Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
С 19 по 24 августа 2007 года в Вене (Австрия) прошли заседания XXI Генеральной конференции и XXII Генеральной ассамблеи ИКОМ, а также заседания 30-ти...полностью>>
'Документ'
И.П. КРЮЧКОВ - ответственный исполнитель (разд. 3, 4, пп. 5.1-5.4, 5.5.1, 5.5.2, 5.5.5, 5.5.6, 5.6.6-5.6.8, 5.9, 5.11.1, разд. 8, приложения П.1-П.12...полностью>>
'Методические указания'
При выполнении курсового проекта необходимо пользоваться расчетными формулами, приведенными в данном методическом пособии и рекомендованной литератур...полностью>>
'Документ'
Каждый ученик в начале проекта заводит «Журнал участника проекта», где фиксирует всё, что важно и поможет представить личный вклад в исследования гру...полностью>>

«Маленький принц» Цель:- познакомить с основными фактами биографии писателя; осознать и осмыслить идейное

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автор: Чупахина Наталья Пантелеевна

Урок литературы в 8 классе

Антуан де Сент – Экзюпери

«Маленький принц»

Цель:- познакомить с основными фактами биографии писателя;

-- осознать и осмыслить идейное содержание сказки «Маленький принц»;

-- развивать речь, образное мышление;

-- воспитывать эстетические и нравственные чувства: в любой жизненной ситуации нужно оставаться человеком.

Оборудование: -- музыка к инсценировке «Маленький принц»; рисунки учащихся;

-- на доске слова российского поэта

«Сент – Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца..,наверное, людские души (отдельные, редкие) всегда издают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик…»

А. Прасолова (1930—1972):

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Антуан де Сент-Экзюпери

29 июня 1900- 1944

Ход урока

1.Слово учителя.

Звучит песня “Нежность” (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Мы сегодня знакомимся с произведением, герой которого запросто перемещается по Космосу, по всему его звёздному пространству. О самом же авторе уместно будет сказать словами поэта М. Львова:

Он не вернулся из полёта,

И нет теперь его нигде –

Ни самолёта, ни пилота,

Ни на земле, ни на звезде

Ни обелиска, ни ограды,

Ни урны грустной, ни плиты;

Куда б, как поздние награды,

Носила Франция цветы.

Книга, которую мы сегодня откроем,- «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

2.Сообщения учащихся об основных вехах биографии писателя.

В последний день июля 1944г. Антуан Экзюпери растворился в лазурном небе над французской Ривьерой – ни свидетелей воздушного боя, ни обломков самолёта, ни записей в отчётах немецких частей ПВО. Он ушёл так же, как его Маленький принц,- сбросил досаждавшую ему плоть и взлетел к звёздам.

Но Маленький принц сам назначил змее место последней встречи, а майор Сент-Экзюпери летал, не обращая внимания на истребители противника.

Мир потерял удивительно светлого человека. Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 г. Сент-Экзюпери казался «потерявшимся на этой планете» -- он по-прежнему умел делать счастливым других, но сам был глубоко несчастным. Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он её искал.

Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна – единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли.

Такая планета была и у Экзюпери: он постоянно вспоминал детство -- потерянный рай, куда не было возврата. Майор всё время просил дать ему для патрулирования район Аннесси, скользил над родным Лионом. Над замком Сент-Морис, когда-то принадлежавшим его матери.

Серые стены, увитые плющом, высокая каменная башня. Огромная зала и зеркальная гостиная. Портреты предков, рыцарские латы – старый дом был полон сокровищ.

До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно – притаскивал домой животных, возился с моделями моторов, дразнил брата и изводил учительницу сестёр. Потом в нём проснулся изобретатель. И он принялся собирать механизмы. Телефон из жестяных банок работал отлично, а паровой двигатель взорвался прямо в руках.

В большой мир вышёл нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный веры и любви молодой человек – и мир тут же набил ему шишки.

Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию.

