Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо вы­деляются три периода. Ранний период (первый п...полностью>>
'Реферат'
- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цит...полностью>>
'Документ'
Записана в библиотеку с начальной школы, неизменный помощник в библиотечных делах. С большим удовольствием, каждый день заходит в библиотеку: взять кн...полностью>>
'Программа'
Место проведения: Московская область, город Дубна, Государственное образовательное учреждение Международный университет природы, общества и человека ...полностью>>

Рабочая программа дисциплины 1 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине Введение в ГИС составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере Дисциплина входит в региональный компонент математических и естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Курс «Введение в ГИС» предназначен для студентов IIIкурса специальности 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере.

Программой курса предусмотрены лекционные и лабораторные занятия, выполнение студентами контрольной работы.

1.2 Цели и задачи дисциплины. Соответствие ГОС

Целью данного курса является ознакомление с теоретическими основами, принципами функционирования и применения геоинформационых систем, овладение студентами основными понятиями картографии, геоинформатики, а также получение навыков работы с ГИС.

Целью курса является изучение основ теории геоинформационных систем (ГИС), включающих способы, методы и алгоритмы сбора, обработки и хранения в этих системах пространственно распределенной и атрибутивной информации. Также изучаются основные широко известные программные продукты ГИС, методы и средства создания приложений в среде ГИС.

Преподавание данного курса преследует следующие цели и задачи:

  • овладение студентами основными понятиями геоинформатики и картографии;

  • знакомство с системой глобального позиционирования и получение практических навыков ориентирования на местности и работы с помощью спутниковых навигаторов;

  • ознакомление с теоретическими основами, структурой, основными принципами построения и функционирования географических информационных систем (ГИС) как универсального языка мониторинга и менеджмента в экологии, экономике, политике и природопользовании;

  • получение представлений о новейших информационных технологиях, связанных с ГИС;

  • овладение основными приемами и методами работы с ГИС;

  • формирование представлений о сфере применения ГИС, их возможностях, достоинствах и потенциале использования в соответствующих областях экологии, экономики, природопользования, науки и техники;

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями высшего профессионального образования в результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • области применения ГИС, классификации ГИС;

  • основные функции ГИС;

  • способы хранения и обработки пространственных данных, концепция слоев, электронные карты и растры, средства задания типа картографических проекций;

  • средства обработки данных, пространственные запросы, пространственный анализ, средства редактирования карт, концепция баз данных, хранение графических объектов и атрибутивной информации, принципы функционирования внутренних и внешних СУБД, интегратор баз данных, ODBC;

  • создание ГИС-приложений, средства интеграции COM и OLE, средства разработки ГИС-приложений, использование внешних сред разработки приложений;

  • отечественные и зарубежные ГИС на современном российском рынке.

Студент должен уметь применять полученные знания при решении практических задач, осуществлять обработку пространственной информации, выполнять картирование и анализ данных в среде ГИС.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения: заочная

Вид учебной работы

Количество часов
(заочная форма обучения)

№№ семестров

III курс

специальность

БЖТ

ЭК

Аудиторные занятия:

12

8

лекции

4

4

практические и семинарские занятия

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

8

4

индивидуальные занятия

-

-

самостоятельная работа

68

72

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

80

80

Текущий контроль (виде текущего контроля и количество, №№ семестров)

кр, 1

кр, 1

Виды промежуточного контроля (экзамен, диференцированый зачет, зачет), №№ семестров

зачет с оценкой

зачет с оценкой

1.5 Содержание курса

1.5.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: заочная

280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере.

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия, в том числе

лекции

практические занятия, семинары

лабораторные работы (практикум)

1. Геоиформатика

26

1

-

4

21

2. Организация информации в ГИС

29

2

-

4

-

23

3. Применение ГИС

25

1

-

-

-

24

ИТОГО:

80

4

-

8

-

68

Форма обучения: заочная ЭК

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия, в том числе

лекции

практические занятия, семинары

лабораторные работы (практикум)

1. Геоиформатика

26

1

-

2

23

2. Организация информации в ГИС

29

2

-

2

-

25

3. Применение ГИС

25

1

-

-

-

24

ИТОГО:

80

4

-

4

-

72

1.5.2 Содержание курса

Раздел 1. Геоинформатика

Тема 1. Процессы информатизации общества.

Место ГИС среди информационных технологий. Аналоговые и цифровые информационные системы, базы данных и системы управления базами данных. Обработка пространственной информации и работа с базами данных. Определение геоинформационных систем (ГИС). История развития и становления геоинформационных систем как нового метода исследований. Роль геоинформационных систем в структуре современного общества.

Тема 2. Составные части геоинформационных систем

Составные части геоинформационных систем: аппаратные средства, программное обеспечение, данные, исполнители, методы. Задачи, решаемые ГИС: ввод, манипулирование, хранение и управление данными, анализ и запрос, визуализация. Связанные технологии. Системы спутниковой навигации: ГЛОНАСС и GPS. Практическое ориентирование на местности с помощью спутниковых навигаторов. Технология глобального позиционирования.

Тема 3. Основы картографии.

