Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тщетность государственного стимулирования экономического роста в США и еврозоне спровоцировала не только падение на мировых фондовых рынках, но и зам...полностью>>
'Документ'
Соціально-психологічний клімат — стан міжособистісних стосунків, що виявляється в сукупності психологічних умов, які сприяють або перешкоджають проду...полностью>>
'Документ'
Максатлар: электрлану күренеше, уңай һәм тискәре корылма, корылмалы җисемнәрнең тартылуы һәм этелүе турында белемнәрне ныгыту; электроскоп һәм электр...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200.00...полностью>>

Материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине

Главная > Материалы для подготовки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Материалы для подготовки к кандидатскому экзамену

по истории и философии науки

  1. Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей Омской гуманитарной академии……………………………………………………………………….2

  1. Литература для подготовки…………………………………………………..3

  1. Примерные темы рефератов………………………………………………….7

  1. Требования к оформлению реферата..……………………………………...12

  1. Образец оформления титульного листа……………………………………13

Раздел 1.

Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
  1. Понятие науки.

  2. Квазинаука. Основные типы квазиученого.

  3. Основные типы ученого.

  4. Наука и религия.

  5. Наука и искусство.

  6. Наука и философия.

  7. Сциентизм и антисциентизм в культуре.

  8. Основные концепции классификации наук.

  9. Наука как социальный институт.

  10. Специфика научного этоса.

  11. Научное сообщество и его виды.

  12. Прикладные, фундаментальные и инновационные науки.

  13. Специфика технических наук.

  14. Специфика естественных наук.

  15. Специфика социально-гуманитарных наук.

  16. Практическая природа научного знания.

  17. Науковедческие проблемы в философии Ф. Бэкона.

  18. Науковедческие проблемы в философии Р. Декарта.

  19. Постпозитивистская философия науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд).

  20. Становление и развитие науки в античности.

  21. Специфика средневековой науки.

  22. Классический этап развития науки. Становление экспериментальной науки.

  23. Строение эмпирического уровня и методы эмпирического исследования научного знания.

  24. Строение теоретического уровня научного знания и основные методы теоретического исследования.

  25. Научная картина мира как основание науки.

  26. Механическая картина мира и механицизм в культуре.

  27. Синергетика и термодинамика как альтернативные концепции развития мира.

  28. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

  29. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели истории науки.

  30. Экстерналистские и интерналистские модели истории науки.

  31. Основные концепции ответственности ученого.

  32. Наука и промышленное производство: основные этапы взаимодействия.

  33. Философские методы в научном исследовании.

  34. Понимание и объяснение в науке.

  35. Логика ведения научной дискуссии.

  36. Истина в науке и её основные критерии.

Раздел 2. Литература для подготовки

Учебники и учебные пособия

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд. – М., 2004.

Берков В. Ф. Философия и методология науки: Учеб. пособие / В. Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004.

Денисов С. Ф., Дмитриева Л. М. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб. пособие. – Омск, 1997.

Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. Философия науки: Учебное пособие. – М, Ростов н/Д, 2005.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

Мартишина Н.И. Введение в историю и философию науки. – Омск, 2003.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. – М., 2004.

Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В. Г. Федотова. – М., 2001.

Степин В. С. Философия науки: Общие проблемы. – М., 2004.

Томпсон М. Философия науки. – М., 2003.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М., 2004.

Философия науки / Под. ред. С. А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

Черникова И. В. Философия и история науки. – Томск, 2001.

Монографии и статьи

Арутюнов В.С., Стрекова Л.И. Наука как общественное явление; Курс лекций: Основы орг.-адм. практики в науке (Социология научн. сообщества) / Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, Ии-т проблем устойчивого развития, Изд. центр. — М.., 2001.

Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. – М.., 1979.

Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. – М., 1996.

Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М., 1989.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М., 1978.

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т.5. – М., 1996.

Бек У. Общество риска. – М., 2000.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. – М., 1961.

Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. – Л., 1974.

Бройль де Л. Революция в физике. – М., 1967.

Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания. Введение в современную теорию познания: Учебное пособие. – М.- Екатеринбург, 2003.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение ми­рового сообщества // Социология на пороге XXI в. Новые направления исследова­ния. – М., 1998.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

Волькенштейн М.В. О феномене псевдонауки // Природа. – 1983. – №11.

Ворожцов В.П., Москаленко А.Т., Шубина М.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. – Новосибирск, 1990.

Воропаев Н. И. Познание в системе общественного производства. – Омск, 2000.

В поисках теории развития науки – М., 1982.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). – М., 1987.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М., 1989.

Гиндев П. Философия и социальное познание. – М., 1977.

Гиргинов Г. Наука и творчество. – М., 1979.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. – М., 1984.

Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. - Новосибирск, 1987.

Горбачевский Ф.Г. Место и роль интуиции в научном творчестве. М., 1970.

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.Л. Наука и инно­вационное предпринимательство в современном обществе: Социокультур. подход. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этногра­фии СО РАН, 2000.

Грязнов Б.С. и др., Теория и ее объект. – М., 1973.

Девятова С.В. Современное христианство и наука. – М., 1994.

Демин В.Н., Селезнев В.П. Мироздание постигая. (Несколько слов диалогов между философом и естествоиспытателем о современной научной картине мира). – М., 1989.

Дилътей В. Категории жизни // Вопросы философии. - 1995. - №10.

Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М., 2003.

Дробницкий О.Г. Моральная философия / Сост. Р.Г. Апресян. – М., 2002.

Культура: теории и проблемы. – М., 1995.

Джахая Л.Г. Практическая ценность науковедения. – Тбилиси, 1980.

Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. – М., 1984.

Елсуков А.Н. Эмпирическое познание и факты науки. – Минск, 1981.

Жизнь науки. – М., 1973.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

Зотов А.Ф. Структура научного мышления. – М., 1973.

Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. – Л., 1977.

Идеалы и нормы научного исследования. - Минск, 1981.

Ильин В.В., Калинин А.Т. Природа науки: гносеологический анализ. – М., 1985.

Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.

Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. – М., 1985.

Кезин А.З. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. – М., 1985.

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.

Кирсанов В.С. Научная революция. – М., 1987.

Койре А. Очерки истории философской мысли. (О влиянии философских концепций на развитие научных теорий). – М., 1985.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М, 1989.

Коммуникация в современной науке. – М., 1976.

Кузнецов Э. В. Философия права в России. – М., 1989.

Кузнецова Н.И. Наука в ее истории (методологические проблемы) – М., 1982.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Кураев В. И., Лазарев Д. В. Точность, истина и рост знания. – М.: Наука, 1988.

Курьер российской академической науки. Ежемесячный электронный журнал 1992 — 2003 — www.courier.com.ru/top/cras.htm.

Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Структура познания и научная революция. – М., 1990.

Лебедев С.А. Научное познание, его структура и динами­ка // Философия: университетский курс. М., 2003.

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. – 1993. – №2.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: сколь­зящая граница // Разум и экзистенция. М., 1989.

Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение Историзм. – М., 1998.

Мамчур Е А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.

Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. – М., 1983.

Меерзон Л.С. Проблема научного факта. – Л., 1972.

Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Митчем К. Что такое философия техники? – М., 1995.

Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. – Л., 1972.

Наука и альтернативные формы знания. – СПб., 1995.

Наука в культуре. – М., 1998.

Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С. А. Лебедева. – М.: Университет, гуманит. лицей, 2000.

Наука о науке. – М., 1966.

Научная деятельность: структура и институты. Сборник переводов. – М.,1980.

Научное открытие и его восприятие. – М., 1971.

Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. – Свердловск, 1986.

Планк М. Единство физической картины мира. – М., 1966.

Полани М. Личностное знание. – М.,1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

Пригожин И. От существующего к возникающему. – М.,1983.

Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. – М., 2001.

Проблемы деятельности ученого и научных коллекти­вов. Междунар. ежегодник. – СПб., 1969 – 2002. – Вып. 1 – 13.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979.

Разум и экзистенция / Под ред. И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. – СПб., 1999.

