Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Программный комитет конференции: д.ист.н., проф А.А.Белик; к.ист.н. Ю.А. Горячев; д.психол.н., проф. Н.М.Лебедева; д.социол.н., проф. Н.Р.Маликова; ...полностью>>
'Документ'
ПОДАТКОВИЙ РОЗРАХУНОКрентної плати за нафту, природний газ і газовий конденсат,що видобуваються на родовищах з важковидобувними та виснаженими запасам...полностью>>
'Статья'
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного...полностью>>
'Урок'
Почти две тысячи лет назад Иисус пришёл, чтобы помочь страдающему человечеству, чудесным образом исцеляя больных и изгоняя бесов. Он продолжал это дел...полностью>>

Рабочая программа по авторской программе

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дополнения к пояснительной записке.

1.Тип школы: общеобразовательная

2.Особенность классов:______________________________________

3.Учебно-методический комплект (программа, учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя - авторы, издательство, год издания )

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Рабочая программа по авторской программе

_________________________________________________________

без изменений.

5.Гриф: Рекомендовано Министерством образования Р.Ф.

6.Количество часов в неделю:_________

7. Программа рассчитана на_____________ часов.

Т. П. Герасимова

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ

6 класс (68 ч. 2 ч в неделю)

Пояснительная записка

Начальный курс является частью целостного еди­ного учебного предмета «География». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечи­вающая динамизм в развитии, расширении и углуб­лении знаний и умений у учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знании.

Начальный курс — первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких услови­ях главная цель изучения курса в основной школе: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усво­ить основные общие предметные понятия о географи­ческих объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

На относительно завершенном уровне учащие­ся должны приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и со­ответствующие приемы ознакомления с его релье­фом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хо­зяйственной деятельностью, с ее основными отрас­лями, с условиями быта, труда, отдыха, культуры, с взаимосвязями в системе «природа — человек». Краеведческий принцип, а содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функ­цию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлении, при кото­ром взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приоб­ретают знания о конкретном геокомплексе на локальном уровне: «Наша местность» как состав­ной части земных оболочек. Одновременно фор­мируются основные общие предметные понятия («горы*, «равнины», «река». « климат» и т.п.), эле­ментарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и че­ловеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной рабо­ты, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами явлениями к процессе практических работ и дальнейшем исполь­зуются ими для самостоятельного приобретения но­вых знаний.

Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к под­готовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при­меры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требо­вания, если учащиеся подготовлены к этому.

ВВЕДЕНИЕ (3 ч )

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Практические работы. На местности: 1. Орга­низация и обучение приемам учебной работы: наблюде­ние над погодой, фенологическими явлениями (водо­емы. растительность); измерение высоты Солнца над го­ризонтом, ориентирование по Солнцу. 2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залега­ния горных пород, водоемов (их использование. изменения, охрана).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты пу­тешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. 2. Надписать назва­ния материков и океанов.

Раздел 1

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (14 ч)

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема I. План местности

Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или чисти города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 1. Ориентирование на местности. 2. Глазомерная съемка небольшого участка местности (од­ним из способов). Я, Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 4. Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарии, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Практические работы. 1. Обучение приемам: показ объ­ектов по карте, оформление контурной карты, надписи на­званий объектов. 2. Обучение определению направлений по карте: определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). 3. Проведение на кон­турной карте меридианов и параллелей, в том числе прохо­дящих через вашу местность. -1. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (39 ч)

Тема 1. Земная кора

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 1. Изучение свойств горных по­род н минералов (по образцам). 2. Определение по карте географически го положения и высоты гор, равнин. 3. Изучение рельефа своей местности. -1. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.

Тема 2. Гидросфера

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли.

Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части - полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства пол Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Практические работы. 1. Характеристика карты океа­нов. 2. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохрани­лища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

3. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.

4. Изучение подземных и поверхностных вод своей мест­ности как части мирового круговорота води в природе. Описание гидросферы.

Тема 3. Атмосфера

Атмосфера и ее часта. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, истер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработ­ка собранных материалов (составление графиков, диа­грамм, описание погоды за день, месяц). 2. Описание кли­мата своей местности. Описание атмосферы.

