Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Знедоленому безправному українському народові потрібен був великий муж, що мав би відвагу говорити один за всіх. Потрібен був речник, новий Боян, пат...полностью>>
'Документ'
В настоящее время в российских и зарубежных компаниях получает широкое распространение концепция управления стоимостью компании (управления компанией...полностью>>
'Программа'
Комплексно-целевая программа раскрывает организационно-педагогические условия становления в образовательном учреждении воспитательной системы, обеспе...полностью>>
'Документ'
Термин «аудирование» («Listening comprehension», „Hörverstehen“, «Compréhension orale» – в зарубежной методике) был введен в отечественную методику н...полностью>>

Урок по теме «Обмен веществ и энергии»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок по теме «Обмен веществ и энергии».

Интегрированный урок (биология – физкультура) для учащихся 8 класса.

Цели урока: продолжить формирование представлений о двух взаимопротивоположных сторонах обмена веществ; научить подсчитывать количество потраченных калорий по частоте сердечных сокращений, доказать с помощью функциональной пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки, что при работе усиливается распад органических веществ и возрастает выделение углекислого газа мышцами. На основе углубления межпредметных связей, продолжить развитие интереса к биологии и физкультуры.

Оборудование: таблицы «Суточная потребность в энергии лиц разных категорий труда (в килокалориях); «Физиологические нормы потребности в белках, жирах, углеводах для подростков (в сутки в г)»; «Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых». Секундомеры или часы с секундной стрелкой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Вступительные слова учителя биологии:

-В нашем организме непрерывно происходит обмен веществ. Согласно медицинской энциклопедии, обмен веществ - совокупность процессов химических превращений веществ и энергии в живых организмах и обмен веществами и энергией между организмами и окружающей средой. Сущностью его является диалектическое единство процессов непрерывного поступления в организм извне различных органических и неорганических соединений, их усвоения, изменения и выведения в окружающую среду образовавшихся продуктов распада.

В разных органах обмен веществ идет с разной интенсивностью. Так, к концу месяца в печени не остается ни одного атома из тех, которые ее составляли в начале, все они заменяются на новые. Эти процессы идут в каждой клетке, в клетку поступают питательные вещества, кислород, вода, минеральные соли, витамины. Часть этих веществ идет на рост и развитие, а часть используется для получения энергии, для работы мышц, поддержания температуры тела, создания новых веществ, проведения нервных сигналов.

Белки, жиры и углеводы, которые мы получаем с растительной и животной пищей, не могут быть усвоены в том виде, в каком они к нам поступили. Если в кровь человека попадут чужеродные белковые или другие крупные молекулы, они или погубят организм, или будут уничтожены его иммунной системой. Вот почему в органах пищеварения пищевые белки, жиры и сложные углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры и углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.

Обратите внимание на следующую таблицу. В ней отражены физиологические нормы потребности подростков в белках, жирах и углеводах.

Таблица №1 Физиологические нормы потребности в белках, жирах,

углеводах для подростков (в сутки в г).

Органические вещества

Группы детей

От 11 до 15

От 15 до 18

белки

98

119

в том числе животные

56

72

жиры

86

99

в том числе животные

75

84

углеводы

242

471

Килокалории в единицах

2940

3340

Жизнедеятельность клеток осуществляется за счет энергии распада и окисления органических веществ. Для этого клеткам необходим кислород. Кровь доставляет его из органов дыхания, она же уносит продукты распада.

Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам - это подготовительная, а удаление продуктов распада - заключительная стадия обмена. Основные же его стадии происходят в клетках.

Обмен веществ складывается из двух, взаимно противоположных процессов: пластического обмена и энергетического.

Греческое слово « пластине» означает лепку из глины и других материалов. Этот образ был выбран биологами, потому что он довольно точно отражает существо дела.

Поступающие в клетки питательные вещества можно сравнить с кирпичиками, из которых « лепятся» молекулы белков, жиров и углеводов , свойственные определенным клеткам человеческого тела. Они идут на строительство утраченных частей клеток, на создание новых клеток и межклеточного вещества. За счет пластического обмена происходят рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом.

Энергетический обмен - это ферментативное расщепление крупных молекул, сопровождающееся освобождением энергии, заключенной в химических связях крупных молекул органических веществ. Органические вещества создают растения, используя энергию солнечного света. Из воды и углекислого газа они получают глюкозу и выделяют кислород. Попав в клетки человеческого тела, глюкоза распадается на воду и углекислый газ, а освободившаяся энергия используется для жизнедеятельности клетки: создания новых веществ, сокращения мышц, проведения нервного возбуждения. Чем больше человек тратит энергии, тем больше распадается органических веществ в его организме. Вот почему мы дышим более интенсивно, когда работаем, вот почему наш организм нуждается в большем количестве пищи, чтобы компенсировать свои энергетические траты и потерю органических веществ, подвергшихся биологическому окислению.

Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веществ.

Посмотрите на следующую таблицу. В ней как раз и отражена суточная потребность в энергии лиц разных категорий труда.

Таблица № 2. Суточная потребность в энергии лиц разных категорий

труда (в килокалориях).

2800

Люди умственного труда

3000

Люди, занятые на механизированных производствах

3200

Рабочие физического труда

3700

Лица, выполняющие тяжелую физическую работу.

3.Слова учителя физкультуры:

-В процессе умственного или физического труда организм человека расходует энергию. Затраченная энергия восполняется питанием. Распад и окисление питательных веществ - источник энергии в организме человека.

Естественно, энерготраты возрастают при нагрузках. Вместе с повышением энерготрат усиливаются и процессы окисления, выделения продуктов распада, они в свою очередь связаны с интенсивностью кровообращения и в частности с повышением частоты сердечных сокращений.

