Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Требования, предъявляемые к рекламе. Черты, характерные для рекламы. Виды рекламы. Планирование рекламной кампании....полностью>>
'Статья'
учитывая, что в Декларации Пунта-дель-Эсте министры согласились, что "после рассмотрения действия статей ГАТТ, касающихся ограничивающих и дефор...полностью>>
'Документ'
Робоча навчальна програма складена у відповідності до Програми клінічне медсестринство для студентів факультетів медсестринської освіти та коледжів. (...полностью>>
'Статья'
Статья посвящена проблемам исторической модернизации российской правовой системы, древнерусской мифологии, юридическим текстам, народной устно-поэтич...полностью>>

Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МИЛЛЕР Александр Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ

ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Специальность: 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Новокузнецк

2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Потапов Александр Семенович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Тимошенко Александр Иванович,

кандидат технических наук, профессор

Ростовцев Альберт Николаевич.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия».

Автореферат разослан «30» сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Долматова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях реформирования Вооруженных Сил РФ идет процесс обновления армии новыми образцами техники. Военная техника постоянно модернизируется и усложняется. Это требует изменений в обучении курсантов военных учебных заведений, повышения качества подготовки, в частности, формирования профессионально компетентного будущего офицера. В этих условиях невозможно добиться повышения компетентности выпускника военного учебного заведения только увеличением срока обучения и объема передаваемых знаний. Стратегическая ориентация технического перевооружения армии должна быть обеспечена интенсивной подготовкой компетентного командного состава, способного решать проблемы эффективного применения вооружения, военной техники при ее эксплуатации в мирное и военное время, поэтому возникает необходимость формирования особых компетентных качеств военного специалиста, что меняет отношение к уровню самостоятельного усвоения новых знаний.

В связи с модернизацией образования и вхождением в Болонский процесс компетентностный подход в педагогической науке получил свое развитие в работах: В.И. Аллилуева, В.И. Бабенкова, М.В. Ботаниной, В.А.Деминой, В.И. Жернова, Э.Ф. Зеера, И.Е. Зимней, И.Е. Елиной, Г.А.Ларионовой, О.И. Мироновой, В.В. Неижмака, О.В. Нешко, С.Г. Одинцова, Г.К. Селевко, М.А. Худяковой, А.В. Хуторского, А.П. Чиркова и др.

Однако, несмотря на имеющийся ряд исследований последнего десятилетия, посвященных вопросам повышения технической грамотности, формированию профессиональной компетентности, вопросы технической грамотности, технической компетентности выпускников высших военных учебных заведений, как целостного процесса обучения и формирования технической компетентности, не рассматривались, а, следовательно, проблема формирования технической компетентности курсантов нуждается в исследовании, экспериментальной проверке и апробации.

Анализ первоисточников показывает, что нет определения такого понятия, как техническая компетентность выпускника высшего военного учебного заведения – будущего командира. В то же время техническая компетентность, составляющая профессиональной компетентности, очень важна именно для выпускников военных учебных заведений, которые получают инженерное образование по эксплуатации и ремонту многоцелевых гусеничных и колёсных машин. Тем более в последние годы на обеспечение воинских частей поступают новые сложные образцы военной техники и вооружения.

Проблема технической грамотности курсантов на базе военно-технической подготовки, включая и педагогический аспект, учитывающий требования к уровню сформированности технической компетентности военного специалиста в условиях реформирования армии, в настоящее время не разработана ни в методологическом, ни в дидактическом плане и нуждается в конкретном исследовании.

В 2007 году Направление военного образования Сухопутных войск в организационно-методических указаниях от 25 июня № 459/во/639 обращает внимание на важность формирования профессиональной компетентности, определяет формирование профессиональной компетентности одной из целей высшего военного образования в военных образовательных учреждениях. В указаниях отмечено, что профессиональная компетентность слагается из личностных качеств, общих (универсальных) и военно-профессиональных компетенций. Однако в указаниях нет четкого методологического и научно-теоретического пояснения сущности и характеристики профессиональной и технической компетентности выпускников военных учебных заведений.