Рассель Б. Человеческое познание. – М., 1957.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Розов Н.С. Философия и теория истории. – М., 2002.

Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. - Новосибирск, 1977.

Российский химический журнал. 1999. Т. ХПП. № 6. Но­мер посвящен теме: Наука – общество – государство: эти­ческие проблемы.

Рузавин Г.Н. Научная теория. Логико-методологический анализ. – М., 1978.

Русская философия права: философия веры и нравственности. – СПб., 1997.

Саймон Г. Науки об искусственном. – М., 1972.

Современная западная социология науки. Критический анализ / Отв. ред. В.Ж. Келле, Е. З. Мирская, А. А. Игнатьев. – М., 1988.

Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А. А. Печенкин. – М., 1996.
Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В. Г. Федотова. – М., 2001.

Социальные характеристики российского академическо­го сообщества. – М., 2000 .

Социология науки: Хрестоматия / Сост. Э. М. Мирский; Под ред. С. А. Лебедева /top/cras.htm.

Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М.,1992.

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. – М., 1991.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

Современная философия науки. – М., 1994.

Современный философский словарь / Под общей ред. проф. В.Е. Кемерова. – М., 2004.

Структура и развитие науки. Сборник переводов. – М., 1978.

Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. – М., 1988.

Сухотин А.К. Превратности научный идей. – М., 1991.

Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. – М.,1984.

Теория и ее объект. – М., 1973.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М.,1984.

Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991.

Ученые о науке и ее развитии. – М.,1981.

Федотова В. Г. Социология философия и наука об обществе // Эпистемология и философия науки. – 2004. – № 2. – С.119-135.

Федотова В. Г. «Хорошее общество», «хорошая наука», «хороший человек» // Вести Рос. гуманит. науч. фонда. - М., 2001. - №3. - С. 75-87.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Филатов В. Б. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

Филиппов В. Н., Колтаков К. Г. Философия и методология науки: Курс лекций для магистров и аспирантов: В 2-х книгах. – Книга 1. Эволюция философии и методологии науки. – Бийск, 2002.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М., 2004.

Философия и методология науки. – Ч.1. – М., 1994.

Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. – М., 1996.

Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Франк Ф. Философия науки. – М., 1960.

Фролов И. Г., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. – М., 1986.

Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии – 1981. - №2.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981.

Хрестоматия по философии и методологии науки. – М., 2004.

Человек в системе наук / Отв. ред. И. Т. Фролов. – М., 1989.

Человек науки. – М.,1974.

Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. – Томск, 1981.

Чудинов Э. М. Природа научной истины. – М., 1977.

Шрейдер Ю. Л. Этика. Введение в предмет. - М., 1998.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Школы в науке. – М., 1977.

Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. – М., 1978.

Этика и ответственность науки // Человек. - 2000. - № 5.

Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: Международные документы и аналитические материалы. - М., 1998.

Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. - 2000.- № 5.

Яблонский А.Я. Модели и методы исследования науки. - М.., Эдиториал УРСС, 2001.

Раздел 3. Примерные темы рефератов

Общие проблемы истории и философии науки

  1. Наука как познавательная деятельность.

  2. Наука как социальный институт.

  3. Наука как особая сфера культуры.

  4. Наука и философия.

  5. Наука и искусство.

  6. Наука и обыденное познание.

  7. Дисциплинарная организация науки.

  8. Социология и психология науки.

  9. Специфика организации и управления наукой.

  10. Прогноз как научное знание.

  11. Моделирование науки.

  12. Научная политика в России.

  13. Научная политика в зарубежных странах.

  14. Классификация наук.

  15. Идеалы и нормы научности.

  16. Сущность и содержание научных понятий.

  17. Категориальный аппарат современной науки.

  18. Стиль научного мышления и язык науки.

  19. Концепция научной дисциплины.

  20. Типология научных дисциплин.

  21. Структура научного факта.

  22. Научная проблема в структуре научного исследования.

  23. Научная проблема, ее постановка и анализ.

  24. Гипотеза как предварительная ступень решения проблемы.

  25. Виды научных гипотез.

