Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кавказская страна получила имя свое от цепи высоких гор, кои с востока на запад простираются по землям, находящимся между Каспийским морем и Понтом Ев...полностью>>
'Конкурс'
Кафедра психологии Рубцовского института (филиала) АлтГУ приглашает вас принять участие в ежегодном конкурсе научно-исследовательских работ: «Психоло...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Поэтому ма...полностью>>
'Документ'
За допомогою даної методики вам пропонується визначититой спосіб запам'ятовування, який є для вас на сьогодні найпро­дуктивнішим. Для виконання цього...полностью>>

Купряшова Светлана Валентиновна, Лиепайская средняя школа № «Царь дней Пасха!». 6 класс. Русский язык конспект

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Купряшова Светлана Валентиновна,

Лиепайская средняя школа № 7. « Царь дней – Пасха!».

6 класс. Русский язык

Конспект урока.

Тема урока русского языка в 6 классе: « Царь дней – Пасха!»

Цель урока: подготовка к написанию сочинения на основе жизненных впечатлений.

Задачи урока:

  1. Продолжить учиться писать сочинения на основе жизненных впечатлений;

  2. Продолжить учиться находить в тексте культурологическую информацию;

  3. Приобщать к русской культуре и традициям русского народа на примере празднования Пасхи;

  4. Обобщить знания о религиозном празднике Пасха;

  5. Способствовать формированию толерантного отношения к различным религиям на основе общих религиозных праздников;

Оборудование:

Различные иллюстрации пасхальных яиц, пасхальные открытки.

Ход урока.

Учитель:

Здравстуйте, ребята!

- Сегодня у нас с вами урок русского языка и мы продолжаем учиться писать сочинение на основе жизненных впечатлений.

- Но начать урок я хочу с русских народных сказок. Скажите, пожалуйста, вы любите русские народные сказки?

( ответы учащихся )

- Тогда сейчас мы узнаем, так ли хорошо вы их помните. Перед вами отрывки из нескольких русских народных сказок. Вам надо их прочитать и вставить пропущенные слова. Это задание вы можете выполнять в парах.

Приложение 1.

  1. «....Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волк, которого не убил он, кинулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел: утка спорхнула и полетела. Он пострелял, пострелял — мимо! Задумался опять.
    Неоткуда взялась ворона с воронятами и ступай за уткой, поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал........., пошел, доходит до моря, стал мыть ........., да и выронил в воду. Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич.

Вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему ......, потом легла поперек моря. В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:
Фу, фу! Русской коски — слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет! Иван-царевич пожимал..........: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет ............... и говорит:
Вот, Кощей Бессмертный, твоя — смерть.
Тот на коленки против него встал и говорит:
Не бей меня, — Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.
Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил ........— и Кощей Бессмертный умер» ( Русская народная сказка «Кощей Бессмертный»).

  1. «Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
    Снесла курочка........, да не простое – золотое».( русская народная сказка «Курчка ряба»).

  2. «Тут старуха обернула Ивана, купеческого сына, булавкою и воткнула в стену. Ввечеру прилетела ее дочь. Мать стала ее спрашивать: не знает ли она, где любовь царь-девицы запрятана? «Не знаю», — отозвалась дочь и обещала допытаться про то у самой — царь-девицы. На другой день она опять прилетела и сказала матери: «На той стороне океана-моря стоит дуб, на дубу сундук, в сундуке — заяц, в зайце утка, в утке............, а в ............. любовь царь-девицы!». Иван, купеческий сын, взял хлеба и отправился на сказанное место; нашел дуб, снял с него сундук, из него вынул зайца, из зайца утку, из утки .......... и воротился с ................ к старухе.» ( Русская народная сказка «Царь-девица»)

( дети читают отрывки из сказок и вставляют пропущенные слова)

После того, как задание выполнено, учитель задаёт классу вопрос:

Ребятя, скажите, пожалуйста, какое слово было пропущено в этих сказках?

Ученики: Яйцо!

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему такое большое внимание в сказках уделяется обыкновенному яйцу?

(Ответы учащихся)

Учитель: Конечно, вы правы, но это ещё не всё!

Давайте прочитаем ещё один текст и ответим на вопросы к нему. ( ученики читают по очереди)

Приложение 2.

