Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Этот многомиллионный город занимает на поверхности земли всего два квадратных метра! Его жильцы — самые трудолюбивые существа в мире! Их умение подчин...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Предлагаемый учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с программой по уголовному праву и учебным планом Кузбасского института экономик...полностью>>
'Документ'
В целях совершенствования государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации по обеспечению безопасности полетов, авиационной б...полностью>>
'Учебное пособие'
Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового...полностью>>

Методические рекомендации по коррекции звуков с, з, ц, ш, ж, р, л

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В помощь логопеду

Методические рекомендации

по коррекции звуков

с, з, ц, ш, ж, р, л, j, к, г, х.

Под общей редакцией учителя-логопеда высшей категории

дошкольного образовательного учреждения №7 г. Дивногорска

Поповой Галины Андреевны.

г. Дивногорск, 2005 г.

Коррекция звука «С».

«С» - согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-зубной звук.

Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «С».

  1. Губы растянуты в улыбке.

  2. Зубы сближены на расстояние около 1 мм или неплотно сомкнуты.

  3. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута к верху.

  4. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

  5. Посередине языка образуется жёлобок.

  6. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

  7. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Артикуляция звука С мягкого отличается только тем, что спинка языка чуть больше выгнута к твёрдому нёбу, а кончик языка чуть сильнее упирается в нижние резцы. При этом язык немного больше смещён вперёд.

Подготовительные упражнения.

Дыхательные.

  1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

  2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

  3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

  4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

  2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

  3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

  4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

  5. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка.

  1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

  4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

  8. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

  9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

  11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

  12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

  13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

  16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Упражнение.

  1. Язычок спит в своей постельке (широко открытый рот, язык расслаблен).

  2. Язычок проснулся и чистит зубки изнутри и снаружи.

  3. Язычок пошёл гулять (высунуть язык вперёд), но чего-то испугался и спрятался за заборчик (язык спрятать за зубами).

  4. А потом он снова вышел.

  5. Подул ветер.

  6. Язычок замёрз и свернулся в жёлобок.

  7. Ветер подул ещё сильнее, и язык свернулся в трубочку.

  8. После прогулки язычок вернулся домой, облизал нижнюю губу, лёг в постель и уснул.

Основные виды нарушения произношения

звука «С».

  1. Межзубный сигматизм.

При нём кончик языка не упирается в нижние резцы, а просовывается между зубами.

Предрасполагающие факторы:

  • Передний открытый прикус.

  • Слишком массивный язык.

  • Слишком долгое сосание соски.

  • Затянувшаяся смена молочных зубов.

Способы постановки.

  • Ребёнку предлагают соединить зубы и, глядя в зеркало произнести звук С, иногда лучше давать ИС или ИСИ.

  • При помощи зонда с длинной петлёй логопед удерживает язык ребёнка в нужном положении, и просит сказать С.

  1. Губно-зубной сигматизм.

При нём в образовании щели участвует, кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука С, слышится звук похожий на Ф.

Предрасполагающие факторы:

  • Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти.

  • Недостатки фонематического слуха.

Способ постановки.

Предлагается ребёнку произнести звук С, а логопед или сам ребёнок оттягивает вниз нижнюю губу, либо нажимает на подбородок и оттягивает его вниз.

  1. Боковой сигматизм.

При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по жёлобку, а выходит в боковую щель. Это может быть следствием аномалии прикуса, либо неправильного положения языка во рту, когда одна часть языка провисает, не прижимаясь к верхним коренным зубам.

Предрасполагающие факторы:

  • Боковой открытый прикус.

  • Слабые, вялые мышцы языка.

  • Парезы мышц языка.

  • Узкий язык.

Этапы постановки.

  1. Отрабатывается широкий, распластанный язык.

  2. Удержание широкого распластанного языка под счёт.

  3. Отрабатывается воздушная струя (при этом язык, может быть, просунут между зубами).

  4. Шепелявое межзубное С первично закрепляется в слогах и словах.

  5. Исправление межзубного сигматизма.

4.Призубный сигматизм.

При этом сигматизме, язык не упирается в нижние резцы, а упирается в границу зубов, либо в верхние зубы. Если язык упирается в верхние зубы, то получается замена С на Т, З на Д.

Предрасполагающие факторы:

  • Глубокий закрытый прикус.

  • Прямой закрытый прикус.

  • Недостатки фонематического слуха.

  • Снижение физиологического слуха.

Способ постановки.

Использовать зонд с петлёй, либо шпатель, которым логопед опускает язык ребёнка за нижние зубы. Правильная артикуляция достигается в два этапа:

  • Отрабатывается межзубное произношение, т.е. ребёнка просят положить язык на нижние резцы и в таком положении отрабатывается воздушная струя. При этом внимание ребёнка обращают на то, какие ощущения возникают от прохождения воздушной струи по кончику языка.

  • Язык опускается за нижние резцы, либо с помощью зонда или шпателя, либо просим ребёнка произнести звук С с сомкнутыми зубами.

5. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и жёлобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ш.

Предрасполагающие факторы:

  • Недоразвитие фонематического слуха.