  26. Научная идея как форма знания.

  27. Структура научной идеи.

  28. Сущность и структура научного закона.

  29. Типология научных законов.

  30. Специфика общественных законов.

  31. Содержание и структура научной теории.

  32. Классификация научных теорий.

  33. Научная картина мира и ее функции в науке.

  34. Стиль научного мышления.

  35. Законы диалектики и их методологическое значение для научного исследования.

  36. Специфика системного метода в науке.

  37. Анализ и синтез.

  38. Индукция и дедукция в научном познании.

  39. Моделирование в научном познании.

  40. Методы аналогии в научном познании.

  41. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

  42. Метод мысленного эксперимента.

  43. Специфика гипотетико-индуктивного метода в науке.

  44. Наблюдение: сущность и типология.

  45. Описание: сравнительные методы и измерение.

  46. Модели в науке.

  47. Эксперимент: сущность и классификация.

  48. Исторический и логический методы исследования.

  49. Древнегреческая наука и основные периоды ее развития.

  50. Арабская наука и ее роль в развитии европейской науки.

  51. Средневековая наука и ее специфика.

  52. Наука эпохи Возрождения.

  53. Наука Нового времени: от Коперника до Ньютона.

  54. Г. Галилей как основатель эмпирического естествознания.

  55. Развитие научного знания в XVIII веке.

  56. Развитие научного знания в XIX веке.

  57. Основные тенденции развития науки в XX веке.

  58. Научно-техническая революция в XX веке.

  59. Социальные последствия НТР в современном обществе.

  60. Концепция науки и развития научного знания в позитивизме.

  61. Эволюционная эпистемология (К. Лоренц).

  62. Онтогенетическая эволюция «ментальных структур» (Ж. Пиаже).

  63. Эволюционная модель развития знания Д. Кэмбелла.

  64. Развитие знания в свете системной эпистемологии К. Хахлвега.

  65. Критика М. Фуко традиционной истории идей.

  66. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  67. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.

  68. Экологическая этика и ее философские основания.

  69. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  70. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

  71. Научные сообщества и их исторические типы.

  72. Научные школы.

  73. Наука и экономика.

  74. Наука и власть.

  75. Проблема государственного регулирования науки.

  76. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

  77. Наука и ее роль в преодолении современных глобальных кризисов.

История и философия математических и естественных наук

  1. Математика и философия.

  2. Математика и религия.

  3. Математика и искусство.

  4. Синтаксический, семантический и прагматический аспект предмета математики.

  5. Абстракции и идеальные объекты в математике.

  6. Нормы и идеалы математической деятельности.

  7. Основные типы аксиоматик.

  8. Логика как метод математики и как математическая теория.

  9. Место индукции и воображения в математике.

  10. Мысленный эксперимент в математике.

  11. Основные математические дисциплины.

  12. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции.

  13. Математика в догреческих цивилизациях (египетская и вавилонская математика).

  14. Рождение математики в Древней Греции (Пифагор, Зенон, Демокрит, Платон).

  15. Математика эпохи эллинизма (Евклид, Аристотель, Диофант).

  16. Математика в древней и средневековой Индии.

  17. Математика в древнем и средневековом Китае.

  18. История арабской математики.

  19. Математика и астрономия.

  20. Математика в Средневековой Европе.

  21. Математика в эпоху Возрождения. Алгебра Ф. Виета и философия мнимых и комплексных чисел Р. Бомбелли.

  22. Математика и научно-техническая революция начала Нового времени.

  23. Развитие математического анализа в XVIII .

  24. Открытие парадоксов теории множеств и их философское осмысление.

  25. Внутренние и внешние факторы развития математической теории.

  26. Классификация революций в математике. М. Кроу, Р. Уайлдер, Д. Даубен, Е. Копельман о специфике революций в математике.

  27. Числовой мистицизм.

  28. Специфика эмпирического обоснования математики.

  29. Априоризм в математике и априоризм Лейбница.

  30. Проблема феноменологического обоснования математики.

  31. Идеи Г. Кантора о соотношении имманентной и транзиентной истины.

