Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Керуючись статтею 42 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», в зв’язку з набранням чинності Закону України «Про доступ до публічної ін...полностью>>
'Закон'
Облік розрахунків з іншими дебіторами (за виконавчими листами, з квартиронаймачами, з батьками за утримання дітей у дитячих дошкільних установах, з пр...полностью>>
'Документ'
Новые индустриальные страны. 13. Международные движения капитала. Иностранные инвестиции и их формы. 14. Становление и развитие международной финансо...полностью>>
'Документ'
Нынешний статус-кво в вопросе Нагорного Карабаха - это безальтернативная гарантия реальной безопасности и надежного мира, который уже сейчас предотвр...полностью>>

Решение поставленной задачи осуществляется применительно к структурам системы дистанционного инженерного образования, рассмотренным в [1], также был учтен опыт создания систем подобного рода, рассмотренных в [2,3].

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

E.7.O. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО КУРСУ «ЭЛЕКТРОНИКА»: АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ И АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Ю.К.Евдокимов, А.Ю.Кирсанов, А.В.Трибунских

Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева, 420111, Казань, ул.К.Маркса, 10, (843)2381-851, evdokimov@

1. Введение

Применение дистанционной формы обучения по общетехническим инженерным дисциплинам позволяет достичь ряда преимуществ, рассмотренных в [1]. Среди них, с педагогической точки зрения, важным является повышение качества обучения за счет индивидуализации работы студента при прохождении лабораторных практикумов, являющихся неотъемлемой частью программы подготовки инженеров.

Возможность перевода инженерных дисциплин, а именно лабораторных практикумов, на дистанционную основу появляется при условии обеспечения возможности выполнения реальных измерений дистанционно.

Таким образом, возникает задача создания системы дистанционного управления экспериментом (СДУЭ), являющейся основой дистанционных лабораторных работ. СДУЭ должна обеспечивать возможность доступа студентов к лабораторным ресурсам (ЛР) ВУЗа из любой географической точки в многопользовательском режиме в реальном масштабе времени и, следовательно, обеспечивать необходимую пропускную способность.

Решение поставленной задачи осуществляется применительно к структурам системы дистанционного инженерного образования, рассмотренным в [1], также был учтен опыт создания систем подобного рода, рассмотренных в [2,3]. Для реализации СДУЭ была выбрана среда программирования LabVIEW [4], позволяющая оптимально решать задачи, возникающие при реализации систем подобного рода, а именно: создание автоматизированных измерительных комплексов (в том числе распределенных) [5]; организация передачи данных по информационно-вычислительным сетям (Интернет, ЛВС) [6]; создание гибких пользовательских интерфейсов и т.д.

Данный проект реализован в Центре дистанционных автоматизированных учебных лабораторий КГТУ им. А.Н. Туполева [7].

2. Структура системы дистанционных измерений и управления

Основными компонентами структур системы дистанционного инженерного образования, рассмотренных в [1], являются:

  1. удаленные пользователи;

  2. главный сервер;

  3. дистанционные лаборатории;

  4. вычислительные центры и компьютерные классы ВУЗа.

Основу дистанционной лаборатории составляет лабораторный сервер, подключение лабораторных установок к которому осуществляется посредством устройств ввода/вывода, устанавливаемых либо на его системных шинах, либо подключаемых посредством соответствующих портов (COM, USB). Под лабораторным сервером понимается обычный персональный компьютер (ПК), который в сочетании с устройствами ввода/вывода и соответствующим программным обеспечением (ПО) реализует функции различных измерительных приборов и позволяет автоматизировать процессы измерений и управления.

Функционирование СДУЭ осуществляется по принципу клиент–сервер. Доступ удаленных пользователей (студентов или преподавателей) к ЛР осуществляется через глобальную сеть Интернет. Задействованные в системе ЛР носят распределенный характер, т.к. не требуют локализации в рамках одного помещения, а могут являться отдельными лабораториями, расположенными как в одном, так и в разных учебных зданиях ВУЗа, соединенными локальной вычислительной сетью. Таким образом, для реализации СДУЭ необходимо обеспечить передачу данных между удаленными пользователями и ЛР [6], а так же управление распределенными ЛР [5].