Отсутствует также упоминание о технической компетентности в диссертациях Бабенкова В.И., Неижмака В.В., Чиркова А.П., посвященных формированию профессиональной компетентности выпускника высшего военного учебного заведения. Таким образом, о технической компетенции, как составляющей профессиональной компетенции, нет никаких сведений. Как результат, высшие военные учебные заведения готовят командиров как специалистов и профессионалов по родам войск, но выпускник не является компетентным в решении технических проблем, так как в армии происходит процесс постоянного технического оснащения, вводятся новые специальности: механик; механик-водитель; оператор и т.д. Задача высшего военного учебного заведения – обеспечить техническую компетентность командира, в круг вопросов которого входит техническое обеспечение и принятие своевременного технически грамотного компетентного оперативного решения, однако, в действующих стандартах (квалификационных требованиях к выпускнику) нет механизмов реализации данной задачи. В существующих квалификационных требованиях по подготовке общевойскового командира на первом плане: знания, умения и навыки, а личностным качествам технической компетентности курсанта – будущего командира, как составной части профессионализма, в данном документе вообще не нашлось места.

В то же время практика подтверждает, что особую озабоченность вызывают факты низкой технической грамотности выпускников высших военных учебных заведений, недостаточная психологическая адаптация курсанта к технике, низкий уровень автоматизма в управлении и эксплуатации техникой, а подчас неумение управлять сложной постоянно изменяющейся и совершенствующейся техникой, поступающей на вооружение, а также отсутствие надлежащих навыков, умений самостоятельно овладевать техническими знаниями, которые необходимо применять в обучении подчиненных. Проблема формирования технической компетентности в высших военных учебных заведениях еще не нашла своего решения ни в методологическом, ни в дидактическом, ни в организационно-педагогическом, ни в методическом плане. Содержание обучения пока не претерпело изменения. Учебные программы высших военных учебных заведений все еще включают учебные дисциплины, сориентированные на подготовку командира без учета его технической грамотности и соответственно технической компетентности.

Отмеченные недостатки теории и практики, а также состояние формирования технической компетентности как педагогической категории в высших военных учебных заведениях порождают противоречия:

- между потребностью государства в квалифицированных военных специалистах и неготовностью высших военных учебных заведений к осуществлению подготовки выпускников, обладающих технической компетентностью;

- между необходимостью формирования технической компетентности курсантов высших военных учебных заведений и неразработанностью организационно-методических, а так же дидактических условий его реализации.

Необходимость решения названных противоречий определила проблему исследования: каковы научно-теоретические, организационно-педагогические, методические и дидактические условия эффективного формирования технической компетентности курсантов высших военных учебных заведений?

Актуальность проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения».

Цель исследования – разработать, научно обосновать и проверить экспериментально педагогическую модель формирования технической компетентности курсантов высших военных учебных заведений.

Объект исследования процесс обучения курсантов в высших военных учебных заведениях.

Предмет исследования формирование технической компетентности курсантов высших военных учебных заведений (на примере военной инженерной специальности «Применение подразделений войсковой разведки»).

Гипотеза исследования: формирование технической компетентности курсантов высших военных учебных заведений будет эффективным, если:

- выявлена сущность понятия «техническая компетентность курсантов», её роль и место в повышении качества профессиональной подготовки будущих офицеров;

- разработана педагогическая модель, ориентированная на формирование технической компетентности курсантов военных вузов, основанная на организационно-педагогических условиях реализации модели в учебном процессе;

- разработано содержание новых факультативных курсов, направленных на углубление и расширение специальных технических знаний, практических умений и навыков эксплуатации, ремонта и вождения военной техники;

- определён контрольно-измерительный аппарат, позволяющий объективно оценить эффективность педагогического эксперимента.

Задачи:

  1. Проанализировать и оценить степень изученности, разработанности проблемы формирования технической компетентности в дидактике и методике, дать теоретические обоснования необходимости формирования у курсантов технической компетентности, выявить сущность понятия «техническая компетентность курсантов высшего военного учебного заведения».

  2. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования технической компетентности курсантов на основе раскрытия её сущности и значения для качественной подготовки будущих офицеров.

  3. Разработать содержание, комплекс тактико-специальных, военно-профессиональных видов деятельности, методов обучения и выявить педагогические условия эффективного формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения.

  4. Разработать содержание факультативных курсов, направленных на углубление подготовки по техническим дисциплинам.