  32. Современные концепции математики: математический платонизм, физикализм, радикальный реализм К. Геделя.

  33. Логицистское обоснование математики.

  34. Гильбертовская схема абсолютного обоснования математики.

  35. Математика как язык науки.

  36. Философия прикладной математики.

  37. Границы математизации гуманитарного знания.

  38. Специфика математического моделирования.

  39. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

  40. Проблема биологической реальности.

  41. Биологические знания в работах древнегреческих философов.

  42. Генезис описательной биологии.

  43. Первые биологические классификации.

  44. Философское значение учения об эволюции Ч. Дарвина.

  45. Первый, второй и третий эволюционные синтезы.

  46. Проблема биологического прогресса.

  47. Биология и неокантианство.

  48. Биология сквозь призму логического эмпиризма.

  49. Биология с точки зрения антиредукционистских методологических программ.

  50. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни.

  51. Основные биологические концепции происхождения жизни.

  52. Этологическая картина мира.

  53. Эмоции у животных и человека.

  54. Эволюционная этика.

  55. Специфика культуры и социабельности в животном мире.

  56. Категория искусства в биоэтической перспективе.

  57. Понятие добра и зла в эволюционно-этической перспективе.

  58. Основные направления детерминизма в биологии.

  59. Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений.

  60. Социальные последствия генной инженерии и клонирования.

  61. Экофилософия как область философского знания.

  62. Экология как интегральная наука.

  63. Античная экологическая мысль.

  64. Экологические воззрения Средневековья и Возрождения.

  65. Урбоэкология и устойчивое развитие.

  66. Основные этапы социально-экологического знания.

  67. Современный экологический кризис.

  68. Экология и философия информационной цивилизации.

  69. Основные сценарии экоразвития человечества – биоцентризм и экоцентризм.

  70. Особенности экологического воспитания и образования.

  71. Специфика географической реальности.

  72. Место географии в генетической классификации наук.

  73. Антропоцентрический характер географического синтеза и страноведения.

  74. Место социальной географии в системе географических наук.

  75. Физико-географическое крыло в географии.

  76. Пространство и время в географических науках.

  77. Человек в различных природных условиях.

  78. Географический детерминизм и географический поссибилизм.

  79. Биосфера как закономерный этап развития Земли.

  80. Закономерности перехода биосферы в ноосферу.

  81. Специфика геоэкологии.

  82. Время и пространство в классической механике.

  83. Роль наблюдателя в релятивистской физике.

  84. Специфика геометризации физики.

  85. Системные идеи в физике.

  86. Понятие информации.

История и философия социально-гуманитарных наук
  1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  2. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  3. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.

  4. Личностное неявное знание субъекта.

  5. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

  6. Коммуникативная рациональность.

  7. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера.

  8. Принципы простоты и красоты в гуманитарном познании.

  9. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни.

  10. Социальное время.

  11. Хронотоп в социальном и гуманитарном познании.

  12. Научные конвенции в гуманитарном знании.

  13. Коммуникативность в гуманитарном познании.

  14. Классическая и неклассическая концепции истины в гуманитарном познании.

  15. Герменевтика как наука интерпретации текста.

  16. Диалектика веры и сомнения.

  17. Вера и понимание в процессах коммуникаций.

  18. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в гуманитарном познании.

  19. Методы социальных и гуманитарных наук.

  20. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

  21. Историческая память.

  22. Историческое сознание и историческая наука.

  23. Типы исторических источников.

  24. Греческая историография.

  25. Греческое наследие в римских исторических сочинениях.

  26. Христианская концепция истории.

  27. Методы работы средневекового историка.

  28. Исторические эпохи в Библии.

  29. Гуманистическая историография эпохи Ренессанса.

  30. Византийская историография.

  31. Научная революция и историческое знание XVII века.

  32. Философии истории эпохи Просвещения.

  33. Теории прогресса и исторических циклов (Тюрго, Кондорсе).

  34. Философия истории Дж. Вико.

  35. Философия истории И.-Г. Гердера.

  36. Давид Юм как историк.

