Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Реферативный сборник научно-исследовательск...полностью>>
'Программа дисциплины'
Аннотация: Данная дисциплина рассчитана на широкую аудиторию студентов, и предполагается, что в результате её изучения каждый из них сможет самостоят...полностью>>
'Статья'
1. Нотариат в Республике Казахстан - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем сове...полностью>>
'Документ'
В 2008 г. поставки агропродовольственной продукции на внешний рынок практически не увеличились и составили 8,4 млрд. долларов. В то же время импорт в...полностью>>

Развитие педагогической мысли татарского народа в казанском крае в viii-начале XX вв. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МУХАМЕТШИН АЗАТ ГАБДУЛХАКОВИЧ

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ТАТАРСКОГО НАРОДА В КАЗАНСКОМ КРАЕ В VIII-НАЧАЛЕ XX ВВ.

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Чебоксары – 2009

Работа выполнена на кафедре истории педагогики и этнопедагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный консультант -

доктор педагогических наук, профессор

Нигматов Зямиль Газизович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор

Волович Леонид Аркадьевич;

доктор педагогических наук, профессор

Петрова Татьяна Николаевна;

доктор педагогических наук, профессор

Шакиров Роберт Вафич

Ведущая организация –

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Защита состоится 18 марта 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212. 300. 01 при ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Автореферат разослан 2009 г.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 15 октября 2008 г.

Режим доступа

Ученый секретарь

диссертационного совета Хрисанова Е.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В эпоху радикальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного за столетия и тысячелетия. Возросший интерес к прошлому ставит перед исторической и педагогической наукой задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание.

Изучение истории национальной культуры, в том числе истории становления педагогической мысли и развития народного образования, естественно и закономерно, поскольку она составляет основу культурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет неизменной гордости всех носителей этноса.

Всё вышесказанное относится и к вопросу изучения богатого историко-педагогического наследия татарского народа, находящегося в Российской Федерации на втором месте по численности населения. Весьма актуальным в этой связи является изучение, анализ и синтез истории развития педагогической мысли, просвещения и образования в Казанском крае в VIII – начале XX вв., которую в ходе исследования мы разделили на три эпохальных по своему значению периода:

I период – эпоха Булгарского государства (VIII – XIII вв.);

II период - Золотой Орды и Казанского ханства (XIV - первая половина XVI вв.);

III период – в составе русского государства вторая половина (XVI - начала XX вв.).

Педагогическая мысль булгар и их прямых потомков татар так же, как и других народов, имеет свои особенности, изучение которых может способствовать обогащению нашего представления о педагогической культуре данного народа. Их значимость актуализируется сегодня ещё и потому, что в прошлые годы многие нравственные ценности были искажены. Всё это обусловливает необходимость тщательного научного анализа и синтеза педагогического, эстетического, духовно-нравственного наследия данного народа.

Отсутствие концептуальных трудов, отражающих историко-педаго-гический процесс развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв. с точки зрения современной парадигмы исторического знания актуализировало избранную проблематику, обусловленную обострением главного противоречия между необходимостью введения в современный научный оборот и педагогический процесс концептуальных и прогрессивных идей педагогической мысли в Казанском крае в VIII – начале XX вв. и их недостаточной методологической и теоретической разработанностью. Выявление этого основного противоречия предопределило целый ряд следующих локальных противоречий, детерминирующих необходимость проведения исследования. Это противоречия между:

- научными и практическими результатами предыдущих исследований в данной области и насущной потребностью изучения, уточнения и обобщения их на уровне современной науки для формирования системных знаний о развитии педагогической мысли в крае;

- необходимостью научно обоснованной оценки истории развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв. и отсутствием масштабных исследований данной проблемы;

- потребностями современного национального образования в системном применении прогрессивных традиций школ Казанского края и необходимостью научно-методического обеспечения внедрения их в современные учебные заведения с целью совершенствования образовательного процесса;

- всё возрастающим спросом общества и высших учебных заведений на высококвалифицированных педагогов и отсутствием необходимых и достаточных условий для полного его удовлетворения в сложившейся системе подготовки преподавательских кадров.

