Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью освоения дисциплины «Системное программирование» является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих фундаментальными знаниями и прак...полностью>>
'Документ'
} Любезнейшему другу. Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет....полностью>>
'Документ'
Нам, женщинам, хорошо известно, что муж — вещь крайне желательная, но хлопотная и непредсказуемая. Этакий кот в мешке. И если муж отечественного произ...полностью>>
'Документ'
посібник К.: Знання, 00 19 5 Бутенко Н.Ю. Використання інформаційних систем у перекладі: Навч. посібник К.: Кондор, 005 3 Додаткова література 1 Кору...полностью>>

Бибикова Нина Леонидовна Предпрофильный курс по биологии для учащихся 9 класса Тема : решение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Атняшинская основная общеобразовательная школа»

Учитель биологи и химии Бибикова Нина Леонидовна

Предпрофильный курс по биологии для учащихся 9 класса

Тема : «Решение генетических задач»

Пояснительная записка:

Сохранение и укрепление здоровья человека – самая актуальная проблема современности. Здоровье зависит от работы генетического аппарата человека. Наука генетика является фундаментом медицины. Она создает базу знаний для диагностики, лечения и профилактики наследственных заболеваний человека.

Кроме этого генетические знания имеют практическое значения для селекционной работы и охраны природы.

Решение задач развивает умение анализировать и логически мыслить.

Данный курс предназначен для учащихся девятого класса, проявляющих интерес к генетике. Он углубляет и расширяет знания курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение курса может помочь выбору учащихся профиля дальнейшего обучения, направлено на личностную ориентацию и мотивацию учебного процесса.

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии в 5-9 классах. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися навыков решения различных генетических задач , возникновение интереса к одной из перспективных и современных биологических наук – генетике.

Курс рассчитан на 9 часов. Он включает в себя теоретическую часть занятий и практическую часть - решение задач.

Цель:

создание условий для умения применять и пополнять свои знания, полученные в курсе биологии ,

формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.

Задачи:

образовательные:

формировать умения и навыки решения генетических задач;

отрабатывать навыки применения генетических законов;

добиваться понимания практического значения генетических знаний для
развития медицины, селекции и охраны природы;

обеспечивать большую степень готовности учащихся к ГИА;

формировать интерес учащихся к биологии вообще и генетикой в частности;

развивающие:

развивать логическое мышление учащихся и их способность к анализу;

воспитательные:

формировать здоровый образ жизни и нравственные основы при вступлении в брак;

помочь определиться с будущим выбором профессии, связанной с биологией.

Учебно-тематический план:

Тема

Методы организации деятельности

Количество часов

1

Введение.

Фронтальная беседа.

1 час

2

Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

2часа

3

Дигибридное скрещивание.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

1час

4

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

1 час

5

Наследование признаков, сцепленных с полом

Работа с текстом. Групповая и индивидуальная работа по решению задач.

2 часа

6

Решение задач всех видов.

Индивидуальная работа по решению задач. Собеседование и проверка родословной.

Зачет.

2 часа

Итого:

9 часов

Программа:

Общее количество часов – 9.

1. Введение. -2 часа.

Теоретическая часть. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание - 1 час.

Теоретическая часть. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании. Фенотип и генотип Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на моногибридное скрещивание. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание - 1 час.

Теоретическая часть. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на дигибридное скрещивание. 4.

4. Сцепленное наследование генов – 1 час

Теоретическая часть . Закономерности сцепленного наследования. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования.

Практическая часть. Решение задач на сцепленное наследование.

5. Наследование, сцепленное с полом – 2 часа.

Теоретическая часть. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.

Практическая часть. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х- и У-хромосомами.

6. Итоговое занятие- 2 часа.

Практическая часть. Совместное решение генетических задач всех видов. Защита своей родословной. Зачетное решение задач.

Методическое обеспечение программы.

Учебники и учебные пособия:

- Учебник для учащихся 9 класса «Основы общей биологии» под редакцией И.Н.Понамаревой,О.А.Корниловой, Н.М.Черновой.

