Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «_7__» декабря 2010 г. в __10__ часов на заседании диссертационного совета Д.208.071.03 при ГОУ ДПО «Российская Медицинская Академия...полностью>>
'Семинар'
22-23 марта Практические вопросы оплаты труда. Уплата подоходного налога, платежи в ФСЗН, исчисление среднего заработка, определение заработка для ис...полностью>>
'Документ'
На виконання підпункту 2 пункту 1 статті 4 Закону України «Про доступ до публічної інформації», статтями 4,5 Закону України «Про захист персональних ...полностью>>
'Документ'
Рекомендованы для принятия седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявш...полностью>>

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ для курсантов (слушателей и студентов) обсуждены и одобрены

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство внутренних дел российской федерации

краснодарский университет

Утверждаю

начальник кафедры теории

и истории права и государства

подполковник милиции

_______________ А.С. Палазян

«___» __________ 2009 г.

Дисциплина: теория государства и права

Специальность: 030501.65 – Юриспруденция

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке курсовых работ

для курсантов (слушателей и студентов)

обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

Протокол № 8

от « 04 » декабря 2009 г.

Подготовил:

доцент кафедры, к.ю.н.

подполковник милиции

С.П. Нарыкова

Краснодар 2009

Характеристика курсовой работы и основные требования к ее содержанию

Курсовая работа является основным видом письменных работ, выполняемых обучающимися, важной формой контроля их знаний, умений и навыков (п. 2 положения о выполнении и защите курсовых работ курсантами (слушателями, студентами) Краснодарского университета МВД России).

Однако большинство учащихся первого курса (а именно на первом курсе выполняется курсовая работа по теории государства и права) имеют весьма смутное представление о том, что представляет собой такая форма контроля знаний как курсовая работа. Это вполне объяснимо – данный вид самостоятельной работы, призванный продемонстрировать полученные в течение учебного года знания, умения и навыки в определенной области юридической науки является абсолютно новым для них видом письменных работ. И если «о чем писать» – более или менее понятно (все же год занятий по предмету), то «как» это сделать – совершенно неясно. Дело в том, что от других видов письменных заданий (контрольных работ и рефератов), с которыми встречаешься еще за школьной партой, курсовая работа отличается не только содержательно, структурно, но и своим оформлением.

Целенаправленность и полнота освещения вопросов. Это отличие определяется, прежде всего, теми целями, на достижение которых и направлен процесс ее выполнения. Во-первых, именно курсовая работа покажет, чему Вы, уважаемый первокурсник научились за прошедший год. Эти знания должны касаться не только выбранной темы по курсу «Теория государства и права» (в которой, безусловно, надо разбираться лучше других), но и продемонстрировать то, как Вы умеете подобрать соответствующую литературу, определить самое главное, представить существующие по данному вопросу мнения, высказать свое и аргументировано изложить его. Главное в процессе аргументации - суметь доказать то, что мы хотим довести до сведения окружающих. Достигается это с помощью доводов, фактов, которые хорошо известны и истинность которых не оспаривается.

Самостоятельность. Наличие собственной позиции по рассматриваемой проблематике, умение ее отстаивать является очень важным моментом в содержании курсовой работы. Именно она придает индивидуальность и неповторимость Вашему труду. Конечно, предложить сколь нибудь новое в государственно-правовом знании Вы не сможете, но этого не и не требуется. Главное, чтобы в представленной работе четко прослеживалась Ваша личная точка зрения, чтобы она была подробно разъяснена и в достаточной степени аргументирована с помощью использованной литературы, примеров из законодательства и практики правоохранительных органов. Как это грамотно сделать в каждом конкретном случае объяснит научный руководитель, специально для этого назначенный (круг его полномочий мы рассмотрим ниже). Его основная задача – указать правильное направление работы, а вот работать Вы должны сами, иначе какая же она самостоятельная?

