Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс «Теория и практика квалификации преступлений» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного ...полностью>>
'Документ'
1. Орган сертифікації ТОВ МЦЯ «ПРИРОСТ» надає Послуги з сертифікації систем менеджменту (СМ), відповідно до заявки Замовника, шляхом проведення переві...полностью>>
'Документ'
Для успішного надання першої допомоги потерпілим при нещасному випадку в запасі у присутніх при цьому усього 1 – 2 хвилини. Якщо мозок потерпілого пр...полностью>>
'Доклад'
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №122 Центрального района Санкт-Петербурга создано на основании распо...полностью>>

Номинация: эмоционально-чувственное развитие детей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Плотавская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края

Номинация: эмоционально-чувственное развитие детей.

Выполнила: Казанцева

Любовь Николаевна

учитель русского язы-

ка и литературы

с. Плотава – 2009

Цель мероприятия: 1. Формирование умения осуществлять различные

роли, без которых невозможно взаимодействие чело-

века и природы, безболезненное и неопасное для

обеих сторон.

2. Развитие определенных оценочных суждений,

норм и социально значимых мотивов поведения.

3. Сформированность «критического» мышления,

умения предвидеть последствия своего поведения,

«экологическая» рефлексия.

Ход мероприятия:

1-ый чтец: Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

1-ый ведущий: «Кто посадит дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети» - эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословления перед всякими начинаниями.

2-ой ведущий: У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым деревом русских была и остается береза. У украинцев она –

1

«беззащитна дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис,

у таджиков – платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис – у греков, сосна – у фригийцев, омела – у кельтов…

2-ой чтец: Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. (С.Есенин)

3-ий ведущий: «В разных уголках Земли, - пишет французский этнограф Жак Бросс, - живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра земли и являлось осью вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления». Не удивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

4-ый ведущий: Действительно, во всех странах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – грушу. А, например, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высаживали дубок, дочь – сосну, тополь или березу.

2

5-ый ведущий: Марийцы-охотники спрашивали дорогу у деревьев, просили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовала традиция «усыновлять» отдельные деревья в священных рощах. Отличительным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на горных перевалах и границах деревень, сооружались защитные каменные насыпи. Нередко семья имела собственное священное дерево, растущее здесь же, возле дома.

3-ий чтец: Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты. (А.Фет)

6-ой ведущий: Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживешь долго: он как бы отдает часть своей силы. «Хорошим» деревом, дающим энергию, считалась береза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее есть поверье, что осина и тополь способны снять излишнее, «черное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.

7-ой ведущий: Благоговейно относились издавна люди к старым деревьям. У славян с их помощью лечили детей, например. От грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассвете – считается, что это то время, когда у дерева много сил. Ребенка три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он должен был заботиться о своем спасителе.

3

4-ый чтец: Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет. (С.Есенин)

1-ый ведущий: К деревьям-долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов. У многих народов было распространено поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украинцев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделавший это обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного человека. На Руси долго охранялись старые усадебные деревья. «Такие деревья рубить нельзя», - передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует и в Азербайджане.

1-ый чтец: Лес задумчивый овеян голубою дымкою,

Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.

Листья кленов пестрой стайкой

Тихо-тихо падают.

От реки притихшей веет

Легкою прохладою.

Молчаливые тропинки

В даль уходят синюю,

Над лесами пролетают

Стаи журавлиные. (А.Плещеев)

4

2-ой ведущий: С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на том месте, где прежде росли березы, так как их корчевку полагали грехом. Русские на Алтае были убеждены, что нельзя пить березовый сок («это все равно, что блуд творить») и что, пролившись на снег, он красит в кровавый цвет. В Киевской губернии ни один крестьянин не стал бы рубить или корчевать бузину, опасаясь как бы она не рассердилась и не наслала на семью несчастье. А кто сожжет бузину, у того домашняя птица погибнет и в печь ударит молния. Белорусы боялись сломать рябину, по их поверью, это грозит смертью.