  5. Определить контрольно-измерительный аппарат и оценить эффективность использования разработанной педагогической модели, сформированность технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- работы педагогов и психологов по теории и практике профессиональной компетентности В.И. Бабенкова, В.И. Байденко, Е.В. Бондаревского, Э.Ф.Зеера, И.Е. Зимней, В.В. Неижмака, О.В. Нешко, С.Г. Одинцова, Г.К.Селевко, А.В. Хуторского и др;

- психолого-педагогические концепции учебной и учебно-познавательной деятельности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Н.Ф. Талызиной, А.Н. Леонтьева и др;

- исследования по проблеме профессионального образования П.Р. Атутова, А. А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова и др;

- личностно-ориентированный подход к анализу процесса обучения Л.А.Беляева, Е.И. Бондаревская, Л.С. Выготский, С.В. Кульневич, В.А.Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.;

- деятельностный подход к анализу процесса обучения А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.;

- работы по подготовке кадров в военных вузах Н.Н. Блахина, В.И. Мельникова, В.В. Неижмака, Е.А. Соколкова, Л.С. Узуна, А.П. Чиркова и др;

- на организационно-педагогическом уровне – руководящие, нормативные документы, регламентирующие организацию учебного процесса в военных вузах МО РФ.

Реализация поставленных целей и задач исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: теоретические - сравнительный и исторический анализ, обобщение и классификация при изучении философской и психолого-педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение за работой курсантов и преподавателей, анкетирование, интервьюирование, экспресс-опрос, метод экспертной оценки, шкалирование, анализ документов, опытно-экспериментальная работа; методы статистической обработки результатов исследования.

База научного исследования – Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт). В научном исследовании участвовало: более 600 курсантов; 26 преподавателей и командиров подразделений училища. Объект научного наблюдения и анализа – курсанты, обучающиеся по специальностям: «Организация морально-психологического обеспечения войск» (ОМПО) – 129 чел., «Применение подразделений специальной разведки» (СР) – 165 чел., «Применение подразделений войсковой разведки» (ВР) – 132 чел., курсанты выпускных курсов по специальности: «Организация морально-психологического обеспечения войск» – 111 чел., «Применение подразделений специальной разведки» – 123 чел., «Применение подразделений войсковой разведки» – 112 чел.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2007 годы и включало три этапа:

1-й этап (2003 г.) – изучение психолого-педагогической, философской литературы, а также диссертаций по проблеме исследования; формировался научный аппарат; выявлена сущность и сформулировано понятие «техническая компетентность курсантов военных вузов».

2-й этап (2003 – 2005 гг.) – на базе результатов констатирующего эксперимента спроектированы цель и задачи формирующего этапа опытно-экспериментальной работы; сформированы контрольная и экспериментальная группы; обоснована и сконструирована педагогическая модель формирования технической компетенции курсантов военных вузов, разработана программа опытно-экспериментальной работы и диагностики изменений в сформированности технической компетентности курсантов; проводился формирующий эксперимент.

3-й этап (2006 – 2007 г.) – проводился анализ результатов формирующего этапа эксперимента, определялась его эффективность; проводилась работа по написанию диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования

В отличие от работ, посвященных повышению качества подготовки курсантов (В.И. Мельникова, Е.А. Соколкова, и др.) и формированию вопросов профессиональной компетенции курсантов военных вузов (В.В. Неижмака. 2004 г.), в настоящем исследовании:

1. Выделено, теоретически обосновано понятие «техническая компетентность курсантов военных учебных заведений», раскрыты его сущность и значение для дальнейшей успешной службы офицеров, освоивших в вузе и способных применять на практике тактико-специальные, военно-профессиональные знания, умения, навыки и знания устройства, правил эксплуатации и ремонта военной техники.

2. Разработана и экспериментально проверена педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения, которая включает: целевой (цели и задачи); содержательный; процессуальный; оценочно-результативный блоки, а также принципы (доступности, научности, связи с теорией и практикой и др.) и функции (этапы формирования, механизмы реализации и прогнозирование).

3. Конкретизирован (с учетом цели, задач и гипотезы) комплекс основных тактико-специальных, военно-профессиональных видов деятельности и педагогических условий формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения.