Другая сторона такой важной характеристики содержания курсовой работы как самостоятельность заключается в особом способе изложения отобранного материала. Речь идет о цитировании. Для подтверждения собственных доводов ссылкой на источник следует использовать цитаты – выдержки из подобранной по теме работы научной литературы с обязательным указанием автора и приводимой работы. Подробнее о правилах цитирования мы расскажем в главе «», а здесь напомним о самом главном: если вы вдруг в очередной раз «забыли» указать, чья работа была использована Вами, это может быть расценено как плагиат, а попросту воровство. Такая работа не оценивается. Ее необходимо переделать или подготовить новую. Вот почему сразу стоит отказаться от «гениальной» мысли скачать работу из ресурсов Интернета, позаимствовать у соседа, переписать главу учебника и т.д. Такая работа легко вычисляется. Наивно думать, что по чужой работе Вы сможете в полной мере понять, выучить и представить изучаемый материал. Даже по очень хорошему, но чужому изложению чего-либо Вы изучите только это изложение. Весь содержательный объем источника останется "за кадром". Только автор работы, опираясь на его текст, может восстановить этот объем, представить и объяснить его, ибо знакомился с ним, обрабатывал его, вложил свою индивидуальность и труд.

Грамотное и аккуратное оформление, краткость и четкость формулировок. Конечно, полнота и логика изложения материала, а также многое другое зависят от индивидуальности - индивидуальных особенностей восприятия и осознания окружающей действительности обучаемого, его индивидуально развитых приемов и способов доказывания, индивидуальных особенностей мышления, индивидуального опыта, индивидуальной эрудиции, индивидуальной техники и культуры письма и т.д. Однако существуют общие для всех правила, которых следует придерживаться при подготовке текста курсовой работы. Начнем с самого простого и, одновременно, очень сложного: работа должна быть грамотно написана и аккуратно оформлена. Подготовка курсовой работы предполагает определенный уровень знаний по русскому языку и культуре речи. Что делать, если грамотность – не самая сильная Ваша сторона? Здесь Вам на помощь придут словари русского языка, тематические словари: орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов, юридический словарь и т.д. Некоторым придется постараться и вспомнить, что изучали в школе. А может быть, Вам повезло, и Ваши друзья – настоящие знатоки русского языка? Не отказывайтесь от предложенной помощи. В любом случае помните, что сдать на проверку работу с ошибками – это проявить неуважение к преподавателю и изучаемому предмету.

Логическая последовательность изложения материала, доказатель-ность и обоснованность выводов. Далее. Текст курсовой работы излагается научным языком и отличается от всякого другого свой логичностью. Чтобы излагаемый вами материал обладал внутренней стройностью, непротиворечивостью, обоснованностью выводов и предложений необходимо помнить и не нарушать следующие законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего и закон достаточного основания.

Подробно Вы их будете изучать на занятиях по логике, здесь же мы познакомимся с ними в необходимом для наших целей объеме.

Итак, закон тождества, первый из перечисленных логических законов связан с использованием в Вашей работе понятий, категорий по рассматриваемой теме и суждений о них. Очень важно, чтобы смысл, первоначально заложенный в то или иное понятие, в процессе рассуждения не изменился, что бы Вы не забыли, о чем пишете. В этом и заключается требование определенности. На первый взгляд это предельно просто, однако, такая простота обманчива. Богатство средств языковой выразительности приводит к тому, что одно и то же явление или предмет может иметь несколько названий (синонимия) либо одним словом обозначаются различные объекты (омонимия).

Второй закон – закон противоречия. В его основе лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Требования закона противоречия заключаются в том, чтобы в процессе изложения материала, аргументирования (доказывания) тех или иных положений мы не допускали противоречивых утверждений. Данный закон обычно используется в доказательствах.

Закон исключения третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений (высказываний, положений, тезисов) одно из них является истинным, а другое ложным. Других вариантов не существует, третьего не дано. И мы обязаны это признать. Поэтому закон и называется «закон исключения третьего». Значение данного закона для изложения в курсовой работе, как собственной позиции, так и при сравнении существующих в правовой науке теорий и концепций (первичный анализ), состоит в том, что он требует последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий.

