Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Настоящий стандарт разработан в рамках Программы стандартизации Национального объединения строителей и направлен на реализацию «Градостроительного ко...полностью>>
'Документ'
Қазақ ұлттық техникалық университеттің (ҚазҰТУ) күндізгі бөлім студенттеріне өздері таңдаған оқу бағдарламаларына қатысу арқылы өздігімен дамуға толық...полностью>>
'Программа'
Программа предназначена лицам, желающим получить знания и навыки, необходимые для работы в бухгалтерии, экономических отделах на предприятиях, в орга...полностью>>
'Документ'
Аукционная комиссия – Единая закупочная комиссия, созданная приказом Директора ФГУК «Российская государственная библиотека искусств» от 04.04.2011г. ...полностью>>

1. материнство. Семья. Сбережение здоровья и физическое развитие детей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Совет

при Полномочном представителе Президента Российской Федерации

в Приволжском федеральном округе

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА, СЕМЬИ И ДЕТСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. МАТЕРИНСТВО. СЕМЬЯ. СБЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ и ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. 5

1.1. МАТЕРИНСТВО. 8

1.1.1. Мотивация беременности. 8

1.1.2. Сопровождение беременности. 12

1.1.3. Родовспоможение. 15

1.2. СЕМЬЯ. 19

1.2.1. Мотивация создания семьи 19

1.2.2. Молодые семьи. 21

1.2.3. Многодетные семьи. 25

1.2.4. Неполные семьи и семьи групп социального риска. 31

1.2.5. Государственные учреждения содержания детей, оставшихся без попечения взрослых. 36

1.3. СБЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. 42

1.3.1. Сбережение жизни младенцев. 42

1.3.2. Сбережение здоровья детей и подростков. 44

1.3.3. Здоровый образ жизни в детской и подростковой среде. 49

1.3.4. Развитие детского туризма. 54

1.3.5. Организация летнего отдыха. 55

II. ОБРАЗОВАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ. ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА. 60

2.1. ОБРАЗОВАНИЕ и РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТА. 60

2.2. ВОСПИТАНИЕ и СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. 81

2.2.1. Воспитание общей культуры. 81

2.2.2. Воспитание традиций. 85

2.2.3. Духовно-нравственное воспитание. 86

2.3. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ. 89

2.3.1. Экология среды в местах рождения, проживания и обучения детей. 89

2.3.2. Экология продуктов и материалов, используемых в повседневной жизни, лечении, обучении, при отдыхе детей и подростков. 92

2.3.3. Информационная экология. 94

III. ПРАВА и ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ – КОНТРОЛЬ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАЩИТА. 96

3.1. ПРАВОВОЕ ПОЛЕ. 96

3.1.1. Международные правоприменительные практики в отношении детей. 96

3.1.2. Дети и детство в правовом поле Российской Федерации. 98

3.1.3. Институт Уполномоченного по правам ребёнка. 100

3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ. 103

3.2.1. Обеспечение безопасности детей. 103

3.2.2. Безопасное усыновление и патронат. 108

3.2.3. Дети из числа групп социального риска. 111

3.2.4. Частно-государственное партнёрство в интересах детей и детства. 113

3.2.5. Роль институтов гражданского общества в реализации программ, обеспечивающих защиту прав и интересов детей. 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что необходима современная государственная политика в области детства, отвечающая интересам национального развития страны.

Основные стратегические задачи по поддержке семьи, материнства и детства сосредоточены на повышении в общественном сознании ценностей семейного благополучия и значимости детей, социальной поддержке семей с детьми, улучшении качества медицинской помощи матерям и детям.

Осуществление первого этапа реализации демографической политики (2007 - 2010 годы) предусматривало реализацию мер: по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов; по развитию перинатальных технологий, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей; по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей, а также семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках государственной политики в отношении молодой семьи, все субъекты округа осуществляются активные меры по подготовке молодых людей к созданию семьи, развитию системы консультационной и психологической поддержки семьи с целью создания благоприятного внутрисемейного климата, совершенствованию системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является развитие института многодетной семьи, «…для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования…».

