Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Короткий опис діяльності установи   Центр освіти дорослих (CEA-Alto Guadalentín) є державною установою, в рамках Відділу Освіти Автономної спільноти ...полностью>>
'Программа'
Уважаемый (ая) !Приглашаем Вас принять участие в работе Шестой международной научной школы «Наука и инновации – 2011», которая состоится на базе ГОУ ...полностью>>
'Документ'
Трудно найти россиянина, который на сегодняшний момент ни разу не сталкивался бы с навязчивой вербовкой со стороны адептов тоталитарной секты, именую...полностью>>
'Доклад'
Монополістична конкуренція — вид конкуренції, що може виник­нути за великої кількості продавців, що реалізують диференційовану про­дукцію на ринку з ...полностью>>

Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА

Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных

категорий застрахованных работников

ОХРАНА ТРУДА

КУРС ЛЕКЦИЙ
для руководителей

образовательных учреждений

Том 1

Москва 2008

УДК 331.45+331.458 (075)

О 926

Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – Т.1.- 526с.

Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение охраны труда руководителей образовательных учреждений.

Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс.

Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельных категорий застрахованных.

Том 1.

Собственно курс лекций состоит из четырех частей:

Часть 1 – Основы охраны труда;

Часть 2 – Основы управления охраной труда

Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.

Часть 4 – Социальная защита работников на производстве.

Том 2.

Во 2 томе приведены некоторые документы практического использования – инструкции по охране труда и безопасности образовательного учреждения.

Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов.

Курс лекции одобрен и рекомендован к печати Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы.

Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н. профессор (Пермский государственный университет)

Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области)

Национальная ассоциация центров охраны труда

Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс: (495) 164 39 59

E-mail: vcot-nnn@

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1
Основы охраны труда 8

ЧАСТЬ 2
Основы управления охраной труда в организации 138

ЧАСТЬ 3
Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности 277

ЧАСТЬ 4
Социальная защита пострадавших на производстве .374

ЛИТЕРАТУРА 497

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 17 мая 2004 г., с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей.

В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний работников, травматизма воспитанников и обучающихся, а также аварий и инцидентов в образовательных учреждениях.

Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов.

В качестве таких разделов выделены:

1) Основы охраны труда;

2) Основы управления охраной труда в организации;

3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;

4) Социальная защита пострадавших на производстве.

Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий.

Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями.

Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда.

В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа.

Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос.

Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса.

Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях.

Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.

Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема.

Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики.

Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда и учебы к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте.

Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний.

Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания.

Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы.

В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу.

Введение в курс лекций

Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.

Вот здесь-то руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии.

Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.

Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!

Если учесть, что вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в образовательных учреждениях.

Безопасность нормального функционирования образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненного важных интересов личности (обучающихся, воспитанников и сотрудников/работников) и общества (включая собственников образовательного учреждения).

Обеспечение безопасности – сложная организационно-техническая задача, успешное решение которой возможно только при условиях, не позволяющих реализоваться опасностям. Одним из таких важнейших условий является постоянное продуманное целенаправленное противостояние опасностям, требующее постоянных затрат организационных (человеческих), материальных (овеществленных) и финансовых (денежных) ресурсов.

Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ (или образовательного учреждения) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией обучения на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности.

А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и безопасное функционирование образовательного учреждения, а, во-вторых, организовать работу по охране труда и безопасности в руководимом им учреждении/подразделении.

Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать.

Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда и безопасности образовательного учреждения в пределах минимума, необходимого руководителю образовательного учреждения или его подразделения.

Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства.

Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается только наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.

Для образовательных учреждений работодателем выступает учреждение – юридическое лицо, заключившее договор с работником. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель учреждения, а в подразделении – руководитель данного подразделения.

Заметим, что руководитель образовательного учреждения отвечает и за безопасность самого образовательного учреждения (в первую очередь от пожара), и за безопасность всех его сотрудников и обучающихся/воспитанников (в первую очередь от массового отравления и от инфекционных заболеваний, а также «детского» и производственного травматизма).