-распечатанный материал с содержанием теоретической части и алгоритмами решения задач.

Оснащение курса:

-справочные таблицы с доминантными и рецессивными признаками живых организмов.

-таблицы с демонстрацией процессов моногибридного и дигибридного скрещивания, процессов, происходящих в случае сцепленного наследования генов и наследования, сцепленного с полом.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Форма организации - учебное занятие, построенное от менее сложного к более сложному.

Методы и приемы

А)словесные : лекция, беседа.

Б)наглядные: таблицы, слайды

В)практические: решение задач

Прогнозируемые результаты:

1.Повышение интереса учащихся к биологии вообще и к генетике в частности.

2.Самоопределение в профильном обучении в 10 - 11 классах и в будущей профессии.

3.Повышение уровня информированности учащихся по теме «Генетика».

Ученик должен знать-

  • Основные понятия и термины генетики ;

  • Некоторые генетические законы;

  • Значение генетических знаний для медицины, биотехнологии.

Ученик должен уметь –

  • Оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

  • Решать типичные генетические ;

  • Применять генетические законы при решении задач;

  • Объяснять механизмы передачи признаков от родителей к потомству;

  • Строить прогнозы в передаче по наследству генетических нарушений;

  • Составлять родословные;

  • самостоятельно работать с научной, научно-популярной, справочной и учебной литературой;

Литература:

  1. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике.//Биология для школьников №1, 2003.

  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями (методическое пособие для школьников, абитуриентов и учителей). – Саратов: «Лицей», 1998

  4. Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. - Казанский университет, 1988.

Занятие 1

Задачи:

1)объяснить цель и задачи данного курса

2)повторить и закрепить основные термины и понятия генетики

3) формировать умение владеть данными понятиями.

1.Повторить §§17,18, 19,с.60-67

2.Основные понятия:

Аллели или аллельные гены называют парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака (например, цвета волос, глаз, формы уха и т. д.). Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: A, a, B, b, C, c и т.д.

Альтернативный признак – это гены, несущие противоположные качества одного признака.

Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.

Гетерозигота – это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), т.е. несущая альтернативные признаки.

Гибридами называют организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов.

Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков у потомства.

Гомозигота – это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).

Гомологичные хромосомы – хромосомы, содержащие одинаковый набор генов, сходных по морфологическим признакам, конъюгирующие в профазе митоза.

Доминантный признак (ген) – господствующий, преобладающий признак, проявляется всегда как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Доминантный признак обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д.

Изменчивость – это способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под воздействием факторов среды.

Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида.

Локус – гены располагаются в определённых участках хромосом.

Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свою способность организма сохранять и передавать свою генетическую информацию, признаки и особенности развития потомству.

Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии рецессивный признак может полностью или частично подавляться доминантным. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, в, с и т.д.

Решётка Пеннета – для удобства расчёта результатов скрещивания принято использовать схему, предложенную учёным Пеннетом. В ней по вертикали указываются гаметы женской особи, а по горизонтали – мужской. В местах пересечений записывают генотипы зигот, полученных в результате случайного оплодотворения.

Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма.

Чистая линия – это организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, полученные от одной самоопыляемой или самооплодотворяемой особи и не дающих в потомстве проявления альтернативного признака.

Алгоритм решения прямой задачи

В прямой задаче известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом или во втором поколениях.

Шаги при решении задачи

Демонстрация на конкретном примере

1. Прочитать условие задачи

Задача. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткие, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

  1. 1.Сколько типов гамет образуется у женщины?

  2. 2.Сколько типов гамет образуется у мужчины?

  3. 3.Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в % ) ?

  4. 4.Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

  5. 5.Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

2. Ввести буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака и записать дано

Признак длинные ресницы – доминантный (А), короткие – рецессивный признак (а).

3. Определить фенотипы и генотипы родителей и записать схему 1-ого скрещивания (или 2-го)

Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит его генотип аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один ген от отца, другой от матери, значит, генотип женщины – Аа. Генотип ее супруга аа, так как он с короткими ресницами.