  37. Историческая культура романтизма.

  38. Философия истории К. Маркса.

  39. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.

  40. Исторические взгляды И. Канта.

  41. История в произведениях Ф. Ницше.

  42. Школа культурно-исторического синтеза.

  43. Номатетическое и идеографическое направления в теории истории.

  44. Русская историческая школа.

  45. Специфика цивилизационного подхода к исследовании истории.

  46. История как история ментальностей в работах Й. Хейзинги.

  47. Философии истории А. Тойнби.

  48. Новая историческая наука Ф. Броделя.

  49. Специфика антропологической истории.

  50. Специфика новой локальной истории.

  51. Постмодернистские концепции истории.

  52. Гендерная история.

  53. Специфика интеллектуальной истории.

  54. Зарождение воспитания и педагогического мышления.

  55. Воспитание и обучение на Древнем Востоке.

  56. Античная педагогика и школы Средиземноморья.

  57. Представления восточных славян о воспитании.

  58. Воспитание и школа в Византии.

  59. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья.

  60. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации.

  61. Педагогические идеи Просвещения.

  62. Философия образования и педагогики в работах православных мыслителей.

  63. Философия образования Конфуция.

  64. Философия образования К. Маркса.

  65. Философия образования … (берутся конкретные философские школы и направления различных исторических эпох).

  66. Философско-психологические идеи В.С. Выготского.

  67. Философско-психологические идеи … (берутся конкретные психологические школы различных исторических эпох).

  68. Философия хозяйства.

  69. Философия и экономика.

  70. Философско-экономические взгляды К.Маркса.

  71. Философско-экономические взгляды … (берутся конкретные экономические школы различных исторических эпох и рассматриваются с точки зрения философии).

Раздел 4. Требования к оформлению реферата

Реферат должен представлять самостоятельное изложение прочитанной литературы, анализ существующих точек зрения по избранной проблеме и личного отношения к ним.

  1. Реферат состоит из:

  • титульного листа с указанием темы, фамилии и инициалов автора, должности и места его работы, года написания реферата;

  • оглавления (плана) реферата;

  • введения, обосновывающего актуальность и правомерность темы;

  • основной части, состоящей из 2 – 3 вопросов, раскрывающих тему;

  • заключения или основных выводов;

  • списка литературы в алфавитном порядке, оформленного по правилам библиографического описания.

  1. В реферате должна использоваться научная литература (как изданная в прошлые годы, так и современная).

  2. Объем реферата не должен превышать 20–25 страниц компьютерного текста, кегль (размер шрифта) – 14 pt, межстрочный интервал – 1,5, шрифт – Times New Roman.

  3. Сноски оформляются по правилам библиографического описания.

  4. Тема реферата регистрируется в журнале отдела аспирантуры.

  5. Реферат должен быть представлен не позднее, чем за 2 недели до экзамена.

Федеральное агентство по образованию РФ

НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»

РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина – «История и философия науки»

Философия Нового времени

Выполнил(а):

аспирант (соискатель)

_______________________

Проверил:

___________________________

Оценка _________________

зачтено-незачтено

«___» _____________ 20__г.

Омск 20__г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В г. Дедовске утверждено утверждено советом филиала ргсу в г. Дедовске Решение

    Решение
    Филиал Российского государственного социального университета в г. Дедовске на сегодняшний день является единственным государственным вузом в Истринском районе Московской области (на территории которого проживают свыше 116 тыс.
  2. Методические рекомендации для аспирантов прием 2011 г. Москва 2011

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2011 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой и докторантурой; сост.
  3. Методические рекомендации для аспирантов очного (заочного) обучения прием 2009 г

    Методические рекомендации
    2. Освобождение от работы лиц, принятых в очную аспирантуру, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр на государственный
  4. Курс Философии для вузов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения. 220-00 (1)

    Документ
    Аудиокурсы. Лекции по Этике. 2008. CD. Курс Философии для ВУЗов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения.
  5. С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Министерство образования Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года № 696 и № 697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей учёной степени кандидата наук.

Другие похожие документы..