Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению фед...полностью>>
'Конкурс'
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итога...полностью>>
'Документ'
Основой нового образовательного стандарта (ФГОС ВПО) является компетенция [1]. Компетенция позволяет оценивать результаты образования с учетом соврем...полностью>>
'Документ'
Державна податкова адміністрація України розглянула лист щодо відображення в податковому обліку відповідних балансових груп основних засобів і окреми...полностью>>

Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики еизированы следующие Саха (Якутия) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПРОКОПЬЕВА Мария Михайловна

Система социально-педагогической самоорганизации семьи

(на материале Республики еизированы следующие Саха (Якутия)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая Академия»

Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор, член-корр. РАО

Данилов Дмитрий Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,

профессор Новиков Анатолий

Георгиевич

доктор педагогических наук,

профессор Сокольникова Элла

Ивановна

доктор психологических наук,

профессор Шабельников

Виталий Константинович

Ведущее учреждение

ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания»

Защита диссертации состоится « » _________ 2007 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова.

Автореферат разослан «___»____________2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Дармодехина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Проблемное поле современной отечественной педагогической науки определяется принципиальными изменениями, которые произошли в человеческом обществе вообще, в российском обществе в частности. Эти изменения качественно преобразили все стороны человеческой жизни – демографическую, социальную, экономическую, педагогическую, психологическую, - обусловив новую культурно-историческую, этносоциальную ситуацию нашего бытия.

С давних времен во всех человеческих сообществах семья относится к разряду высших ценностей, так как семья – важнейшее и основополагающее звено общества и государства. На любом этапе исторического развития государства именно состояние семьи, уровень ее самоорганизации, обеспечивающей стабильность общества, во многом определяет благополучие или неблагополучие отдельных его членов в этносоциуме.

Развитие человеческой цивилизации происходит успешно, если она опирается на такие главные и непреходящие ценности, как труд, семью и духовную культуру, так как семья – творец, важнейший источник социального и экономического развития общества. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым. Сказанное присуще семье прочной, благополучной, имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогической культуры.

Во всеобщей Декларации прав человека (1984 г.) констатируется тот факт, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь». Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. Приоритетность прав семьи нашла отражение в тексте Конституции (Основного Закона) Российской Федерации (1993 г.), а также Конституции Республики Саха (Якутия), где, в частности, говорится: «Воспитание в семье имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры. Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей, готовить их к общественно полезному труду, растить их достойными членами общества» (ст. 38; 11; 34). Эти правовые акты, имеющие фундаментальное значение для развития, кодификации и гармонизации правовых суверенных пространств личности, семьи, общества, являются системообразующими документами и от педагогов требуют определения конкретных направлений работы в помощь семейному воспитанию, поскольку в семье в один узел сходятся все государственные и личные проблемы.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006) Президент России В.В. Путин подчеркнул: «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность»1, акцентировал необходимость восстановления ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятия эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

На всем протяжении истории якутского народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, игры, духовно-нравственные ценности являлись основой для многомерного процесса самоорганизации личности человека. Семья, являясь первичным институтом социализации растущего человека, прилагает усилия для решения насущных социально-педагогических проблем, передает из поколения в поколение этносоциокультурные ценности и традиции самоорганизации семей. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых навыков, обеспечивает преемственность культуры. Семья служит для людей первым источником социальных идеалов поведения. Роль современной якутской семьи заключается в возрождении выстраданных морально-этических и духовных ценностей. Эти ценности сегодня приобретают новое звучание в мыслях и делах народа, вступившего в новую полосу своего развития, выдвинувшего перед собой задачу национального возрождения и твердо уверенного в своем завтрашнем дне. Поэтому речь идет о месте и роли якутской семьи в новых исторических условиях становления отношений между людьми, между личностью и государством.

