Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года по большинству экономических показателей, среди кото...полностью>>
'Образовательная программа'
В исполнении солистов, ансамблей и оркестра «Лицей – камерата» Уральского музыкального колледжа прозвучат сочинения русских и зарубежных композиторов...полностью>>
'Методическая разработка'
В предыдущей теме мы рассмотрели, как формируются личные доходы граждан. Сегодня же мы сосредоточим внимание на том, чем определяются различия в уров...полностью>>
'Документ'
Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в.,...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра социальной педагогики

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Управление системой социальной защиты

детства»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Магнитогорск

2006

УДК

ББК

Испулова С.Н. Управление системой социальной защиты детства: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / С.Н. Испулова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 29с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделений социального факультета Магнитогорского государственного университета в качестве методических материалов для изучения дисциплины и организации самостоятельной работы.

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры

социальной педагогики

О.Л. Потрикеева

© Испулова С.Н., 2006

© Магнитогорский государственный

университет, 2006

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………

4

Учебно-методические материалы лекционного курса ……………

6

Учебно-методические материалы практических занятий ……….

9

Перечень примерных контрольных вопросов …………………….

13

Перечень заданий для самостоятельной работы ….………………

13

Примерный перечень вопросов к экзамену ………..………………

14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …….…………….

15

Глоссарий……………………………………………..…………….......

17

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление системой социальной защиты детства» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350500 (040101) «Социальная работа» и рабочей программой данной дисциплины.

Целью учебного курса является формирование системных знаний о теоретических и практических основах управления системой социальной защиты детей.

Задачи курса:

  • усвоение студентом концепции социально-правовой защиты детей;

  • овладение положениями международных и отечественных правовых норм в области защиты прав ребенка;

  • формирование знаний о процессе управления системой социальной защиты детей.

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.

Курс «Управление системой социальной защиты детства» входит в блок специальных дисциплин (ДС.01) и составлен в соответствии с государственным стандартом. Данная дисциплина изучается студентами на 3 курсе (аудиторная и самостоятельная работа).

Требования к уровню освоения содержания курса. В процессе изучения курса студент должен усвоить знания:

  • сущность управления системой социальной защиты детства;

  • инструменты практического управления;

  • методы и формы становления и развития системы детского призрения в России;

  • способы, виды, формы, направленность, принципы и приоритеты в социально-правовой защите детей.

Полученные знания, сведения и факты помогут в формировании у специалиста по социальной работе комплекса умений по оказанию социальной помощи и поддержки детям. Студент должен уметь применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности.

Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить; подтверждать теоретические положения собственными примерами.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслить важнейшие проблемы в сфере социально-правовой защиты детей.

Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемому курсу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов дневной формы обучения

п/п

Наименование

разделов курса И ТЕМ

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

Раздел 1. Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства.

30

10

4

16

1.

Сущность управления системой социальной защиты детей.

14

4

2

8

2.

Основы правовой защиты ребенка в Российской Федерации (документы международного и федерального уровня).

16

6

2

8

Раздел 2.

История призрения и социального обеспечения детей в России.

36

10

6

20

3.

Детское призрение в России: становление и развитие системы.

8

2

2

4

4.

Российское милосердие (из опыта призрения детей в конце XIX – начале XX века).

14

4

2

8

5.

Монополия государства на социальную политику в отношении детей

14

4

2

8

Раздел 3.

Система социальной защиты детей в современном обществе

48

16

8

24

6.

Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

12

4

2

6

7.

Социальная защита детей с ограниченными возможностями.

12

4

2

6

8.

Меры социальной защиты детей на региональном уровне.

12

4

2

6

9.

Социальная защита детей за рубежом.

12

4

2

6

ВСЕГО:

114

36

18

60

Учебно-методические материалы лекционного курса

Раздел 1. Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства.

Тема 1. Сущность управления системой социальной защиты детей.

План

1.Понятия «ребенок, система социальной защиты детей, феномен детства» и др.

2.Понятие и сущность управления системой социальной защиты детства.

3.Государственная политика в области социальной защиты детей.

Краткое содержание

Понятия «ребенок, система социальной защиты детей, феномен детства» и др. Понятие и сущность управления системой социальной защиты детства. Государственная политика в области социальной защиты детей: цель, задачи, принципы, направления деятельности, содержание.

Рекомендуемая основная литература (1, 8, 9, 15).

Тема 2. Международные документы по социальной защите детей.

План

1.Понятия: «декларация», «конвенция».

2.Декларация прав ребенка ООН.

3.Конвенция о правах ребенка ООН.

Краткое содержание

Понятия: «декларация», «конвенция». Декларация прав ребенка ООН: цели и задачи документа, структура, основные идеи. Комплекс прав ребенка, закрепленный Декларацией. Конвенция о правах ребенка ООН: цели и задачи документа, структура, основные идеи. Комплекс прав ребенка, закрепленный Конвенцией. Значение Конвенции.

Рекомендуемая основная литература (2, 4, 10).

Тема 3. Основы правовой защиты ребенка в Российской Федерации.

План

1.Законы, посвященные защите прав и интересов ребенка в РФ.

2.Конституция РФ.

3.Семейный кодекс РФ.

4.Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5.Федеральный закон «Об образовании».

Краткое содержание

Законы, посвященные защите прав и интересов ребенка в РФ: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании». Основные права ребенка с момента рождения до совершеннолетия в области здравоохранения, образования и др.

Рекомендуемая основная литература (3, 5, 8, 9, 17).

Тема 4. Программно-целевое управление в области социальной защиты детей.

План

1.Концепция методов практического управления.