Защищая права и интересы ребенка, нельзя не обращать внимание на проблему алкоголизации мужчин и женщин детородного возраста, что негативно влияет на репродуктивное здоровье родителей и самого ребенка.

Требуется защита детей и подростков от негативной информации, принять дополнительные меры по поддержке детских СМИ, созданию детского кино, детских программ.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период, профилактика вредных привычек в подростковой среде способствует сохранению здоровья детей.

Воспитание общей культуры строится на основе обращения к национальным традициям, приобщения детей и учащейся молодежи к межкультурному диалогу, сотрудничеству, воспитания в духе толерантности и сохранения единства в многоконфессиональном обществе Приволжского федерального округа.

Дети – стратегический ресурс развития государства, поэтому создание условий для реализации прав ребенка на жизнь, жить в семье, быть здоровым, получить качественное образование, развивать свой талант и способности и жить в безопасной среде являются критерием эффективности мер, принимаемых в каждом субъекте ПФО, так как, качество взращиваемых нами поколений впоследствии определит качество всех сфер нашей жизни и качество состояния самой России.

1. МАТЕРИНСТВО. СЕМЬЯ. СБЕРЕЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ и ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Важнейшими показателями, характеризующими систему здравоохранения в регионе, является младенческая и материнская смертность.

За последнее десятилетие показатель младенческой смертности1 в Приволжском федеральном округе, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется устойчивой отрицательной динамикой: по сравнению с 2000 года значения показателя снизились более чем вдвое. Относительно благоприятная ситуация в последние годы наблюдается в Мордовии, Татарстане, Чувашии, Самарской и Саратовской областях. Однако в Пермском крае и в Нижегородской области уровень младенческой смертности остается по-прежнему выше среднего по Приволжскому округу.

Рис. 1. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 100 тысяч родившихся, человек, значение показателя за год.

В 2010 г. показатель младенческой смертности в ПФО (6,8) был ниже, чем в среднем по России (7,5). Наиболее высокий уровень младенческой смертности зафиксирован в Пермском крае (8,2), наиболее низкий – в Чувашской Республике (5,5). По сравнению с 2009 годом общий уровень смертности в округе снизился на 5,6%, однако в двух регионах наблюдался рост показателя на 15-20% (Пензенская и Кировская области).

Основная причина смерти – отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (3,16)1, а также врожденные пороки и аномалии (1,64). Наиболее неблагополучная ситуация по сумме этих показателей в 2010 году сложилась в Пермском крае (6,31), Мордовии (6,15) и Нижегородской области (5,97).

В течение многих лет острой проблемой для Приволжского федерального округа остаётся высокая материнская смертность в отдельных субъектах региона. Относительно благополучной можно назвать современную ситуацию лишь в Чувашии, Татарстане, Пензенской и Самарской областях, где в течение 5 лет показатель не превышал средний по ПФО. Однако практически везде материнская смертность среди сельского населения продолжает оставаться выше, чем среди городского.

Рис. 2. Коэффициент материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми, человек, значение показателя за год

Наиболее высокий уровень материнской смертности2 в среднем за период 1997-2009 гг. отмечался в Ульяновской области (53,6) и Республике Марий Эл (48,5). В последние годы неблагоприятным трендом характеризуется ситуация в Кировской области, где было зафиксировано максимальное значение коэффициента по округу за 2009 г. (75,5). В 2009 году значение показателя в ПФО (22,2) было близко к общероссийскому (22,0), в Республике Марий Эл и Пензенской области не было зафиксировано ни одно случая материнской смертности за год.

Показатели младенческой и материнской смертности характеризуют не только качество оказания медицинской помощи женщинам и детям, состояние системы здравоохранения, но и уровень социального благополучия населения, организацию межведомственного взаимодействия в плане сохранения жизни и здоровья матери и ребёнка.