ОХРАНА ТРУДА

Курс лекций
для руководителей образовательных учреждений

в 5 частях

Часть 1.
Основы охраны труда

(первый день занятий)

Содержание

ОХРАНА ТРУДА 1

Тема 1.1.
Трудовая деятельность человека 24

Вопрос 1.1.1.
Общие понятия о трудовой деятельности человека 24

Вопрос 1.1.2.
Общие сведения об организме человека 27

Вопрос 1.1.3.
Организм человека и внешняя среда 33

Вопрос 1.1.4.
Условия труда 36

Тема 1.2.
Основные принципы обеспечения безопасности 44

Вопрос 1.2.1.
Понятие «безопасность» и «безопасность труда» 44

Вопрос 1.2.2.
Идентификация опасностей и оценка риска 47

Вопрос 1.2.3.
Основные принципы обеспечения безопасности 49

Тема 1.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 51

Вопрос 1.3.1.
Понятие «охрана труда» 51

Вопрос 1.3.2.
Понятие социально приемлемого риска 52

Вопрос 1.3.3.
Основные принципы обеспечения охраны труда 53

Вопрос 1.3.4.
Состояние условий труда в Российской Федерации 54

Вопрос 1.3.5.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда 55

Вопрос 1.3.6.
Экономическое обеспечение охраны труда 57

Тема 1.4.
Основные положения
трудового права 61

Вопрос 1.4.1.
Основные понятия трудового права 61

Вопрос 1.4.2.
Международные трудовые нормы 63

Вопрос 1.4.3.
Нормы российского трудового права 65

Вопрос 1.4.4.
Трудовой договор между работником и работодателем 67

Вопрос 1.4.5
Дисциплина труда и методы ее обеспечения 79

Вопрос 1.4.6.
Внутренний трудовой распорядок 80

Вопрос 1.4.7.
Соблюдение режима труда и отдыха 81

Вопрос 1.4.8.
Социальное партнерство 84

Вопрос 1.4.9.
Особенности регулирования труда женщин 88

Вопрос 1.4.10.
Особенности регулирования наемного труда молодежи 92

ТЕМА 1.5.
Правовые основы обеспечения безопасности и охраны труда 95

Вопрос 1.5.1.
Правовые источники безопасности и охраны труда 95

Вопрос 1.5.2.
Нормативные документы МОТ по охране труда 96

Вопрос 1.5.3.
Государственная политика в сфере охраны труда 97

Вопрос 1.5.4.
Гарантии права работников на безопасный труд 100

Вопрос 1.5.5.
Правовые основы безопасности образовательного учреждения 101

Вопрос 1.5.6.
Правовые основы обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, персонала 103

Тема 1.6.
Государственное регулирование
в сфере охраны труда 105

Вопрос 1.6.1.
Основные принципы государственного регулирования
в сфере охраны труда в рыночной экономике 105

Вопрос 1.6.2.
Государственное управление охраной труда 107

Вопрос 1.6.3.
Регулирование деятельности работодателя через региональные рынки услуг по охране труда 110

Вопрос 1.6.4.
Государственный контроль и надзор за соблюдением
трудового законодательства и охраной труда 111

Вопрос 1.6.5.
Органы государственного специализированного надзора 112

Вопрос 1.6.6.
Государственная экспертиза условий труда 114

Вопрос 1.6.7.
Организация общественного контроля 115

Тема 1.7.
Государственные нормативные требования охранЫ труда 117

Вопрос 1.7.1.
Основы принятия и применения
государственных нормативных требований охраны труда 117

Вопрос 1.7.2.
Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда 118

Вопрос 1.7.3.
Нормативные акты по безопасности 121

Вопрос 1.7.4.
Закон о техническом регулировании 126

Вопрос 1.7.5.
Действие локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права 127

Тема 1.8.
Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка 129

Вопрос 1.8.1.
Основные типы работников 129

Вопрос 1.8.2.
Трудовые обязанности работника 137

Вопрос 1.8.3.
Права и трудовые обязанности работника
по охране труда 139

Вопрос 1.8.4.
Ответственность работников по соблюдению требований охраны труда 142

Тема 1.9.
Обязанности и ответственность
должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда 145

