Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
ОПД.Ф.03. Линейная модель множественной регрессии. Метод наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии. Линейные регр...полностью>>
'Тематическое планирование'
Знать/понимать смысл физических величин: «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять потенциал поля точечного заряда и бесконечной заря...полностью>>
'Кодекс'
Настоящий Кодекс разработан на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», Письма Центрального Банка РФ № 119-Т от ...полностью>>
'Курс лекций'
Данное учебное пособие посвящено табличному процессору Microsoft Excel , который входит в пакет Microsoft Office . Пособие содержит описание основных...полностью>>

Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в российской федерации  

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. N 1760-р

 

1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

3. Федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности учитывать положения Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

Одобрена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 12 октября 2010 г. N 1760-р

 

КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Введение

 

Настоящая Концепция устанавливает цели и принципы осуществления аккредитации, а также приоритетные направления развития аккредитации в Российской Федерации.

Настоящая Концепция направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц, уровень доверия к их деятельности и признание результатов такой деятельности.

Под аккредитацией понимается официальное признание национальным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица в части выполнения работы в определенной области оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), не подлежат аккредитации.

Законодательством Российской Федерации предусматривается:

аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее - органы по подтверждению соответствия) в соответствии с законодательством о техническом регулировании;

аккредитация граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лиц и предпринимателей в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

аккредитация экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий.

Соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, установленным законодательством в сфере технического регулирования, подтверждается аккредитованными органами по подтверждению соответствия. Общество и представители бизнеса должны быть уверены в их компетентности, подтверждение которой обеспечивается в ходе аккредитации, служащей повышению доверия потребителей к приобретаемой ими продукции.

Федеральным законом "О техническом регулировании" определены принцип единой системы и правила аккредитации. Вместе с тем вплоть до настоящего времени единая система аккредитации, основывающаяся на четких и прозрачных правилах, фактически отсутствовала. Это во многом обусловлено традицией восприятия аккредитации не как универсального инструмента обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия, а как вспомогательного механизма в рамках системы обязательной сертификации.

В Российской Федерации действуют 16 систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению соответствия. Эти системы сформированы различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство связи, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Межгосударственный авиационный комитет). Системы обязательной сертификации были созданы в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", который после принятия Федерального закона "О техническом регулировании" утратил силу. В большинстве систем до сих пор действуют собственные правила аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163.

Реформы в сфере технического регулирования не изменили ведомственного подхода к наделению соответствующих федеральных органов исполнительной власти полномочиями по аккредитации органов по подтверждению соответствия.

Следует отметить следующие недостатки в области аккредитации:

практика одновременной аккредитации органов по подтверждению соответствия в нескольких системах и необходимость получения нескольких подтверждающих соответствие документов на одну и ту же продукцию;

пересечение областей аккредитации некоторых федеральных органов исполнительной власти и отсутствие механизмов координации их деятельности;

сложности в достижении признания результатов оценки соответствия за рубежом.

В настоящее время в Российской Федерации также действуют 684 системы добровольной сертификации, созданные по инициативе юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Системы добровольной сертификации действуют по своим нормам и правилам. Более чем в 300 системах добровольной сертификации была предусмотрена или проводилась аккредитация органов по подтверждению соответствия.

Федеральный закон "О техническом регулировании" не предусматривает возможности оценки компетентности органов по подтверждению соответствия в системах добровольной сертификации при их регистрации и последующего контроля за деятельностью этих систем. Это создает среду для развития недобросовестной и некомпетентной деятельности в сфере добровольной сертификации. Вместе с тем эта сфера призвана решать важнейшую задачу - формирование доверия к потребительским свойствам продукции.

Учитывая стремление Российской Федерации к международной интеграции, необходимо решить вопрос о международном взаимном признании результатов исследований, испытаний (измерений) и документов о подтверждении соответствия.

Системы аккредитации органов по подтверждению соответствия в обязательной и добровольной сферах в ходе реформы технического регулирования должны быть объединены в единую национальную систему аккредитации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг, а также признания результатов аккредитации за рубежом.

Закрепление подхода к аккредитации как к универсальному инструменту обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия призвано обеспечить устранение дублирования между системами обязательной сертификации и привести к отказу от ведомственного принципа построения систем обязательной сертификации.

В ходе формирования единой национальной системы аккредитации подлежат ликвидации 7 ведомственных систем обязательной сертификации с передачей полномочий по аккредитации органов по подтверждению соответствия национальному органу по аккредитации.