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года3, основными задачами демографической политики России являются:

  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счёт рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей;

Решение поставленных задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

  • повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

  • обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья;

  • проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков;

  • развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Осуществление первого этапа реализации демографической политики (2007-2010 годы) предусматривало реализацию мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития. В том числе, в сфере защиты материнства и детства была выполнена основная часть мероприятий:

  • по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

  • по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов,

  • по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учётом темпов роста потребительских цен,

  • по подготовке к приёму в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

  • по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Ниже рассмотрены основные результаты первого этапа реализации демографической политики за 2007–2010 гг. на территории Приволжского федерального округа (ПФО) в направлении сокращения уровня материнской и младенческой смертности, улучшения репродуктивного здоровья, общего состояния здоровья детей и подростков, поддержки семьи, материнства и детства.

1.1. МАТЕРИНСТВО.

1.1.1. Мотивация беременности.

Большую роль в увеличении рождаемости и снижении младенческой смертности играет улучшение репродуктивного здоровья населения. Одним из ведущих факторов, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновению гинекологических заболеваний у женщин, являются аборты.

Несмотря на существенное снижение числа абортов за последние 10-15 лет, ежегодный показатель численности абортов4 в Приволжском федеральном округе оставался выше, чем в среднем по Российской Федерации. Проблема абортов по-прежнему актуальна для региона, в особенности для Оренбургской и Кировской областей.

Рис. 3. Число абортов на 1000 женщин 15-49 лет, значение показателя за год.

Под руководством Минздравсоцразвития Российской Федерации в 2007-2010 гг. на территории округа проводилась планомерная работа по снижению числа абортов:

  • Сокращён перечень медицинских показаний более чем на 70 заболеваний для искусственного прерывания беременности. Женщины с этими заболеваниями теперь получили возможность родить желанного ребёнка.

  • В женских консультациях введены должности социальных работников и психологов для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам. Положительный опыт оказания психологической помощи женщинам, обратившимся по поводу прерывания беременности, имеется в Ульяновской области. В течение 2010 года в регионе в 7 учреждениях здравоохранения введены ставки психологов, и показатель числа абортов в области в 2010 году, по предварительным данным, составил 18,6 на 1000 женщин фертильного возраста, что в 1,7 раза ниже показателя ПФО.

  • В докладе министра здравоохранения и социального развития
    Т.А. Голиковой5 среди регионов, где работа психологов и социальных работников женских консультаций поставлена на должном уровне, отмечена Самарская область, которая организовала кабинеты профилактической работы в женских консультациях.

  • В целях укрепления семьи, сохранения семейных ценностей и традиций, Минздравсоцразвития совместно с Фондом социально-культурных инициатив в период с 9 по 16 июля 2009 года во всех регионах проведена акция «Подари мне жизнь!» (неделя против абортов), в рамках которой прошли информационные и образовательные мероприятия по вопросам формирования здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья с привлечением педагогов, психологов, социальных работников, представителей различных конфессий.

  • Во всех субъектах ПФО разработаны мероприятия и действуют программы по профилактике абортов, предусматривающие психологическую и социальную помощь, направленные на охрану репродуктивного здоровья, формирование навыков здорового образа жизни: «Счастье - быть рядом» (Республика Татарстан); «Семья и дети» (Пермский край); «Школа взросления», «Школа молодой семьи», «Школа самостоятельной мамы» (Кировская область); «Семья» (Ульяновская область).

Интересен опыт работы Саратовской области по внедрению образовательной программы «Основы здорового образа жизни» среди школьников 10-11 классов и студентов высших учебных заведений, которая позволила за 10 лет снизить в 2 раза уровень абортов среди несовершеннолетних.

Значительная роль в снижении числа абортов принадлежит взаимодействию учреждений здравоохранения с общественными организациями, действие которых направлено на сохранение семейных ценностей, рождение детей, поддержку и сопровождение семей.

Примером может служить взаимодействие Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области с областной общественной организацией «Благовест». С 1 октября 2009 года по 1 октября 2010 года ОО «Благовест» совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области проводила конкурс между женскими консультациями и врачами акушерами-гинекологами г. Пензы «В защиту жизни». В результате проведённой работы 76 женщин отказались от прерывания беременности.