Требование доказательности выдвинутого Вами тезиса (точки зрения по тому или иному вопросу), его обоснованности выражает закон достаточного основания. Он формулируется следующим образом: всякое истинное утверждение имеет достаточное основание. Помните: во всех случаях, когда Вы в своей работе утверждаете что-либо или убеждаете в чем-либо, всегда необходимо доказать свою мысль. Для этого приводятся различные доводы, подтверждающие ее. Эти доводы должны с необходимостью доказывать, обосновывать истинность высказанного Вами. Почему говорят «достаточное основание», а не просто «основание»? Здесь все просто. Число оснований (доказательств), которое необходимо привести, что бы убедить в истинности своих суждений, бесконечно велико. На деле же выбираются лишь несколько. Достаточно или недостаточно доказательств, зависит от того, насколько они типичны.

Вот и состоялось Ваше знакомство с великой наукой Логикой и ее законами. Это, конечно же, далеко не все, но для первого раза вполне достаточно. Используйте полученные знания, чтобы отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу!

Порядок выполнения курсовой работы

Выполнение курсовой работы должно начинаться с выбора темы. Можно сказать, что от того, насколько правильно будет осуществлен этот выбор, во многом зависит успешность реализации курсового проекта. Не позднее, чем за три месяца до предполагаемой защиты ведущий преподаватель по теории государства и права ознакомит Вас с перечнем тем курсовых работ по дисциплине.

В качестве тем курсовых работ выступают проблемы (это те вопросы, на которые пока нет однозначного ответа или не найден оптимальный путь решения), реально существующие в государственно-правовой науке. Тему курсовой работы нужно выбрать так, чтобы она позволила максимально раскрыться Вашим способностям, знаниям и умениям. Для этого, прежде всего, тема работы должна быть Вам интересной. Естественно, это возможно лишь в том случае, если Вы уже встречались с ней ранее, готовили рефераты, выступали с сообщениями на студенческих конференциях, или изучали дополнительную литературу по заинтересовавшему Вас вопросу.

Если сразу определиться с выбором темы курсовой работы не получается, это не должно Вас сильно тревожить. Обратитесь к научному руководителю. Зная уровень Вашей индивидуальной подготовки и интеллектуальных возможностей, он поможет сузить список предлагаемых тем до нескольких вариантов, выбрать из которого будет уже значительно проще. Кроме этого, можно воспользоваться университетским библиотечным фондом или информацией Интернета. Просмотр научной периодики, специальных изданий, первоисточников теоретико-правовой науки может оказать помощь в выборе темы курсовой работы. Вообще чем больше Вы прочтете, тем легче будет сориентироваться.

После выбора темы начинается следующий этап Вашей работы – подготовка плана курсовой работы. Совместно с научным руководителем выбранная тема анализируется, уточняется и согласовывается круг вопросов, подлежащих изучению. Затем Вы работаете над отбором необходимой литературы, занимаетесь изучением первичного материала, по мере необходимости консультируясь с преподавателем по возникающим вопросам в пределах лимита времени.

В итоге Ваши поиски должны материализоваться в виде примерного плана курсовой работы. Пусть сначала это – всего лишь черновой набросок, в дальнейшем он может еще несколько раз уточняться, прежде чем приобретет окончательный вид.

После того как тема работы выбрана и утверждена, начинается сбор научной информации и ее обработка, выражающаяся в знакомстве с библиографией по проблеме, поиске конкретных источников в библиотеках, просмотре газет, научных журналов по юридическим и общегуманитарным проблемам, а также конспектировании материала, относящегося к теме. Фактически на этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, нормативных актов, эмпирических материалов, соприкасающихся с исследуемой проблематикой. Студенту при ознакомлении с информационными материалами рекомендуется создавать банк данных и картотеку по теме. Целесообразно делать выписки и пометки, группируя при этом материал по конкретным вопросам плана. Одновременно с изучением литературы желательно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теоретических положений.