2.Основные качества управленцев в системе социальной защиты детей.

3.Понятие о программно-целевом управлении.

4.Федеральная целевая программа «Дети России».

Краткое содержание

Концепция методов практического управления. Основные качества управленцев в системе социальной защиты детей. Понятие о программно-целевом управлении. Целевая программа: понятие, задачи, структура, статус.

Федеральная целевая программа «Дети России».

Рекомендуемая основная литература (12, 15).

Раздел 2. История призрения и социального обеспечения детей в России.

Тема 5. Детское призрение в России: становление и развитие системы.

План

1.Мирское и общественное призрение на Руси (X – XVIII вв.).

2.Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке.

3.Реформы XVIII – XIX веков и детская благотворительность.

4.Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

Краткое содержание

Мирское и общественное призрение на Руси (X – XVIII вв.). Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке. Реформы XVIII – XIX веков и детская благотворительность. Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Тема 6. Российское милосердие (из опыта призрения детей в конце XIX – начале XX века).

План

1.Переход к системе рационального призрения.

2.Новые формы призрения детей в России.

3.Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков.

Краткое содержание

Переход к системе рационального призрения. Новые формы призрения детей в России. Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Тема 7. Монополия государства на социальную политику

в отношении детей.

План

1.Большевистская доктрина социального обеспечения детей.

2.Попытки возрождения детской благотворительности в 20-21 веке.

3.Деятельность негосударственных объединений по социальной защите детей.

4.Основные направления деятельности Российского Детского фонда.

Краткое содержание

Большевистская доктрина социального обеспечения детей: ее достоинства и недостатки. Попытки возрождения детской благотворительности в 20-21 веке. Деятельность негосударственных объединений по социальной защите детей. Основные направления деятельности Российского Детского фонда.

Рекомендуемая основная литература (15, 16).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Раздел 3. Система социальной защиты детей в современном обществе.

Тема 8. Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

План

1.Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Сеть учреждений, организаций и социальных служб для детей.

Краткое содержание

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сеть учреждений, организаций и социальных служб для детей: основные типы, задачи, приоритетные направления деятельности, особенности функционирования. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Социальный приют.

Рекомендуемая основная литература (7, 14, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (3, 15).

Тема 9. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья.

План

1.Понятие «ребенок-инвалид», «инвалидность».

2.Международные и отечественные правовые источники.

3.Система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Краткое содержание

Понятие «ребенок-инвалид», «инвалидность». Международные и отечественные правовые источники. Льготы и гарантии детям-инвалидам в РФ. Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (3, 10, 11).

Тема 10. Меры социальной защиты детей на региональном уровне.

План

1.Региональные целевые программы в области социальной защиты детей.

2.Региональная целевая программа «Дети Южного Урала».

3.Опыт социальной защиты детей в различных регионах России.

Краткое содержание

Региональные целевые программы в области социальной защиты детей. Региональная целевая программа «Дети Южного Урала». Опыт социальной защиты детей в различных регионах России.

Рекомендуемая основная литература (7, 13, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (6, 8).

Тема 11. Социальная защита детей за рубежом.

План

1.Сравнительная характеристика социальной защиты детей в Российской Федерации и за рубежом.

2.Социальная работа с детьми во Франции, Великобритании, США, Финляндии, Германии, Австрии, Швеции.

Краткое содержание

Сравнительная характеристика социальной защиты детей в Российской Федерации и за рубежом. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида, во Франции. Закон Великобритании «О детях» и его реализация. Фостеровская семья для ребенка. Децентрализация социальной работы с детьми в США. Забота Финляндии о подрастающем поколении. Германия: социальная работа с несовершеннолетними, социальные гарантии семьям с детьми и др. Детские деревни в Австрии. Образование как направление государственной политики Швеции в интересах детей.

Рекомендуемая основная литература (15).

Учебно-методические материалы практических занятий

Темы и планы семинарских занятий.

Тема 1. Документы международного уровня по социальной защите детей: Декларация прав ребенка ООН.

План

  1. Декларация прав ребенка ООН: понятие, общая характеристика документа.

  2. Цель Декларации прав ребенка ООН.

  3. Принципы защиты детей, провозглашаемые Декларацией.

  4. Реализация прав ребенка, закрепленных Декларацией, в Российской Федерации.

Рекомендуемая основная литература (2, 10).

Рекомендуемая дополнительная литература (18).

Тема 2. Документы международного уровня по социальной защите детей: Конвенция ООН о правах ребенка.

План

  1. Конвенция ООН о правах ребенка: понятие, общая характеристика документа.

  2. Цель Конвенции ООН о правах ребенка.

  3. Содержание Конвенции.

  4. Реализация прав ребенка, закрепленных Конвенцией, в Российской Федерации.

  5. Декларация прав ребенка ООН и Конвенция ООН о правах ребенка: общее и специфическое.

Рекомендуемая основная литература (4, 10).

Тема 3. Документы федерального уровня по социальной защите детей в Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации.

План

  1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

  2. Государственные гарантии прав ребенка.

  3. Права ребенка, закрепленные в Конституции РФ.

  4. Общая характеристика Семейного кодекса Российской Федерации.

  5. Защита прав ребенка в семье (жилищные, имущественные, личные и др.).

  6. Права и обязанности родителей и детей.

Рекомендуемая основная литература (5, 15, 17).

Рекомендуемая дополнительная литература (1, 7).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «профессионально-этические основы социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Потрикеева О.Л., Андрусяк Н.Ю. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» /О.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Шафоростова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / Н.
  3. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

    Методические рекомендации
    «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей
  4. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..