Яичко не простое


         Недаром яйцо попало во многие сказки. И не только в русские.
         В древности люди считали, что вселенная, наш с вами мир возникли из Мирового яйца. Представляете, какое это должно было быть огромное ЯЙЦО, чтобы из него появились миллиарды звезд и планет!
         У каждого народа есть свои легенды о Яйце. Во многом они схожи друг с другом, как и сказки разных народов.
         Китайцы думали, что обычное куриное яйцо - это символ единства неба и Земли.
         Египтяне рассказывали о том, как птица великий Гоготун снесла яйцо, из которого появилось солнце.
         А древнегреческие предания говорят о том, что весь наш мир возник их яйца, положенного птицей Феникс - сказочной птицей, которая, дожив до 500 лет, сжигала себя на костре, но затем как ни в чем не бывало возраждалась из пепла молодой и прекрасной, с золотым оперением.
          Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивается с верхней половиной  яичной скорлупы. А нижняя ее половина замыкает собой подземный мир.
         Яйцо считали источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Ведь и правда - в каждом обычном с виду яйце зародыш будущей жизни, нового мира.     

Вопросы:

  1. Что вы узнали о яйце из этого текста?

  2. Найдите в тексте фрагмент, в котором говорится о том, почему яйцу уделяется такое большое внимание во всём мире.

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: ребята, а какой самый торжественный весенний празник не обходится без яиц?

Ученики: Пасха.

Учитель: И тема нашего сегодняшнего урока : Царь дней – Пасха!

Ребята, а что это за праздик?

Ученики:....

Учитель: А что обычно делают на Пасху?

Ученики: ....

Учитель: А сейчас я прошу вас внимательно прослушать текст, который я буду вам читать, а вам надо будет потом дописать предложения:

Пасха относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества.

Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в праздничных рисунках и обрядовых действах. Во многих из них использовались семена злаков и яйца. Яйцо казалось удивительным даже потому, что обладает способностью сохранять и воссоздавать жизнь, а значит, оно свидетельствует о нескончаемости жизни. Перед посевом в семена клали вареные яйца, под первыми распустившимися берёзками съедали яичницу, в знак расположения и дружбы дарили яйца родным и близким, разбивали яйца на свадьбах .

А с появлением христианства Пасха обрела еще одно значение - люди ежегодно отмечают чудесное воскресение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего.
К Пасхе готовятся заранее. Собирают луковичную шелуху. А накануне праздника бросают ее в воду, где варятся вкрутую куриные яйца - огненно-желтые, ярко-красные, напоминают они оперение птицы Феникс. Они так и назывались “крашенки”. А в Белоруссии и на Западной Украине были широко распространены орнаментально украшенные “писанки”.

По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века от Рождества Христова. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!».
          Крашеными пасхальными яйцами обычно играют в "биточки" - ударяют острыми концами и глядят, чье яйцо уцелело. Чтобы стать победителем, надо, конечно,   выбрать яйцо с крепкой скорлупой. А это дело не простое - тут не обойтись без чуткого слуха. Самые крепкие яйца те, которые при постукивании о зуб издают звонкий, четкий звук. Выбрав такого крепыша, можно смело вызвать на бой любого соперника.

( учитель показывает иллюстрации крашенок и писанок)

Приложение 3:

Допишите предложения:

  1. Пасха относится к числу.....................................................................................................

  2. В далёкие времена земледельцы считали, что это величайший праздник ...................

  3. Люди в это время кликали( то есть зазывали) ...............................................................

  4. Яйцо свидетельствует о .....................................................................................................

  5. С появлением христианстава Пасха имеет значение ...................................................

  6. «Биточки» - это.................................................................................................................

  7. Яйца, покрашенные в красный цвет , называются.......................................................

  8. «Писанки» - это ...............................................................................................................

  9. Слова «Христос воскрес» впервые произнесла ......................................... , когда преподнесла царю иудейскому Тиберию крашеное яйцо.

( дети дописывают предложения)

Учитель: Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задание.

( дети читают свои предложения)

Учитель:

Итак, мы с вами сегодня узнали немного об истории праздника Пасхи. Вспомнили, какая роль отводится на этом празднике , как мы уже выяснили, совсем необыкновенному яйцу. Но на это ещё не всё, что можно сказать об истории пасхального яйца!

В 1842 году в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую. Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками. Но с вступлением в дело сыновей Густава Фаберже — Карла и Агафона — мастерская расширилась.

Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже, который впоследствии стал главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе — совершенствовать ювелирное мастерство. 

