Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
предприятий и их оздоровление; Оценка платежеспособности предприятий; Предпринимательский риск и банкротство предприятий; международные аспекты банкро...полностью>>
'Закон'
подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной си...полностью>>
'Документ'
Молоко – полезный продукт. Самое ценное в нём - специальный белок, который усваивается организмом гораздо лучше, чем мясной. Также молоко содержит жи...полностью>>
'Документ'
ЗАДАНИЕ: На основании документальных источников: а) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войн...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Кафедра социальной педагогики

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Управление системой социальной защиты

детства»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Магнитогорск

2006

УДК

ББК

Испулова С.Н. Управление системой социальной защиты детства: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / С.Н. Испулова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 29с.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделений социального факультета Магнитогорского государственного университета в качестве методических материалов для изучения дисциплины и организации самостоятельной работы.

Рецензент

канд. пед. наук, доцент кафедры

социальной педагогики

О.Л. Потрикеева

© Испулова С.Н., 2006

© Магнитогорский государственный

университет, 2006

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………

4

Учебно-методические материалы лекционного курса ……………

6

Учебно-методические материалы практических занятий ……….

9

Перечень примерных контрольных вопросов …………………….

13

Перечень заданий для самостоятельной работы ….………………

13

Примерный перечень вопросов к экзамену ………..………………

14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …….…………….

15

Глоссарий……………………………………………..…………….......

17

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление системой социальной защиты детства» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350500 (040101) «Социальная работа» и рабочей программой данной дисциплины.

Целью учебного курса является формирование системных знаний о теоретических и практических основах управления системой социальной защиты детей.

Задачи курса:

  • усвоение студентом концепции социально-правовой защиты детей;

  • овладение положениями международных и отечественных правовых норм в области защиты прав ребенка;

  • формирование знаний о процессе управления системой социальной защиты детей.

Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.

Курс «Управление системой социальной защиты детства» входит в блок специальных дисциплин (ДС.01) и составлен в соответствии с государственным стандартом. Данная дисциплина изучается студентами на 3 курсе (аудиторная и самостоятельная работа).

Требования к уровню освоения содержания курса. В процессе изучения курса студент должен усвоить знания:

  • сущность управления системой социальной защиты детства;

  • инструменты практического управления;

  • методы и формы становления и развития системы детского призрения в России;

  • способы, виды, формы, направленность, принципы и приоритеты в социально-правовой защите детей.

Полученные знания, сведения и факты помогут в формировании у специалиста по социальной работе комплекса умений по оказанию социальной помощи и поддержки детям. Студент должен уметь применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности.

Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить; подтверждать теоретические положения собственными примерами.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе курса, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслить важнейшие проблемы в сфере социально-правовой защиты детей.

Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемому курсу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов дневной формы обучения

п/п

Наименование

разделов курса И ТЕМ

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

Раздел 1. Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства.

30

10

4

16

1.

Сущность управления системой социальной защиты детей.

14

4

2

8

2.

Основы правовой защиты ребенка в Российской Федерации (документы международного и федерального уровня).

16

6

2

8

Раздел 2.

История призрения и социального обеспечения детей в России.

36

10

6

20

3.

Детское призрение в России: становление и развитие системы.

8

2

2

4

4.

Российское милосердие (из опыта призрения детей в конце XIX – начале XX века).

14

4

2

8

5.

Монополия государства на социальную политику в отношении детей

14

4

2

8

Раздел 3.

Система социальной защиты детей в современном обществе

48

16

8

24

6.

Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

12

4

2

6

7.

Социальная защита детей с ограниченными возможностями.

12

4

2

6

8.

Меры социальной защиты детей на региональном уровне.

12

4

2

6

9.

Социальная защита детей за рубежом.

12

4

2

6

ВСЕГО:

114

36

18

60

Учебно-методические материалы лекционного курса

Раздел 1. Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства.

Тема 1. Сущность управления системой социальной защиты детей.

План

1.Понятия «ребенок, система социальной защиты детей, феномен детства» и др.

2.Понятие и сущность управления системой социальной защиты детства.

3.Государственная политика в области социальной защиты детей.

Краткое содержание

Понятия «ребенок, система социальной защиты детей, феномен детства» и др. Понятие и сущность управления системой социальной защиты детства. Государственная политика в области социальной защиты детей: цель, задачи, принципы, направления деятельности, содержание.

Рекомендуемая основная литература (1, 8, 9, 15).

Тема 2. Международные документы по социальной защите детей.

План

1.Понятия: «декларация», «конвенция».

2.Декларация прав ребенка ООН.

3.Конвенция о правах ребенка ООН.

Краткое содержание

Понятия: «декларация», «конвенция». Декларация прав ребенка ООН: цели и задачи документа, структура, основные идеи. Комплекс прав ребенка, закрепленный Декларацией. Конвенция о правах ребенка ООН: цели и задачи документа, структура, основные идеи. Комплекс прав ребенка, закрепленный Конвенцией. Значение Конвенции.

Рекомендуемая основная литература (2, 4, 10).

Тема 3. Основы правовой защиты ребенка в Российской Федерации.

План

1.Законы, посвященные защите прав и интересов ребенка в РФ.

2.Конституция РФ.

3.Семейный кодекс РФ.

4.Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5.Федеральный закон «Об образовании».

Краткое содержание

Законы, посвященные защите прав и интересов ребенка в РФ: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании». Основные права ребенка с момента рождения до совершеннолетия в области здравоохранения, образования и др.