Проблема и состояние её изученности. Данное исследование направлено на изучение генезиса педагогической мысли в Казанском крае и обобщение опыта в области воспитания и образования подрастающего поколения в VIII-начале XX вв., который при творческом подходе может быть использован в практике современной системы образования.

Первые попытки осмысления состояния и развития образования в Казанском крае были предприняты еще в конце XVIII -начале XIX вв. татарскими просветителями. Важно отметить, что дореволюционным исследованиям Г. Утыз-Имени (1756-1836), А. Курсави (1776-1812), Ш. Марджани (1818-1889), Х. Файзханова (1828-1866), К. Насыйри (1825-1902) принадлежит заслуга наиболее полного освещения отдельных сторон религиозно-просветительской и педагогической деятельности в Казанском крае.

Весьма ценный материал содержит фундаментальный труд Джамалетдина Валиди (1887-1933) «Очерки истории образованности и литературы среди татар» (1923), в котором автор обстоятельно раскрыл основные периоды развития татарской общественной мысли и становления нового течения в школьном деле, именуемого джадидизмом.

Ряд работ дореволюционных исследований были посвящены истории становления и развития образования татарского народа в XIX-XX вв.: Г. Баязитов (1847-1911), Мурад Рамзи (1855-1934), Ш. Культяси (1856-1930), Г. Баруди (1857-1921), З. Хади (1863-1933), Хади Атласи (1876-1937).

Следует учесть, что недооценка роли и значения работ, вышедших в дореволюционный период, привели к деформации наших представлений о развитии национального образования в Казанском крае в XVIII - начале XX вв.

В советский период наибольший интерес к истории развития национального образования наблюдается в 70-80-е годы XX вв. Наиболее значимой работой по данной тематике является труд Я.И. Ханбикова «Из истории педагогической мысли татарского народа», изданный в 1967 году. В данной работе изучается устное народное творчество, даётся историко-теоретический анализ научно-педагогического наследия татарских учёных, просветителей, труды которых имели эволюционизирующие значение для педагогической мысли и национальной системы образования татарского народа.

Существенный вклад в историю изучения национального образования и педагогической мысли внесли такие учёные, как З.Г. Нигматов, Р.А. Галеев, Х.Х. Хакимов, З.Т. Шарафутдинов, Р.Ш. Маликов, Р.В. Шакиров и другие.

Вопросы истории образования и педагогической мысли булгарского, татарского народов рассматриваются в монографиях, статьях, диссертациях многих авторов. Это работы М.И. Богомоловой, В.М. Беркутова, Ф.Г. Ялалова, Н.Г. Краснова, Т.Н. Петровой, М.М. Махмутовой и других.

Однако, несмотря на то, что проблемы становления и развития национального образования изучались достаточно широко в отечественной истории педагогики, до сих пор нет целостного и объективного историко-педагогического исследования, посвящённого вопросам развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв.

Для выявления объективной картины развития педагогической мысли в крае, помимо простого изложения историко-педагогических фактов, крайне необходимо было анализировать и синтезировать социально-экономические, общественно-политические и культурно-исторические условия генезиса педагогической мысли.

Анализ состояния исследованности и наличие противоречий, выявившие существенные пробелы в изучении истории развития педагогической мысли в Казанском крае, подтвердили настоятельную необходимость решения актуальной научной проблемы: каковы политико-экономические предпосылки, поликультурные и социально-психологические условия исторического становления, тенденции развития педагогической мысли; содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения булгар, татар в VIII – начале XX вв.? В соответствии с этим была сформулирована тема исследования: « Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв.».

