Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
При изготовлении интегральных схем очень важным является контроль технологических процессов. Хорошо организованный контроль обеспечивает высокий приц...полностью>>
'Курсовая'
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за по­следние пять с половиной лет реформ (с оценкой уровня благосостоя­ния) показывает, что ...полностью>>
'Рабочая программа'
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускул...полностью>>
'Регламент'
Приложение 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в п...полностью>>

Учебное пособие Оренбург 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

С.Д.Якушева

Основы педагогического мастерства

Учебное пособие

Оренбург 2004

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра общей педагогики

С.Д. Якушева

Основы педагогического мастерства

Учебное пособие

Для преподавателей и студентов вузов и колледжей

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

для студентов всех форм обучения

Оренбург 2004

ББК 74.00 я 7

Я 49
УДК 37(07)

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор

Комаров В.П.

доктор педагогических наук, профессор

Кузнецов В.В.

Якушева С.Д.

Учебное пособие дисциплины
Я 49 «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.

Isbn 5-7410-0009-x

Учебное пособие к.п.н. Якушевой С.Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям) вузов и колледжей при организации учебного процесса по дисциплине «Основы педагогического мастерства».

Переход на новое содержание педагогического образования, введение в учебный процесс инновационных программ, отражающих современные требования подготовки специалистов новой формации, дает возможность по-иному взглянуть на воспитание профессионала.

Автор опирается на современные достижения психолого-педагогической науки. Особое внимание в учебном пособии уделено практическим занятиям. Дан обширный материал упражнений и психолого-педагогических тестов. Значительное место уделено элементам тренинга, решению конфликтных ситуаций, культуре общения. Представлен словарь педагогических терминов и понятий.

Я- ББК 74.00 я 7

Isbn 5-7410-0009-x © Якушева С.Д., 2004

© рик гоу ОГУ, 2004

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Тематический план дисциплины…………………………………………………6

План лекционных занятий………………………………………………………..7

План семинарских занятий………………………………………………….…..15

Практические задания и упражнения……………………………………….….18

Темы рефератов………………………………………………………………...195

Контрольные вопросы по темам дисциплины……………………………….197

Рекомендуемая литература……………………………………………………200

Схемы и таблицы………………………………………………………………202

Список использованных источников……………………………..……….….212

Словарь педагогических терминов и понятий……………………………….213

Введение

Предметом изучения дисциплины «Основы педагогического мастерства» является овладение профессиональными знаниями. В «Государственном образовательном стандарте отмечается, что педагогическое мастерство играет первостепенное значение в становлении будущего профессионала, мастера своего дела. Отшлифовывая мастерство педагогического взаимодействия с коллективом педагогов и коллективом студентов, специалист овладевает коммуникативными и управленческими умениями и навыками.

Изучение данной дисциплины предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей основ педагогического мастерства с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками.

Целью преподавания дисциплины является воспитание гармоничного человека, формирование его педагогической культуры; творческое отношения к действительности; развитие способностей к самостоятельному восприятию; знание сущности педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала.

Задачи изучения дисциплины: повышение уровня педагогической культуры студентов; знание структурных элементов педагогического мастерства и их содержание; накопление знаний по технологии организации педагогического взаимодействия; овладение способами стимулирования активной познавательной и развивающейся деятельности обучающихся в процессе учебного знания, внеучебной деятельности; совершенствование профессионального мастерства педагога; организация учебно-воспитательной деятельности студентов; формирование личностной педагогической культуры.

Изучение курса «Основы педагогического мастерства» предназначено для более полного и глубокого осмысления и анализа предметов психолого-педагогического блока, являющихся неотъемлемой частью учебных дисциплин педагогики профессионального образования.

Дисциплина «Основы педагогического мастерства» - сложная отрасль педагогического знания, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями психолого-педагогических и социально-философских дисциплин. Вот почему материал данной дисциплины не поддается быстрому освоению, а содержание трудно запоминается с первого раза.

Для изучения данной дисциплины необходима определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом, важнейшей характеристикой, которой является ее внутренняя упорядоченность.

На помощь приходят схемы и таблицы, точно классифицируя, они выявляют зависимость, обобщают и представляют в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде изучаемый материал.

Схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию.

Включенные в учебное пособие они позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении педагогического мастерства. Каждая из схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса педагогических знаний, которые могут затем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде.