Р: (фенотип) длинные Х короткие

(генотип) Аа аа

4. Записать гаметы, которые образуются у родителей

G: (гаметы) А, а а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. Определить генотипы и фенотипы потомства F1 (F2)

F1: (генотип) Аа : аа

(фенотип) длинные короткие

Расщ. по генотипу: 1\2 Аа : 1\2 аа, или 1Аа : 1 аа, или 1:1

Расщепление по фенотипу: 50% длинные: 50% короткие

6. Записать ответ

  1. 2 типа гамет

  2. 1 тип гамет

  3. 50%

  4. 2 (гетерозиготы и гомозиготы)

  5. 2 (с короткими и длинными ресницами)

Алгоритм решения обратной задачи

В обратной задаче даны результаты скрещивания, т.е. фенотипы родителей и полученного потомства, необходимо определить их генотипы.

Шаги при решении задачи

Демонстрация на конкретном примере

1. Прочитать условие задачи

Задача. Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

2. По результатам скрещивания F1 (или F2) определить доминантный и рецессивный признаки

Скрещивались хомячки черные и белые, а в потомстве оказались только черные.

Отсюда, черная окраска– доминантный признак (А), а белая – рецессивный признак (а).

3. Записать предполагаемые генотипы особей и схему скрещивания

Генотипы одного хомячка могут быть АА или Аа, т.к. и тот, и другой дает черную окраску а другого- только аа.

1 вариант:

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) А - аа

F1: (фенотип) 12 черных

2 вариант:

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) А - аа

F1: (фенотип) 6 черных : 5 белых

4. Определить гаметы, которые может образовать каждая родительская особь

1 вариант

Родительские особи образуют гаметы

G: А а

2 вариант

Родительские особи образуют гаметы

G: А, а а

5. Записать окончательную схему скрещивания

1 вариант

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) АА Х аа

F1: (генотип) Аа

(фенотип) 12 черных

2 вариант

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) Аа Х аа

F1: (генотип) Аа: аа

(фенотип) 6 черных, 5 белых

6.Записать ответ

1 вариант: Аа (1)

2 вариант: Аа, аа (1:1)

3. Методы генетики.

1. Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков у потомства. Этот метод был использован Г. Менделем при изучении наследования семи контрастных признаков у растений гороха.

Организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, получаемые от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи и не дающие в потомстве проявления альтернативного признака, называются чистой линией.

Организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов, называются гибридами.

По результатам гибридизации определяются доминантные признаки, по характеру проявления признаков у гибридов – полное или частичное подавление рецессивных признаков.

2. Цитологические методы основаны на анализе кариотипа особей, изучении процесса мейоза, поведения хромосом в мейозе и образования гамет.

При изучении хромосомного набора любого организма учитываются следующие правила:

1) число хромосом в соматических клетках каждого вида в норме постоянно;

2) у диплоидных организмов в соматических клетках все хромосомы парные, гомологичные; гаплоидный набор хромосом имеют только гаметы, а у растений – гаметофит;

3) каждая хромосомная пара индивидуальна и отличается по своим параметрам от других; при окрашивании имеет различную дифференциальную окраску – чередование светлых и темных полос.

Для систематизации и изучения кариотипа хромосомы располагаются попарно по мере убывания их величины.

3. Молекулярно-генетический метод основан на изучении структуры генов, их количества и последовательности расположения в ДНК; выявлении нуклеотидной последовательности отдельных генов, генных аномалий, определении генома организма, т.е. всей структуры ДНК, содержащейся в гаплоидном наборе хромосом.

