Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ОАО Концерн «Калина» является одним из крупнейших производителей парфюмерно-косметической продукции в России. На предприятиях, входящих в состав Конц...полностью>>
'Документ'
В 2011г. весь мир отметил 85-летие Винни-Пуха. Филиал Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина «Дом – музей Б.М. Кустодиева» ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, ...полностью>>
'Урок'
Реализация стандартов первого поколения построена на компетентностном подходе, который нацелен на формирование у выпускников умения самостоятельно, н...полностью>>

Методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения Улан-Удэ, 2009

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им.В.Р. Филиппова»

Кафедра «Связи с общественностью, социологии и политологии»

Л.Ю. Дондокова

Имиджелогия

Методическое пособие для семинарских занятий

и самостоятельной работы студентов очной

и заочной формы обучения

Улан-Удэ, 2009

УДК

Д

Печатается по решению методического совета

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Рецензенты:

Зарубина В.Н. – доцент кафедры «Сценическая речь» ВСГАКИ

Андреев Ч.Г. – д.и.н., и.о. проф. кафедры «Связи с общественностью, социологии и политологии» БГСХА

Дондокова Л.Ю. Имиджелогия. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2009. – 84 с.

В методическое пособие включены основные положения по элективному курсу «Имиджелогия», планы семинарских занятий, темы рефератов и докладов, основная литература по изучаемым разделам, примерные вопросы зачетов и модулей.

Овладение основами технологии имиджа является необходимым элементом подготовки специалистов любого профиля, в связи с этим данное пособие предназначено для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения БГСХА, изучающих имиджелогию как общеобразовательный предмет.

УДК …

Дондокова Л.Ю., 2009

ВГОУ ВПО «БГСХА», 2009

Введение

В настоящее время высшие учебные заведения призваны решать задачи не только профессиональной подготовки студента, формирования у учащихся потребности самостоятельно пополнить запас знаний, но и активно развивать те значимые навыки, умения и способности, которые помогут им в дальнейшем быть людьми успешными. Изучение имиджелогии дает возможность к увеличению вероятности комфортизации общения, помогает овладеть механизмами эффективного воздействия внешнего облика человека и выявить типичные признаки, управляющие индивидуальным, групповым и массовым сознанием.

Курс предполагает активное участие студентов в освоении изучаемого материала. Важной формой обучения студентов является самостоятельная работа. В связи с этим большое внимание студент должен обратить вопросам самоорганизации своего учебного процесса. В этих целях студент должен ознакомиться с видами СРС, учебно-методическими пособиями, разработанными специально для СРС, графиком сдачи модулей.

Основными видами СРС являются – подготовка и защита реферата, докладов, выступления на семинарском занятии, составление конспекта, словаря, выполнение тестовых задание, ответ на зачете или экзамене. Так, в ходе самостоятельной работы по изучению курса «Имиджелогия» студент должен составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме. Главное в составлении конспекта – это уметь выделить рациональное зерно применительно к разрабатываемой теме. Конспект должен быть содержательным, полным и по возможности кратким. Полнота записи означает не объем, а все то, что является главным в данной информации. Для того, чтобы конспект был кратким, необходимо текст составлять своими силами, что требует осмысливания, анализа прочитанного, следовательно, приносит большую пользу. При этом следует применять сокращение слов, но так, чтобы не был потерян смысл.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студентам рекомендуется обращать внимание на формулировки семинарских вопросов, т.к. их правильное понимание есть условие нахождения правильного ответа. Выступления на семинарах предназначены для контроля за успеваемостью студентов, а также для углубленного изучения материала в дискуссионной форме. Так как семинар является наиболее гибкой формой обучения, то выступления могут отличаться значительным своеобразием.

В процессе изучения дисциплины каждый студент обязан написать реферат и защитить его. Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа с основными фактическими сведениями и выводами. Написание реферата предполагает изучение не менее 5 научных работ по выбранной теме и анализ основных положений, высказанными авторами изученных работ. Соответственно реферат должен содержать основные положения анализируемых работ и оценку этих положений со стороны автора реферата. Обязательно должны быть приведены аргументы в подтверждение мнения автора реферата. Также в реферате должны содержаться обобщающие выводы о позициях всех изученных авторов. Работа, содержащая только набор положений из различных источников, расценивается как компиляция и оценивается соответственно. Темы рефератов и сроки их защиты определяются преподавателем. Объем реферата – от 5 до 25 страниц.