Давайте с вами посчитаем, сколько калорий мы растратим, сделав несколько физических упражнений в течение одной минуты. Для этого используем формулу, позволяющую рассчитать энерготраты (Q) совершаемые человеком за 1 мин. по частоте сердечных сокращений (ЧСС): Q= 2, 09(0,2 * ЧСС- 11,3) кДж/мин.

(Учащиеся класса выполняют некоторые физические упражнения, подсчитывают пульс и по формуле определяют свои энерготраты. Результаты опыта записываются в рабочей тетради).

Как было уже сказано выше, при работе усиливается распад органических веществ и возрастает выделение углекислого газа мышцами. Это можно доказать с помощью функциональной пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Сейчас мы проведем с вами небольшой эксперимент.

В положении сидя вы задерживаете дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. Далее, с помощью секундомера устанавливаете время восстановления дыхания (выполняет одновременно весь класс). Результат записываете в тетради.

5 минут отдыхаете.

Далее делаете 20 приседаний за 30 секунд. Измеряете время максимальной задержки дыхания после работы, и вычисляете процентное отношение результатов второго опыта относительно первого (результаты фиксировать в тетради)

После нескольких минут отдыха повторяете первую пробу (записать результат в тетради). Результаты третьего опыта позволяют зарегистрировать процессы восстановления постоянства внутренней среды в организме после действия нагрузки.

После нагрузки обычно удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя. Это объясняется тем, что при мышечных нагрузках затрачивается дополнительная энергия, которая освобождается при распаде и окислении органических веществ. С этими процессами связано и накопление в крови продуктов распада, в том числе и углекислого газа. Поэтому, когда вы начинаете задерживать дыхание после нагрузки, концентрация углекислого газа в крови уже выше нормы. Особенно высока она у нетренированных подростков, поскольку у них в движении участвуют не только необходимые, но и множество сопутствующих мышц.

Результаты, полученные при проведении функциональной пробы, сравните с нормативами, приведенными в таблице №3, которая перед вами на доске.

Таблица №3. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания

до и после дозированной нагрузки для различных

по степени тренированности категорий испытуемых.

Категория

Задержка дыхания (с)

В покое

после 20 приседаний

после отдыха

Здоровые тренированные

46 -60

Более 50% от первой фазы

Более 100% от первой фазы

Здоровые нетренированные

36 – 45

30-50% от первой фазы

70-100% от первой фазы

с отклонениями в здоровье

20-35

30% и менее

Менее 70%

После того, как вы сравните свои результаты с результатами таблицы, каждый в своей тетради делает вывод, к какой категории подростков он относится.

4. Слова учителя биологии:

-Рациональное питание имеет исключительное значение для нормального физического и умственного развития детей. Оно должно отвечать потребностям организма в различном возрасте и не только покрывать затраты на поддержание жизнедеятельности, но и обеспечивать избыток полноценных белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды и витаминов, достаточный для роста и развития.

Современный рацион отличается большим потреблением продуктов, относительно дешевых, но содержащих много углеводов. В первую очередь это мучные изделия – макароны, хлеб и тому подобное.

Проведенная мною анкета среди учащихся 8-11 классов подтвердила этот факт. Большинство анкетируемых, чаще всего называли блюда с высоким содержанием углеводов, к тому же содержащих скрытые калории (многие производители продуктов питания для улучшения вкусовых качеств повышают в них содержание рафинированного сахара).

Безвредно ли это? Оказалось, что такой рацион понижает сопротивляемость организма, приводит к разным болезням. Переедание и неправильное употребление некоторых пищевых продуктов ведут к постоянному росту числа заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ, к болезням сердца и сосудов.

В пищевом рационе детей разных возрастов должно соблюдаться определенное соотношение белков, жиров и углеводов. Так, подростки должны получать 30% животного белка и 70%- растительного.

А в среднем, из общего количества калорий в сутки: за счет белка- 13-15%, жира-30-32% , углеводов 53-55%. Соотношение белков, жиров и углеводов- 1:1,1:6

Пища подростков должна содержать достаточное количество клетчатки и давать отбросные продукты, чтобы обеспечить двигательную работу пищеварительного канала. Большое значение для нормального роста и развития организма имеет правильный режим питания. У школьников при питании 4 раза в день из примерного суточного рациона должно приходиться на утренний завтрак- 25-30%, на обед- 45-50%, на полдник 10-15% и на ужин- 15-20%. Калорийность 4-х разового питания должна быть не менее 2 500-3 000 ккал, или 10 450-12 540 кДж энергии.

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урока на тему «Обмен веществ и энергии»

    Урок
    Каждый учащийся за правильный ответ получает жёлтую карточку. За неполный ответ получает серую карточку. Если команда не ответила на свой вопрос правильно, право ответа переходит другим командам.
  2. Урок «Молоко» Биология 8 класс. Тема: «Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека»

    Урок
    ЗАДАЧИ УРОКА: ОБУЧАЮЩАЯ - Ознакомление учащихся с основами питания молочными и молочнокислыми продуктами, зависимостью качества молочных продуктов от экологической обстановки местности.
  3. Конспект урока по теме: "Витамины"

    Урок
    Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
  4. Темы самостоятельных контрольных работ по методике преподавания биологии Для студентов 4 курса

    Конспект
    Аннотирование учебников допущенных, рекомендованных департаментом образования, а также экспериментальных или не прошедших апробацию по курсам: «Естествознание», «Экология», «Растения», «Животные».
  5. Урок №15: «Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке». (Тему урока запиши в тетрадь)

    Урок
    Вспомни функции митохондрий в клетке. Изучи более подробно энергетический обмен в клетке. Приготовить рассказ описательного характера об энергетическом обмене веществ тебе помогут ответы на вопросы:

Другие похожие документы..