Тема 4. Разнообразие и распространение организ­мов на Земле

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и живот­ного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, при­родные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболо­чек, их взаимодействие. Образование единой оболоч­ки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической обо­лочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, расти­тельность, животный мир. Их взаимосвязь и образо­вание ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности. Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружаю­щей природе.

Практические работы. 1. Наблюдения за природой: ус­тановление сроков начала времен года. 2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, со­зданные человеком.

Раздел III НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизи­тельно).

Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Тема 2, Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная де­ятельность.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Раздел IV

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболоч­ки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную де­ятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на приро­ду, ее использование, изменение.

Требования к уровню подготовки учащихся

Называть и/или показывать'.

— существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

— форму и размеры Земли (длина окружности);

— на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

— основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

— основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

— основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

— характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

— части Мирового океана;

— среднюю соленость вод океана;

— воды суши подземные и поверхностные;

— речную систему, речной бассейн;

— компоненты ПТК;

— правила поведения в природе;

— причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

— главную причину образования ветра;

— главную причину образования облаков, осадков;

— пояса освещенности Земли;

— географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

— характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

— связей между элементами погоды;

— изменения погоды в связи со сменой воздушных

— воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

— влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

— меры по охране природы в своей местности;

— горных пород и минералов, их использования человеком;

— влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

— взаимосвязей: река — рельеф;

— искусственных водоемов;

— из истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

— атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

— стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

— абсолютные и относительные высоты;

— объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

— по карте географическое положение объектов;

— по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

— фенологические сроки начала времен года. Описывать:

— географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.

4. Объяснять:

— особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд.

И. В. Душина

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 класс (68 ч. 2 ч в неделю)

Пояснительная записка

В большинстве учебных планов общеобразователь­ных учреждений — это второй по счету школьный курс географии. Однако если школа работает по пла­нам, где есть интегрированный курс «Естествозна­ние», курс 7 класса открывает изучение географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В курсе увеличен объем страноведче­ских знаний и довольно значительно содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспе­чить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйствен­ной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеж­дение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в реше­нии проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представ­ление о Земле как планете людей, раскрыть разнооб­разие ее природы и населения, ознакомить со страна­ми и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Специфика курса состоит в широком использова­нии картографических источников информации. По­этому изучение материков и океанов поможет осво­ению картографического метода изучения нашей пла­неты.

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Что изучают в курсе «География материков и океа­нов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое зна­чение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основ­ные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследова­ния.

Карты материков и океанов, их различия по охва­ту территории, масштабу и содержанию.

Практические работы. 1. Обучение простейшим прие­мам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками); составление по ним, летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи. 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ. (9ч)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

Гипотезы и теории происхождения выступов мате­риков и впадин океанов. Материковая и океаниче­ская земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономер­ности размещения крупных форм рельефа.

Практическая работа. Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов] через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

Распределение температуры воздуха, поясов ат­мосферного давления и осадков па Земле. Климатиче­ская карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Кли­матические пояса Земли.

Практическая работа. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы

Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойст­ва океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в Океане. Льды. Жизнь в Океане.

Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа. Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Оке­ана, атмосферы и суши.

Тема 4. Географическая оболочка

Строение и свойства географической оболоч­ки. Круговорот веществ и преобразование энер­гии. Роль живых организмов в формировании приро­ды. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зо­нальность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

Тема 5. Освоение Земли человеком

Страны мира. Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плот­ности населения. Основные виды хозяйственной де­ятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят осо­бые природные явления, а также важные события в жизни народов.

Раздел II

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (52 ч)

Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантиче­ский, Северный Ледовитый

Географическое положение. Краткая история ис­следования каждого из океанов. Особенности приро­ды, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности чело­века на природу океанов.

Практические работы. 1. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нем в одном из океанов (по выбору). 2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Тема 2. Южные материки

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
  2. Рабочая программа по литературе 6 класс (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.
  3. Рабочая программа по умк «Гармония»

    Рабочая программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов», работающего
  4. Рабочая программа по предмету «русский язык»

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.
  5. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  6. Рабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Другие похожие документы..