  • Снижение физиологического слуха

Способ постановки.

Используют те же два этапа: 1. Отрабатывается межзубное положение (во многих случаях бывает нужно отработать его в слогах и словах). 2. Исправление межзубного сигматизма.

  1. Носовой сигматизм.

Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко. Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость.

Предрасполагающие факторы:

  • Ринолалия.

  • Парез мягкого нёба.

Способ постановки.

1. Упражнения на дифференциацию ротового и носового выдоха.

2. То же самое, что и при боковом сигматизме.

Коррекция звука «З».

«З» - согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, щелевой, язычно-зубный звук.

Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «З».

1. Губы растянуты в улыбке.

2. Зубы сближены на расстояние около 1 мм или неплотно сомкнуты.

3. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута к верху.

4. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

5. Посередине языка образуется жёлобок.

  1. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

  2. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Подготовительные упражнения.

Дыхательные.

  1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

  2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

  3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

  4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

  2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

  3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

  4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

  5. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка.

  1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

  4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

  8. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

  9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

  11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

  12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

  13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

  16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Упражнение.

1. Язычок спит в своей постельке (широко открытый рот, язык расслаблен).

  1. Язычок проснулся и чистит зубки изнутри и снаружи.

  2. Язычок пошёл гулять (высунуть язык вперёд), но чего-то испугался и спрятался за заборчик (язык спрятать за зубами).

  3. А потом он снова вышел.

  4. Подул ветер.

  5. Язычок замёрз и свернулся в жёлобок.

  6. Ветер подул ещё сильнее, и язык свернулся в трубочку.

  7. После прогулки язычок вернулся домой, облизал нижнюю губу, лёг в постель и уснул.

Основные виды нарушений произношения

Звука «З».

1. Межзубный сигматизм.

При нём кончик языка не упирается в нижние резцы, а просовывается между зубами.

Предрасполагающие факторы:

  • Передний открытый прикус.

  • Слишком массивный язык.

  • Слишком долгое сосание соски.

  • Затянувшаяся смена молочных зубов.

  1. Губно-зубной сигматизм.

При нём в образовании щели участвует, кроме языка нижняя губа, которая сближается с верхними резцами, при этом вместо звука З, слышится звук похожий на В.

Предрасполагающие факторы:

  • Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти.

  • Недостатки фонематического слуха.

  1. Боковой сигматизм.

При нём струя выдыхаемого воздуха идёт не по жёлобку, а выходит в боковую щель. Это может быть следствием аномалии прикуса, либо неправильного положения языка во рту, когда одна часть языка провисает, не прижимаясь к верхним коренным зубам.

Предрасполагающие факторы:

  • Боковой открытый прикус.

  • Слабые, вялые мышцы языка.

  • Парезы мышц языка.

  • Узкий язык.

4. Призубный сигматизм.

При этом сигматизме, язык не упирается в нижние резцы, а упирается в границу зубов, либо в верхние зубы. Если язык упирается в верхние зубы, то получается замена З на Д.

Предрасполагающие факторы:

  • Глубокий закрытый прикус.

  • Прямой закрытый прикус.

  • Недостатки фонематического слуха.

  • Снижение физиологического слуха.

5. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма, кончик языка не упирается в нижние резцы, а оттянут в глубь рта. Спинка языка резко выгнута к твёрдому нёбу и жёлобок по ней не образуется, по этому воздушная струя не идёт направленным потоком, а как бы растекается по языку, и вместо свиста слышится шум. Похожий на мягкое Ж.

Предрасполагающие факторы:

  • Недоразвитие фонематического слуха.

  • Снижение физиологического слуха

6. Носовой сигматизм.

Для этого нарушения характерно то, что язык оттянут вглубь рта. Корень языка поднят вверх и смыкается с мягким нёбом, которое в свою очередь опущено низко. Таким образом, открывается проход для воздушной струи в носовую полость.

Предрасполагающие факторы:

  • Ринолалия.

  • Парез мягкого нёба.

Способ постановки.

Звук "З" ставится от звука "С" путём включения голоса, через вибрационный контроль (рука ребёнка на шее).

Коррекция звука «Ц».

«Ц» – согласный, глухой, ротовой, твёрдый, смычно-щелевой, переднеязычный.

Правильное положение органов артикуляции при произнесении

звука «Ц».

  1. Губы в улыбке.

  2. Кончик языка, как при звуке «С», упирается в нижние резцы.

  3. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка касается шеек верхних зубов.

  4. Язык широко распластан, боковые края напряжены.

  5. В момент выдоха передняя часть спинки языка мгновенно размыкается с нёбом, кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок струи.

  6. Зубы сближены на расстояние примерно 1мм или сомкнуты.

  7. Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони поднесённой ко рту ощущается холодный толчок воздуха.

Звук «Ц» образуется при слиянии звуков «Т» и «С».

Подготовительные упражнения.

Дыхательные.

  1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

  2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

  3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

  4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Упражнения для губ.

  1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

  2. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

  3. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

  4. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

  5. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  6. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для языка.

  1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

  4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

  8. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

  9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

  11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

  12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

  13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

  16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Упражнение-сказка о Весёлом язычке.

