Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как известно, энергосистема производит столько электроэнергии, сколько требуют в данный момент потребители (плюс расход на собственные нужды и потери)...полностью>>
'Документ'
Тобольск, Тобольский р-н, Уватский р-н, Вагайский р-н 8 7 070075 7/7 0701001 Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области г....полностью>>
'Документ'
«Независимое экспертное агентство «ЭКСПЕРТ-СЕРВИС» было создано по инициативе известного эксперта В.А. Одинцова в 1997 году из сотрудников Торгово-пр...полностью>>
'Документ'
Глухозаземленная нейтраль - нейтраль трансформатора или генератора, присоединенная непосредственно к заземляющему устройству. Глухозаземленным может ...полностью>>

Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления. Организация циклов с помощью блока «ветвление»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Блок-схемы алгоритмов. Переменные, присваивание значений. Ветвления. Организация циклов с помощью блока «ветвление».

Что нужно знать:

  • переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы

  • оператор присваивания (в Паскале обозначается сочетанием символов «:=») служит для записи нового значения в переменную (для изменения ее значения)

  • если в переменную записывают новое значение, старое стирается

  • знаки +, -, *, / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления

  • запись вида a := a + 2; – это не уравнение, а команда «прочитать текущее значение переменной a, добавить к нему 2 и записать результат обратно в переменную a»;

  • для наглядной записи небольших алгоритмов используют блок-схемы; они состоят из блоков разного назначения и соединительных линий со стрелками, которые показывают порядок выполнения блоков

  • в задачах ЕГЭ встречаются два блока: процесс (выполнение некоторых действий) и ветвление (условие, в зависимости от которого выполнение алгоритма продолжается по одной или другой «ветке» )

  • с помощью ветвления можно организовать цикл (многократное выполнение одинаковых действий), в этом случае в блок-схеме будет соединительная линия, идущая «в обратном направлении» (петля, замкнутый контур)

  • цикл на рисунке (выделен зеленым фоном) закончится только тогда, когда выполнится условие a = 256

Пример задания:

Запишите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма:

Решение (вариант 1, ручная прокрутка):

  1. по схеме видим, что алгоритм содержит цикл (есть петля, контур)

  2. ручную прокрутку удобнее всего выполнять в виде таблицы, в первом столбце будем записывать выполняемые команды, во втором и третьем – изменение значений переменных
    a и b

  3. после выполнения первого блока получаем

a

b

a:=1;

1

?

b:=1;

1

знак вопроса означает, что после выполнения первого оператора значение b не определено

  1. затем выполняется проверка условия; поскольку а не равно 256, ответ на вопрос «a = 256?» будет «нет»:

    a

    b

    a:=1;

    1

    ?

    b:=1;

    1

    a = 256?

    нет

  2. далее алгоритм уходит на выполнение тела цикла; здесь сначала меняется переменная a, а потом – b, причем нужно помнить, что для вычисления b используется новое значение a, равное 2, поэтому новое значение b равно

1 + 2 = 3:

a

b

a:=1;

1

?

b:=1;

1

a = 256?

нет

a:=a*2;

2

b:=b+a;

3

  1. после этого по стрелке переходим на проверку условия; поскольку = 2, ответ на вопрос «= 256?» снова будет «нет», и выполняется очередной шаг цикла:

a

b

a:=1;

1

?

b:=1;

1

a = 256?

нет

a:=a*2;

2

b:=b+a;

3

a = 256?

нет

a:=a*2;

4

b:=b+a;

7

  1. аналогично можно выполнить вручную все шаги цикла, результаты последнего из них выглядят так:

a

b

a:=a*2;

256

b:=b+a;

511

a = 256?

да

как только значение a стало равно 256, цикл завершает работу

  1. таким образом, верный ответ – 511 .

Возможные проблемы:

    • таблица получается длинной, много вычислений, можно запутаться

    • нужно не забыть, что при выполнении двух операторов в теле цикла к значению b добавляется уже новое значение a, полученное в предыдущей строке

    • не перепутайте переменную, значение которой нужно определить (можно по ошибке вписать в ответ полученное значение a)

Решение (вариант 2, анализ алгоритма):

  1. «прокрутив» начало алгоритма, можно заметить, что последовательные значения a – это степени двойки
    a = 1, 2, 4, 8, … 256

  2. поскольку оператор b:=b+a означает «взять текущее значение b, прибавить к нему текущее значение a и результат записать обратно в b», изменение b сводится к тому, что эти степени двойки складываются:
    b = 1 + 2 + 4 + 8 + … + 256

  3. теперь можно, конечно, сложить эти числа вручную (их всего 9), но можно заметить (или вспомнить), что сумма всех последовательных степеней двойки, начиная с 1, на единицу меньше, чем следующая степень двойки1 (первая, не вошедшая в сумму, здесь – 512); это легко проверяется по начальной части таблицы

  4. таким образом, верный ответ 512 – 1 = 511 .

Возможные проблемы:

    • для такого анализа требуется некоторое напряжение ума, здесь не обойтись формальным выполнением каких-то заученных действий

    • не всегда удается найти короткое решение, «свернув» алгоритм таким образом (в этом случае поможет ручная прокрутка)

1 Попробуйте доказать это, используя знания по теме «Двоичная система счисления».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "алгоритм"

    Документ
    Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi),
  2. Составление программы на языке программирования. Отладка и тестирование программы

    Документ
    2. Формализация задачи. (Здесь чаще всего задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений. Если решение требует математического описания какого-то реального объекта, явления или процесса, то формализация равносильна
  3. Предисловие 9 Раздел Общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе 11

    Контрольные вопросы
    Предлагаемый вниманию электронный учебник предназначен для студентов педагогических специально­стей вузов, изучающих курс «Методика преподавания ин­форматики с практикумом решения задач», или аналогич­ные курсы.
  4. Методические указания по выполнению контрольной работы №1 по дисциплине Информатика На тему: Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся алгоритмы для студентов II курса заочного отделения специальности

    Методические указания
    научиться самостоятельно находить информационную базу1 на основе знакомства с библиографическим фондом библиотеки и читального зала ВУЗа, с помощью электронной справки и других источников информации.
  5. Методическое и дидактическое обеспечение преподавания раздела «Алгоритмы и программы» в 5-11 кл. Исполнитель

    Реферат
    С одной стороны, как любая другая учебная дисциплина, курс информатики дает учащимся очень важный в современных условиях блок знаний, навыков и умений, которые многим выпускникам школ могут практически пригодиться в жизни.

Другие похожие документы..