Рекомендуемая основная литература (3, 5, 8, 9, 17).

Тема 4. Программно-целевое управление в области социальной защиты детей.

План

1.Концепция методов практического управления.

2.Основные качества управленцев в системе социальной защиты детей.

3.Понятие о программно-целевом управлении.

4.Федеральная целевая программа «Дети России».

Краткое содержание

Концепция методов практического управления. Основные качества управленцев в системе социальной защиты детей. Понятие о программно-целевом управлении. Целевая программа: понятие, задачи, структура, статус.

Федеральная целевая программа «Дети России».

Рекомендуемая основная литература (12, 15).

Раздел 2. История призрения и социального обеспечения детей в России.

Тема 5. Детское призрение в России: становление и развитие системы.

План

1.Мирское и общественное призрение на Руси (X – XVIII вв.).

2.Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке.

3.Реформы XVIII – XIX веков и детская благотворительность.

4.Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

Краткое содержание

Мирское и общественное призрение на Руси (X – XVIII вв.). Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке. Реформы XVIII – XIX веков и детская благотворительность. Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Тема 6. Российское милосердие (из опыта призрения детей в конце XIX – начале XX века).

План

1.Переход к системе рационального призрения.

2.Новые формы призрения детей в России.

3.Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков.

Краткое содержание

Переход к системе рационального призрения. Новые формы призрения детей в России. Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Тема 7. Монополия государства на социальную политику

в отношении детей.

План

1.Большевистская доктрина социального обеспечения детей.

2.Попытки возрождения детской благотворительности в 20-21 веке.

3.Деятельность негосударственных объединений по социальной защите детей.

4.Основные направления деятельности Российского Детского фонда.

Краткое содержание

Большевистская доктрина социального обеспечения детей: ее достоинства и недостатки. Попытки возрождения детской благотворительности в 20-21 веке. Деятельность негосударственных объединений по социальной защите детей. Основные направления деятельности Российского Детского фонда.

Рекомендуемая основная литература (15, 16).

Рекомендуемая дополнительная литература (4, 17).

Раздел 3. Система социальной защиты детей в современном обществе.

Тема 8. Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

План

1.Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Сеть учреждений, организаций и социальных служб для детей.

Краткое содержание

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сеть учреждений, организаций и социальных служб для детей: основные типы, задачи, приоритетные направления деятельности, особенности функционирования. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Социальный приют.

Рекомендуемая основная литература (7, 14, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (3, 15).

Тема 9. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья.

План

1.Понятие «ребенок-инвалид», «инвалидность».

2.Международные и отечественные правовые источники.

3.Система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Краткое содержание

Понятие «ребенок-инвалид», «инвалидность». Международные и отечественные правовые источники. Льготы и гарантии детям-инвалидам в РФ. Система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуемая основная литература (15).

Рекомендуемая дополнительная литература (3, 10, 11).

Тема 10. Меры социальной защиты детей на региональном уровне.

План

1.Региональные целевые программы в области социальной защиты детей.

2.Региональная целевая программа «Дети Южного Урала».

3.Опыт социальной защиты детей в различных регионах России.

Краткое содержание

Региональные целевые программы в области социальной защиты детей. Региональная целевая программа «Дети Южного Урала». Опыт социальной защиты детей в различных регионах России.

Рекомендуемая основная литература (7, 13, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (6, 8).

Тема 11. Социальная защита детей за рубежом.

План

1.Сравнительная характеристика социальной защиты детей в Российской Федерации и за рубежом.

2.Социальная работа с детьми во Франции, Великобритании, США, Финляндии, Германии, Австрии, Швеции.

Краткое содержание

Сравнительная характеристика социальной защиты детей в Российской Федерации и за рубежом. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка-инвалида, во Франции. Закон Великобритании «О детях» и его реализация. Фостеровская семья для ребенка. Децентрализация социальной работы с детьми в США. Забота Финляндии о подрастающем поколении. Германия: социальная работа с несовершеннолетними, социальные гарантии семьям с детьми и др. Детские деревни в Австрии. Образование как направление государственной политики Швеции в интересах детей.

Рекомендуемая основная литература (15).

Учебно-методические материалы практических занятий

Темы и планы семинарских занятий.

Тема 1. Документы международного уровня по социальной защите детей: Декларация прав ребенка ООН.

План

  1. Декларация прав ребенка ООН: понятие, общая характеристика документа.

  2. Цель Декларации прав ребенка ООН.

  3. Принципы защиты детей, провозглашаемые Декларацией.

  4. Реализация прав ребенка, закрепленных Декларацией, в Российской Федерации.

Рекомендуемая основная литература (2, 10).

Рекомендуемая дополнительная литература (18).

Тема 2. Документы международного уровня по социальной защите детей: Конвенция ООН о правах ребенка.

План

  1. Конвенция ООН о правах ребенка: понятие, общая характеристика документа.

  2. Цель Конвенции ООН о правах ребенка.

  3. Содержание Конвенции.

  4. Реализация прав ребенка, закрепленных Конвенцией, в Российской Федерации.

  5. Декларация прав ребенка ООН и Конвенция ООН о правах ребенка: общее и специфическое.

Рекомендуемая основная литература (4, 10).

Тема 3. Документы федерального уровня по социальной защите детей в Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации.

План

  1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

  2. Государственные гарантии прав ребенка.

  3. Права ребенка, закрепленные в Конституции РФ.

  4. Общая характеристика Семейного кодекса Российской Федерации.