Передача данных должна быть обеспечена по двум участкам:

1) глобальная сеть Интернет (удаленный пользователь – главный сервер системы);

2) локальная вычислительная сеть ВУЗа (главный сервер системы – лабораторный ресурс).

На рис.1 представлена структура СДУЭ, отвечающая поставленным требованиям.

Рис.1. Структура системы дистанционных измерений и управления

Система дистанционного образования строится на основе интеграции широко применяемых Интернет-технологий таких как язык PHP, СУБД MySQL и решений на базе LabVIEW. Данные Интернет-технологии на сегодняшний день широко распространены и стали, фактически, стандартом для построения web-серверов. Поэтому интеграция LabVIEW-решений именно с этими технологиями является наиболее перспективной.

Идентификация и аутентификация пользователей производится на основе информации, хранящейся в базе данных и доступной через СУБД MySQL. При такой реализации, регистрационные данные пользователей из базы данных можно получать как посредством приложений разработанных при помощи скриптового языка PHP, так посредством LabVIEW-приложений, использующих Database Connectivity Tools.

Пароли пользователей хранятся в базе данных на главном сервере системы в виде MD5 хэша [8]. Функция MD5 выбрана в следствии того, что существуют ее открытые реализации во всех современных языках программирования и для нее в настоящее время не найдена обратная функция. В процессе работы удаленный пользователь предъявляет идентификатор и пароль которые передаются на сервер, где по ним производится вычисление MD5 функции, из базы данных считывается хэш пароля, соответствующий присланному идентификатору и по результатам сравнения выносится решение о допуске или недопуске пользователя в систему. Следует отметить, что указанный алгоритм применяется как для допуска пользователей к изучению теоретического материала и прохождению тестирования, так и для допуска к процессу измерения. Запросы на измерения также проходят через описанный механизм и, в случае, если пользователь неправильно указал пароль или не прошел тестирование, запросы на измерения будут отклонены и пользователь получит соответствующее текстовое уведомление.

Применение сравнения пароля по хэшу, позволило уменьшить риск доступа в систему в случае утечки информации о пользователях из базы данных. Злоумышленник, получивший MD5 хэши, не сможет за разумное время восстановить по полученной информации исходный пароль пользователя, так как функция MD5 не имеет известной обратной функции.

Доступ пользователей в систему осуществляется на основе групповой политики доступа. Пользователи делятся на категории и доступ пользователя осуществляется на основании действующей для его категории политики доступа. Например, пользователи из категории «Администраторы» могут менять некоторые параметры системы, устанавливать права доступа для других пользователей, устанавливать принадлежность пользователей к определенным категориям, а также создавать учетные записи пользователей с правами доступа, меньшими, чем у них самих.

Пользователи из категории «Преподаватели» могут создавать лабораторные работы, тесты, редактировать текст теоретического материала лабораторной работы. Пользователи из категории «Студенты» могут осуществлять дистанционное выполнение лабораторных работ, при этом информация о выполнении лабораторной работы записывается в статистику и сохраняется в базе данных.

Пользователям из категории «Гости» предоставляется право только лишь для демонстрационного входа в систему. Результаты работы пользователей данной категории не сохраняются, а сами они вводятся только для демонстрации работы системы.

В таблице 1 приведен пример реализации групповой политики доступа. Знак «+» означает, что данная группа пользователей имеет доступ к соответствующему сервису, знак «–» – что для данной группы права доступа к сервису нет.

Согласно приведенному примеру, права на просмотр статистики и чтение теории имеют все пользователи, на прохождение тестирования – все кроме гостей, на регистрацию новых пользователей в системе и изменение параметров существующих пользователей – только администраторы.

В системе может быть предусмотрен аудит пользователей по определенным параметрам, например, при превышении пользователем количества попыток получить доступ к информации вне его категории, пользователь автоматически блокируется. Эти алгоритмы могут быть реализованы в виде соответствующей политики безопасности.