При подготовке работы следует использовать учебную и научную литературу: учебники; учебно-методические пособия; учебно-практические пособия; научно-практические пособия; монографии (книги, посвященные наиболее значимым для теоретико-правовой науки проблемным вопросам); статьи в научных журналах; статьи в сборниках научных трудов; статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях; рецензии на опубликованные учебные пособия и монографии; авторефераты и рукописи диссертаций; аннотации монографий иностранных авторов и реферативных сборниках.

При подборе специальной литературы следует изучить возможности библиотек по месту учебы, используя: предметные и систематические каталоги; библиографические указатели; реферативные журналы; указатели, опубликованные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, помещаются в последнем номере журнала за истекший год).

Определенную помощь в этом вопросе призван также оказать, имеющийся в данном учебно-методическом пособии перечень литературы к отдельным темам. При этом студенты не должны ограничиваться предлагаемым кафедрой списком источников, им необходимо проявлять инициативу, уметь находить новые, наиболее "свежие" работы отечественных и зарубежных авторов, использовать статьи, опубликованные в таких журналах как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Философия права», «Правовая политика и правовая жизнь», «Российская юстиция», «Законность», «Право и политика», «Юрист-правоведъ», «Милиция», «Профессионал», «Вестник МВД России», «Вестник Московского университета», «Социологические исследования» (Социс), «Политические исследования» (Полис), «Вопросы философии» и др.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы. Изданиями прошлых лет нужно пользоваться осмотрительно, имея в виду динамичность общественных процессов и развитие юридической науки. В процессе выбора, прочтения и конспектирования литературы важное значение имеет глубокое усвоение теоретических принципов, методологических установок, содержащихся в работах философов, социологов, политологов и специалистов в области экономической теории. Они образуют мировоззренческую основу, фундамент всех исследований, в том числе курсовых работ по теории государства и права.

Важную роль также играет изучение нормативного материала: законодательных и подзаконных актов, принятых в Российской Федерации, международно-правовых документов, актов официального толкования. Ознакомление с действующим законодательством позволяет в последствии увязать рассмотрение теоретических вопросов с юридической практикой, что в свою очередь является значимым условием качественного выполнения курсовой работы. Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. К числу таких изданий следует отнести: «Собрание законодательства Российской Федерации» (с 1993 г. – «Собрание актов Президента и Правительства РФ»); «Ведомости Федерального Собрания РФ» (до 1994 г. – «Ведомости Верховного Совета РФ»); «Российская газета». Следует также активно использовать получившие широкое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные базы данных «Система», «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», «Эталон» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведомственные приказы, инструкции, правила, наставления и т.п.).

Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих государственных органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

В сборе и анализе научной информации по теме серьезную помощь студенту оказывает научный руководитель. В процессе поиска и обработки литературных и нормативных источников могут возникнуть сложности, неясные вопросы, связанные с дискуссионным освещением отдельных проблем в научной литературе. В подобных случаях студенты могут прийти на консультацию к научному руководителю и выяснить те моменты, которые для них вызывают трудности.

Важным средством научного руководства по курсовым работам является всемерное поощрение творческой самостоятельности студентов, пробуждение их личной инициативы, научного поиска, выработка навыков исследовательской деятельности.

Структура курсовой работы должна логически стройно отражать тему исследования и, как правило, включает в себя: титульный лист (приложение № 1); оглавление; введение; основную часть; заключение; список использованной литературы; приложения.

Оглавлением является перечень разделов, составленный в определенной последовательности, с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения материала раздела.

Введение должно содержать оценку современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности работы. Во введении определяются цели, задачи и методы исследования, указывается, какие данные практической деятельности проанализированы и обобщены автором, дается общая характеристика структуры работы. Объем введения, как правило, составляет 1-2 страницы.

Основная часть курсовой работы состоит из 2-3 глав и излагает содержание темы в соответствии с планом; каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, причем вывод предыдущей главы должен подводить к содержанию последующей, чтобы обеспечить единство и целостность работы. Общетеоретические вопросы темы должны, как правило, согласовываться с практической деятельностью правоохранительных органов. Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы. Следует соблюдать принцип сбалансированности вопросов по объему.