  5. Защита прав ребенка в семье (жилищные, имущественные, личные и др.).

  6. Права и обязанности родителей и детей.

Рекомендуемая основная литература (5, 15, 17).

Рекомендуемая дополнительная литература (1, 7).

Тема 4. Документы федерального уровня по социальной защите детей в Российской Федерации: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании».

План

  1. Общая характеристика Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  2. Понятия «ребенок, социальная реабилитация, социальная адаптация, ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации».

  3. Цель, задачи, принципы, направления государственной политики в отношении детей.

  4. Права ребенка, закрепленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  5. Общая характеристика Федерального закона «Об образовании».

  6. Что понимается под «образованием» в этом законе? Уровни российской системы образования, учебные программы, стандарты, документы об образовании.

  7. Основные права ребенка в области образования в РФ.

  8. Проблемы реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании».

Рекомендуемая основная литература (3, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (1, 7, 16).

Тема 5. Федеральная программа «Дети России».

План

  1. Общая характеристика Федеральной программы «Дети России».

  2. Цель, задачи, мероприятия и предполагаемые результаты программы.

  3. Подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: цель, задачи, мероприятия и предполагаемые результаты программ.

  4. Проблемы реализации Федеральной программы «Дети России».

Рекомендуемая основная литература (12, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (6, 8).

Тема 6. Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

План

  1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как особый тип специализированного учреждения

  2. Воспитанники социально-реабилитационного центра.

  3. Социально-правовая служба.

  4. Психологическая служба центра.

  5. Педагогическая служба центра.

  6. Общие принципы организации реабилитационной работы и условия их реализации.

Рекомендуемая основная литература (7, 14,15).

Рекомендуемая дополнительная литература (2, 3, 15).

Тема 7. Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Социальный приют.

План

  1. Социальный приют для несовершеннолетних как особый тип специализированного учреждения

  2. Воспитанники социального приюта.

  3. Обеспечение гарантий социально-правовой защиты воспитанников приюта: оформление приема детей в приют, определение социально-правового статуса ребенка, жизнеустройство ребенка.

  4. Коррекционно-реабилитационная работа с детьми в приюте.

  5. Семейное жизнеустройство воспитанников приюта: ребенок и биологическая семья; организация семейных воспитательных групп.

Рекомендуемая основная литература (14, 15).

Рекомендуемая дополнительная литература (2, 3, 15).

Тема 8. Региональные меры по социальной защите детей.

План

  1. Региональные целевые программы в области социальной защиты детей.

  2. Региональная целевая программа «Дети Южного Урала».

  3. Опыт социальной защиты детей в различных регионах России.

Рекомендуемая основная литература (6, 11, 18, 19).

Рекомендуемая дополнительная литература (14).

Тема 9. Муниципальные учреждения социальной защиты детей г. Магнитогорска: Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Центр психолого-педагогической помощи населению.

План

  1. Характеристика системы социальной защиты детей в г. Магнитогорске.

  2. МУ «Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»: цель создания, основные задачи, направления деятельности, структура, перспективы развития.

  3. МУ «Центр психолого-педагогической помощи населению»: цель создания, основные задачи, направления деятельности, структура, перспективы развития.

Рекомендуемая основная литература (18, 19).

Тема 10. Муниципальные учреждения социальной защиты детей г. Магнитогорска: Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

План

  1. МУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет»: цель создания, основные задачи, направления деятельности, структура, перспективы развития.

  2. МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: цель создания, основные задачи, направления деятельности, структура, перспективы развития.

Рекомендуемая основная литература (15, 18).

Рекомендуемая дополнительная литература (15).

Тема 11. Зарубежный опыт социальной защиты детей.

План

  1. Социальная работа с семьей имеющей ребенка-инвалида во Франции.

  2. Закон Великобритании «О детях» и его реализация. Фостеровская семья для ребенка.

  3. Децентрализация социальной работы с детьми в США.

  4. Забота Финляндии о подрастающем поколении.

  5. Германия: социальная работа с несовершеннолетними, социальные гарантии семьям с детьми и др.

  6. Детские деревни в Австрии.

  7. Образование как направление государственной политики Швеции в интересах детей.

Рекомендуемая основная литература (15).

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы.

  1. Перечислите основные цели государственной политики в отношении детей.

  2. Назовите принципы государственной политики в отношении детей.

  3. Что понимается под системой социальной защиты детства?

  4. Раскройте понятие «управление системой социальной защиты детства».

  5. Какова сущность социального управления?

  6. Назовите и дайте характеристику субъектам системы социальной защиты детства.

  7. Что понимается под культурой управления?

  8. В чем заключается смысл «феномена детства»?

  9. Назовите основные качества управленцев социальных служб для детей.

  10. Раскройте содержание программно-целевого управления.

  11. В чем состояла сущность мирского призрения?

  12. Назовите типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

  13. Почему систему детского призрения в конце XIX – начале XX века можно считать рациональной?

  14. Назовите формы призрения детей в конце XIX – начале XX века.

  15. В чем заключается специфика российской системы призрения на рубеже веков?

  16. Каковы достоинства большевистской доктрины социального обеспечения детей?

  17. Каковы недостатки большевистской доктрины социального обеспечения детей?

  18. Назовите государственные учреждения и организации, занимающиеся социальной защитой детей.

  19. Раскройте понятия: декларация и конвенция.

  20. Назовите цели и задачи Декларации прав ребенка ООН.

  21. Какова структура Декларации прав ребенка ООН?