В Республике Удмуртия работает программа воскресной школы для детей и подростков с освещением вопросов нравственного воспитания, ценности семьи, сохранения жизни нерождённого ребёнка.

Результатом проделанной работы стало снижение численности абортов в ПФО почти на 30% по сравнению с 2005 годом (снижение показателя по РФ за тот же период составило 23%). Однако темпы снижения в Оренбургской области (11,3%) и Кировской области (8,9%) были существенно меньше средних по округу. В 2009 году показатель числа абортов в ПФО (36) оставался выше, чем в среднем по России (34), наиболее высокий уровень был зафиксирован в Оренбургской области (55), наиболее низкий – в Самарской области и Башкортостане (28).

Сложившаяся картина требует дальнейшей активизации работы по профилактике и снижению числа абортов в округе и улучшению демографической ситуации.

Поэтому было принято решение в рамках программ модернизации здравоохранения субъектов ПФО предусмотреть дальнейшее совершенствование оказания психологической, юридической, социальной помощи беременным женщинам, обратившимся на аборт. Будут подготовлены кадры психологов, юристов, социальных работников, для обеспечения женских консультаций и центров планирования семьи, но необходимо более оперативно повысить квалификацию социальных работников как межведомственных координаторов по оказанию помощи беременным женщинам. Социальный работник должен хорошо разбираться во всех видах социальной поддержки, в том числе в части обеспечения жильём, работой и т.д.

1.1.2. Сопровождение беременности.

С 2006 года, в соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье», на территории округа осуществляется программа «Родовый сертификат». В ходе её реализации создан механизм, повышающий качество наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорождённых детей.

Уже в течение первого полугодия 2006 года в медицинские учреждения Приволжского федерального округа от Фонда социального страхования поступило 0,84 млрд. руб. По итогам 9 месяцев 2010 года, сумма платежей за оказанные услуги по родовым сертификатам в ПФО составила более 2,9 млрд. руб. (из них около 0,8 млрд. руб. направлено на оплату услуг женских консультаций, около 1,6 млрд. руб. – на оплату услуг родильных домов, около 0,5 млрд. руб. – на диспансерное наблюдение ребёнка на 1-м году жизни).

Росту финансирования способствовали как увеличение стоимости сертификата (2006 г. – 7 тыс. руб., 2007 г. – 10 тыс. руб., с 2008 г. – 11 тыс. руб.), так и рост рождаемости и числа женщин, воспользовавшихся родовыми сертификатами. По оценкам Минздравсоразвития, в настоящее время 92,7% будущих мам и новорождённых малышей в России охвачены программой родовых сертификатов.

Увеличение объёмов дополнительного финансирования государственных и муниципальных учреждений службы родовспоможения способствует улучшению их оснащения, расширению возможности диагностики осложнений беременности и родов, повышению качества диспансерного наблюдения беременных, медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным.

В числе мероприятий по улучшению системы родовспоможения и в соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года на территории ПФО осуществляется:

  • Внедрение этапности акушерско-гинекологической помощи и разработанных маршрутов транспортировки беременных и рожениц на основе рационального распределения функциональных обязанностей стационаров. Женщины с физиологическим течением беременности направляются в муниципальные родильные дома, родильные отделения городских и районных больниц. Беременные, у которых выявлены нарушения в течение беременности средней степени риска, для оказания специализированной помощи направляются в межрайонные (городские) перинатальные центры и родильные отделения краевых, областных и республиканских больниц. Беременные высокой степени риска для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи направляются в перинатальные центры (республиканские, областные, краевые).

  • Строительство и оснащение современным медицинским оборудованием перинатальных центров.

  • Информатизация системы родовспоможения, создание информационной системы персонифицированного учёта беременных и рожениц, внедрение саморегулируемой системы организации медицинской помощи с использованием постоянного мониторинга и анализа показателей качества родовспоможенияю.