Таблица 1

Гость

Студент

Преподаватель

Администратор

Регистрация и изменение параметров пользователей

+

Установка параметров системы

+

Установка параметров лабораторной работы

+

+

Распределение баллов тестирования и установка порогов тестирования

+

+

Чтение теории

+

+

+

+

Прохождение тестирования

+

+

+

Выполнение лабораторной работы

+

+

+

Просмотр статистики

+

+

+

+

Запросы на выполнение реальных измерений обрабатываются по следующей схеме: специально разработанное в среде программирования LabVIEW серверное приложение принимает запрос на измерение, содержащий идентификатор пользователя, хэш пароля и другую необходимую служебную информацию и передает ее встроенному модулю допуска. Последний, в свою очередь, осуществляет запрос к базе данных посредством Database Connectivity Tools или специального PHP скрипта. Из базы данных, по переданному запросу, осуществляется считывание следующей информации: хэш пароля для переданного идентификатора, результат тестирования т.д. На основании данной информации выносится решение об обслуживании, либо отказе в обслуживании полученного пользовательского запроса на измерение.

Таблица с паролями, идентификаторами пользователей и информацией о прохождении тестирования кэшируется. В случае если чтение таблицы производилось в последние n секунд после поступления очередного запрос на измерение, повторное чтение информации, необходимой для предоставления доступа, производится не из базы данных, а из ранее считанной и сохраненной в памяти ЭВМ таблицы.

В данной версии реализации системы, при чтении базы данных с помощью PHP скрипта, к URL запросу добавляется текстовая строка фиксированной длины, состоящая из случайных цифр. Возвращенный от сервера результат является MD5 хэшем суммы текстовых строк хэша, хранящегося в базе данных и переданного в URL случайной строки. Этот результат используется для принятия решения о совпадении пароля веденного удаленным пользователем с паролем который был выдан ему при регистрации. Такой механизм применяется с целью исключения передачи хэшей паролей пользователей в открытом виде по сети и снижения риска расшифровки паролей пользователей в случае перехвата запроса. Таким образом, запрос к серверу производится по постоянно изменяющемуся URL, что повышает защищенность сервера в целом.

Допуск студентов к дистанционной лаборатории осуществляется после идентификации и прохождения тестирования знаний. После получения допуска к работе, поступающие запросы на измерения проходят проверку на предмет возможности обработки посредством выполнения реальных измерений (проверяется активность требуемого измерительного сервера, состояние требуемого ЛР и др.) и в случае положительного результата записываются в очередь. В противном случае запрос обрабатывается с помощью соответствующей виртуальной лабораторной работы.

Запрос, находящийся в первой позиции очереди, будет отправлен на обработку после проверки состояния (занят/не занят) требуемого ЛР. В случае занятости последнего, текущий запрос откладывается и обработчик запросов переходит ко второй позиции в очереди. Отложенный запрос будет обработан как только изменится состояние требуемого ЛР. В случае если какой-либо из лабораторных серверов перестает быть активным (внезапное отключение, проблемы с сетью и пр.), то все подготовленные для него запросы на измерения, находящиеся в очереди, направляются для обработки виртуальной лабораторной работе.

Всякий раз, при получении результатов дистанционных измерений, студент также получает информацию о том, были ли данные результаты получены на основании реальных измерений, либо с использованием программных моделей.

Измерительный сервер, получив запрос на измерение от главного сервера, конфигурирует устройство ввода-вывода, к которому подключен требуемый лабораторный макет и запускает процесс измерения. Результаты измерений возвращаются на главный сервер и отправляются пользователю.