В результате изучения дисциплины студент имеет представление: об организации и проведении процесса профессионального обучения и воспитания на основе комплексного и эффективного использования всех элементов педагогического мастерства; об осуществлении психолого-педагогического анализа и умении оценить эффективность целостного педагогического процесса и отдельных его элементов; о привольности выбора темы, определении объекта и предмета исследования и оформлении результатов.

Тематический план

дисциплины "Основы педагогического мастерства"

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудит. работа

ЛЗ

СЗ

ПЗ

Самоподготовка

1

Педагогическое мастерство и его значение

4

2

2

2

Содержание педагогического мастерства, пути его формирования

8

2

2

4

3

Мастерство педагогического управления

4

2

2

4

Мастерство педагога в управлении образовательным процессом

8

2

2

4

5

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

24

4

4

4

12

6

Мастерство педагогического общения

16

4

2

2

8

7

Культура речи педагога

16

2

2

4

8

8

Искусство устного и публичного выступления

12

2

4

6

9

Организация педагогического взаимодействия

12

4

2

6

10

Педагогическое разрешение конфликтов

16

2

2

4

8

Итого

120

26

16

18

60

Планы лекционных занятий

На лекционных занятиях рекомендуется изучение материала по основам педагогического мастерства; осмысление специфики и направленности деятельности педагога; исследование основных категорий и характеристик, приемов и способов мастерства педагога; воспитание речевой культуры, искусству устного и публичного выступления; постижение и разрешение конфликтных

ситуаций; овладение техникой и культурой общения.

1 Педагогическое мастерство и его значение

План занятия

  1. Педагогическое мастерство и деятельность.

  2. Специфика педагогической деятельности.

  3. Педагогическое мастерство как система.

  4. Гуманистическая направленность личности педагога.

  5. Профессиональное знание.

  6. Педагогические способности.

  7. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

Литература, рекомендуемая для изучения темы

  • Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999.

  • Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. – М., 1998.

  • Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

  • Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

  • Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М., 1997.

  • Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

  • Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов.

педагогика.-1991.-№9.-С.80.

Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность. Понятие педагогического искусства и педагогического мастерства. Мастерство педагога – профессиональное управление педагогической деятельностью. Специфика педагогической деятельности. Педагогическое мастерство как система. Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональное знание. Педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога –

мастера. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

2 Содержание педагогического мастерства и пути его формирования
План занятия
  1. Пути формирования и реализация педагогического мастерства.

  2. Основные компоненты педагогического мастерства.

  3. сущность и основные компоненты педагогического искусства.

  4. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства.

  5. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического

мастерства.

  1. Мастерство педагога и опыт обучающего.

Литература, рекомендуемая для изучения темы
  • Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону, 1999.

  • Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. – Минск, 1978.

  • Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1999.

  • Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

  • Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – м., 1998.

  • Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений.

– М., 2002.

Пути формирования и реализация педагогического мастерства. Основные компоненты педагогического мастерства. сущность и основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства. Мастерство педагога и опыт

студента (учащегося).

3 Мастерство педагогического управления

План занятий
  1. Педагогическое управление.

  2. Внутриколледжное – училищное - школьное управление и менеджмент.

  3. Организационные формы внутришкольного, внутриучилищного и внутриколледжного управления.

  4. Основные признаки государственного управления.

  5. Основные признаки общественного управления.

  6. Основные принципы социального управления.

  7. Общие принципы управления педагогическими системами.

Литература, рекомендуемая для изучения темы
  • Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб., 2003.

  • Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.

  • Канаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – Псков, 1993.

  • Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / в.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – м., 1998.

  • Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоаева и др.; Под. ред. Л.П. Крившенко. – М.. 2004.

  • Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск, 1999.

  • Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

  • Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогическо-

го менеджмента / Под ред. П.И. Третьякова. – М., 2001.

Педагогическое управление. Внутриколледжное, внутриучилищное и внутришкольное управление (отличительные особенности). Организационные формы внутришкольного, внутриучилищного и внутриколледжного управления. Понятия и функции внутришкольного, внутриучилищного и внутриколледжного управления. Организационные формы управленческой деятельности. Основные признаки государственного управления. Основные признаки общественного управления. Основные принципы социального управления. Общие

принципы управления педагогическими системами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская федерация негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документ
    «Военно-исторические чтения, посвященные 65-летию Победы советского народа в годы Великой Отечественной войны, проводятся с целью объединения студентов высших и средних учебных учреждений, преподавателей, ветеранов, тружеников тыла
  2. Российская федерация негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Документ
    ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИКЛА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет федерального (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (28)

    Документ
    Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям,
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.

Другие похожие документы..