Целесообразно сохранить в существующем виде ведомственные системы обязательной сертификации Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", на которые распространяется действие статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании", а также системы, созданные в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (авиационная техника и объекты гражданской авиации, морские и речные гражданские суда).

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор), наделены правом осуществлять аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых указанными органами к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов и экспертных организаций.

В настоящее время более 40 федеральных органов исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере предпринимательской деятельности. При проведении органами государственного контроля (надзора) большого количества контрольно-надзорных мероприятий допускается участие экспертов и экспертных организаций, а при проведении отдельных контрольно-надзорных мероприятий их участие необходимо.

Между тем лишь 2 федеральных органа исполнительной власти осуществили аккредитацию экспертных организаций (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - 82 организации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - 1 организация). При этом граждане-эксперты до настоящего времени не аккредитованы ни одним федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет аккредитацию на право подтверждения качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - на право подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов, выдачи заключений о фитосанитарном состоянии, проведения анализа проб, определения посевных качеств семян растений, проведения лабораторных исследований в области ветеринарии и Министерство регионального развития Российской Федерации - на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.

На сегодняшний день системы аккредитации многочисленны, непрозрачны, регулируются разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами, что делает невозможным не только их международное признание, но и классификацию.

В связи с этим необходимо осуществить переход на единую систему, единые принципы и правила аккредитации во всех областях оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.

 

II. Основные проблемы в сфере аккредитации

 

Основными проблемами в сфере аккредитации являются:

отсутствие прозрачных правил аккредитации, единых для всех участников рынка;

монополизация рынка услуг по оценке соответствия путем аккредитации подведомственных организаций, а также аффилированных лиц;

низкий уровень безопасности из-за выдачи аккредитованными организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний), измерений, экспертиз, оценок и др.;

отсутствие ответственности аккредитованных организаций;

совмещение полномочий по установлению правил аккредитации, полномочий органа по аккредитации, полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора), функций учредителя;

наличие барьеров, препятствующих выходу на внешние рынки из-за отсутствия международного признания результатов оценки соответствия.

В результате сложившейся ситуации издержки представителей российского бизнеса на оценку соответствия слишком высоки.

 

III. Формирование систем аккредитации в развитых странах

 

Формирование в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации продиктовано необходимостью гармонизации законодательств государств - членов Таможенного союза в сфере аккредитации органов по оценке (подтверждению) соответствия с учетом международных стандартов и документов, а также сближения российской системы аккредитации с системой аккредитации Европейского союза, являющегося основным экономическим партнером России.

В Соглашении о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, заключенном правительствами государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в г. Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г. (далее - Соглашение от 11 декабря 2009 г.), государства - члены Таможенного союза взяли на себя обязательство обеспечить функционирование национальных систем аккредитации, в которых есть правила и процедуры для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов.

Основополагающим документом Европейского союза в сфере аккредитации является Регламент N 765/2008 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 9 июля 2008 г. (далее - Регламент), устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции. В соответствии с положениями Регламента, который имеет обязательную силу на всей территории Европейского союза, с 1 января 2010 г. осуществлен переход к системе с единым национальным органом по аккредитации в каждом государстве - члене Европейского союза.

В соответствии с Регламентом единый национальный орган по аккредитации действует на бесприбыльной основе, не должен предлагать или оказывать любые виды услуг, предоставляемых органами по оценке соответствия, а также участвовать в их финансовой или управленческой деятельности. Помимо аккредитации задачей единого национального органа по аккредитации является контроль за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия.

Деятельность по аккредитации в Европейском союзе относится к компетенции органов государственной власти.

Установленная Регламентом презумпция соответствия предусматривает, что единые национальные органы по аккредитации, которые подтверждают соответствие критериям, сформулированным в соответствующем гармонизированном стандарте (международный стандарт ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"), посредством успешного прохождения паритетной оценки считаются выполняющими предъявляемые к ним Регламентом требования.

Работа национальных органов по аккредитации государств - членов Европейского союза координируется Европейским сотрудничеством по аккредитации.

Для реализации Соглашения от 11 декабря 2009 г., сокращения системных различий между российским законодательством и законодательством Европейского союза в сфере технического регулирования (в том числе в области оценки соответствия), создания условий для международного признания результатов оценки соответствия предполагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части его гармонизации с международными и европейскими принципами формирования единой национальной системы аккредитации.