4.Доминантные и рецессивные признаки человека

Объект

Признак

Доминантный

Рецессивный

Человек

Окраска кожи

Пятнистая

Норма

Веснушки

Наличие

Норма

Кожа

Пигментированная

Альбинизм

Окраска пряди

Седая прядь

Норма

Окраска волос

Темные

Светлые

Нерыжие

Рыжие

Волосы

Волнистые

Прямые

Линия волос на лбу

Ломанная

Прямая

Раннее облысение

Наличие

Норма

Мочка уха

Свободная

Приросшая

Ушная сера

Влажная

Серая

Врожденная глухота

Норма

Наличие

Нос

Крупный

Средней величины или маленький

Переносица

Высокая и узкая

Низкая и широкая

Нос с горбинкой

Прямая или согнутая переносица

Подбородок

Раздвоен

Ровный

Глаза

Большие

Маленькие

Цвет глаз

Карие, светло-карие, зеленые

Голубые, серые

Зрение

Нормальное

Слепота

Близорукость

Норма

Дальнозоркость

Норма

Куриная слепота (ослабленное зрение в сумерках)

Норма

Язык

Загибается вверх

Не загибается

Губы

Полные губы

Тонкие губы

Щеки

Ямочки на щеках

Гладкие щеки

Катаракта (помутнение хрусталика)

Наличие

Норма

Ресницы

Длинные

Короткие

Глаукома (синеватое помутнение хрусталика глаза, характеризующееся повышением внутриглазного давления)

Наличие

Норма

Гипотрихоз(уменьшение по сравнению с нормой количества волос)

Норма

Наличие

Зубы

Зубы при рождении

Отсутствуют

Щель между резцами

Отсутствует

Голос

Сопрано у женщин

Альт

Бас у мужчин

Тенор

Строение скелета

Карликовость

Норма

Хрупкость костей

Наличие

Норма

Склонность к ожирению

Наличие

Отсутствие

Заячья губа и волчья пасть

Наличие

Норма

Косолапость

Наличие

Норма

Владение рукой

Правша

Левша

Кровь

Группы крови А, В и АВ

Группа крови О

Rh-фактор (один из антигенов системы резус, располагается на поверхности эритроцитов.)

Наличие резус-фактора (Rh+)

Отсутствие резус-фактора (Rh-)

Аллергия (сверхчувствительность иммунной системы организм)

Норма

Наличие

Устойчивость к туберкулезу (инфекционное заболевание легких)

Наличие

Норма

Диабет сахарный (заболевание, характеризующееся нарушением углеводного обмена с поражением инсулиновых рецепторов)

Наличие

Норма

Фенилкетонурия(наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма аминокислот, главным образом фенилаланина,проявляющемуся в виде нарушения умственного развития.)

Наличие

Норма

Шизофрения

Норма

Предрасположенность к шизофрении

Занятие 2 и 3

Задачи:

1) повторить сущность первого и второго законов генетики

2) продолжать формировать умения применять законы для объяснения генетических закономерностей

3)продолжать формировать умения пользоваться генетической символикой.

1.Повторить § 19,с.67-70

2.Алгоритм решения прямой задачи

В прямой задаче известен генотип родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства в первом или во втором поколениях.

Шаги при решении задачи

Демонстрация на конкретном примере

1. Прочитать условие задачи

Задача. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткие, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

  1. 1.Сколько типов гамет образуется у женщины?

  2. 2.Сколько типов гамет образуется у мужчины?

  3. 3.Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в % ) ?

  4. 4.Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

  5. 5.Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

2. Ввести буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака и записать дано

Признак длинные ресницы – доминантный (А), короткие – рецессивный признак (а).

3. Определить фенотипы и генотипы родителей и записать схему 1-ого скрещивания (или 2-го)

Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит его генотип аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один ген от отца, другой от матери, значит, генотип женщины – Аа. Генотип ее супруга аа, так как он с короткими ресницами.

Р: (фенотип) длинные Х короткие

(генотип) Аа аа

4. Записать гаметы, которые образуются у родителей

G: (гаметы) А, а а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5. Определить генотипы и фенотипы потомства F1 (F2)

F1: (генотип) Аа : аа

(фенотип) длинные короткие

Расщ. по генотипу: 1\2 Аа : 1\2 аа, или 1Аа : 1 аа, или 1:1

Расщепление по фенотипу: 50% длинные: 50% короткие

6. Записать ответ

  1. 2 типа гамет

  2. 1 тип гамет

  3. 50%

  4. 2 (гетерозиготы и гомозиготы)

  5. 2 (с короткими и длинными ресницами)

3.Решение задач:

1) У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

2) У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

4.Алгоритм решения обратной задачи

В обратной задаче даны результаты скрещивания, т.е. фенотипы родителей и полученного потомства, необходимо определить их генотипы.

