Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Особенности физического развития, его соответствие возрасту. Со­стояние здоровья, занятие спортом (если да, то каким видом спорта за­нимается? Спорти...полностью>>
'Программа'
Основные методики эффективной самопрезентации. Механизмы создания положительного имиджа. Правила “трех плюсов”. Факторы, влияющие на восприятие. Отраб...полностью>>
'Контрольная работа'
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, ст...полностью>>
'Документ'
Становление государства у восточных славян прохо­дило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего ро...полностью>>

Программа «русский язык» Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно- го образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для

1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, сред- ством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культу- ры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художе- ственной литературы как словесного искусства. В силу этого обсто- ятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непре- рывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в началь-

ной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составля- ющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультур- ная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род- ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языко- вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога- той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необ-

ходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предме- та (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь»,

«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русско- му языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изу- чения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопо- ставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные глас- ные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными сло- вами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным спо- собами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то

означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочета- емостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребле- ния.

Из области морфологии первоклассники получают первона- чальное представление о существительных, прилагательных, гла- голах и личных местоимениях (без введения понятий); о предло- гах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предло- жение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложе- ния с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы

«Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направле- нием учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы

«Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предло- жение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси- тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предло- жения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной инто- нацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, само- стоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уро- ках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысли- вать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспе- чивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знако- мятся с повествовательными, вопросительными и побудительны-

ми, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учат- ся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть вто- ростепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с инто- нацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связыва- ются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однород- ными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логич- ным введение понятия о сложном предложении на примере бессо- юзной конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читатель- ских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении худо- жественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтак- сических, пунктуационных и речевых умений. Развивается уме- ние на доступном уровне производить синтаксический разбор про- стого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предло- жения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читатель- ской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно

оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка началь- ной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово- употребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непар- ные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звуча- щее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для разви- тия следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова- ми;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно- го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич- ках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфо-

граммой-чёрточкой при переносе.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непрове- ряемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёх- сложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в сло- вах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Раз- вивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных муж- ского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания суще- ствительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие,

-ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилага- тельных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (чита- ешь, поёшь); окончания , -а в глаголах прошедшего времени жен- ского и среднего рода (осветила, осветило); -тся -ться в глаго- лах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продол-

жается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использова- ния языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографи- ческий навык. Орфографически правильная письменная речь залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым соста- вом слова, за собственным произнесением отдельных звуков,

определение места ударения в слове – всё это способствует овладе- нию тем фонетическим минимумом, который необходим для после- дующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значе- нием слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написа- ния.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «русский язык»

    Программа
    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, сред- ством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культу- ры народа, основной формой проявления национального
  2. Программа «русский язык» (для четырёхлетней начальной школы) (1)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.
  3. Программа «русский язык» (для четырёхлетней начальной школы) (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспеченаУМК для 1–4 кл.
  4. Р. Н. Бунеев Программа

    Программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл.
  5. Образовательная программа начального общего образования гбоу сош №411

    Образовательная программа
    Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

Другие похожие документы..