  22. Раскройте (назовите) основные идеи Декларации прав ребенка ООН.

  23. Назовите цели и задачи Конвенции о правах ребенка ООН?

  24. Какова структура Конвенции о правах ребенка ООН?

  25. Раскройте (назовите) основные идеи Конвенции о правах ребенка ООН.

  26. Перечислите основные направления государственной политики в интересах детей в РФ.

  27. Перечислите права ребенка в соответствии с Семейным кодексом Р.Ф.

  28. Какие права гарантированы ребенку Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»?

  29. Назовите основные положения Федерального закона «Об образовании».

  30. Что понимается под целевой программой?

  31. Какие целевые программы входят в состав программы «Дети России»?

  32. Какова цель программы «Дети России»?

  33. Назовите основные типы учреждений, организаций и социальных служб для детей.

  34. В чем заключается особенность функционирования социального приюта для детей?

  35. Назовите основные задачи «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

  36. Охарактеризуйте деятельность Центра психолого-педагогической помощи населению.

  37. Охарактеризуйте деятельность Социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

  38. Раскройте сущность понятий: ребенок-инвалид и инвалидность.

  39. Каковы льготы детям-инвалидам в РФ?

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

  1. Цели и принципы государственной политики социальной защиты детства в Российской Федерации.

  2. Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства.

  3. Сущность социального управления.

  4. Портрет руководителя управления социальной защиты детей.

  5. Понятие о культуре управления.

  6. Специальные инструменты управления.

  7. Мирское и общественное призрение детей на Руси (X – XVI вв.).

  8. Мирское и общественное призрение детей на Руси (XVII-XVIII вв.).

  9. Детство и сиротство – объект попечения государства в XVIII веке.

  10. Реформы XVIII – XIX веков и детская благотворительность.

  11. Типы благотворительных обществ, учреждений и заведений для детей в пореформенной России.

  12. Система рационального призрения детей.

  13. Формы призрения детей в XIX веке (Дом призрения малолетних бедных; Нестеровский приют и др.).

  14. Формы призрения детей в XIX веке (Ведомство учреждений императрицы Марии; Рукавишниковский приют и др.).

  15. Специфика российской системы детского призрения на рубеже веков.

  16. Большевистская доктрина воспитания детей: ее достоинства и недостатки.

  17. Попытки возрождения детской благотворительности в XX веке.

  18. Документы международного уровня по социальной защите детей (Декларация прав ребенка ООН, Конвенция о правах ребенка ООН).

  19. Основные направления государственной политики в интересах детей в РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс, закон РФ «Об образовании», закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

  20. Федеральная целевая программа «Дети России» (2003-2006 гг.).

  21. Основные направления деятельности Российского детского фонда.

  22. Основные права ребенка в РФ (с момента рождения до совершеннолетия).

  23. Социальные службы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Социальный приют для несовершеннолетних, Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних).

  24. Зарубежный опыт социальной защиты детства.

  25. Муниципальные учреждения социальной защиты детей г. Магнитогорска. («Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; «Центр психолого-педагогической помощи населению»).

  26. Муниципальные учреждения социальной защиты детей г. Магнитогорска («Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 7-ми лет»; «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

(основная).

  1. Антология социальной работы. В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварочь – НВФ СПТ, 1994.

  2. Декларация прав ребенка ООН, 1990.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1991.

  4. Конвенция ООН о правах ребенка, 1990.

  5. Конституция Российской Федерации, 1993.

  6. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М.,2000.

  7. Никитина О.А. Жестокое обращение с детьми: Учебно-методическое пособие по работе с детьми, ставшими жертвами насилия. – Магнитогорск: МаГУ, 2000.

  8. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2004 года.

  9. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по защите прав ребенка (сборник-справочник). – М.: ООО Фирма «Инфограф», 1998.

  10. Основы плана действий (Международный семинар). – София, Женева, 1993.

  11. Положение детей в Российской Федерации: Государственный доклад. 2002. – М., 2002.

  12. Президентская программа «Дети России», 2002.

  13. Региональная целевая программа «Дети Южного Урала».

  14. Рыбинский Е.М. Современное положение российских детей – источник пополнения будущих преступников и нарушителей // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М, 2002.

  15. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

  16. Рыбинский Е.М. Хроника добрых дел (К 15-летию Детского фонда). – М., 2002.

  17. Семейный кодекс Российской Федерации, 2005.

  18. Социальные службы города Магнитогорска: Рекламный проспект / Редакторы-составители: Г.А. Доколина, Ф.А. Мустаева, В.Г. Солопаева. – Магнитогорск, 2000.

  19. Ювенильные технологии. Практическое руководство. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН). – М., 2001.

Рекомендуемая литература

(дополнительная)

  1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право, 2004. – №8. – С. 79 – 85.

  2. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс, 2003. – №4. – С. 78 –85.

  3. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. – М.: МПГУ; Обнинск: «Принтер», 2002.

  4. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. – М., 1993.

  5. Борисова Л.Г. и др. Подростки в рыночном пространстве // Социология образования, 2003. – №11. – С. 12 – 14.

  6. Дети // Кравченко А. И. Социология. – М., 2002.

  7. «Дети до…» становятся все младше // Социология образования, 2004. – №1.– С. 54 – 57.

  8. Если дети – будущее страны, то что ждет впереди Россию? // РФ сегодня, 2005. – № 14. – С. 36 – 49.

  9. Ильина О.Ю. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей // Закон, 2005. – №10. – С. 51 – 56.