При подготовке доклада студент самостоятельно подбирает относящиеся к теме источники и индивидуально их изучает. После этого составляет план выступления, целью которого является ознакомление аудитории с изученным в ходе самостоятельной работы материалом. На выступление дается обычно 10-15 мин., после чего должно быть предусмотрено время для ответов на вопросы аудитории. Более продолжительные выступления не рекомендуются, так как могут привести к ослаблению внимания слушателей. Часто студенты ошибочно полагают, что, задавая вопросы выступающим, они оказывают им медвежью услугу, повышая вероятность ошибок в ответах, которые могут нейтрализовать положительное впечатление от подготовленного выступления. Тем самым, как студенческая группа, так и студент упускают возможность получить драгоценный практический опыт реагирования на вопросы и быстрого нахождения аргументов и контраргументов.

Особенное внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студент должен самостоятельно ответить на все вопросы для самоподготовки, а также выполнить тестовые задания по темам.

Цель курса «Имиджелогия»обучить студентов технологиям личного обаяния для наиболее полной реализации своих способностей и талантов в жизнедеятельности.

Задачи курса:

  • научить студентов умению работать и оптимально общаться с людьми;

  • развитие у студентов способности самостоятельного анализа имиджа различных корпораций, структур, личностей и т.д.;

  • правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

  • приобрести навыки самопрезентации;

  • полнее реализовать свои способности и таланты в жизнедеятельности.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент, прослушавший курс, должен обнаружить:

  • умение правильно сформировать свой имидж;

  • владение основными способами вербального и невербального имиджа;

  • владение основными способами защиты от коммуникативных манипуляций и умение их использовать в общении;

  • знание основных правил поведения в конфликтных ситуациях;

  • умение использовать свой имидж в карьере.

Примерный тематический план лекционных занятий

Модуль 1.

Тема 1. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния.

Тема 2. Элементы риторики как способы обеспечения имиджа личности.

Тема 3. Неречевое общение и его действенность в формировании имиджа менеджера.

Тема 4. Использование ресурсов сознания и подсознания людей для формирования имиджа.

Модуль 2.

Тема 5. Этапы формирования имиджа.

Тема 6. Коммуникативные манипуляции и средства защиты от них.

Тема 7. Создание достойной репутации учреждения.

Тема 8. Как следует себя вести в конфликтных ситуациях.

Тема 1. Имиджелогия как наука о технологии

личного обаяния

Понятия «имидж», «имиджелогия», «имиджмейкинг». Цель формирования имиджа. Стихийный и целенаправленный имидж. Разновидности имиджа (габитарный, духовный, вербальный, невербальный, среды обитания, деловой, учреждения). Функции имиджа. Цель и задачи имиджелогии. Имиджелогия в комплексе наук.

План семинарского занятия

  1. Понятие имиджа.

  2. Цель формирования имиджа. Имидж и карьера.

  3. Цели, объект, предмет имиджелогии.

4. Имиджелогия в комплексе наук

Основные понятия и термины

Имидж, репутация, имиджелогия, имиджмейкинг, имиджмейкер, имиджформирующая информация, имиджирование.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое имидж?

  2. Каковы наиболее характерные составляющие имиджа личности?

  3. Как имидж способствует росту карьеры?

  4. Объясните, что означает понятия «имиджелогия», «имиджмейкинг»?

  5. Охарактеризуйте значение духовных и нравственных основ в становлении привлекательного образа человека.

Тестовые задания

1. Имиджелогия – это …

- наука манипулирования сознанием людей;

- наука о технологии построения имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика;

- наука формирования собственного стиля поведения, одежды, речи и т.д.;

- наука о человеке, его смысле жизни и назначении.

2. Понятие «имидж» подразумевает…

- внешний облик индивида (его физические данные, одежда, аксессуары);

- стиль поведения человека;

- репутацию конкретного человека, сформированную в процессе общения между людьми;

- целостное представление об образе, которое остается в сознании людей.

3. Какова главная цель создания имиджа?

- стать профессионалом;

- реализовать себя как личность;

- ввести в заблуждение окружающих;

- соответствовать потребностям общества.

4. Приписывание причин поведения другому человеку в условиях дефицита информации – это:

- стереотипизация;

- каузальная атрибуция;

- все ответы верны;

- все ответы неверны.

5. Какие технологии используются в имиджировании?