Цель исследования: Раскрыть целостный процесс становления и развития педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв., объективно представить накопленный народом богатый прогрессивный опыт воспитания и обучения, воззрения видных мыслителей на проблемы народного образования, синтез их поликультурных просветительских идей для практического использования в деле совершенствования национальной системы образования на современном этапе.

Объектом исследования является историко-педагогическое наследие и процесс формирования педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв.

Предмет исследования – предпосылки, условия, периоды, тенденции, особенности, принципы развития и содержание педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII – начале XX вв.

Научная гипотеза состоит из положенных в основу исследования следующих предположений, сформулированных после тщательного изучения и синтезирования значительного объема источников (археологический, археографический, этнографический, архивный – материалы) и литературы:

- становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае в VIII - начале XX веках представляет собой многоаспектный, объёмный и противоречивый процесс, проходивший в сложных экономических, политических, социальных и поликультурных условиях;

- специфика и своеобразие генезиса педагогической мысли в VIII - начале XX вв. обусловлены особенностями исторического пути развития образовательного и воспитательного дела татарского народа в рассматриваемый период;

- педагогическая мысль татарского народа в Казанском крае в своем развитии проходила последовательные периоды: эпоха Булгарского государства – VIII-XIII вв.; Золотой Орды и Казанского ханства – XIV - первая половина XVI вв.; в составе русского государства – вторая половина XVI - начала XX вв.;

- становление и развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае проходило в условиях тесной взаимосвязи с просветительской мыслью народов России, Азии, Ближнего Востока и Европы;

- объективное исследование тенденции и закономерностей развития прогрессивных педагогических идей булгарских и татарских просветителей рассматриваемых периодов позволяет получить новые знания, которые могут быть эффективно использованы в педагогической теории, учебно-воспитательном и творческом процессах во всех звеньях системы образования.

Для достижения сформулированной цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Вскрыть и охарактеризовать историко-теоретические предпосылки становления педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX веках, раскрыть политико-экономические и социально-педагогические условия её развития.

2. Выявить тенденции развития педагогических идей и просветительских течений в крае на различных стадиях их развития и обосновать периодизацию.

3. Определить концептуальные основы содержания, образования и принципы организации учебно-воспитательного дела в Казанском крае в VIII - начала XX веках.

4. Раскрыть теоретическую значимость принципов педагогики кадимизма, джадидизма и образования Казанской татарской учительской школы в дальнейшем развитии педагогической мысли в крае.

5. Выявить особенности развития педагогической мысли представителей булгарского, татарского просветительства.

Методологическая основа исследования. Общая методология исследования сформировалась на базе системного, исторического подходов; гуманистических идей и принципов о единстве и взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей; принципа взаимосвязи логического, исторического и культурологического в педагогическом познании. Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, социально-педагогические и историко-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектный процесс общественно-исторического, социокультурного развития; общенаучные принципы комплексного подхода, обеспечивающие целостное представление о динамике развития отечественного образования.

Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались соответствующие, взаимодополняющие методы исследования:

- теоретический анализ и синтез научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источников;

- историко-логический анализ и синтез архивных материалов и рукописей VIII - начала XX вв., произведений устного народного творчества булгар, татар по теме исследования;

- сравнительно-исторический метод в анализе традиционного опыта воспитания, обучения и развития педагогической мысли в крае в русле аналогичных тенденций, происходивших в истории других народов в этот период;

- включение описания реального опыта в области воспитания и обучения татарского народа, полученного в экспедиционно-полевых условиях, теоретическая и методическая интерпретация и обобщение материалов исследования;

- синкретическое представление изученного ретроспективного материала и педагогических памятников XVIII - начала XX вв.; историческая реконструкция методов, приемов прошлого на основе аналогий и косвенных доказательств;

Источниковедческая база исследования:

Материалы, добытые археологической экспедицией Казанского государственного университета, Елабужского государственного педагогического университета и Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова – Казанского филиала А.Н., экспедиционно-полевые материалы лаборатории этнопедагогических исследований народов Поволжья и Приуралья Набережночелнинского государственного педагогического института.