Для якутов женщина-мать – душа, хранительница, честь и совесть домашнего очага. Она – начало жизни, надежда и любовь. Мужчина-отец – мощь и стержень семьи, создатель прочности, благосостояния семьи. Он прививает детям уважение к матери, старшим, слабым. Благополучие и счастье семьи определяется мужчиной-отцом. Ребенок – новая область силы родителей, он вестник предков. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание ребенка. Первая школа воспитания для него – взаимоотношения между отцом и матерью. В воспитании ребенка основной акцент уделяется самоорганизации воли и духа, работе над собой.

Для педагогов актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становится предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, которая связана со следующими факторами. Сегодня переход к рыночной экономике и построение нового общества значительно изменили условия жизни населения. Произошла дифференциация доходов семьи, наблюдается ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис среди молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи и т. д., что в целом ослабляет самоорганизацию как отдельной личности, так и семьи.

Таким образом, отрицательные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Разрозненность и противоречивость влияний на личность различных факторов структур социума, различного рода государственных и общественных организаций снижает эффективность позитивных воспитательных влияний семьи.

В этих условиях особую значимость приобретает повышение уровня самоорганизации семьи. Как показал анализ, существующие программы, педагогические и методические рекомендации предназначаются, как правило, некой «абстрактной» семье: при этом не принимаются во внимание особенности самоорганизации в различных типах семей, направленные на возрождение преемственности семейно-родовых традиций; не всегда учитываются особенности воспитания детей в семьях с различным уровнем развития процесса самоорганизации на основе постулатов Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр»; не используются возможности конкретной семьи при воспитании детей средствами материнского языка, народного творчества, фольклора, обрядов и обычаев, олонхо и игр, направленные на формирование у детей их самосознания, умения продолжать, развивать самобытную культуру своей семьи, рода и народа. Сегодня ощущается потребность в разработке методических рекомендаций для родителей и педагогов с учетом этносоциокультурных ценностей воспитания, развивающие этнокультурную самобытность якутской семьи как одного из уникальных субъектов человеческой цивилизации.

Степень разработанности проблемы. Вопросы семейного воспитания вслед за Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским рассматривали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Б.Т. Лихачев, А.М. Низова, А.О. Пинт и др. Психологические аспекты данной проблемы нашли отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, В.И. Петровой, В.К. Шабельникова и др.

Многие исследователи рассматривают семью как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (Б.З. Вульфов, Никитина Л.Е., Н.Г. Филонов и др.).

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в своих работах педагоги-исследователи выделяют разнообразные аспекты семейного воспитания: опора на гуманистические идеи в рамках теории «свободного воспитания» (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.); использование принципов народности в системе общественного воспитания по теории К.Д. Ушинского (М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др.); определение семьи как фактор социализации личности ребенка, как «комплекс условий и средств» (В.Г. Алексеева, А.П. Баранова, И.В. Гребенщикова, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.); воспитание «свободоспособной личности» (В.П. Борисенков, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, А.В. Петровский и др.); применение теории психологической идентификации личности с этносом (С.А. Арутюнов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, А.С. Мухина и др.); социальное воспитание в рамках «воспитание всем миром» («туэлбэнэн иитии») (В.Н. Аргунова, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.Г. Корнилова, Л.И. Омукова и др.).

О влиянии атмосферы семьи на социальное развитие и степень психологического благополучия свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания. (А.Я. Варга, Е.Г. Замолоцких, М.Д. Гермогенова, В.К. Котырло, Т.Т. Саввинова, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.).

Социально-психологический аспект преобразований семейно-брачных отношений, гендерная проблематика адаптации семьи, женщины к изменившимся социально-экономическим условиям представлены такими исследователями, как А.Г. Вишневский, Т.И. Гурко, И.С.Кон и др.

Этнопедагогические аспекты семейного воспитания детей, рассмотрены в трудах Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова, Э.И. Сокольниковой, З.Б. Цаллаговой и др., якутских исследователей Л.А. Афанасьева, Е.А.Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, Е.П. Жиркова, С.К. Колодезникова, А.В. Мордовской, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, К.Д. Уткина и др.