4. Выявлен комплекс критериев оценки экспериментальных результатов и определены соответствующие критериям (деятельностно-практический, комплексный военной подготовки, готовность к профессиональной деятельности и др.) показатели и уровни (низкий, минимально необходимый, достаточный, высокий) сформированности технической компетентности курсантов.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности и формулировке понятия «техническая компетентность курсантов военных учебных заведений»: профессионально-техническая адаптация курсантов; овладение управлением и эксплуатацией военной техники на уровне автоматизма; сформированность мотивационной сферы; сформированность личностно-профессиональных качеств и др.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, внедрении и апробации в организационно-педагогическом процессе дидактических средств, методических материалов, программ факультативов, дополнительных занятий, которые направлены на повышение профессионального мастерства командиров; развитие технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения; формирование профессиональных качеств личного состава в подразделениях современной армии. Разработанное научно-методическое обеспечение обучения техническим дисциплинам курсантов военных училищ (институтов) реализовано в Новосибирском высшем военном командном училище (военном институте). Материалы исследования могут быть использованы при разработке государственных образовательных стандартов по профессиональной подготовке специалистов системы Вооруженных Сил и системы ВВ МВД России, а также в учебном процессе других вузов силовых министерств и ведомств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Техническая компетентность курсантов – будущих офицеров – это сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, сформировавшееся в процессе обучения в военном учебном заведении, основанное на совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность успешно осуществлять профессиональную деятельность. Компонентами технической компетентности курсантов являются: глубокие технические практико-ориентированные знания; высокий уровень профессионализма; доведенные до автоматизма умения и навыки в управлении, эксплуатации и ремонте боевой военной техники; быстрая профессиональная психолого-педагогическая адаптация курсанта к освоению военной техники, в том числе, новой; мотивация к самообразованию, к овладению техническими знаниями и новыми технологиями ремонта техники; владение методикой обучения военнослужащих по призыву и по контракту по технической подготовке и целый ряд личностных качеств (психическая устойчивость, ответственность, принятие правильных самостоятельных решений, в том числе в экстремальных и нестандартных ситуациях).

2. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения представляет собой структурную схему, состоящую из взаимосвязанных между собой блоков (целевой, содержательный, процессуальный оценочно-результативный). Организация учебного процесса в соответствии с моделью обеспечивает эффективное решение задач формирования компонентов технической компетентности, готовность будущих офицеров к качественному выполнению служебной деятельности.

3. Результативность формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения обеспечивается организацией их учебной деятельности в соответствии с моделью, которая строится на сочетании различных форм и методов обучения (лекционные, лабораторные и практические занятия, полевые выходы, учения репродуктивного и продуктивного методов тактико-специальные занятия и учения, ремонтные практики, факультативные занятия, на реализации междисциплинарных связей, на решении ситуационных задач и др.).

Апробация и внедрение результатов научного исследования. Основные положения и результат исследования обсуждались: на кафедрах педагогики; боевых машин и автомобильной подготовки; эксплуатации бронетанкового вооружения и техники Новосибирского высшего военного командного училища (военного института); кафедре социологии, педагогики и психологии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрина); на межкафедральных научно-методических конференциях в НВВКУ(ВИ) 2003, 2007 гг.; на научно-методической конференции НГУ 2004 г.; на международных научно-практических конференциях НГПУ 2005, 2006 гг.; на научно-технической конференции НГАСУ(Сибстрин) 2005, 2006, 2007 гг.; на научно-методических конференциях НГИ Новосибирск 2005, 2006, 2007 гг.

Положительные результаты внедрения рекомендаций проведенного исследования документально закреплены в научно-исследовательской работе «Успешность» на кафедре управления войсками (подразделениями в мирное время)», рационализаторском предложении № 100 от 16 марта 2005 г. «Электрифицированный тренажёр для обучения и контроля знаний по электрооборудованию автомобиля КамАЗ-4310» на кафедре боевых машин и автомобильной подготовки. Результаты подтверждены также отзывами из подразделений и частей Новосибирского гарнизона и актами внедрения в ряде высших военных учебных заведений гг. Новосибирска и Омска.

Основные теоретические положения и экспериментальные результаты исследования опубликованы в монографии и журналах, рекомендуемых ВАК МО и Н РФ. Всего 22 публикации, в том числе 2 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы включающего 180 названий, и 6 приложений. Общий объем диссертации 246 страниц, включает 38 рисунков, 31 таблицу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие креативности курсантов при изучении гуманитарных дисциплин в высшем военно-учебном заведении 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Защита состоится 28 мая 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116 03 при ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, г.
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Подготовка военных кадров в уральском военном округе в 1980-1990-е годы

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» июня 2011 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 004.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институт истории и археологии Уральского
  4. Государственное управление системой высшего военного образования в современной россии в условиях реформирования 22. 00. 08 социология управления

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 14 октября 2009 г. в 16.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 502.009.01 при Уральской академии государственной службы по адресу: 620990, г.
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,

Другие похожие документы..