  10. Кваша Е.А. Младенческая смертность в России в ХХ веке // Социс, 2003. – № 6. – С. 47 – 56.

  11. Кокорева З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях // Социология образования, 2003. – №11. – С. 29–31.

  12. Лерпер П. Среда бытия растущего человека в изменяющемся мире // Социология образования, 2005. – №8. – С. 29–33.

  13. Лиханов А.А. Драматическая педагогика. Педагогическая проза. Письма в защиту детства: В 3 т. – М., 2000.

  14. Рыбинский Е.М. Дети России на рубеже 21 века. – М., 2000.

  15. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

  16. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  17. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  18. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: Российское пед. агентство, 1997.

Словарь терминов (глоссарий)

«Дети России» — президентская программа, важный элемент государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ, защите их прав и обеспечению жизненных интересов. Включает ряд федеральный целевых программ, отражающих социальные приоритеты в области детства на определенном этапе развития общества.

В Д. д. принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача Д. д. — создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовке их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, играми, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках и секциях, участвуют в различных спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники Д. д. могут быть возвращены к родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники Д. д. школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

В настоящее время значительно обострились проблемы, связанные с половой деморализацией. Это обусловливается рядом причин: либерализацией половой морали в обществе, ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, падением престижа семьи и материнства, свободой показа эротики и порнографии, восторженным описанием легкой жизни и заработка проституток в видео-кинофильмах, средствах массовой информации. П. следует отличать от беспорядочной половой жизни со многими партнерами. О П. можно говорить только в тех случаях, когда сексуальные отношения становятся не целью, а средством достижения цели, лежащей вне сексуальной сферы.

В поддержке несовершеннолетней беременной большую роль может сыграть социальный педагог; не будучи так глубоко вовлечен в ситуацию, как родители, педагог может стать доверенным лицом, объективным советчиком. При этом «советчик» не должен делать ничего без согласия девушки, только таким образом можно сохранить ее доверие. Решения должны принимать только она сама и ее семья.

В Российской Федерации принимаются меры, направленные на стабилизацию: есть указы Президента по неотложным мерам по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Конвенции о правах ребенка, принят ряд федеральных законов; президентская программа «Дети России», предусматривающая меры поддержки прежде всего социально-депривированных групп детей; указом Президента РФ утверждены Национальный план действий в интересах детей до 2000 г., ежегодные государственные доклады «О положении детей в Российской Федерации», существует система социальных пособий на детей, региональные меры поддержки детей (оплата отдыха, льготы по питанию и т.д.).

В состав Комитета (по состоянию на 01.01.99 г.) входят на персональ-ной основе представители следующих стран: Барбадоса, Бразилии, Индонезии, Италии, Израиля, Ливана, Португалии, Перу, Российской Федерации, Швеции, ЮАР.

Главная цель Конвенции — максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей; выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция — это документ актуального социально-нравственного звучания и педагогического значения и одновременно правовой документ высшего международного статуса. Конвенция ратифицирована в СССР Верховным Советом 13 июня 1990 г. В Российской Федерации, которая является правопреемником СССР по международным актам, она вступила в силу 15 сентября 1990 г.

Дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности. В РФ полная Д. возникает по достижению гражданином 18 лет (совершеннолетия).

Дети – особая социально-демографическая группа населения с возрастными границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы общества; ответственность за их жизнь и судьбу возлагается не только на родителей, но и на другие социальные институты, а также на государство в целом.

Дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления. Однако, учитывая, что ввиду своей умственной и физической незрелости, они не могут действовать наравне со взрослыми, а нуждаются в специальной охране и защите, государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые нормы и права в отношении детей. Дети, к примеру, лишены права избирательного голоса и права быть избранными в представительные органы власти государства. О П. р. достаточно полно сказано в соответствующей Конвенции ООН, им посвящена глава 11 «Права несовершеннолетних детей» Семейного кодекса РФ, о них заявлено в Конституции Российской Федерации, принят специальный Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающие в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Детородный возраст (более правильно репродуктивный возраст, генеративный возраст) — возраст женщины, в котором она способна к деторождению; как правило, под репродуктивным понимается возраст женщины от 15 до 49 лет.

Детский дом — государственное интернатное воспитательное уч­реждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают Д. д. дошкольного возраста (3—7 лет), школьного возраста (7—18 лет) и смешанного типа.

Детский дом семейного типа (иначе: приемная семья) -одна из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на воспитание в семью с полным государственным обеспечением этих детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание (родителям-воспитателям). Приемная семья образуется при наличии отца, матери, кровных детей по решению местного органа исполнительной власти при взятии на воспитание не менее 5 детей. При этом общее число детей в приемной семье, включая родных, не должно превышать, как правило, 10 человек.

Детство – стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем это и особое социальное явление. Сегодня образовался трагический разрыв между детством как самоценностью, нашими идеальными представлениями о нем и реальным положением детей.

Дом ребенка — в России государственное учреждение охраны материнства и детства для воспитания детей до 3 лет. В дом ребенка принимаются дети-сироты, дети одиноких матерей, покинутые дети, а также дети, родители которых лишены родительских прав или отбывают наказание; находится в ведении органов здравоохранения.

Дошкольное учреждение — учреждение для общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В России в систему дошкольных учреждений входят детские ясли, ясли-сады, детские сады, детские площадки.

Жестокое обращение с детьми – любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей или других лиц, от которых ребенок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребенка, его психическое развитие или его социализацию.