3. Организация передачи данных

Передача данных между дистанционными пользователями и главным сервером СДУЭ (как по локальной сети, так и через глобальную сеть Интернет) может быть организована несколькими способами:

1. Пользовательский ПК не должен быть оснащен никаким специализированным ПО (необходим только стандартный Интернет-обозреватель). Пользовательский интерфейс лабораторной работы публикуется в глобальной сети, в то время как сама программа, его реализующая, запущена на главном сервере системы, где так же работает LabVIEW Web сервер, обслуживающий запросы пользователей. По запросу пользователя происходит выдача web страницы со встроенным в нее ActiveX объектом, обеспечивающим взаимодействие с сервером.

В качестве протокола передачи данных, в этом случае, был выбран протокол http, являющийся открытым и разрешенным даже в условиях максимально ограниченного доступа в сеть Интернет. Также этот протокол позволяет использовать каскадирование прокси-серверов, что является очень актуальным в условиях локальных сетей университетов.

Преимуществом данного способа является его гибкость и универсальность, т.к. для работы пользователю не требуется предварительно скачивать и устанавливать требуемое программное обеспечение. Недостатком является сложность реализации требуемого функционального пользовательского интерфейса.

2. На стороне пользователя предварительно должно быть установлено и запущено ПО соответствующей лабораторной работы, реализующее пользовательский интерфейс и осуществляющее взаимодействие с сервером. В данном случае для взаимодействия с сервером используется протокол dstp, разработанный фирмой National Instruments.

Данный способ более прост в реализации и позволяет использовать более сложный и функциональный пользовательский интерфейс, обеспечивающий лучший обучающий эффект.

В обоих случаях, для приема запросов и формирования ответов клиенту служит CGI приложение, запущенное на сервере и обеспечивающее:

1) идентификацию и аутентификацию пользователей;

2) сбор статистики активности пользователей;

3) сбор, накопление и начальную обработку запросов от удаленных клиентов.

Для передачи данных по ЛВС и взаимодействия с распределенными ЛР в целом, используется протокол dstp.

4. Созданный дистанционный лабораторный практикум

При переводе инженерных лабораторных практикумов на дистанционную форму, реальные электронно измерительные приборы заменяются их виртуальными аналогами, т.е. измерительная часть прибора реализуется посредством устройств ввода/вывода аналоговых и цифровых сигналов, а пользовательский интерфейс – программно. В этом случае виртуальные приборы должны сохранять аналогию со своими реальными аналогами. Т.е., например, виртуальный осциллограф, так же как и реальный, должен иметь возможность регулировки коэффициента усиления по каждому измерительному каналу в отдельности, возможность регулировки развертки, синхронизации и т.д. Кроме того, при выполнении дистанционной лабораторной работы студент должен действовать в той же последовательности, что и при выполнении работы локально (с использованием классических измерительных приборов). Т.е. сначала осуществляется выбор необходимых в данной работе измерительных приборов, затем их подключение к экспериментальной установке (лабораторному макету), включение, настройка приборов и т.д. Сохранение аналогии дистанционного лабораторного практикума с реальным, необходимо для обеспечения полноценности дистанционных лабораторных работ в педагогическом плане.

На рис.2 представлен титульный лист созданной программной среды Distant Lab 1.0 [9], необходимой для выполнения дистанционных работ лабораторного практикума по курсу «Электроника». Особенностью данной среды является то, что количество доступных лабораторных работ не является фиксированным, так как непосредственно «тело» лабораторной работы (ее функциональность, математические модели исследуемых схем и устройств, их графические изображения и пр.) не является внедренным в программный код среды Distant Lab 1.0, а реализуется посредством отдельной llb библиотеки, которая инициализируется в Distant Lab 1.0 перед началом работы. Данная особенность позволяет значительно более легко увеличивать количество доступных дистанционных работ (каждой лабораторной работе соответствует отдельная llb библиотека), а также, при необходимости, модернизировать ранее созданные, исключая трудоемкие модификации исходной среды Distant Lab 1.0 и, как следствие, обновление ее новой версией.

Изучение теории и прохождение тестирования осуществляется на сайте [7]. Фрагменты страниц для изучения теории и прохождения тестирования представлены на рис. 3 и 4 соответственно.