В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои знания на практике.

В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки», но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое ее перышко.

 

Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

 

Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене — императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный.

( учитель показывает детям иллюстрации с изображением пасхальных яиц Фаберже)

Учитель:

Итак, ребята, мы сегодня с вами уже многое вспомнили о великом празднике - Пасхе!

Но ведь этот праздник, как мы уже говорили, отмечают не только русские люди. Его отечают представители других религий - все христиане мира! И католики, и лютеране, и православные. Я думаю, что вам будет интересно узнать, как люди в других странах и частях света отмечают Пасху.

Давайте прочитаем текст: ( дети читают по очереди)

Приложение 4.

      ПАСХА В АНГЛИИ. Этот день для многих является более важным религиозным праздником, чем Рождество. Школы закрываются на две недели. Многие жители  присутствуют на вечерней Пасхальной службе, которая заканчивается в полночь. После спужбы все поздравляют друг друга с окончанием Великого поста и началом новой жизни, многие церкви украшают ветками деревьев с набухшими почками, нарциссами и разукрашенными яйцами. После службы возвращаются домой и едят пасхальный кулич. 

      ПОЛЬША празднует Пасху два дня. За столом собираются все поколения одной семьи. Праздничная трапеза начинается с молитвы. Завтрак состоит из освященной пасхи, яиц, хрена, мяса и колбасы. Следующий за Пасхальным воскресеньем – Мокрый понедельник. Поляки щедро поливают друг друга водой, но никто не обижается, все довольны. Считается, что вода приносит здоровье, удачу и прибыль в хозяйстве. 

      ПАСХА В ГЕРМАНИИ - в субботний  вечер в разных населённых пунктах устраивают большой Пасхальный костёр -символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств. Утром в Пасхальное Воскресенье семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и подарками. После завтрака дети должны их найти и это очень весёлый момент праздничного дня. Во второй половине праздника семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам.

     Пасха в Греции отмечается торжественно, всенародно и церковно. Последняя неделя Великого поста или Страстная неделя наполнена особенно значительными событиями. Так же как и у нас всю неделю совершаются церковные службы, на которые ходят все православные. В Страстную пятницу духовенство и верующие совершают крестный ход с убранной цветами плащаницей. В субботу совершается самая торжественная пасхальная служба, во время которой все зажигают свечи в полной темноте от единственной горящей свечи и передают огонь от одной свечи к другой. Ровно в полночь, когда священники произносят “Христос Анести!”, что означает “Христос Воскрес!”, свечи сменяют  петарды и фейерверки, и в эти минуты вся Греция оглашается радостными криками и всеобщим ликованием. Так начинается Пасха!!!

        АВСТРАЛИЯ. Здесь очень популярны яйца из шоколада или сахара – очень крупные и поменьше. Ещё любят делать пасхальные яйца в форме кролика. Многие семьи выезжают на природу – на побережье моря или в горы.

       СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ ПО - ИТАЛЬЯНСКИ. Этот праздник отмечаеся в кругу семьи. Без шоколадного зайца с сюрпризом, да побольше никак не обойтись! Ну а жареный молодой барашек или козленок – это обязательное празничное блюдо! На следующий день принято организовывать пикники, шашлыки.

Учитель: Ребята, а как принято отмечать праздник в вашей семье?

( ответы учащихся)

Учитель: Ваше домашнее задание – написать сочинение на тему «Царь дней - Пасха!» ( в этом сочинении вы можете написать, что вы сегодня узнали об истории этого праздника и о том, каковы традиции празднования Пасхи в вашей семье ( если же вы не празднуете Пасху по каким -либо причинам, то напишите о том, как праздуют Пасху православные люди).

Учитель: А наш сегодняшний урок подошёл к концу! Спасибо за работу. И надеюсь, что ваши сочинения будут достойным итогом нашего сегодняшнего урока.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Купряшова Светлана Валентиновна урок литературы в 6 классе «Путешествие в сказку» учитель русского языка Лиепайской средней школы №12 • Житкова Наталья Владимировна урок

    Урок
    Победители: • Купряшова Светлана Валентиновна - урок литературы в 6 классе «Путешествие в сказку» - учитель русского языка Лиепайской средней школы № 12 • Житкова Наталья Владимировна – урок литературы в 12 классе «Страх, или Смех

Другие похожие документы..