Законодательство России предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений подростков начиная с 14 лет, требуя при этом осторожного и внимательного подхода к ним. В возрасте 14—16 лет подростки подлежат уголовной ответственности лишь за наиболее тяжкие преступления.

К.п.р. наделен полномочиями требовать предложения и замечания как от специализированных учреждений и комитетов ООН, так и от государств, ратифицировавших Конвенцию, по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Комитету представляются специальные доклады о принятых мерах по реализации заложенных в Конвенции прав детей. При этом первоначальный доклад представляется в течение двух лет после ратификации Конвенции, последующие — через каждые 5 лет.

Комиссия по делам несовершеннолетних - специальный орган, создаваемый при местной администрации самоуправления для решения вопросов, связанных с воспитанием, наблюдением за поведением и защитой прав несовершеннолетних (молодежи до 18 лет), для контроля и координации работы всех учреждений, занимающихся их воспитанием. К.п.д.н. действовала еще и в СССР, как и во всех его союзных республиках. Комиссии образуются из представителей органов местной власти с привлечением работников просвещения, здравоохранения, правоохранительных органов, являются частью государственной системы профилактики безнадзорности и преступности молодежи. Возглавляет К.п.д.н. заместитель главы администрации региона.

Комитет ООН по правам ребенка — Конвенцией ООН о правах ребенка (ст. 43) определено, что в целях рассмотрения прогресса 5 сфере реализации прав детей в государствах, ратифицировавших Конвенцию, утверждается Международный комитет по правам ребенка. Этот К. п. р. состоит из десяти экспертов, избираемых государствами (на персональной основе) на 4-летний срок.

Конвенция о правах ребенка - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 20 ноября 1989 г., один из важнейших международных актов в области прав человека.

Лишение родительских прав - законодательная мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения со стороны родителей и других злоупотреблений родительскими правами. Р. п. л. может иметь место также в случаях если родители своим аморальным, антиобщественным поведением оказывают вредное влияние на детей, являются хроническими алкоголиками, наркоманами или если будет установлено, что они уклоняются о своих обязанностей по воспитанию детей.

Материнская смертность – показатель, используемый в медицине, демографии; включает случаи смерти женщин в конце беременности (после 28 недель), при родах и в течение 6 недель после родов. Рассчитывается на 100 тыс. новорожденных.

Медико-генетическая консультация – медицинское учреждение (отделение или кабинет в составе медицинского учреждения), оказывающее один из видов специализированной медицинской помощи населению; суть консультирования заключается в определении прогноза рождения ребенка с наследственной болезнью, объяснении консультирующимся вероятности этого события, помощи семье в принятии решения,

Многодетная семья – общая характеристика высокого уровня рождаемости; число рождений, определяющих многодетность семьи, в зависимости от субъективной оценки колеблется от4-5до7-8и более детей.

Несовершеннолетние — в российском праве, граждане, не достигшие 18 лет. Различные отрасли гражданского права имеют положения, относящиеся к Н. (см.: Алименты, Возраст, Время отдыха, Детя, Дееспособность, Работник).

Органы опеки и попечительства - местные органы самоуправления осуществляют функции — по опеке и попечительству через органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц через органы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и через органы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Охрана материнства и детства - система государственных, социальных и медицинских мероприятий, обеспечивающих воспроизводство здорового и всесторонне развитого потомства, создает условия для наиболее благоприятного течения демографических процессов, гармоничного, физического и духовного развития детей, а также предоставляет женщине возможность сочетать материнство с трудовой деятельностью активным участием в общественной жизни.

П. диагностического типа называется место круглосуточного пребывания детей с соответствующими целями. Такой П. в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей П. этого типа являются диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В эти П. ребенка чаще всего определяют служащие органов опеки, социальные работники, работники интернатного учреждения.

П. общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего прихода и ухода, а также сроки своего пребывания в П. Состав и возраст детей, находящихся в П. общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций и тип профессионального обучения определяются организаторами конкретного П.

П. с. в и. д. «встроена» в общую социальную и взаимосвязана с демографической, семейной и молодежной политикой, может быть их частью, но должна иметь все-таки самостоятельный статус, ибо у нее — собственный объект, предмет, цель и специфические задачи.

Планирование семьи — внутрисемейное регулирование дето рождения; принятие супружеской парой (индивидом) добровольных решений о величине семьи, в частности числе детей в ней, и деятельность, способствующая реализации таких решений. Морально-этической и правовой основой П. с. является сознательное родительство (материнство и отцовство) — предоставление семье права определять желательное для нее число детей и промежутки между их рождением; осуществляется путем контроля репродуктивных действий, связанных с зачатием, вынашиванием и сохранением плода, а также с предупреждением и прерыванием беременности. П. с. помогает не только достигнуть желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий, регулировать интервалы между рождениями, избегать нежелательной беременности В России создана Ассоциация планирования семьи.

Подростки — групповая общность, выделяемая по возрастному признаку и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В более узком значении П. — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения (статуса) интересов и ценностей, возрастной слой в составе молодежи; это характеристика эмоциональных и поведенческих состояний, связанных с процессом взросления в определенный этап жизненного цикла перед физическими изменениями в организме, ассоциируемыми обычно с половой зрелостью; специфическая подростковая субкультура. Возраст ограничивается периодом 14—18 лет (психиатрия); от 10—11 до 15 лет (психология), в педагогике к П. относят 13— 19-летних.