Жил-был Весёлый язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки. Догадались­? Этот домик – рот.

  1. двери в домике то открываются, то закрываются (открыть и закрыть рот).

  2. Язычок часто выбегает из домика (высунуть язык).

  3. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

  4. Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык стрелочкой).

  5. Спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

  6. А на дворе солнышко спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

  7. Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт).

  8. Потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

  9. Язычок посмотрел на часы, они такали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта).

  10. Пора Язычку спать.

Способ постановки.

Звук «Ц» ставится после звука «С». Ребёнку предлагают в быстром темпе произносить звуки «Т» и «С».

Если нет «Т» и «С», то ставим механическим способом: просим произнести звук «Т» и быстрым движением зонда, опускаем язык за нижние резцы.

Коррекция звуков «Ш» и «Ж».

«Ш» – согласный, ротовой, твёрдый, глухой, щелевой, язычно-передне-нёбный звук.

«Ж» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, щелевой, язычно-передне-нёбный звук.

Правильное положение органов артикуляции при

произнесении звука «Ш».

  1. Губы выдвинуты вперёд и округлены в форме рупора.

  2. Язык в форме чашечки, кончик языка поднят к нёбу, но не касается его.

  3. Между корнем языка и задней частью твёрдого нёба образуется сужение.

  4. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

  5. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки.

  6. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют (звук «Ш»). При произнесении звука «Ж» голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

  7. Струя воздуха сильная, тёплая.

Подготовительные упражнения.

Дыхательные.

  1. Набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Тактильный контроль при помощи руки, зрительный при помощи бумаги или кусочка ваты.

  2. Высунуть язык так, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, полоской бумаги или кусочком ваты.

  3. Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

  4. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлочку.

  5. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Упражнения для губ.

1. «Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

  1. «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

  2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

  3. «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

  4. «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  5. «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: «заборчик» – «бублик»; «улыбка» – «хоботок».

Упражнения для языка.

  1. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

  2. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

  3. «Иголочка», «стрелочка», «жало». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

  4. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

  5. «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

  6. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

  7. «Часики», «маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

  8. «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

  9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться попеременно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

  10. «Футбол», «бочка». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

  11. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

  12. «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

  13. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  14. «Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

  15. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языком, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

  16. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  17. «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Каждое упражнение выполняется несколько раз.

Упражнения для формирования правильного

произношения звуков «Ш» и «Ж».

«Наказать непослушный язычок». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ…

«Приклей конфетку». Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Основные виды нарушений произношения

звука «Ш».

  1. «Щёчное» произношение «Ш» и «Ж». Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого «Ж» к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается надуванием щёк.

  2. «Нижнее» произношение «Ш» и «Ж». Щель образуется не сближением задней спинки языка с твёрдым нёбом, а передней частью спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, «Щ», произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твёрдый звук.

  3. Заднеязычное произношение «Ш» и «Ж». Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке «Х» или звонком фрикативном «Г», как в южнорусских областях.

  4. Межзубное произношение.

  5. Боковое произношение

Предрасполагающие факторы:

  • Аномалии прикуса.

  • Затянувшаяся смена молочных зубов.

  • Аномалии в строении нёба (высокое).

  • Недостатки фонематического слуха.

  • Очень короткая подъязычная связка.

Приёмы постановки звуков «Ш» и «Ж».

  1. При ненарушенном произнесении «Р» можно поставить «Ш» и «Ж» от этого звука. Ребёнок произносит слог «ра» и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении «ра» слышится «ша», а при громком «жа».

  2. Постановка от звука «С». Ребёнок несколько раз произносит слог «са» и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъёма языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормального «Ш», логопед фиксирует внимание ребёнка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук «А» (в результате слышится слог «ша»). Ребёнок произносит слог «Ра» при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

  3. Механический способ. Ребёнок произносит несколько раз слог «Са», и логопед вводит под язык зонд. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего «Ш». Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении «ша» с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

  4. По подражанию. Логопед отчётливо произносит звук «Ш», ребёнка просят внимательно вслушаться и повторить этот звук.

  5. Постановка «Ш» от звука «Т». Ребёнка просят произносить звук «Т» с прерыванием, вытянуть губы вперёд (если необходимо, то можно помочь руками).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с зпр, воспитывающихся в условиях депривации 32 Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с зпр 32

    Методические рекомендации
    В рамках эмпирической работы проводилась психодиагностика пятнадцати детей младшего школьного возраста с с ЗПР, часть из которых составила котрольную группу (15 человек, воспитывающихся в семье и учащихся в СКОУ VII вида), а часть
  2. «Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов скши VIII вида»

    Методические рекомендации
    Региональная экспериментальная площадка государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3
  3. Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития

    Методические рекомендации
    Данные рекомендации подготовлены для педагогов общеобразовательных школ, работающих в условиях интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
  4. Методические рекомендации по логопедической работе

    Методические рекомендации
    Логопедическая диагностика в течение продолжительного вре­мени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
  5. Методические рекомендации по оформлению сценариев проектной деятельности учащихся

    Методические рекомендации
    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра целевых установок

Другие похожие документы..