- самоорганизации;

- самообразования;

- омолаживания;

- самопрезентации.

6. Специалиста, занимающегося практическим формированием или коррекцией имиджа человека, предмета, системы, принято называть..

- имиджеологом;

- дизайнером;

- стилистом;

- имиджмейкером.

7. Что из перечисленного имеет важное значение для создания имиджа?

- умение признавать свои допущенные ошибки;

- соблюдение принятых социальных норм;

- верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других;

- чуткое отношение к нуждам других;

- все из перечисленного;

- ничего из перечисленного.

8. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям: а) «этика», б) «нравственность», в) «мораль»:

- устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения;

- осмысление ценности не только самого себя, но и других.

- наука, изучающая нравственность.

9. Хороший вкус – это:

- стиль;

- яркость;

- мода.

10. Кому принадлежит мысль: «Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет»?

- Шанель;

- Версаче;

- Гуччи;

- Якокке Ли.

11. Установите соответствие характеристик частных имиджей:

Частные имиджи
Характеристики
  1. среды обитания

  2. габитарный имидж

  3. деловой имидж

  4. вербальный имидж

  5. невербальный имидж

А) устная и письменная речь;

Б) мебель, здание;

В) язык телодвижений;

Г) внешний облик;

Д) предметы, произведения, созданные человеком.


12. Что из перечисленного относится к основным нравственным заповедям, имеющим общечеловеческое значение?

- не желай ничего, что у ближнего твоего;

- не произноси ложного свидетельства;

- почитай отца твоего и мать твою;

- все перечисленное.

Темы рефератов и докладов.

  1. Социально-практическое значение имиджелогии.

  2. Роль духовных и нравственных основ в формировании имиджа.

  3. Составные части имиджа личности.

  4. Деловое общение в имидже менеджера.

  5. Имиджелогия и смежные науки.

  6. Имидж деловой женщины.

  7. Основные составляющие имиджа руководителя.

  8. Имидж государственного руководителя (на выбор).

  9. Специфика мужского имиджа.

  10. Этика как основная составляющая социального имиджа.

  11. Имидж студента.

Литература.

  1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1997.

  2. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. - М., 1991.

  3. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998.

  4. Добротворский И. Технология успеха: все, что нужно знать о достижении успеха. – М., 1996.

  5. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии. - Ростов-на-Дону, 2006.

  6. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М., 2002.

  7. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - М., 1998.

  8. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - Спб., 1999.

  9. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. – Ростов-на-Дону, 2004.

  10. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - Киев, 1998.

  11. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 1997.

  12. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М., 2005.

Тема 2. Элементы риторики как способы обеспечения имиджа личности

Вербальное общение. Специфика делового языка. Ненормированная речь. Использование иностранных терминов, тавтологий, определенной модальности в речи. 10 заповедей оптимального речевого общения. Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления. Умение держаться в аудитории, привлекать внимание слушателя.

План семинарского занятия
  1. Понятие вербального общения.

  2. Основные свойства делового языка.

  3. Искусство публичной речи.

  4. 10 заповедей оптимального речевого общения.

Основные понятия и термины

Вербальное общение, вербальный имидж, деловой язык,

публичная речь, риторика.

Вопросы для самопроверки

1.Что необходимо учитывать в работе над вербальным имиджем?

2. Какие вы знаете основные приемы риторики?

3. Что относится к ненормированной речи?

  1. Ненормированная речь – есть ли необходимость в употреблении?

  2. Перечислите основные свойства делового языка.

  3. Как используются методы убеждения и внушения в публичных выступлениях?

Тестовые задания

1. Что мы относим к внешним элементам имиджа?

- душу;

- знания;

- голос;

- ценности.

2. Соблюдение чувства меры в разговоре – это:

- вежливость;

- дипломатичность;

- тактичность;

- предупредительность;

- все ответы верны;

- все ответы неверны.

3. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от:

- пунктуальности;

- правильного выбора места проведения беседы;

- интерьера помещения;

- установления контакта с партнером;

- первых фраз во время беседы;

- использование обращения по имени;

- все ответы верны;

- все ответы неверны.

4. Дополните мысль Аристотеля о том, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и …

- отношения оратора к предмету речи;

- из лица, к которому он обращается;

- внешнего облика говорящего.

5. Какие элементы принадлежат ненормированной речи?

- афоризмы;

- нецензурные слова и выражения;

- пословицы;

- жаргонизмы.