Феномен самоорганизации и проблемы его теоретической экспликации обсуждались многими учеными – естествоиспытателями, философами и социологами. Ими исследовались раздичные аспекты самоорганизации систем различной природы и сложности, хотя вопросы самоорганизации впервые были рассмотрены в трудах отечественных ученых: А.А. Андронова, В.Г. Буданова, А.Б. Венгрова, В.А. Галактионова, А.В. Кезина, Ю.Л. Климонович, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна, И.Пригожина, Я.И. Свирского, С.С. Шевелевой, Ю.В. Шаронина, зарубежных: Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, Г. Хакен, У.Р. Эшби и др.

Философско-методологический анализ теории самоорганизации наиболее полно представлен в работах В.И. Аршинова, В.А. Галактионова, Т.Л. Калининой, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, К. Майнцера, А.А. Самарского и др. Междисциплинарный характер синергетики обоснован в работах В.Г. Бугданова, Е.А. Горячкиной, Л.Н. Гумилева, Н. Эйгена, С.С. Шевелевой и др. Основой для детального анализа синергетики явились фундаментальные труды П. Гленсдорфа, Д. Каррери, Г. Николис, И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Ханкена и др. Исследования, проведенные этими учеными, способствовали вычленению предметной области теории самоорганизации, основных ее принципов и теоретических схем, экспликации вновь формулируемых идеалов и норм научного исследования.

Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов и социологов А.И. Антонова, В.Г. Афанасьева, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, П.А. Сорокина, В.А. Сысенко, А.Г. Харчева и др.

Существенной предпосылкой нашего исследования стали труды по общим вопросам социальной педагогики, выполненные А.И.Акуловым, Б.П. Битинасом, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, М.П. Гурьяновой, Л.В. Мардахаевым, А.В. Мудриком, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткиным, В.С. Торохтием и зарубежных специалистов: как Д. Барнз, Г. Бернлер, Б. Герни, Р. Рамзей, Д. Сноу и др.

В целом в различных регионах страны ведется активная опытно-экспериментальная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, однако большинство специалистов-педагогов, раскрывая важные аспекты семейной педагогики, не исследовали семью в аспекте самоорганизующейся социально-педагогической системы, когда семья рассматривалась бы активным субъектом воспитания и образования. Ощущаются раздробленность проблематики семьи и самоорганизации, недостаток целостного осмысления, ограниченность выхода на модельную интерпретацию. В научно-историческом плане проблема самоорганизации семьи исследователями в должной мере не акцентировалась.

В новых экономических, политических и социальных условиях России обострились следующие противоречия:

- между потребностью в интеграции усилий образовательных учреждений и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества, его институтов к позитивной социализации подрастающих поколений;

- между семьей и образовательными учреждениями, социумом, что выражается в рассогласованности в ценностях воспитания. Негативное влияние на детей и подростков средств массовой информации, зачастую пропагандирующих праздный образ жизни, враждебность по отношению к социуму, жестокость и насилие, наркоманию и проституцию, невыполнение статей Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (ст.14), которая предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;

- между необходимостью развития личностно-ориентированных социально-педагогических, психологических методов и приемов воспитания и образования, способствующих самоорганизации каждой личности, и дефицитом средств и технологий реализации личностного подхода;

- между объективным воспитательным потенциалом семьи, дошкольного образовательного учреждения, школы, других социальных институтов и его невостребованностью в действующих государственных структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в воспитании.

Разрешение выдвинутых противоречий составило проблему нашего исследования и привело к формулировке темы диссертационной работы: «Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики Саха (Якутия)».

Цель исследования: разработать теоретические основы системы социально-педагогической самоорганизации семьи и определить организационно-педагогические условия их укрепления в якутских семьях.

Объект исследования: семья как активный субъект института воспитания.

Предмет исследования: система социально-педагогической самоорганизации якутских семей.