С Антуаном чувствовали себя легко и свободно самые разные люди: ему были интересны все, и к каждому он находил свой ключ. Через несколько лет в представлении к ордену Почётного Легиона о Сент-Экзюпери говорилось: «Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. Провёл несколько блестящих операций. Спас раненый экипаж испанского самолёта. Без колебаний переносил суровые условия жизни в пустыне, постоянно рискуя жизнью»,

Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребёнком, к самолёту его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. В авиации легендарная рассеянность Экзюпери стала притчей во языцех. Он забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не те дорожки Но его выручало исключительное чутьё, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях

Пилот «мессершмитта» отрапортовал, что расстрелял безоружный самолёт-разведчик, точно такой же, как и у Экзюпери. Подбитый самолёт задымил и рухнул в море.

Свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолёта не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-лётчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури; ушёл навстречу звёздам – так же, как и его Маленький принц.

Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга»

3.Знакомство с содержанием сказки. Комментарии.

«Маленький принц» написан в 1943 г. – это последняя законченная книга Сент-Экзюпери. Шла война, и Экзюпери служил в разведывательной авиационной группе. Он видел разрушенные города, пожарища, взрывы бомб и забитые беженцами дороги. И всё это время он находил часы для творческой работы: он писал удивительную сказку, думал о будущем, которое придёт после войны. В том, что фашизм потерпит поражение, он не сомневался,-- его беспокоило, какие последствия в душах людей он оставит.

1).Чтение отрывка из 5 главы. «На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные…»

-- Какую опасность таили семена баобабов?

-- Каждое утро Маленький принц убирал свою планету, почему это так важно?

Экзюпери сам иллюстрировал сказку, и, когда мы смотрим на корни этих баобабов, опутавших маленькую планету и грозящих её уничтожить, нам вспоминается знак свастики. Экзюпери писал: «А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно».

В каждой рассказанной принцем истории отражается философский взгляд на жизнь человека, на его предназначение. Экзюпери использует форму притчи, которую надо глубоко осмыслить, хотя внешне вроде бы речь идёт о самых житейских событиях и поведении различных персонажей.

Жизнь – это движение. Принц всё время в движении, в поиске, хотя и понимает, что, если идти всё время вперёд, далеко не уйдёшь, то есть время от времени надо останавливаться и оглядываться: назад и вокруг.

Принц побывал на 7 планетах, включая Землю. Каждая из них олицетворяет какое-либо желание, которое превратилось в страсть, манию: стремление к власти, жажда богатства, славы пристрастие к алкоголю.

2).Слово артистам.

Сцена №1

А.—Одна из планет принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.

П. – Добрый день.

Д. – три да два – пять. 5 да 7 – 12. добрый день.22 да 6 – 28.Ух! итого стало быть 500 миллионов, 28 тысяч.

П. – 500 миллионов чего?

Д. – Уже 54 года я живу на этой планете, и за всё это время мне мешали только 3 раза. В первый раз, 20 лет назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз – вот он. Итак, 500 миллионов.

П. – 500 миллионов чего?

Д. – 500 миллионов этих маленьких штучек, которые видны в воздухе.

П. – Это что же мухи?

Д. – Да нет же. Такие маленькие золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьёзный, мне мечтать некогда.

П. – 500 миллионов звёзд. Что же ты с ними делаешь?

Д. – Ничего не делаю. Я ими владею, чтобы быть богатым.

П. – А для чего быть богатым?

Д. – Чтобы покупать новые звёзды.

П.—Забавно. Но не так уж это серьёзно. У меня есть цветок, и я каждое утро его поливаю. У меня есть 3 вулкана, я каждую неделю его прочищаю. И моим вулканом, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звёздам от тебя никакой пользы.

Нет, взрослые и правда поразительный народ.

Вопросы к учащимся.

-- Что поразило Маленького принца на планете делового человека?

-- Как понимал слово «богатство» деловой человек?

-- Что означает слово «владеть» для Маленького принца?

-- Что означает это слово для вас?

Сцена №2

А. – Пятая планета была очень занятная. На ней только и помещалось что фонарь и фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планете, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.

П. -- Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потом что красиво.

Вопросы к учащимся.

--Обратите внимание на то, что во время своих путешествий Маленький принц всякий раз покидает своих соседей с одной и той же мыслью. С какой? Почему, улетая с планеты фонарщика, он думает иначе?

4). Работа в парах.

