Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Защита состоится 15 января 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени докт...полностью>>
'Урок'
Современные концепции начального образо­вания исходят из приоритета цели воспита­ния и развития личности младшего школь­ника на основе формирования у...полностью>>
'Урок'
Цель: открыть в рассказе «Матрёнин двор» вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечнос...полностью>>
'Доклад'
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов з...полностью>>

Урок 7 класс Тема урока «Восстание Е. Пугачёва »

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок

7 класс

Тема урока «Восстание Е.Пугачёва ……… »

Афоризм урока «Оправдайте, не судите , но назовите зло злом».

Федор Достоевский (русский писатель).

Познавательная цель:

-привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование ДМК .

-усвоение причин ,состава участников, итогов восстания

- способствовать формированию информационных. умений (работать с различными источниками , изложение информации в виде тезисов, умению строить монологический ответ)

Развивающая цель :

-создание условий уч-ся для развития их как самоизменяющихся субъектов

-развитие ассоциативного мышления ,через математическое моделирование

-способствовать формированию приёмов умственной деятельности( сравнение , аналогии , обобщение, анализ)

-актуализировать личностный смысл уч-ся к изучению темы

Тип урока:

По соотношению структур. звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Урок беседа с элементами практикума

По характеру деятельности - Проблемный урок

Методы :

Информационные:

-беседа ,рассказ, интервью

Операционные :

-работа с алгоритмом,

- самостоятельная работа

Творческие:

Анализ конкретных ситуаций, обсуждение, творческий диалог. диалог, проблематизация , имитационная игра, моделирование

Модули урока:

1 Мотивационный

2.Организационый

3. Усвоения новых знаний

4. Закрепление

5. рефлексии.

1 этап Мотивационный .

Учитель: Наш урок сегодня будет посвящен крестьянскому восстанию против правления Екатерины II .Восстание проходило под руководством Емельяна Пугачёва.

  • Вы ещё ничего не знаете об этом восстании ,но я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. она записана на доске, но я сделала в ней пропуск .

  • Я предлагаю вам 2 варианта .Каждый из вас может проставить любое из предложенных слов.

  • Это

  • не

Я прошу вас записать полученную тему в тетрадь и хочу услышать ваше мнение.

Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их.

Учитель: Мнения разошлись, поэтому я прошу вас определить задачи нашего урока, чем мы будем заниматься?

Учащиеся: высказывают суждения

Учитель : Цель урока , познакомившись с восстанием под руководством Е. Пугачёва, мы должны оценить его с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла.

Поэтому афоризмом урока я выбрала слова Достоевского «Оправдайте, не судите , но назовите зло злом»

2 этап Организационный

  • Каждый из вас должен найти своё решение этого вопроса ,ведь у каждого человека своё понимание добра и зла

  • Чтобы определить восстание это зло или нет , мы будем работать с заданиями , которые лежат перед вами ,и я прошу вас в тетради нарисовать 2 чаши весов, и подписать их

Добро Зло

Учитель: На эти чаши мы будем класть поступки и мысли людей.. И может быть, к концу урока , взвесив свои чаши, на тему урока вы посмотрите по другому

Это не первое восстание ,которое мы изучаем , поэтому я думаю вы уже можете сами назвать мне план , алгоритм изучения любого восстания,

Учащиеся: называют план

План:

1. Дата

2. Причина

3. Предводитель и участники

4. Ход

5. Итоги и значение

3 ,4 этапы Усвоения новых знаний и одновременного закрепления.

Учитель:

  1. Дата: 1773-1775гг

  2. Я думаю вы уже сейчас можете предположить, почему в эпоху Екатерины Великой произошло такое крупное восстание крестьян., но это было бы для вас слишком легко, поэтому я предлагаю вам 3 афоризма из книги мудростей ,они помогут вам сформулировать причины восстания ,подтвердите их примерами.