Шаги при решении задачи

Демонстрация на конкретном примере

1. Прочитать условие задачи

Задача. Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

2. По результатам скрещивания F1 (или F2) определить доминантный и рецессивный признаки

Скрещивались хомячки черные и белые, а в потомстве оказались только черные.

Отсюда, черная окраска– доминантный признак (А), а белая – рецессивный признак (а).

3. Записать предполагаемые генотипы особей и схему скрещивания

Генотипы одного хомячка могут быть АА или Аа, т.к. и тот, и другой дает черную окраску а другого- только аа.

1 вариант:

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) А - аа

F1: (фенотип) 12 черных

2 вариант:

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) А - аа

F1: (фенотип) 6 черных : 5 белых

4. Определить гаметы, которые может образовать каждая родительская особь

1 вариант

Родительские особи образуют гаметы

G: А а

2 вариант

Родительские особи образуют гаметы

G: А, а а

5. Записать окончательную схему скрещивания

1 вариант

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) АА Х аа

F1: (генотип) Аа

(фенотип) 12 черных

2 вариант

Р: (фенотип) черные Х белые

(генотип) Аа Х аа

F1: (генотип) Аа: аа

(фенотип) 6 черных, 5 белых

6.Записать ответ

1 вариант: Аа (1)

2 вариант: Аа, аа (1:1)

5.Решение задач

1) Петух с розовидным гребнем скрещен с двумя курицами, тоже имеющими розовидный гребень. Первая дала 14 цыплят, все с розовидным гребнем, а вторая - 9 цыплят, из них 7 с розовидным и 2 с листовидным гребнем. Форма гребня - моногенный аутосомный признак. Каковы генотипы всех трех родителей?

2) Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, а другой - с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

3) У кур розовидный гребень - признак, доминантный по отношению к простому гребню. Фермер заподозрил, что его куры с розовидным гребнем несут аллель простого гребня. Как проверить опасение?

Занятие 4

Задачи:

1) повторить сущность третьего закона Менделя

2) продолжать формировать умения применять его при решении задач

1.Повторить §20, с.71-74

2. Совместная задача:

В семье кареглазых праворуких родителей родились разнояйцевые близнецы, один из которых кареглазый левша, а другой голубоглазый правша. Какова вероятность рождения следующего ребенка, похожим на своих родителей?

Дано:

А - карие глаза, а - голубые глаза,

В - правша, в - левша.

Р АаВв х АаВв

F. А-_вв(левша с карими глазами)

ааВ-(правша с голубыми глазами)

Найти: генотипы родителей и детей

Решение:

Р АаВв х АаВв

G. АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

F, А-_вв, ааВ-

При помощи решетки Пеннета.

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

АаВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

Аавв

Ответ: Всего 16 вариантов, вероятность рождения ребенка, похожего на своих родителей равна 9/16.

3.Решение задач:

1) Каковы генотипы родителей и гибридов F1 , если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?

2)Черную грубошерстную морскую свинку скрестили с грубошерстным альбиносом. В потомстве оказалось: 13 черных грубошерстных, 16 альбиносов грубошерстных, 6 черных гладкошерстных,

5 гладкошерстных альбиносов. Каковы генотипы родителей?

2)У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей, а длинная щетина – над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, если скрещиваются черная длиннощетиновая свинья с рыжей длиннощетиновой.

3) Кур с листовидным гребнем и голыми ногами скрестили с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень и оперенные ноги. У кур простой (листовидный)гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A ),а оперенные ноги(B ) доминируют над голыми (b ). Найдите процент появления потомства полностью схожего с матерью среди гибридов первого поколения.