Раскрыть оттенки и взаимосвязь смысла афоризма:

«Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить» («Маленький принц»)

«На светильники и гасильники человечество разделено»

(Е. Евтушенко)

5).Слово учителя.

Что же видит Принц на Земле? Люди мчатся, стремятся сэкономить время, а сами тратят его понапрасну, не умея насладиться тем, что даровала им природа. Они не понимают, чего ищут, они не понимают, в чём заключается счастье.

«А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды,- говорит Принц. – Но глаза слепы. Надо искать сердцем».

Но на той земле маленький принц постигает и мудрость. Он узнаёт, что такое узы дружбы.

Сцена №3

Л. – Здравствуй.

П. – Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый.

Л.—Я Лис.

П. – Поиграй со мной.

Л. – Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

П. – А как это приручить?

Л. – Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнце озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня точно музыка, и я выйду тебе навстречу.

П. – Что же надо делать?

Л. – Надо запастись терпением. Сперва сядь там, поодаль. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе. И лучше приходи в один и тот же час. Чем ближе к назначенному часу, тем себя я буду чувствовать счастливее. Я узнаю цену счастью! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я не буду знать, к какому часу готовить своё сердце.

Так Маленький принц приручил Лиса.

И вот настал час прощания.

Л. – Я буду плакать о тебе.

П. – Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Л. – Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

Вопросы к учащимся.

-- О чём самом главном для себя узнал Маленький принц на Земле?

-- Как вы понимаете слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»?

6)Слово учителя.

В книге «Планета людей» есть место, где автор описывает свои наблюдения. Он едет в поезде и проходит по вагонам третьего класса. Там находятся рабочие- эмигранты: «Между отцом и матерью примостился малыш. Но вот он поворачивается во сне, и при свете ночника я вижу его лицо. Какое лицо! От этих двоих родился на свет чудесный золотой плод… Я смотрел на гладкий лоб, на пухлые нежные губы и думал: вот лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь – обещание!. Он совсем как маленький принц, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят её и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький Моцарт, как и все, попадёт под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречён».

-- А какова ваша точка зрения?

(Писатель хотел бы, чтобы дети уже в малом возрасте задумывались о том, как сохранить ценности, накопленные человечеством. Он знал, что рассказать им о сложном лучше всего через сказку, что семена, посеянные в детстве, когда-то должны дать свои ростки.)

4.Итоги урока.

Обращение к эпиграфу. Объяснение слов А. Прасолова.

Это произведение как духовное завещание писателя нам, оставшимся на Земле.

-- Какие нравственные ценности утверждаются в сказке «Маленький принц»? Что превыше всего ставит автор в жизни людей?

Маленький принц – это учение о том, как надо людям жить, чтобы обрести счастье, сознание человеческого достоинства. Самое главное находится внутри нас, в нашем отношении к жизненным ценностям.

«Семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра вырастает кедр, а из семян терновника – терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. Ведь все взрослые сначала были детьми».

Именно из детства люди берут во взрослую жизнь умение фантазировать, видеть чудесное, бескорыстно и преданно любить.

Звучит песня “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева).

5.Домашнее задание.

Написать сочинение- миниатюру на одну из тем: «Самое главное – то, что не увидишь глазами», «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Литература

Галь Нора. Под звездой Сент-Экса. - М., 2004

Грачев Р. О первой книге писателя-летчика. - Л., 1990

Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери: Биография писателя. — Л.: Просвещение, 1973.

Губман Б. Маленький принц над цитаделью духа. — В кн.: Сент-Экзюпери А. де. Сочинения: В 2 т. — Пер. с фр. — М.: «Согласие», 1994. — Т.2, стр. 542.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М. Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г

    Программа
    Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», 2009 г.
  2. Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно

    Документ
    Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось.
  3. Муниципальное учреждение (5)

    Документ
    Галеева Р. С., заместитель директора Объединённого музея писателей Урала, Тарасова Надежда Петрова- заведующая музеем П. П.Бажова в г. Екатеринбурге. УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕРЕДВИЖНОМУ МУЗЕЮ П.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №14» города Выборга

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 14 г. Выборга разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  5. Основная образовательная программа начального общего образования 2011 2015г

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной

Другие похожие документы..