Подростковая беременность - можно говорить о двух относительно самостоятельных аспектах П. б. С чисто медицинской точки зрения П. б. часто протекает с осложнениями, обусловленными физиологической незрелостью организма девушки. С другой стороны, П. б. является следствием раннего начала половой жизни, поэтому родителям или воспитателю необходимо выяснить причины, побудившие девушку начать половую жизнь. Чаще всего беременность является следствием недостаточной информированности девушки-подростка о способах контрацепции, физиологических методах профилактики беременности. Особого внимания воспитателей и психологов требуют девушки, для которых половая жизнь является способом решения психологических проблем. Во-первых, это девушки, перенесшие в детстве сексуальное насилие и стремящиеся через половую связь установить эмоционально теплые отношения с другими.

Положение детей — совокупность условий, сложившихся в обществе для выживания и развития детей, а именно: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья, состояние здравоохранения, система общественного образования, воспитательные возможности семьи, общественная и государственная забота о детях и законодательные нормы, отстаивающие права и интересы молодого поколения.

Пособие на ребенка (ежемесячное) — в РФ право на такое пособие имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего с ним ребенка до достижения им 16 лет, а на учащихся образовательных учреждений — до окончания обучения, но не позднее чем до достижения 18 лет, в семьях со средним душевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, назначается и выплачивается.

Пособие при рождении ребенка (единовременное) — в РФ вправе получить один из родителей ребенка либо лицо, его заменяющее, по месту работы (службы, учебы). Если эти лица не работают (не служат, не учатся), обращаться за единовременным пособием следует в органы социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Права ребенка — совокупность законодательных норм, направленных на защиту его интересов во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права.

Преступность подростковая — одно из самых опасных социальных явлений. Рост П. п. в последние годы во многом объясняется разрушением социальных структур, обеспечивавших в значительной части досуг подростков (лагеря, дома пионеров, молодежи, клубы, кружки и т.д.). Появление ночных дискотек, рокеров, молодежных группировок, безнадзорных подростков увеличило опасность вовлечения молодежи в криминальные региональные сообщества («люберы», «казань» и пр.), имеющие явную преступную направленность. Борьба с П. п. ведется и должна вестись главным образом профилактическими средствами — в учебных заведениях и семье. Огромную роль в предупреждении и борьбе с П. п. играют специальные подразделения органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних.

Приемная семья — образуется на основе договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на предусмотренный условиями срок. Договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства и основания для последующего прекращения договора.

Принято выделять три стадии С., которые характеризуются соотношением между усвоением социального опыта и его воспроизведением и механизмами этих процессов, различающихся для каждой стадии: дотрудовая стадия, трудовая стадия, послетрудовая стадия. На каждой стадии процесс С. организуют различные институты социализации (семья, школа, общественные организации, церковь и т.д.).

Приют — место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью. Вид помощи зависит от типа П.

Приюты, специализированные социозащитные учреждения, как правило, организуются на местах органами социальной защиты населения.

Прожиточный уровень — стоимость, оценка суммарного потребления (бюджета) человека или семьи, определяющие черту бедности (или нищеты). Может носить информационно-статистический законодательный характер.

Проституция (детская) — торговля собственным телом, сознательное вступление в сексуальные отношения за деньги, для извлечения материальной или любой другой выгоды.

Р. п.л. производится только в судебном порядке. Заявление в суд с лишении родительских прав может быть подано государственными (органы опеки и попечительства) или общественными организациями, одним из родителей или опекуном (попечителем) ребенка.

РДФ консолидирует деятельность отдельных граждан, общественных и государственных организаций, творческих союзов и др. с целью повышения их ответственности за воспитание подрастающего поколения, поворота национального самосознания к проблемам детства, досуга и общения детей, организации помощи детям-сиротам, инвалидам, детям, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий и т.п., из семей беженцев, многодетных и др., а также поддержки юных талантов.

Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 дет, то есть до совершеннолетия.

Родители — 1) в демографии: категория семейного состояния,указывающая на родственные отношения тех или иных членов семьи к детям; 2) в праве: для возникновения прав и обязанностей Р. и детей определяющее значение имеет происхождение ребенка от конкретного лица, т.е. установление кровородственной связи ребенка с отцом и матерью. Установление происхождения ребенка регулируется Семейным кодексом РФ.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком. Однако это не освобождает их от обязанности по содержанию ребенка. Одновременно с вынесением судом решения о Р. п. л. решается вопрос об алиментах.

Рождаемость — процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (или в совокупности поколений, составляющих население). Взаимодействуя со смертностью, Р. образует режим воспроизводства населения.

Российский Детский Фонд (РДФ) - общественная, самоуправляемая организация в защиту детства. Создана в 1987 г. как Советский детский фонд имени В.И.Ленина, который в 1991 г. преобразован в РДФ и Международную ассоциацию детских фондов (МАДФ), объединившую прежде всего детские фонды стран СНГ. Высший руководящий орган — общее собрание, исполнительно-распорядительный орган — правление, созываемое не реже одного раза в год, и президиум правления. Фонд основывается в своей работе на Конвенции ООН о правах ребенка, содействует развитию международных связей в области защиты детства, воспитанию детей в духе мира и взаимопонимания.

Система С.з.д. — критерий и мера цивилизованности ее рыночной экономики. Вследствие резкого имущественного расслоения общества в нашей стране, снижения общего жизненного уровня, инфляции и дороговизны, эрозии социальной инфраструктуры образования, культуры, здравоохранения и досуга прежде всего страдают дети. Их социальная защищенность падает.