Комплекс научно-исследовательских работ в области:

1. Философии и теории образования (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев, Аль Фараби, Ибн-Сины, Аль Джувайни и др.).

2. Методологии и истории развития образования и педагогической мысли (М.Ф. Шабаева, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, Г.Б. Корнетов, К.И. Салимова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин).

3. Законодательные и нормативные акты в сфере образования рассматриваемого периода.

4. Документальные фонды Национального архива Республики Татарстан и архивы Казанского государственного университета, Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Центрального государственного исторического архива РФ.

5. Исторические записки путешественников (Ибн Фадлан, Аль Гарнати, Аль Андалуси и др.), правила, инструкции, отчёты о деятельности учебных заведений мектебе, медресе (Н.И. Ильминский, А. Анастасьев и др.) в VIII - XX вв.

6. Диссертационные исследования и монографические труды российских учёных по проблеме (Я.И. Ханбиков, З.Г. Нигматов, З.Т. Шарафутдинов, Х.Х. Хакимов, Р.Ш. Маликов и др.)

7. Историческая периодическая печать («Волжский вестник», «Вятские губернские ведомости», «Казанские губернские ведомости», «Земледельческая газета», «Саратовские губернские ведомости», «Ученые записки Казанского университета», «Русская старина», «Русский вестник» и др.).

Концептуальные идеи диссертационного исследования

Диссертационная работа посвящена историко-теоретическому осмыслению и обобщению сущности и содержания богатого педагогического наследия булгарского, татарского народов VIII - начала XX вв., которое исследуется как самодостаточный феномен и в тоже время как важнейшая часть общепедагогической системы.

Развитие педагогической мысли в Казанском крае происходило в конкретных идейно-политических, экономических, культурных условиях. Они в итоге и предопределили дальнейшее развитие педагогической мысли в Казанском крае на каждом периоде её генезиса (периодизацию см. на с. 3).

Объективное раскрытие источников и предпосылок возникновения, сущности, основных тенденции и закономерностей становления педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII - начале XX вв.; синтетическое представление пробелов, деформаций, противоречий в её развитии их причин, а также путей их преодоления позволяют определить социально-педагогические условия, принципы и перспективы, средства и футурологические функции дальнейшего развития педагогической мысли отдельного народа, как части целостного феномена, являющего собой – человечество.

Ведущая идея концепции исследования состоит в том, что прогрессивное развитие образования опирается на результаты исторического опыта педагогики и просвещения, которые определяют последующее поступательное движение науки, теории и практики воспитательно-образовательного процесса.

Основные концептуальные идеи диссертационного исследования определили её структуру и содержание, где последовательно изложен анализ генезиса педагогической мысли татарского народа.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1988-1993 гг.) – поисковый. Выбор проблемы научной работы, определение основных направлений научного поиска, ознакомление с архивными, археологическими, археографическими и историческими источниками, фольклорным материалом, философской, историко-педагогической литературой и периодическими изданиями исследуемого периода, разработка категориального аппарата, изучение педагогической документации.

С этой целью использовались следующие методы: сбор материала по истории развития педагогической мысли булгар, татар, теоретический анализ архивных материалов и исторической литературы по проблеме.

Второй этап (1993-1995 гг.) – аналитический. Разработка методологического аспекта исследования, постановка цели и задач, отбор и систематизация материала по данной проблеме, сведение и группировка результатов. Основные методы данного этапа: анализ и теоретическое обобщение полученных материалов.

Третий этап (1995-2000 гг.) – историко-педагогический. Исследование историко-педагогического наследия и традиций в области образования и воспитания подрастающего поколения булгар, татар и тенденций развития педагогической мысли в VIII - начале ХХ вв. Методы: сравнительно-исторический и историко-системный анализ, контент – анализ.