На рис. 5 представлен пользовательский интерфейс дистанционной лабораторной работы, реализованный в среде Distant Lab 1.0, разработанной в соответствии с изложенной выше концепцией создания дистанционных лабораторных практикумов. Его особенностью является гибкость – расположение на лицевой панели виртуальных электронно-измерительных приборов, таких как многоканальный осциллограф, функциональный генератор и др., вызываемых из библиотеки, их подключение к исследуемой схеме не являются фиксированными и производятся студентом в соответствии с методикой лабораторной работы.

При изменении набора ВП, используемых в лабораторной работе, а так же точек их подключения к исследуемой схеме, необходимые переключения, а так же коммутация измерительных каналов, производятся путем подачи команд управления через цифровые линии платы ввода-вывода. Таким образом, обеспечивается достаточная универсальность ПО дистанционных лабораторных работ.

В рамках данного проекта созданы четыре дистанционные лабораторные работы по курсу «Электроника»: 1) «Исследование компараторов на основе операционных усилителей»; 2) «Исследование линейных устройств на операционном усилителе»; 3) «Исследование биполярных транзисторов»; 4) «Исследование полупроводниковых диодов».

Рис.2. Титульный лист программной среды Distant Lab 1.0

Рис.3. Фрагмент страницы с теорией

Рис.4. Фрагмент страницы с вопросами теста

Рис.5. Пользовательский интерфейс дистанционной лабораторной работы в среде

Distant Lab 1.0

Литература

  1. Евдокимов Ю.К., Кирсанов А.Ю. Организация типовой дистанционной автоматизированной лаборатории с использованием LabVIEW-технологий в техническом вузе. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments». Москва, Россия. 14-15 ноября, 2003. – 15-17 с.

  2. Berntzen R., Strandman J.O., Fjeidly T.A., Shur M.S. Advanced Solutions for Performing Real Experiments over the Internet // International Conference on Engineering Education. Oslo, Norway, August 6-10, 2001. P. 21-26

  3. Bertocco M., Ferraris F., Offelli C., Parvis M. A Client-Server Architecture for Distributed Measuring System // IEEE Instrumentation and Measurement Technology Conference. St. Paul, Minnesota, USA, May 18-21, 1998.

  4. Среда программирования LabVIEW, фирмы National Instruments: /labview/

  5. Кирсанов А.Ю. Разработка системы управления распределенными лабораторными ресурсами ВУЗа для организации дистанционного инженерного образования. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Информационно-телекоммуникационные технологии». Сочи, 19-26 сентября 2004г. // Всерос. науч.-техн. конф.: Тез. докл. – М.: Издательство МЭИ, 2004. – 221-223с.

  6. Кирсанов А.Ю., Трибунских А.В. Разработка системы передачи данных для инженерного дистанционного образования в техническом ВУЗе. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Информационно-телекоммуникационные технологии». Сочи, 19-26 сентября 2004г.// Всерос. науч.-техн. конф.: Тез. докл. – М.: Издательство МЭИ, 2004. – 223-225с.

  7. Сайт Центра дистанционных автоматизированных учебных лабораторий КГТУ им. А.Н. Туполева: http://www.kai.ru/univer/labview/distant/

  8. The MD5 Message-Digest Algorithm: /rfc/rfc1321.txt

9. Руководство пользователя Distant Lab 1.0: http://www.kai.ru/univer/labview/distant/manual/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. И. Лобачевского в. Н. Ясенев автоматизированные информационные системы в экономике учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие "Автоматизированные информационные системы в экономике" предназначено для студентов экономических специально­стей высших учебных заведений.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования,
  3. Е. А. Климов введение в психологию труда рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как создание не только материальных, но и духовных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.
  4. Учебно-методический комплекс кафедры аоэи информационные системы в управлении социально-трудовой сферой. Лекции для студентов

    Учебно-методический комплекс
    Тема 2. Структурная и функциональная организация информационных систем, информационных технологий и автоматизированных рабочих мест в управлении социально-трудовой сферой.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет

    Книга
    Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т.

Другие похожие документы..