Занятие 5

Задачи:

1)повторить сущность закона Моргана

2)отработать понятие кроссинговер

3)продолжать формировать умения решения задач на сцепленное наследование. 1.Повторить §21, с.75-77

2. Совместная задача:

Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, а многопалость – от матери. Определить возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует.

Решение

Мужчина несет два рецессивных признака. Значит, его генотип – аbаb.

Женщина страдает обоими заболеваниями, следовательно, содержит доминантные гены А и В и их рецессивные аллели а и b. Одну болезнь она унаследовала от отца, а другую – от матери, значит, доминантные гены расположены не в одной, а в разных гомологичных хромосомах, и генотип женщины – АbаВ .

P ♀АbaB × ♂abab

катаракта, здоров,

полидактилия здоров

G Ab aB ab

F1 Abab aBab

Катаракта 50% : Полидактилия50%

Ответ:50% детей будут многопалыми, 50% – унаследуют катаракту.

3.Решение задач:

1) У дрозофилы доминантный ген, определяющий лопастную форму глаз, располагается в той же аутосоме, что и рецессивный ген укороченности тела. Гомозиготную муху с укороченным телом и лопастной формой глаз скрестили с гомозиготной дрозофилой, имеющей круглые глаза и обычную длину тела. Какими окажутся гибриды первого поколения F1 и каким будет потомство F2 от скрещивания этих гибридов между собой?

1) А. У кур серебристое оперение – доминантный признак. Ген серебристого оперения S (Silver) локализован в Z–хромосоме. Серебристого петуха скрестили с черной курицей. Каковы возможные последствия этого скрещивания?

2) Скрещиваются две линии лабораторных мышей: мыши с прямой шерстью нормальной длины и мыши с извитой длинной шерстью. Все гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. Этих гибридов скрестили с отцовской линией. В результате было получено 102 особи с прямой шерстью нормальной длины,98 с длинной извитой, 23с нормальной извитой, 27 с длинной прямой. Объясните полученные результаты. Определите генотипы родителей и их

потомков. Вычислите расстояние между генами, отвечающими за длину и форму шерсти у мышей.

3) У кроликов пятнистость доминирует над сплошной окраской, а нормальная шерсть над ангорской. (Эти гены находятся в одной аутосоме, имеет место кроссинговер.) Скрестили чистые линии породы ангорских пятнистых кроликов с породой, имеющей сплошь окрашенную нормальную шерсть. Гибриды F1 были скрещены со сплошь окрашенными ангорскими кроликами. Определите, какие генотипы и фенотипы получатся в результате второго скрещивания?

Занятие 6

Задачи:

1)повторить сущность наследования некоторых признаков, локализованных в х- и у-хромосомах

2)отработать механизм определения пола будущего организма

3)закрепить понятие наследственные болезни

4)продолжать воспитывать твердое убеждение в возможности предотвращения генетических дефектов

5)продолжать формировать умения решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом

1.Повторить §21, с.75-77

2. Совместная задача:

Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

Дано:

ХА – нормальная свертываемость, Ха – гемофилия.

Найти: % ХаХа или % ХаY

Решение:

Мужчина болен гемофилией, следовательно, его генотип – ХаY.

Женщина здорова, значит, она несет доминантный ген А. Все ее предки были здоровы (чистая линия), следовательно, она не является носительницей, и ее генотип – ХAХA.

Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла передать ей только хромосому ХA, а отец – только Хa. Генотип дочери – ХA Хa.

Генотип мужа дочери – ХAY, по условию задачи.

P ♀ХА Ха × ♂Ха Y

здорова гемофилия

G1 ХАа Ха, Y

F1 ♀ ХА Ха х ♂ХА Y

носительница здоров

G2 ХА, Ха ХА, Y

F2 ХА ХА ХА Ха ХА Y Ха Y

здорова носительница здоров гемофилия

25% 25% 25% 25%

Ответ: Вероятность рождения больного гемофилией ребенка – 25% (50% мальчиков будут страдать этим заболеванием).

