка». В этом году Правительство Москвы реализовало проект обеспечения дистанционным образованием через Интернет ряда категорий учащихся: детей-инвалидов, неуспевающих из социально незащищенных семей, членов олимпийской сборной. Была организована массовая подготовка к ЕГЭ и пробные экзамены в Интернете.

Программа «Столичное образование 5» реализуется параллельно и совместно с разработкой и апробацией нового Федерального образовательного стандарта. Этот стандарт разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Разработку ведет коллектив Российской академии образования, используя результаты системы образования Москвы.

В процессе информатизации общего образования в системе Департамента образования города Москвы ключевую роль играет «Технологическая карта информатизации». Эта карта включает следующие элементы:

  • Формирование и осознание потребности в информатизации и установки на информатизацию в педагогическом сообществе и у лиц, принимающих решения.

  • Индивидуальное повышение квалификации педагога, включенного в процесс информатизации, ориентированное на его педагогическую практику, завершающееся: поучрочным (с точностью до отдельного занятия) календарно-тематическим планированием своей работы по конкретному курсу, основанном на ИКТ, и включающим конкретную характеризацию используемых средств ИКТ, и независимой сертификацией профессиональной ИКТ-компетентности педагога.

  • Согласование и утверждение планов информатизации, складывающихся из планов отдельных педагогов, на уровне образовательного учреждения, округа (для учреждений окружного подчинения) и города

  • Выделение ресурсов (оборудования, телекоммуникационных каналов, сервисов) под конкретный курс конкретного учителя в соответствии с утвержденными планами

  • Реализация планов, внутренний и внешний контроль их выполнения. Знакомство с результатами выполнения администрации учреждения, структур управления учреждением, педагогического сообщества, родителей и общественности.

Подробно карта рассмотрена в соответствующем разделе настоящей концепции.

Таким образом, в настоящее время в столичном образовании сформированы: система деятельности, кадровый потенциал, начальная технологическая база, установки и ориентация участников образовательного процесса, необходимые и достаточные для того, чтобы систематически и планомерно, эффективно в смысле отношения результатов к затратам, вести процесс информатизации всей системы, реализуя соответствующее содержание образования, используя и готовя ИКТ-компетентные кадры, оснащая образовательные учреждения необходимыми средствами ИКТ.

Современные приоритеты целей образования, образовательный стандарт и модернизация содержания образования

Ключевые компетентности современного человека формулируются комиссией Евросоюза в следующем виде:

  • Коммуникация на родном языке

  • Коммуникация на иностранном языке

  • Математическая компетентность и базовая естественно-научная и технологическая компетентность

  • Цифровая (ИКТ-) компетентность

  • Умение учиться

  • Социальная и гражданская компетентность

  • Инициативность и предприимчивость

  • Культура и способность к самовыражению

Обрисованная перспектива имеется в виду и при формировании отечественной системы образования и московской концепции информатизации образования. Она, в частности, находит отражение и в формируемом при участии московского образования государственном образовательном стандарте для общего образования.

Формулирование содержания образования в условиях информатизации предусматривает возможность использования средств ИКТ, как общих, так и специфических для данного предмета, в образовательном процессе. При формулировании образовательного стандарта доступность таких средств становится условием обучения (см далее).

Среди результатов образования выделяются: надпредметные и предметные. В обоих компонентах ИКТ используются как

  • Инструмент и среда деятельности учащегося, способность к которой и является результатом обучения;

  • Инструмент и среда образовательного процесса, для которого основные результаты формулируются без привлечения ИКТ (хотя, в некоторых случаях и предполагают использование ИКТ).

Среди результатов образования сохраняются и специально выделяются такие, которые предполагают отсутствие средств ИКТ, например, письмо без использования компьютера, знание отрывков литературных произведений наизусть, навыки устного счета. Вместе с тем формируемый образовательный стандарт предполагает во многих случаях возможность, а в ряде случаев – и явно выраженную необходимость использования средств ИКТ при формулировании, формировании и проверке достижения результатов.

Информатизация всех видов и форм образования

Коммуникационные (дистанционные) технологии в общем образовании

Для ряда категорий детей современные мощные дистанционные технологии дают единственную возможность получить действительно качественное образование. К таким категориям учащихся относятся, в первую очередь, дети-инвалиды, дети с ограничениями здоровья, дети, лишенные возможности посещать школу из-за своего состояния здоровья.

На основе имеющегося в системе московского образования задела (см. выше) будет идти:

  • Дистанционное общее, дополнительное и профессиональное образование детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение из-за ограничений здоровья;

  • Дистанционная поддержка членов олимпийских команд Москвы по профильным и непрофильным предметам;

  • Дистанционная помощь отстающим из социально незащищенных семей;

  • Дистанционная помощь в подготовке к ЕГЭ и независимая аттестация.