В заключении формулируются общие выводы по курсовой работе, излагается собственное видение возможных путей и методов решения спорных вопросов; заключение занимает, как правило, 1-2 страницы.

Список использованной литературы включает в себя нормативные правовые акты, научную литературу и материалы периодической печати, практические материалы (например: материалы судебной, следственной практики). В список литературы включаются источники, изученные курсантами (слушателями, студентами) в процессе подготовки курсовой работы, в том числе те, на которые он ссылается. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии и должен включать не менее 15-20 наименований.

Приложения к курсовой работе (таблицы, схемы, графики, фотографии) выполняются на стандартных листах формата А-4 или на них наклеиваются. Подписи и пояснения помещаются на лицевой стороне. Используемые в работе практические материалы, отражающие деятельность правоохранительных органов, заверяются подписью руководителя и печатью соответствующего органа. Приложения нумеруются, в тексте работы на них делаются ссылки, например: приложение № 2.

Оформление и защита курсовой работы

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. Общий объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц компьютерного текста с междустрочным полуторным интервалом, 14 размером шрифта Times New Roman; страницы, включая приложения, должны быть, пронумерованы на середине верхнего поля по порядку от титульного листа до последней страницы (цифра «1» на титульном листе не ставится) и иметь поля: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм.

Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т.п.);

На титульном листе (первой странице, которая не нумеруется) указывается министерство (ведомство), к которому относится учебное заведение, полное название последнего, название кафедры, факультета, тема, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы (курс, факультет), а также фамилия и инициалы научного руководителя, его ученая степень, звание (если таковые имеются) и должность, город и год выполнения работы.

На второй странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены вопросы, параграфы, подзаголовки.

Текст каждого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты, статистические и архивные данные в тексте обозначаются арабскими цифрами, а в сносках (внизу страницы) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата. Сноски также обозначаются арабскими цифрами, прописанными с применением верхнего индекса. В конце работы составляется общий список фактически использованной литературы. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (М.: Госкомитет СССР по стандартам. 1984). Общая схема оформления библиографии: Ф.И.О. автора (авторов); основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (если таковые имеются); сведения об издании: место издания (город, издательство), год издания, объем.

Библиографию следует располагать по разделам в следующем порядке:

1. Нормативные акты по юридической силе в следующем порядке: Конституция РФ; Конституции республик в составе РФ; Уставы субъектов РФ; законы РФ; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и ведомств; решения органов местного самоуправления; Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; другие источники.

2. Научная и учебная литература в алфавитном порядке (книги, статьи, авторефераты и диссертации, литература на иностранном языке).

3. Материалы юридической практики (судебной, нотариальной и др.).

4. Неопубликованные документы.

Защита курсовой работы представляет собой публичное сообщение, в ходе которого студент в течение 10-15 минут кратко характеризует актуальность темы, цель и основные положения своей работы и далее отвечает на замечания, вопросы научного руководителя.

Обучаемый на защите должен быть готов:

– к краткому изложению основного содержания работы, результатов исследования;

– к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы;

– к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы. Предварительно ознакомившись с письменным отзывом, обучаемый дает пояснения по существу критических замечаний, отвечает на вопросы, аргументировано обосновывает свои выводы.

Результаты защиты оцениваются по четырехбальной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Приложение № 1

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет

кафедра теории и истории права и государства



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их подготовке для слушателей заочной формы обучения

    Тематика курсовых работ
    Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования по специальности 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит предусматривает написание студентами, курсантами, слушателями курсовых ра­бот по дисциплине
  2. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  3. Брагина Анна Григорьевна методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации посвящены подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной (дипломной), а также подготовке и написанию курсовой и контрольной работ по уголовному праву.
  4. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  5. Отчет о результатах самообследования Негосударственного образовательного

    Публичный отчет
    Оценка программно-информационного обеспечения учебного процесса по блокам дисциплин учебного плана. Наличие выхода в международные и российские информационные сети

Другие похожие документы..