6. На каких технологиях строится риторика?

- моделирования;

- ораторского искусства;

- раскрытия возможностей подсознания;

- овладения мастерством речевого общения.

7. Лучшим собеседником считается тот, кто:

- в процессе делового общения занят своими мыслями, переживаниями;

- в ходе общения слышит то, что хочет услышать;

- умеет хорошо говорить;

- умеет слушать.

8. В результате применения комплимента:

- возникают положительные эмоции у собеседника;

- комплимент приносит пользу тому, кто его получил;

- комплимент приносит пользу тому, кто его сказал;

- возникает атмосфера уважения;

- все ответы верны;

- все ответы неверны.

9. Отметьте позиции, при которых информация лучше запомнится вашим собеседником:

- информация, которая находится с края – «эффект края»;

- информация, приводящая к двусмысленности;

- логически построенная информация, увязанная с хорошо знакомым материалом;

- большой объем информации;

- текст точный, ясный, исключающий коммуникативные барьеры непонимания;

- важная информация сообщается по ходу беседы и приходится на середину разговора.

10. Выберите позиции, от которых зависит понимание получаемой информации:

- от личных особенностей говорящего;

- от отношения говорящего к слушающему;

- от ситуации, в которой протекает общение;

- от отношения слушающего к говорящем;

- от личных особенностей слушающего.

11. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необходимо учитывать:

- этические нормы и правила;

- помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

- начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы;

- все позиции верны;

- все позиции неверны.

Темы рефератов и докладов.

  1. Основные приемы риторики.

  2. Методические рекомендации оратору.

  3. Искусство публичной речи по Д.Карнеги.

  4. Основные этапы подготовки публичного выступления.

  5. Значение речевого имиджа в деятельности специалиста по связям с общественностью.

  6. Цицерон об ораторском искусстве.

  7. Современный деловой язык.

  8. Особенности влияния устной коммуникации на формирование имиджа.

Практические занятия
  1. Составить и произнести поздравительное выступление – деловая игра.

  2. Публичное выступление – деловая игра.

Литература

  1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

  2. Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998.

  3. Львов М.Р. Риторика. - М., 1995.

  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: Учебное пособие. – М., 1998.

  5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. / Перевод с англ.– Л., 1991.

  6. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. - Ростов-на-Дону, 2006.

  7. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры. Пособие для деловых людей. – Ростов-на-Дону, 1997.

  8. Минцич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1996.

  9. Сопер П.Л. Основы искусства речи./ Пер. с англ. - М., 1991.

  10. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет. Русско-английские соответствия: Справочник. – М., 1990.

  11. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1994.

  12. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972.

  13. Шувалова Н. Этика и этикет деловых отношений: О стиле общения // Служба кадров. – М., 1999. №6. С.25-28.

Тема 3. Невербальное общение и его действенность в формировании имиджа.

Понятие невербального имиджа. Мимика. Улыбка. Действие взгляда. Пантомимика. Жесты, их сходство и различие у разных народов. Поза. Типы поз. Проксемика. Пространственные дистанции общения. Правила поведения современного человека в условиях скученности людей.

План семинарского занятия
  1. Невербальное общение и его результативность.

  2. Характеристика невербальных сигналов человека – мимика, улыбка, взгляд, пантомимика.

  3. Язык жестов.

Основные понятия и термины

Невербальная коммуникация, невербальный имидж, язык

жестов, мимика, межличностное пространство.

Вопросы для самопроверки
  1. Наибольшую информацию о других человек получает с помощью вербальных или невербальных сигналов?

  2. В каких жестах проявляется сходство между людьми и животными?

  3. Приведите национальные особенности жестов.

  4. Изменяются ли жесты во времени?

  5. Какое значение имеет знание невербальных сигналов в деловом общении?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Ю. Дондокова организация и проведение коммуникационных кампаний учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Дашицыренова Т.Г. – к.с.н., ст.преп. кафедры «Перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков» Бурятского государственного университета;
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» подготовлено к изданию (2)

    Учебно-методический комплекс
    Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
  3. Публикации 2009 года монографии

    Документ
    Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования Республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960-2002 гг.
  4. Федерации Ассоциация «Агрообразование»

    Документ
    И 88 Использование инновационных технологий в образовании : сборник докладов региональной учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава аграрных вузов Сибирского федерального округа (г.
  5. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.

Другие похожие документы..