Гипотеза исследования: разработка теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации семьи, представляющей сущность семейного образа жизни в Республике Саха (Якутия), организационно-педагогических условий их укрепления в современных условиях повысят эффективность семейного воспитания, если:

- определены теоретико-методологические основы семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы, введены в оборот понятия «самоорганизация семьи», «социально-педагогическая самоорганизация», «нравственная самоорганизованность»;

- повышен педагогический потенциал семьи и консолидированы усилия всех заинтересованных институтов воспитания с целью повышения семейной самоорганизации, личностного развития и благополучия всех членов, соблюдения этнопедагогических воззрений Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр», позитивная деятельность в социуме, тем самым достижения типа «стабильная семья»;

- созданы организационно-педагогические условия семейной самоорганизации, где внутрисемейные отношения и уклад семейной жизни функционируют с опорой на трудовые, социальные, культурные и духовные ценности;

- разработана и внедрена в практику концепция возрождения самоорганизации якутских семей на основе этносоциокультурных ценностей народа саха;

- создано научно-методическое сопровождение процесса семейного воспитания (программы, учебные пособия, методические рекомендации для студентов - будущих методистов-организаторов дошкольного образования, учителей, социальных педагогов, социальных работников), чья деятельность в той или иной мере ориентирована на семью;

- разработаны и внедрены в практику основные положения региональной концепции семейной политики в Республике Саха (Якутия), идейной основой которой является самоорганизация семей;

- определены основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Дать научно-методологическое обоснование феномену семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы, уточнить и ввести в научный оборот понятия «самоорганизация семьи», «социально-педагогическая самоорганизация», «нравственная самоорганизованность».

2. Систематизировать типологию семьи в контексте ее социально-педагогической самоорганизации и консолидировать усилия заинтересованных учреждений и организаций на основе возрождения этнопедагогических идей и опыта, учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» в самовоспитании и саморазвитии школьников.

3. Определить организационно-педагогические условия семейной самоорганизации, их сущность, содержание, психолого-педагогические механизмы и особенности семейной самоорганизации в различных типах семей с традиционной опорой на социокультурные, этнопедагогические и духовно-нравственные традиции воспитания народа саха.

4. Проверить адекватность разработанных путей педагогического обеспечения самоорганизации семьи на основе внедрения программы социального партнерства семьи, ДОУ, школы и социума (туэлбэ).

5. Разработать и обосновать концепцию и модель возрождения самоорганизующейся социально-педагогической системы якутской семьи, которыми обеспечивается взаимосвязь самоорганизующейся совместной деятельности детей и взрослых как в семейном социуме, так в других сферах микросреды личности на основе социального партнерства.

6. Создать научно-методическое обеспечение учебного процесса, профессиональной подготовки методистов-организаторов дошкольного образования и социальных педагогов (программы, учебно-методические комплексы, учебные пособия и методические рекомендации по предметам: «Семейное воспитание детей раннего и дошкольного возраста», «Этика и психология семейной жизни», спецкурсов «Семья-институт воспитания», «Педагогическое общение детей в семье», «Основы семейной самоорганизации»);

7. Разработать и внедрить в практику основные положения концепции государственной семейной политики в Республике Саха (Якутия), идейной основой которой выступает социально-педагогическая самоорганизация семьи, и определить основные тенденции развития теоретических основ системы социально-педагогической самоорганизации якутской семьи.

