Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В статті розглядається проблема Інтернет-залежності і її впливу на формування особистості молодої людини. Акцент зроблено на необхідності розробки кр...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа курса «Литература» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специал...полностью>>
'Документ'
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения, таблицы и пр...полностью>>
'Документ'
2. Поле диполя. Поле как форма материи. Поток вектора напряженности. Теорема Остроградского-Гаусса. Методика применения теоремы к расчету простейших с...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра Философии и социологии права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Для специальности 030501 – юриспруденция

(сокращенные сроки)

Составители рабочей программы

Д.и.н., профессор Шумилов Е.Ф.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «29» мая 2007 г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/

Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2007

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС)

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СС-021100-17(К) – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

(СОКРАЩЕННЫЕ СРОКИ)

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Юрист должен уметь:

    • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

    • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

    • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

    • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

    • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

    • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;

    • предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

    • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин:

Юрист должен:

    • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, пра­вовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социаль­ным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным созна­нием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы лю­дей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполне­нии принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

    • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Дисциплины направления

ГСЭ.Ф.03. Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XI11 -ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Рос­сия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Данный курс входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, адресуясь студентам первого года обучения, изучающим одновременно философию и историю государства и права России .

Для успешного изучения курса студент уже должен обладать некоторыми начальными представлениями о проблематике гуманитарных и социально-экономических наук.

Основу курса составляют исследования сути культуры, ее происхождения, развития и ее взаимодействия с другими сферами человеческого бытия.

Программа курса включает в себя 26 основных тем лекций, дополняясь практическими занятиями (по выбору) и контрольными работами (по выбору – в зависимости от круга интересов студента).

Оценка знаний и умений студентов проводится в форме зачета (два вопроса из ста), а также через контрольную работу, предполагающую умение самостоятельно искать, анализировать и излагать материал из сферы истории.

ЦЕЛИ КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Курс «Отечественная история» предназначен для студентов дневной формы обучения Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета.

Цели изучения курса – дать понять об истории как одной из важнейших форм самосознания людей, приучить студента к историческому мышлению, пробудить патриотические чувства гордости за историю России (и Удмуртии как ее неотъемлемой части).

Задачи курса:

  • выявление исторического своеобразия различных периодов в истории России с древности до наших дней;

  • характеристика выдающихся исторических деятелей, определявших политическое, экономическое и культурное развитие России в различные периоды;

  • показ на примере России необходимости целостного видения исторического процесса в единстве всех его характеристик;

  • характеристика своеобразия различных типов исторических источников и вспомогательных исторических дисциплин.

По итогам изучения данного курса студенты должны знать и уметь следующее:

  • основные этапы исторического развития России;

  • своеобразие истории и культуры различных этносов России, в том числе удмуртов;

  • особенности истории Удмуртии как неотъемлемой части России;

  • Исторические особенности развития различных регионов и культурно-политических центров России.

  • понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания;

  • иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

  • владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

  • уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

  • иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории; способность понять и объективно оценить достижения цивилизации на основе знания исторического контекста их создания; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу).

Особенности курса:

Курс «Отечественная история» тесно связан с циклом как общих социально-гуманитарных дисциплин (всеобщая история, социология, политология, философия, культурология, экономика и др.), так и специальных и региональных курсов (история государственного управления в России, история национальной государственности УР и др.).

СТРУКТУРА КУРСА.

Тема 1. История как наука. Историзм мышления.

Тема 2. Расселение «homo sapiens» на территории будущей России. Антропогенез и проблема рубежа разумности.

Тема 3. Зарождение различных государств на территории будущей России. Типы цивилизаций.

Тема 4. Проблема этногенеза восточных славян. Эпос, верования, хозяйство.

Тема 5 .Образование Древнерусского государства.

Тема 6. Русь и Византия. Святослав и святая Ольга.

Тема 7. Святой Владимир. Крещение Руси.

Тема 8. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

Тема 9. Удельный период. Александр Невский и монголо-татарское иго.

Тема 10. Московская Русь. Иван III и «Третий Рим».

Тема 11. Иван IV. Включение татар и удмуртов в состав России.

Тема 12. Смутное время и первые Романовы.

Тема 13. Реформы Петра I.

Тема 14. Эпоха дворцовых переворотов.

Тема 15. Реформы Екатерины II. Пугачевщина.

Тема 16. Реформы Павла I и Александра I.

Тема 17. Николай I. Российская бюрократия. Крымская война.

Тема 18. Александр II. Демократические преобразования.

Тема 19. Александр III. «Русская идея». Развитие капитализма.

Тема 20. Идейная борьба во второй половине XIX века.

Тема 21. Начало парламентаризма. Революционные преобразования 1905-1916 гг.

Тема 22. Революция 1917 г. и гражданская война.

Тема 23. НЭП и образование СССР.

Тема 24. Развитие СССР в 1922-1945 гг.

Тема 25. Развитие СССР в 1945-1984 гг.

Тема 26. Новейшая история СССР и РФ (1985-2007 гг.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».

Распределение часов по темам курса и видам занятий

Наименование тем

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

часы

часы

Тема 1. История как наука. Историзм мышления.

1

Тема 2. Расселение «homo sapiens» на территории будущей России. Антропогенез и проблема рубежа разумности.

1

Тема3. Зарождение различных государств на территории будущей России. Типы цивилизаций.

1

Тема4. Проблема этногенеза восточных славян. Эпос, верования, хозяйство.

1

Тема5. Образование Древнерусского государства.

1

Тема6. Русь и Византия. Святослав и святая Ольга.

1

Тема7. Святой Владимир. Крещение Руси.

1

5

Тема8. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

1

Тема9. Удельный период. Александр Невский и монголо-татарское иго.

1

Тема10. Московская Русь. Иван III и «Третий Рим».

1

Тема11. Иван IV. Включение татар и удмуртов в состав России.

1

6

Тема12. Смутное время и первые Романовы.

1

Тема13. Реформы Петра I.

1

5

Тема14. Эпоха дворцовых переворотов.

1

Тема15. Реформы Екатерины II. Пугачевщина.

1

Тема16. Реформы Павла I и Александра I.

1

Тема17. Николай I. Российская бюрократия. Крымская война.

1

Тема18. Александр II. Демократические преобразования.

1

Тема19. Александр III. «Русская идея». Развитие капитализма.

1

Тема20. Идейная борьба во второй половине XIX века.

1

Тема21. Начало парламентаризма. Революционные преобразования 1905-1916 гг.

1

5

Тема22. Революция 1917 г. и гражданская война.

1

5

Тема23. НЭП и образование СССР.

2

Тема24. Развитие СССР в 1922-1945 гг.

2

Тема25. Развитие СССР в 1945-1984 гг.

4

Тема26. Новейшая история СССР и РФ (1985-2007 гг.).

4

6

Всего:

34

32



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры Отечественной истории нового и новейшего времени

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Отечественная история» для неисторических специальностей подготовлена с учетом требований, вытекающих из профессиональной подготовки учителя в соответствии с государственным стандартом образования.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  3. Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей

    Учебно-методические указания
    Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  5. Комплекс по дисциплине отечественная история для всех образовательных

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».

Другие похожие документы..