В то же время, во всей системе образования дистанционные технологии начинают играть все большую роль. В модели Школы информатизации, где все основные процессы погружены в цифровую информационную среду, взаимодействие между участниками образовательного процесса становится одновременно более оперативным и более богатым благодаря дистанционным технологиям.

Дистанционные технологии являются ключевыми в модели Сетевой школы. В этой модели осуществляется объединение сильной, востребованной школы с менее популярными, испытывающими трудности с набором учащихся учреждениями. В результате сильная школа получает дополнительный пространственный ресурс, а слабая – педагогическую поддержку. Эффективность работы сетевой школы может быть обеспечена за счет интенсивного дистанционного взаимодействия. Такое взаимодействие позволяет подключать ресурс сильной школы в ключевые моменты образовательного процесса (по возможности, планируемые заранее).

Информатизация дополнительного образования детей

В области дополнительного образования детей имеется существенно меньше трудностей и препятствий в информатизации образовательного процесса, чем в общем образовании. Это направление является перспективным, отработанные там модели, как и в других случаях, могут переноситься в общее образование. Дополнительное образование детей, как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе учреждений дополнительного образования детей входит в область данной концепции, в частности, планируется реализация в них модели «Школы информатизации».

Информатизация в модели школы полного дня

Модель школы полного дня, предполагающая использование материальных, информационных и кадровых ресурсов школы после завершения занятий по основному учебному плану школы, обеспечивает наиболее естественный контекст для информатизации. В Москве уже накоплен значительный опыт в этом направлении.

Информатизация дошкольного образования

Как показывает мировой и отечественный опыт, ИКТ имеют значительный потенциал в образовательном процессе дошкольников. Достаточно упомянуть прослушивание и обсуждение аудиокниг. Однако опыта применения ИКТ в российском дошкольном образовании недостаточно для выстраивания какой-то стабильной системной стратегии. Необходим значительный объем экспериментальной работы.

В настоящее время в Москве вводится в строй значительное количество дошкольных образовательных учреждений. Сформированы, в общих чертах основные принципы построения содержания дошкольного образования. ИКТ могут сыграть важную роль в освоении дошкольниками этого содержания. Для этого на базе вводимых в строй ДОУ реализуется экспериментальная программа:

  • Интенсивной подготовки кадров для работы в дошкольных образовательных учреждениях с ИКТ в экспериментальном режиме;

  • Оснащения экспериментальных дошкольных образовательных учреждений средствами ИКТ, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы перечнями;

  • Мониторинга и анализа здоровья детей, их развития и учебных достижений в выбранных для эксперимента ДОУ.

Применение ИКТ в управлении дошкольным образовательным учреждением может внедряться по мере разработки соответствующих технологических решений, нормативной базы и подготовки кадров, формирования у руководителей детских садов квалифицированной установки на применение ИКТ в своей работе. Форсирование процесса оснащения рабочих мест администраторов дошкольных образовательных учреждений не даст существенного административного или экономического эффекта.

Информатизация профессионального образования

Информатизации профессионального педагогического образования посвящен специальный раздел концепции.

Информатизация начального и среднего (непедагогического) образования в системе Департамента образования города Москвы должна осуществляться в соответствии с моделью «Школы информатизации» по следующим направлениям:

  • Информатизация профессионального компонента, относящегося к ИКТ идет на основе стандарта профессионального образования и использования средств ИКТ, относящихся к соответствующей профессиональной области;

  • Информатизация общеобразовательного компонента образовательных программ и профессиональных программ, не относящихся к ИКТ идет в соответствии с общими принципами информатизации, изложенными в настоящей концепции. При этом используются ИКТ, связанные со спецификой общеобразовательного или профессионального предмета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О городской целевой среднесрочной программе развития

    Документ
    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г.
  2. Городская целевая программа "Электронная Москва" оглавление введение Существующие проблемы перехода Москвы к информационному обществу и обоснование необходимости их решения Цели и задачи реализации Программы

    Программа
    3. Система подпрограмм и мероприятий программы: мероприятия Организационного, научного и информационного обеспечения реализации ГЦП "Электронная Москва"
  3. Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города москвы на 2007-2009 годы содержание

    Программа
    Постановление Правительства Москвы от 20 апреля 2004 года №245-ПП «О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы»
  4. Научно-исследовательская работа гэп позволила 8 работникам колледжей г. Москвы определиться с индивидуальной темой научного исследования и поступить в аспирантуру ниирпо.

    Научно-исследовательская работа
    Анализ деятельности городских экспериментальных площадок проводился на основании заявок, программ экспериментальной деятельности, отчетов и приложений к ним за истекший период в соответствии с Приказом Департамента образования г.
  5. Программа поддержки научно-технического творчества молодежи «Будущее Москвы»

    Программа
    Формирование основ системы научно-технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала детей и молодежи в интересах инновационной экономики города Москвы

Другие похожие документы..