Вопрос 1.9.1.
Должностные лица и их обязанности 145

Вопрос 1.9.2.
Ответственность должностных лиц 150

Тема 2.1.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 158

Вопрос 2.1.1.
Обязанности работодателя по охране труда 158

Вопрос 2.1.2.
Основные мероприятия по организации работы по охране труда и безопасности образовательного учреждения 162

Вопрос 2.1.3.
Служба охраны труда образовательного учреждения и ее функции 166

Вопрос 2.1.4.
Распределение обязанностей работодателя
по охране труда среди работников 172

Вопрос 2.1.5.
Организация контроля по охране труда 173

Вопрос 2.1.6.
Использование услуг специализированных организаций
в сфере охраны труда 176

Тема 2.2.
Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда 177

Вопрос 2.2.1.
Общие понятия о внутренней мотивации человека 177

Вопрос 2.2.2.
Человеческий фактор в обеспечении безопасности 178

Вопрос 2.2.3.
Общие принципы подбора работников 179

Вопрос 2.2.4.
Управление мотивацией деятельности работников
по охране труда 181

Вопрос 2.2.5.
Организация смотров-конкурсов по охране труда 184

Вопрос 2.2.6.
Понятия «культура охраны труда», «культура безопасности» 186

Вопрос 2.2.7.
Всемирный день охраны труда 186

ТЕМА 2.3.
Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда 187

Вопрос 2.3.1.
Работники и их доверенные лица 187

Вопрос 2.3.2.
Комитеты (комиссии) по охране труда 188

Вопрос 2.3.3.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда 191

Вопрос 2.3.4.
Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в учреждении 192

Вопрос 2.3.5.
Коллективный договор 192

Тема 2.4.
Организация системы управления охраной труда 197

Вопрос 2.4.1.
Внедрение современных систем управления –
веление времени и глоболизации экономики 197

Вопрос 2.4.2.
Основные принципы, элементы, понятия и термины современных систем управления 202

Вопрос 2.4.3.
Основные документы по системам управления охраной труда 205

Вопрос 2.4.4.
Требования к системе управления охраной труда 208

2.4.4.1 Общие требования 208

2.4.4.2. Политика учреждения в области охраны труда 209

2.4.4.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им 210

2.4.4.4. Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда 211

Вопрос 2.4.5.
Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 212

2.4.5.1. Структура работ и распределение ответственности 212

2.4.5.2. Распределение обязанностей по охране труда 213

2.4.5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала 214

2.4.5.4. Информирование и инструктирование персонала 214

2.4.5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям 215

2.4.5.6. Передача и обмен информацией 215

2.4.5.7. Документация системы управления охраной труда 215

2.4.5.8. Управление производственно-технологическими операциями 217

Вопрос 2.4.6.
Контроль результативности охраны труда 218

2.4.6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда 218

2.4.6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия 219

2.4.6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия 220

2.4.6.4. Записи и управление записями 220

2.4.6.5. Аудит системы управления охраной труда 220

Вопрос 2.4.7.
Рассмотрение (анализ) руководством образовательного учреждения функционирования системы управления охраной труда 222

Вопрос 2.4.8.
Действия по совершенствованию СУОТ 223



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми и подростками.

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации разработаны руководителем цен­тра профилактики вредных привычек Архангельского областного психоневрологического диспансера Н.
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №88 Кафедра новых информационных технологий Формирование икт компетенции руководителя образовательного учреждения (Методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениями и концепциями
  3. Курс лекций. (для слушателей, обучающихся на заочной форме обучения) Санкт-Петербург

    Курс лекций
    Гибов В.В., Огородников А.А. Правоохранительные органы России. Курс лекции (для слушателей, обучающихся на заочной форме обучения). - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1 .
  4. Курс лекций для студентов идпо специальностей «Юриспруденция» (2)

    Курс лекций
    Е.В. Уракова. Трудовое право: Курс лекций (часть 2) для студентов специальности «Юриспруденция» Института допол-нительного профессионального образования.
  5. Курс лекций для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов экономических специальностей и менеджеров предприятий

    Курс лекций
    Одобрено методической комиссией экономического факультета 23.02.2006 (протокол № 7) и научно-методическим советом академии 09.03.2006 (протокол № 6).

Другие похожие документы..