В целях обеспечения этапности акушерской и гинекологической помощи в субъектах федерации ПФО действуют краевые, областные и республиканские врачебные консилиумы, внедрена система курации межрайонных перинатальных центров. Разработаны мероприятия маршрутизации беременных, организована и контролируется органами здравоохранения плановая госпитализация беременных высокой степени перинатального риска в перинатальные центры (республиканские, краевые, областные).

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Правительством РФ был утвержден перечень строительства в 2008–2010 гг. в регионах России 23 новых перинатальных центров6, в т.ч. 4 из них на территории ПФО: в Саранске (Республика Мордовия), Перми, Кирове и Саратове. Ввод перинатальных центров в действие был запланирован на 2009-2010 гг.

Однако, согласно намеченному графику состоялось лишь открытие в 2010 году перинатального центра в г. Кирове. Стационар перинатального центра рассчитан на 121 койку, предусмотрены отдельные родовые боксы, отделения реанимации и интенсивной терапии, отделение патологии новорождённых на 60 коек, отделение экстракорпорального оплодотворения (в 2011году планируется получение 50 федеральных квот на проведение бесплатного ЭКО). «Здесь созданы европейские условия родовспоможения. У нас самая лучшая аппаратура и для беременных, и для новорожденных. А самое главное, с помощью томографа здесь будут проводиться исследования детей до 14 лет. Такое исследование кроме нас делается только в Москве», - сообщил на открытии главный врач Кировского областного клинического перинатального центра Н. Семеновский7. К началу 2011 года в новом перинатальном центре уже родилось 476 детей.

Как было признано на совещании по вопросу «О строительстве и вводе в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров», проведённом в Твери 17 августа 2010 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, объекты в Саранске, Перми, Саратове находятся в низкой степени готовности. Основной проблемой стало выделение средств из региональных бюджетов (строительство перинатальных центров осуществляется на основе софинансирования 50х50 из федерального и региональных бюджетов).

7 февраля 2011 года на совещании по строительству перинатальных центров, которое было проведено заместителем Председателя Правительства России А.Д. Жуковым в Москве, глава Мордовии Н.И. Меркушкин проинформировал о ходе завершения работ по строительству республиканского перинатального центра, сообщив, в частности, что открытие центра в Саранске состоится уже в апреле 2011 года.

Одним из путей повышения эффективности трехуровневой системы родовспоможения является создание единой базы данных для своевременного определения рисков и потоков госпитализации пациенток.

Нижегородская область стала первым регионом России, где с июня 2009 года было начато внедрение региональной информационной системы автоматизации родовспоможения (РИСАР)8, дающей реальную возможность проводить мониторинг родовспоможения по всем направлениям. В настоящее время автоматизированные рабочие места РИСАР установлены во все учреждения родовспоможения Нижегородской области. По данным на март 2010 года в системе были зарегистрированы более 30 тысяч женщин. За 2009 год показатель материнской смертности в Нижегородской области (24,8) сократился на 48% по сравнению с предыдущим периодом и достиг самого низкого уровня за последние 20 лет. Система позволяет обеспечить одномоментную, унифицированную, качественную диагностику состояния беременных женщин в каждом из триместров беременности и в послеродовом периоде.

Выстраивание этапности оказания помощи позволит качественно наблюдать за беременной женщиной и более качественно оказать медицинскую помощь при родоразрешении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Еще о физическом развитии и здоровых зубах Вопросы, вопросы, вопросы (1)

    Документ
    СОДЕРЖАНИЕОт редактора.Предисловие.Часть I. Мы и наши дети.Наша семьяГлавная забота - здоровьеФизкультура с пеленок и даже раньшеМалыш и те, кто с ним рядом.
  2. Еще о физическом развитии и здоровых зубах Вопросы, вопросы, вопросы (3)

    Документ
    вопросы, вопросы Физическое развитие в килограммах? Интеллектуальное развитие малыша Вместо заключения, или немного повторений Коварство комфорта (интервью с профессором И.
  3. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет
  4. Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития  республики беларусь  на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.
  5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития республики беларусь на период до 2020 г

    Реферат
    1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития1.3. Основные компоненты устойчивого развития1.

Другие похожие документы..