Методологической основой нашего исследования являются: философская теория о единстве сознания и деятельности, развития личности (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Шадриков и др.); законы синергетики и кибернетики о самоорганизации различных социальных систем (А.А. Андронов, В.Г. Буданов, А.Б. Венгров, В.А. Галактионов, А.В. Кезин, Ю.Л. Климонович, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, И.Пригожин, Я.И. Свирский, С.С. Шевелева, Ю.В. Шаронин, зарубежных: Н. Винер, Ст. Бир, Г. Паск, И. Стенгерс, Г. Ханкен, У.Р. Эшби и др.); идеи системного подхода (О.А. Абдулина, П.К. Анохин, В.П. Беспалько, Э.С. Маркарян, Ю.П. Сокольников и др.); современное видение процесса детерминации развития личности с ее собственной активностью (В.Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, Г.Г. Силласте и др.); социологические и педагогические теории о социальной роли семьи и ее приоритете в процессе становления личности ребенка (П.Сорокин, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгин и др.); теории развития воспитательных систем и процессов (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, М.А. Ковальчук, М.Н. Таланчук, Н.Е. Щуркова и др.); теория развития личности на основе личностно-ориентированной педагогики (Д.А. Беликов, В.В. Давыдов, Г.Н.Сериков и др.); теория деятельности в развитии субъекта (А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); идеи природосообразности и культуросообразности воспитания, принцип гуманизма – признания человека высшей социальной ценностью (Б.З. Вульфов, А.И. Иванов, Ю.Г. Круглов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); положения гуманистической теории о развитии личности как процессе реализации потребности в саморазвитии, самовоспитании и самоактуализации (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.Г.Замолоцких, Т.С. Комарова, П.В. Конаныхин, Л.Н. Куликова, А. Маслоу и др.); психологические теории о развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.П. Оконешникова, И.П. Чабыев и др.); этнопедагогические постулаты воспитания самоорганизованной личности на основе Учения «Айыы» и школы «Кут-сюр» (Г.Н. Волков, Д.А.Данилов, М.Г. Тайчинов, Л.А. Афанасьев - Тэрис, Б.Н. Попов, И.С. Портнягин. А.Г. Новиков, К.Д. Уткин и др.).

Специфика исследования определила его логику: от прямого наблюдения состояния проблемы на уровне семьи, микросоциума, образовательного учреждения к изучению и анализу соответствующих научно-педагогических источников по вопросам педагогического влияния на школьников социально-педагогической системы семьи, к выявлению связей между организационными формами, средствами педагогического влияния на детей и уровнем семейной самоорганизации, уровнем педагогической культуры родителей.

Источниками исследования проблемы послужили официальные материалы (законы, отчеты, доклады, концепции, программы), труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, личный опыт деятельности соискателя в области обеспечения проведения мероприятий государственной семейной политики в реальной жизни, семейного и общественного воспитания детей и молодежи и проведения психолого-педагогического эксперимента в естественных условиях. В качестве первоисточников нами использовалось богатое устное творчество народа саха (пословицы, поговорки, сказки, легенды, алгыс, песни, загадки, сказания). В работе с позиций отражения идей и опыта народной педагогики были подвергнуты анализу Учение «Айыы» и школа «Кут-сюр», героический эпос якутского народа олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования:

- методы теоретического познания: формализация, аксиоматика, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, метод «Анализа бюджета времени» по Липпольду, метод протоколирования по методике Реблица, заполнение «Дневника посещений», библиографический метод; эксперимент в естественных условиях, сравнение, описание, измерение;

- общелогические методы и приемы: анализ философской, антропологической, этнографической, психологической, педагогической, нормативно-правовой и другой литературы по проблемам семейного воспитания, по теории самоорганизации; синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, структурно-функциональный метод и вероятностно-статистические методы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2008 год (8)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми: теоретико-методологические основания и направления развития 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится « 6 » ноября 2008 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 008.001.01 при Учреждении Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» по адресу: 119121, Москва, ул.
  3. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия)

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2004 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  4. Педагогическое

    Документ
    Авторы: д. пед. наук, проф. В.Г. Рындак (Введение; Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе; Вместо заключения), к.п.н., проф. М.Б.
  5. Девиации в современных социальных институтах: особенности социального конструирования 22. 00. 04 Социальная структура, социальные институты и процессы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 18 января 2011 года в 14:00 часов на заседании Диссертационного совета — Д 212.150.07 при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу 141221, Россия, Московская область, Пушкинский район, пос.

Другие похожие документы..