 

IV. Основные цели и принципы формирования единой

национальной системы аккредитации в Российской Федерации

 

Основными целями формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации являются:

выработка единой политики, принципов и правил аккредитации органов по оценке соответствия;

гармонизация правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств - членов Таможенного союза;

создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц.

В основу настоящей Концепции положены проверенные на практике и соответствующие международным принципам следующие принципы аккредитации:

осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц;

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и полномочий учредителя;

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и органа по оценке соответствия;

добровольность;

объективность и беспристрастность национального органа по аккредитации;

открытость и прозрачность правил аккредитации, которая достигается информированием заявителя о правилах и об условиях аккредитации;

компетентность и независимость национального органа по аккредитации;

обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации, за счет оценки заявителей по единым критериям, контроля за деятельностью по аккредитации и возможности опротестовать решение национального органа по аккредитации;

обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование их только в целях, для которых такие сведения предоставлены;

единство правил аккредитации, применяемых в сфере обязательной и добровольной сертификации, разработанных на основе принципов, изложенных в международных стандартах и руководствах Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, международных, в том числе европейских, стандартах в области аккредитации;

недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза, а также государствами - основными торговыми партнерами Российской Федерации;

недопустимость установления ограничения действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

обеспечение национальным органом по аккредитации сбалансированного представительства заинтересованных сторон.

 

V. Структура единой национальной системы аккредитации

 

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет представлять совокупность участников работ по аккредитации, деятельность которых регулируется правилами и процедурами аккредитации, установленными законодательством Российской Федерации.

В число участников единой национальной системы аккредитации войдут национальный орган по аккредитации, совет при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, контрольно-надзорные органы, эксперты по аккредитации, технические эксперты, заявители и аккредитованные лица.

Предполагается, что национальный орган по аккредитации будет наделен следующими полномочиями:

осуществление аккредитации органов по подтверждению соответствия, граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий;

осуществление контроля за соблюдением процедур аккредитации;

принятие решений об аккредитации;

принятие решений о расширении (сокращении) области аккредитации;

выдача и переоформление аттестатов аккредитации;

принятие решения о приостановлении, возобновлении и об аннулировании действия аттестатов аккредитации;

проведение аттестации экспертов по аккредитации;

ведение реестра аккредитованных лиц и реестра экспертов по аккредитации;

предоставление заинтересованным лицам информации о порядке проведения аккредитации;

заключение международных соглашений в пределах своей компетенции;

представление Российской Федерации в региональных и международных организациях в соответствии с возложенными полномочиями;

осуществление контроля за аккредитованными лицами;

утверждение программы подготовки экспертов по аккредитации.

В целях содействия деятельности национального органа по аккредитации при Министерстве экономического развития Российской Федерации предполагается создать совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций. Совет по аккредитации сможет принимать участие в выработке политики в области аккредитации и правил аккредитации, а также будет содействовать международному признанию выдаваемых аккредитованными лицами документов. При совете по аккредитации будет создан комитет по апелляциям.

Предполагается, что заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут участвовать в разработке правил аккредитации, а также в пределах своей компетенции взаимодействовать с национальным органом по аккредитации.

Порядок взаимодействия национального органа по аккредитации с федеральными органами исполнительной власти будет определен межведомственным административным регламентом.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, является аттестат аккредитации. Ранее выданные аттестаты аккредитации сохраняют силу до окончания срока их действия.

Предполагается, что единая национальная система аккредитации будет иметь соответствующий знак, который свидетельствует о том, что применяющее этот знак лицо аккредитовано в национальном органе по аккредитации.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в российской федерации (1)

    Документ
    1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации. 2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
  2. Концепция формирования единой национальной системы аккредитации в российской федерации (2)

    Документ
    3. Федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности учитывать положения Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.
  3. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы I. Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006 - 2010 годах

    Документ
    В 2010 году истек срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (далее - Концепция административной реформы), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.
  4. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 2013 годы I. Основные итоги административной реформы в Российской Федерации, проведенной в 2006 2010 годах

    Документ
    В 2010 году истек срок реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (далее - Концепция административной реформы), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.
  5. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы

    Документ
    3. Взаимосвязь Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы с другими направлениями развития и реформирования государственного управления 7

Другие похожие документы..