3-ий ведущий: У тунгусов на Алдане снимать кору с березы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

4-ый ведущий: Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного отношения к деревьям, к самой природе, ко всему тому, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зеленые массивы от бездумной и зеленой вырубки (столь характерной для новейшего времени). Могут возразить: есть религиозные обычаи и обряды, которые свидетельствуют о прямо противоположном. Например, традиция ломать березу на Троицу или вербу в предпасхальную – «вербную» - субботу. А Рождество и Новый год с елкой, сосной или омелой? Все так, но исключения не противоречат правилу.

2-ой чтец: Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня. (А. Блок)

5

5-ый ведущий: В Европе в древности существовал лесной календарь, он был известен еще грекам. Английскому писателю Роберту Грейвсу удалось восстановить его. Деревья считаются покровителями тех, кто родился в «их» сроки. Береза: 24 декабря – 20 января; рябина: 21 января – 17 февраля; ясень: 18 февраля – 17 марта; ольха: 18 марта – 14 апреля; ива: 14 апреля – 12 мая; боярышник: 13 мая – 9 июня; дуб: 10 июня – 7 июля; остролист: 8 июля – 4 августа; лещина: 5 августа – 1 сентября; виноград: 2 сентября – 29 сентября; плющ: 30 сентября – 27 октября; калина: 28 октября – 24 ноября; бузина: 25 ноября – 22 декабря.

6-ой ведущий: Составители брали за основание лунный год, насчитывающий 364 дня (13 месяцев по 28 дней). К нему добавлялся еще один день (23 декабря), следовавший за днем зимнего солнцестояния, самым мрачным из всех: именно в этот день умирал год. Вот почему его символизировал тис, дерево смерти. Можно отметить такую закономерность, несомненно учтенную составителями в календаре: для каждого дерева указаны те сроки, когда оно предстает в полном своем расцвете – покрывается цветами либо щедро плодоносит.

7-ой ведущий: В наше время человек оказался не только отъединен от природы – он противостоит ей, и это неравное противодействие, хотя и с опозданием осознанное, грозит ему гибелью. Что же, ситуация безнадежная? Хочется верить, что это не так. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг убедительно показал, что образ дерева живет в качестве архетипа в индивидуальном и коллективном бессознательном. Значит, нити еще не порваны и восстановимы утраченные с природой связи, если только по следам своим вернуться вспять и не отбрасывать, как ненужный хлам, как груз предрассудков и пережитков, наивный и мудрый опыт предков.

3-ый чтец: Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем под корнями

Дерев, поимых родником,

Там, где обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над ними бредят их вершины

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины… (А.Фет)

6

Использованная литература:

1.Блок А. Стихотворения. Поэмы. – М., 2001.

2.Борейко В. Как относятся к деревьям разные народы. – «Начальная школа». – 1997. - №4.

3.Воробьева И.В. Люблю отчизну я… - М., 1985.

4. Есенин С.А. Избранные сочинения. – М., 1983.

5. Тютчев Ф., Фет А. Стихотворения. – М., 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

    Анализ
    Составители обзоров: Н. В. Громова, М. С. Данилова, В. В. Дилек, Л. Ю. Ильина, И. Р. Корчагина, Г. А. Кузьмина, О. Г. Ломоносова, Р. И. Миронова, Т. Н.
  2. Эстрадный вокал как средство развития музыкальных способностей

    Документ
    Тема педагогического опыта: «Эстрадный вокал - как средство развития музыкальных способностей и воспитания эмоционально – чувственной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста ».
  3. Конференция подготовлена в рамках реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями,

    Документ
    Актуальные проблемы социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  4. Работы творческой группы по художественно-эстетическому развитию детей

    Документ
    Детский сад художественно-эстетического развития обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание личности каждого ребенка с целью раннего выявления и развития музыкальных и творческих способностей детей 1 – 7 лет во всех видах
  5. З. Н. Новлянская (ред.), А. А. Адаскина, А. Б. Никитина, Н. Ф. Чубук Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. Трансформация игры в художественное творчество. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения

Другие похожие документы..