Четвертый этап (2000-2007 гг.) – теоретико-методологический. Выдвижение научной гипотезы исследования, теоретическое осмысление, систематизация и анализ результатов работы, апробация их в публикациях, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации. Основные методы: комплексный, ретроспективно-проективный, структурирование исторических данных, анализ и синтез теоретических положений, формулирование обобщающих выводов, выявление футурологических функций.

Научная новизна исследования:

1. На основе системного анализа и синтеза выявлены предпосылки, обусловившие развитие педагогической мысли в Казанском крае в VIII - начале ХХ веках:

- экономические – установление торговых, экономических связей Булгарского государства с Ближним Востоком, Азией и Русью; усложнением административно-управленческой структуры государства в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства; увеличение потребностей в развитии образовательных структур;

- политические – готовность государств (Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское ханство) создавать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе, школ ученичества;

- социальные – наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-просветители, имамы, муллы, остабике, ремесленники) и контингента (дети, подростки, взрослое население);

- институциональные – диверсификация системы образования (домашнее обучение, мектебе, медресе, ремесленные школы, обучение за границей).

2. Впервые в отечественной историко-педагогической науке предпринято исследование актуальной, ранее не решавшейся проблемы – на основе ретроспективного и теоретико-педагогического анализа и синтеза историографического и фактологического материала, выявлены условия, основные тенденции развития образовательно-воспитательного дела в Казанском крае в VIII - начале ХХ вв.

Основными тенденциями I периода развития педагогической мысли в Казанском крае в VIII-XIII вв. (эпоха Булгарского государства) является преобладание народной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения, становление и развитие организованных форм обучения (мектебе и медресе). Названные тенденции складываются из следующих составляющих: осуществление воспитания детей главным образом в семье и в обществе на основе фольклорного материала, народных игр, инициации; появление письменности (руническая, арабская, уйгурская); проникновение научной, учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление учительско-преподавательских кадров.

Основной тенденцией II периода развития педагогической мысли в Казанском крае в XIV - первой половине XVI вв. выступает развитие научного содержания, форм и методологии приёмов обучения и воспитания детей в Казанском ханстве. Данная тенденция конкретизируется в следующих положениях: появление целого ряда учебников и пособий по образованию и эстетическому воспитанию учащихся-шакирдов светского и духовного характера, научной литературы (медицина, астрономия, история, математика); улучшение кадрового обеспечения уроков (дерес) в мектебе и медресе, связанного с образованием субкультурного пространства–тюркский мир.

Основной тенденцией III периода развития педагогической мысли в Казанском крае во второй половине XVI - начала XX вв. выступает зарождение новых течений в национальной педагогике–педагогики суфизма, джадидизма. Выделенная тенденция включает следующие умозаключения: средневековая педагогическая мысль XVI-XVII вв. явилась одним из феноменов формирования педагогики суфизма в новых условиях; с середины XVI в. - третьей четверти XVIII в. ислам и арабо-мусульманская педагогическая мысль выполняли охранительную функцию, позволяя сохранить татарский этнос и его духовную культуру; конец XVIII - начало XIX вв. – период цивилизационного влияния русской, западно-европейской мысли на национальную педагогическую мысль, время начала секуляризации татарского общества, появления татар-первопроходцев, связанных с европейским образованием, и личностей из среды мусульман осознавших необходимость реформы не только в религии, но и в образовании; эпоха нового времени для татарской педагогической мысли приходится на вторую половину XIX в. и включающую в себя начало XX в. – время появления прогрессивного движения в педагогике джадидизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Становление и развитие педагогической мысли в казанском крае VIII начала XX в. 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 28 сентября 2009 г. в 1200 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г.
  2. Житенев Т. Е. Политика российского правительства по распространению церковно-приходских школ в конце xix - начале xx ВВ

    Документ
    К ВОПРОСУ О РОЛИ АНГЛИЙСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 50–60-Х ГОДОВ XX ВЕКА)
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  4. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  5. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).

Другие похожие документы..