Система социальной защиты детства – это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.

Смертность (детская, младенческая): – детская — это смертность детей в возрасте до 5 лет, коэффициент такой смертности (число умерших детей до 5 лет на 1000 рожденных) — основной показатель, используемый ЮНИСЕФ для определения уровня благосостояния детей и его изменения. В России он составляет 22,7 промилле; – младенческая — статистический показатель смертности детей на пер­вом году жизни. Смертность детей в этом возрасте имеет большое значение как показатель степени санитарного, социального и материального благополучия населения и эффективности проводимых государством мероприятий. По существу, М.с. — индикатор социального здоровья нации. В 1995 г. показатель в России составил 18,7 на 1000 живорожденных детей, что в 2,5—3 раза превышает соответствующие показатели в США, Франции, Англии, как и показатель детской смертности.

Социализация — основное содержание процесса С. — расширение, умножение социальных связей человека в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. Единство изменений в них создает для индивида расширяющуюся действительность, посредством которой он осваивает социальный мир, одновременно преобразуя его. Тем самым он строит свой собственный социальный мир.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная защита детей — система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает противодействие дестабилизирующим факторам жизни, в первую очередь последствиям инфляции, безработицы, бедности.

Социальная инфраструктура — система необходимых для жизнеобеспечения человека материальных объектов (зданий, сооружений) и коммуникаций населенного пункта (территории), а также предприятий, учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги населению, органов управления и кадров, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей граждан.

Социальная инфраструктура для детей система объектов; зданий, строений и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, оказывающих социальные услуги детям и обеспечивающих их социальную защиту.

Социальная политика в интересах детей – направление государственной социальной политики, которое устанавливает отношение и взаимодействие основных социальных сфер, структур и институтов, способных обеспечить правовые, экономические и организационный условия и гарантии развития особой социально-демографической группы населения — детей, обладающих специфическими приоритетами, правами, потребностями и интересами, способных объединяться в свои общественные организации и движения, выступающих с инициативами и требованиями перед обществом и государством.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях. Сегодня в России насчитывается более 535 тыс детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.

Социальные службы — специальные учреждения, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи.

Социальные службы для детей – организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию и социальной защите детей.

Управление системой социальной защиты детства – это сознательное воздействие на процесс организации и развития социальной помощи и поддержки детей через государственные учреждения, общественные и благотворительные организации, группы специалистов.

Феномен детства — социальное явление, определяющее роль, место и отношения государства, общества к детям, создание достаточных и необходимых условий для их выживания и развития, для защиты прав каждого ребенка прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства, отношения семьи и других социальных институтов к детям.

Фонд финансируется за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и спонсоров: предприятий, фирм, коммерческих банков Российской Федерации и других государств, доходов от экономической и хозяйственной деятельности Фонда. Денежные средства направляются на осуществление основных долговременных программ: «Глухие дети», «Дар жизни», «Детский церебральный паралич», «Дети-сироты», «Семейный детский дом», «Юные таланты», «Фронтовые дети Чечни» и др., на конкретную помощь детям и детским интернатным и лечебным учреждениям, на проведение научно-исследовательской работы по проблемам социальной защиты детства и прав детей. Фонд имеет отделения во всех республиках, краях, областях и некоторых крупных городах РФ. Фонд создал и имеет: издательство «Дом», журналы «Всемирная роман-газета», «Школьная роман-газета», «Божий мир», «Дитя человеческое», реабилитационный детский центр, центры помощи детям «Нежность», «Стремление», Научно-исследовательский институт детства (основан в 1989 г.).

Через свои отделения, действующие во многих странах и регионах, ЮНИСЕФ помогает правительствам разных стран оказывать помощь нуждающимся детям. В первую очередь помощь предоставляется самым слабым государствам, тем, где высок уровень детской смертности и заболеваемости, низкий уровень душевого дохода. Во многих странах мира созданы Национальные советы содействия ЮНИСЕФ или специальное Представительство этой международной организации. В 1994 г. общие расходы на программы ЮНИСЕФ составили 801 млн долларов США. Этими программами охвачено около 140 государств Африки, Азии, Латинской Америки и Европы. С 1982 г. ЮНИСЕФ осуществляет глобальную программу иммунизации детей в третьем мире. Детский Фонд ООН своими мероприятиями активизирует общественное мнение и заставляет правительства различных государств задуматься о настоящем и будущем детей. ЮНИСЕФ готовит ежегодные доклады о положении детей в мире (распространяются через информационный центр ООН и на русском языке).

ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) создан в 1946 г. как Международная чрезвычайная организация помощи детям в разоренных Второй мировой войной странах Европы (современное название — с 1953 г.) и с этого периода основное внимание уделяет улучшению положения детей в развивающихся странах. Ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи для детей. Источник их финансирования — ежегодные добровольные взносы правительств, пожертвования организаций и частных лиц.

ЮНИСЕФ — неотъемлемая, но лишь наполовину самостоятельная организация ООН, имеющая свой исполнительный Совет, состоящий из более чем 40 членов. На заседаниях Совета, которые обычно проводятся один раз в год, рассматривается политика, обсуждаются программы и утверждается бюджет Детского фонда.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «профессионально-этические основы социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Потрикеева О.Л., Андрусяк Н.Ю. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» /О.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Шафоростова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / Н.
  3. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

    Методические рекомендации
    «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей
  4. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт- петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.

Другие похожие документы..