Учащиеся : читают задание №1

    • « Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

    • Когда все остальные права человека будут нарушены ,право на восстание становится бесспорным» У. Пейч

    • «справедливость должна быть сильной ,а сила справедливой» Б. Паскаль

Учитель: Какие мысли можно положить на чашу?

Учащиеся: высказывают суждения

  1. Учитель: второе ,что мы должны выяснить это …. Руководитель и .участники восстания

Руководителем стал Емельян Иванович Пугачев - донской казак, бывший участник Семилетней и

русско-турецкой войны ,выдавший себя за спасшегося царя Петра Федоровича Он порождал слухи, что “манифест о вольности крестьянской” был уже подготовлен царем, но “злые дворяне” решили его скрыть и совершили покушение на его жизнь, жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за Правду и возвращение трона;

На сегодняшний день известно почти 40 лжепетров 3 ,почти все они выступали против

Екатерины2 , отобравшей престол у своего мужа. Самыми известными его помощниками были И. Зарубин (Чика), И. Белобородов, А. Соколов, по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев и др.

Учитель : Чаша, есть мысли ?

Учащиеся: высказывают суждения

Учитель : Для того ,чтобы выяснить участников выполним задание № 2 тест ,выберите те группы людей которые могли участвовать в восстании ,объясните свой ответ.

1. рабочие мануфактур

  1. крестьяне

  2. дворяне-помещики

  3. старообрядцы

Учащиеся: читают задание ,высказывают суждения

Учитель: В движении приняли участие яицкие казаки, ставшие главной военной силой восстания, крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артиллерией, народы Поволжья (башкиры, татары, калмыки)

Мы с вами познакомились с причинами ,участниками, но этого недостаточно ,чтобы оценить восстание мы должны познакомиться с действиями восставших ,с ходом восстания

Обратимся к карте. Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье Началось оно в районе реки Яик ,сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское море.

Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков , но он увеличивался с каждым днём ,так как толпы беглых крестьян и работных людей присоединялись к нему .Это было уже мощное войско ,которое начало продвигаться к району уральских гор ,где находилось много заводов .

По дороге Пугачёву удалось захватить множество мелких и крупных городов. Были на его счету поражения и победы.

Назвав себя императором Петром 3,Пугачёв создаёт своё правительство, военную коллегию , щедро жалует своих соратников графским титулом., издаёт царские указы, манифесты

Познакомимся со знаменитым пугачевским манифестом

Учащиеся : читают задание № 3

1 часть « ...Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем вольностию и свободою ,владением землями и другими угодьями, не требуя подушных и протчих денежных податей,.»

Учитель: Вопрос?

А теперь предположим ,что Пугачёву удалось захватить власть ,свергнуть Екатерину и стать царём , что могло ожидало нашу страну? Может быть вам поможет фраза: «Холоп не мечтает о свободе , холоп мечтает о своих холопах»

Учащиеся: высказывают суждения:

  • Быть рабами нашей короне (всё равно рабы)

  • Не брать налоги ( а как же казна ,бюджет)

  • Наградить землями (а кто будет работать на них)

  • Он ничего не меняет в структуре гос-ва, т.е он не знает как устроено гос-во

Учитель: Чаша ?

Учащиеся: высказывают суждения

Учащиеся : читают задание

2 часть «...кои прежде были дворянами в своих поместьях — оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имение брать себе в награждение...

Указ от 31 июля 1774 г,

Учитель : Вопрос? Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие?

Учащиеся : делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие

Учитель : Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной

Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток- Господское имущество делили между собой

Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.».

Вопрос :Можно ли их оправдать? Можно ли отвечать насилием на насилие ?

Учащиеся высказывают мнение.

Учитель : Это ваше мнение ,а хотелось бы вам услышать мнение по этому вопросу одного из величайших мыслителей ,известного писателя Льва Ник. Толстого.? Давайте побеседуем с ним. (Приглашается ученик с заранее записанными ответами)

Учитель : организует ролевую игру «Беседа с Л.Н.Толстым»

Вопрос: Уважаемый Лев Николаевич ,позвольте задать вам несколько вопросов?