3. Решение задач:

1) У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой. Нормальное зрение определяется доминантным аллелем этого гена. От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок с цветовой слепотой. Определить генотипы всех членов семьи.

2) У человека гемофилия детерминирована сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Какова вероятность рождения больного ребенка от брака с генотипически здоровым партнером:

а) мужчины, брат которого страдает гемофилией;

б) здоровой женщины, имеющей такого брата?

3)Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией женится на женщине, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.

Занятие 8

Задача :

Выработать умения и навыки решения генетических задач разного типа

1.Решение задач:

1) У человека карие глаза и веснушки на лице – доминантные признаки, а голубые глаза и отсутствие веснушек – рецессивные. Женщина, имеющая синие глаза и веснушки на лице вышла замуж за мужчину с карими глазами, без веснушек. У них родился голубоглазый сын без веснушек на носу. С какой вероятностью может родиться кареглазый ребенок без веснушек?

2) У попугаев сцепленный с полом ген А определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный ген – коричневую. Зеленого гомозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Полученное потомство скрестили между собой. Определите:

  1. Какова вероятность появления в потомстве птенцов с зеленым оперением?

  2. Какова вероятность появления самцов с зеленым оперением?

  3. Какова вероятность появления самок с зеленым оперением?

3) У матери II группа крови и положительный резус-фактор (дигетерозигота), у отца – IV группа крови и отрицательный резус-фактор. Определите вероятность рождения детей с различными группами крови и резус-фактором, а также укажите генотипы детей, для которых родители могут быть донорами.

4) Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Опре­делить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

5) 3.У Володи и его родного брата Коли глаза серые, а у их сестры Наташи – голубые. Мама у этих детей голубоглазая, ее же родители имели серые глаза. Как наследуется голубая и серая окраска глаз? Какой цвет глаз у папы Володи, Коли и Наташи? Каковы генотипы всех членов семьи?

Занятие 9

Задачи:

1) привести знания, полученные в курсе, в систему

2)проверить степень сформированности умений и навыков решения генетических задач

3)проверить степень отработки навыков применения законов генетики.

Зачет:

1)Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией женился на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с лицами, не страдающими гемофилией. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия и какова вероятность появления больных в семье дочери и в семье сына?

2)У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской(длинношерстной). Короткошерстная кошка, скрещенная с ангорским котом, принесла 6 короткошерстных и 2 ангорских котят. Какое предположение можно сделать о генотипах скрещенных кошек?

3)Кровь большинства людей содержит антиген Rh, который наследуется как доминантный признак (резус – положительные люди). В крови других людей нет антигена Rh (резус – отрицательный фенотип). Резус – отрицательность наследуется как рецессивный признак. Какие дети могут появиться от брака двух резус – отрицательных родителей? Какая группа крови по резус-фактору может быть у ребенка, если его мать резус – положительная женщина, а отец – резус – отрицательный?

4) Иногда встречаются люди с курчавыми и пушистыми волосами, которые называются «шестистыми». Такие волосы растут быстро, но секутся и никогда не бывают длинными. Признак этот доминантен. До сих пор не зарегистрировано ни одного случая брака двух людей с таким признаком, поэтому фенотип доминантной гомозиготы не известен. Какие волосы унаследуют дети, у которых отец имеет «шерстистые», а мать нормальные волосы?

5)У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой женщины четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей в этой семье?

6)1.Жила на свете кошечка, Слепые, гладкошерстные

Проворна и смела И вечно есть хотят.

И шерстка у ней рыжая,

Пушистая была. 4. Три самки многоцветные,

Три рыженьких самца…

2. К ней котик черный , гладенький Пусть мать гомозиготная,

Нередко приходил А генотип отца?

И разговоры нежные

С той кошкой заводил. 5. В F2 же катавасия:

Есть кошки двух мастей

3. В положенные сроки И двух мастей есть котики,

Родилось шесть котят, Пушистых часть детей…

7) В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребенок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15

Другие похожие документы..