Лев Николаевич ,на ваш взгляд почему так много зла на земле?

1 Ответ:

Всё вокруг построено на насилии: государство творит насилие над своими подданными, родители над детьми, учителя над учениками

Вопрос:

Значит восстание против этого насилия –добро?

2 Ответ:

Угнетенные поднимаясь на восстание ,снова творят зло.. снова текут реки крови, и снова страдают люди. Насилие порождает только насилие .

Вопрос :

А какой выход могли бы предложить Вы?

3 Ответ:

Если не отвечать насилием на насилие, злом на зло, простить и даже полюбить врагов своих (подняться над обидами и оскорблениями), то исчезнет зло. Другого пути нет .

Вопрос: Т.Е ,если я вас правильно поняла, это как в математике ,если величину умножить на нуль , получается нуль?

4 Ответ: пишет на доске

Да, к примеру 1 человек несёт зло (х зла) и сталкивается с другим человеком ,который не отвечает злом(т.е 0 зла),то получится (х умножаем на 0 =0),т.е зло=0 , оно исчезнет.

Спасибо Лев Николаевич за то, что вы уделили нам внимание.

Учитель : Итак ,ребята ,вы можете согласиться с нашим уважаемым гостем ,а можете остаться при своём мнении .

Вопрос к классу: Имеем ли мы право осуждать восставших за применение насилия ?

Беседа с классом

Учитель обобщает вывод : Мы не имеем права ,разве мы сами никогда не применяли насилие и не были жестоки, не проявлял агрессию против другого. Не суди ,да не судим будешь написано в Библии.

Какую мысль положим на чашу ?

Учащиеся : высказывают суждения

Учитель : Чем же завершился этот народный бунт?

В августе 1774г. измотанные и плохо вооруженные отряды Пугачева подошли к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Пугачев с небольшой группой

переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки. Его в железной клетке привёз в Москву наш великий полководец Суворов. В январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади, который вел себя достойно и мужественно. Он был приговорён к жестокой казни четвертованию ,но в последний момент Екатерина смилостивилась и разрешила сначала отрубить голову ,а затем конечности

Восстание было жестоко подавлено.

Генерал Панин, который преследовал Пугачёва подверг наказаниям несколько десятков тысяч человек: «Города, селения и дороги в Поволжье были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повешенных повстанцев, которых запрещалось снимать и хоронить месяцами» По Волге плыли плоты с колыхавшимися трупами повешенных.

Разгневанная Екатерина ,чтобы стереть из памяти народа это событие приказала переименовать реку Яик в реку Урал,а яицких казаков в уральских.

Восстание подавлено ,но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение вы узнаете из задания № 4

Учащиеся : читают задание №4 и выказывают суждения.

Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «:Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...

Учитель:

  • Итак ,мы познакомились ещё с одним народным бунтом.18 века

Оценили его. История доказывает нам ,в отношениях между гос-вом и народом и в отношениях людей ,наступают изменения в лучшую сторону. Реже применяется насилие ,соблюдаются права человека И основой отношений между людьми стал поиск компромисса , терпимость к мнению других ,мы должны стремиться понять друг друга и искать ,что то среднее, что устраивало бы 2 человек, даже враждебно настроенных.

Вернёмся к математике ,говорят она ум в порядок приводит ,и может нам помочь..

Перед вами математическая модель ,с помощью которой мы можем представить модель человеческих отношений ,прогнозировать отношения между 2 людьми ,враждебно настроенными друг к другу. Может быть кто-то попытается нам объяснить её.

Учащиеся : размышляют над заданием и высказывают предположения.


-5………….0………..…..+5

Учитель : Между 2 людьми вражда= 10 единиц, они должны сделать по 5шагов навстречу друг другу ,сделать одинаковое

кол-во уступок, тогда вражда будет =0

5 этап Рефлексии

Учитель : Я попрошу вас прочитать 2 высказывания записанные на доске , обдумать их , выйти к доске и поставить букву под одним из двух афоризмов:

У- если вы точно убеждены ,что так должно быть

С- если сомневаетесь, но склоняетесь к этой мысли

Н- если вы не определились

На доске 2 афоризма:

    1. «Добро должно быть с кулаками»(С Куняев поэт)

    1. Чем отомстить своему врагу? Старайся делать ему как можно больше добра.

(Эпиктет)

Учитель : Я думаю пора подвести итог урока, взвесим всё ,что вы положили на чашу весов и вернёмся к теме урока

  • Прочитайте то, что вы написали в начале урока. И если кто-то решил поменять тему напишите сверху другой вариант.

  • Главный урок ,который мы должны вынести ,что самое трудное это определиться и сделать правильный выбор ,мы не можем ни судить не оправдывать ,но мы должны называть вещи своими именами, зло злом ,добро добром ,но то что мы задумались об этом это уже шаг вперёд.

  • Я думаю ,что вы не будете плодить зло ,а во всём будете искать компромисса.

  • Спасибо за совместный и трудный поиск истины

  • Домашним заданием для вас будет выяснить мнение ваших родителей по вопросу «Восстание это зло?»

Задания к уроку Восстание Пугачёва….

Задание №1 Используя эти афоризмы , сформулируйте причины восстания , подтвердите их примерами:

  • Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных .

Ф. Энгельс

    • Когда все остальные права человека будут нарушены ,право на восстание становится бесспорным . У. Пейч.

    • Справедливость должна быть сильной ,а сила справедливой. Б. Паскаль

Задание № 2 Тест .

Выберите те группы людей, которые могли участвовать в восстании ,объясните свой ответ.

1. рабочие мануфактур

  1. крестьяне

  2. дворяне-помещики

  3. старообрядцы

Задание №3. Манифест Пугачёва от 31 июля 1774 г.

1 часть « ...Жалуем сим именным указом всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем вольностию и свободою ,владением землями и другими угодьями, не требуя подушных и протчих денежных податей.»

Вопрос?

А теперь предположим ,что Пугачёву удалось захватить власть ,свергнуть Екатерину и стать царём , что могло ожидать нашу страну? Может быть вам поможет фраза: «Холоп не мечтает о свободе , холоп мечтает о своих холопах»

2 часть «...коих прежде были дворянами в своих поместьях — оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имение брать себе в награждение...»

Вопрос? Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие ?

Задание №4.

Историк Н. Я. Эйдельман:

«Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...»

Задание №5

Я попрошу вас прочитать 2 высказывания , записанные на доске ,обдумать их , выйти к доске и поставить букву под одним из них:

У- если вы точно убеждены ,что так должно быть

С- если сомневаетесь, но склоняетесь к этой мысли

Н- если вы не определились



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок технологии в 7 классе Тема: Построение чертежа ночной сорочки

    Урок
    2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске). Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа ночной сорочки. В ходе урока вы познакомитесь с видами и фасонами женской плечевой одежды, изготовленной на основе выкройки ночной сорочки.
  2. Урок по теме «Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Урок
    Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А.С. Пушкина, исторических событий того периода, уяснение факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства,
  3. Конспект урока истории в 8 классе Тема: Александр Васильевич Суворов

    Конспект
    Цель: Познакомить с биографией, личностными качествами, военными успехами великого полководца А.В. Суворова. Формировать умение свободно высказывать своё мнение (подтверждение права на ошибку) на исторические события, аргументируя свои мысли.
  4. План урока по информатике в 7 классе Тема: «Файл. Файловая система»

    План урока
    3. Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, уважение к товарищам, умение работать в паре и группе.
  5. Тема урока Кол-во (6)

    Урок
    Понимать принципы и способы периодизации всемирной истории; важ­нейшие методологиче­ские концепции истори­ческого процесса, взаи­мосвязь и особенности истории России и мира

Другие похожие документы..