Картография и геоинформатика. Геоинформатика в системе наук о Земле. Геоинформационное картографирование. Понятие и природа геоданных. Компоненты геоданных: местоположение, свойства и характеристики, пространственные отношения, время. Основные свойства и определения географических карт. Карты как пространственные модели местности. Математическая основа карт. Понятие о картографических проекциях. Классификация проекций по характеру искажений. Искажения углов и площадей. Равнопромежуточные проекции. Классификация проекций по виду меридианов и параллелей нормальной сетки. Масштаб. Соотношения масштабов карт, аэро и космических снимков. Картографическая генерализация. Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации. Картографические знаки, их применение и дифференциация. Способы картографического изображения. Картографический анализ пространственных объектов и явлений

Раздел 2. Организация информации в ГИС

Тема 4. Элементы ГИС

Источники информации для ГИС: карты бумажные и цифровые, базы данных, данные систем наблюдения, мониторинга, аэрофотоснимки и др. Особенности применения данных дистанционного зондирования при работе с геоинформационными системами. Основные элементы ГИС: векторные данные, табличные данные, растровая подложка. Дополнительные элементы ГИС: другие таблицы, тексты, рисунки, фотографии, звук, видео и др. Источники пространственных данных. Интеграция разнородных данных в ГИС.

Тема 5. Цифрование карт

Особенности и системы ввода данных в геоинформационные системы: ввод с помощью клавиатуры, координатная геометрия, ручное цифрование, сканирование. Проблемы цифрования карт.

Тема 6. Модели данных ГИС

Векторная и растровая модели. Соглашения, принятые для растровой ГИС: разрешение, площадной контур, значение, местоположение. Векторная модель данных. Примеры векторного представления пространственных объектов. Типы векторных объектов, основанные на определении пространственных размеров. Безразмерные типы объектов. Одномерные типы объектов. Двумерные типы объектов. Примеры слоев, составленных из пространственных объектов линейного, полигонального типа. Формы векторной модели данных. Топологическое представление векторных объектов. Аналитические возможности векторных ГИС.

Тема 7. Визуализация объектов в ГИС

Способы визуализации объектов на карте в ГИС. Картографическое отображение линейных объектов. Картографическое изображение относительных характеристик линейных, точечных и площадных объектов. Типы преобразования картографических изображений в ГИС.

Тема 8. Создание ГИС

Этапы создания ГИС. Принципы работы с настольными ГИС на примере ArcView. Знакомство с интерфейсом, видами и темами. Загрузка данных в ArcView. Отображение тем. Работа с таблицами. Создание и редактирование шейп_файлов. Запрашивание и анализ тем. Геокодирование адресов. Создание компоновок.

Раздел 3. Применение ГИС

Тема 9. Пространственный анализ данных

Основные задачи, решаемые ГИС. Сфера применения. Возможности ГИС. Пространственный анализ данных, действия с таблицами и отображение результатов на карте, связывание в единый документ. Операции с картами: создание, редакция, конверсия проекций, географическая привязка, измерение длин и площадей, создание легенд. Этапы подготовки карт с помощью геоинформационных систем. Растровая подложка – координатная привязка растра. Операции с таблицами: создание, заполнение, связывание, запрос, построение диаграмм.

Тема 10. Применение ГИС в различных отраслях.

Использование ГИС в градостроительстве и управлении городскими территориями. ГИС-технологии в транспортной сфере: при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации автодорог, при управлении и мониторинге воздушного транспорта, при работе с городским пассажирским транспортом. ГИС на железнодорожном транспорте: управление инфраструктурой и ее развитие, управление парком подвижных средств и логистика, управление движением, анализ грузопотоков, планирование развития сети, оценка рисков. ГИС-технологии для мониторинга природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций на железных дорогах. Возможности ГИС при составлении паспорта дороги. Проблемы и перспективы разработки геоинформационной системы железной дороги.

1.7 Лабораторные работы (лабораторный практикум)

№№ и название разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа № 1. Пространственно ориентированная информация и основные формы ее представления: карты, чертежи, схемы, планы. Карта, как основная форма фиксации пространственных данных, ее описание, характеристики, свойства.

Цель работы – получение навыков квалифицированного анализа территории путем подробного изучения картографического изображения.

Работа посвящена изучению пространственно ориентированной информации и основных форм ее представления таких как карты, чертежи, схемы, планы. Студентами изучаются картографические изображения, как основные формы фиксации пространственных данных, выполняется их описание, даются характеристики, определяются основные свойства карт.

Сделать выводы о назначении карты, полноте отображаемых явлений и объектов, а также их соответствии назначению карты, указать основные недостатки анализируемого картографического изображения.

Лабораторная работа № 2. Основные принципы, свойства и характеристики системы глобального позиционирования. Практическое ориентирование на местности и прохождение маршрута с помощью спутникового навигатора (eTrex, GPS-12).

Цель работы – знакомство с системой глобального позиционирования; получение навыков работы со спутниковым навигатором; прохождение маршрута с помощью спутникового навигатора; возвращение в исходную точку маршрута в режим GOTO; определение расстояния между точками по их географическим координатам.

Работа №2 посвящена изучению основных принципов, свойств и характеристик системы спутниковой навигации. В том числе практическому ориентированию на местности и прохождение маршрута с помощью спутникового навигатора (eTrex, GPS-12). В методических указаниях к данной работе приведены основные положения о работе со спутниковыми навигаторами, объясняются принципы функционирования приборов, а также возможные варианты вычисления расстояний на местности, способы определения погрешности измерений приборов.

Вычислить расстояния между каждой парой точек пройденного маршрута и общую длину пути. Схематично отметить пройденный маршрут, сориентировав его по сторонам света. Определить погрешность в измерении расстояний по данному маршруту.

Лабораторная работа № 3. Знакомство с пакетом прикладных программ геоинформационной системы ArcView 3.2 (ArcInfo, ArcGis): основные инструменты, приемы и методы работы с проектами ГИС.

Цель работы – изучение интерфейса геоинформационной системы ArcView 3.2; получение навыков работы с основными видами документов данного ГИС-приложения.

Работа посвящена изучению общих принципов работы с геоинформационными системами на примере ГИС ArcView 3.2.

Результатом освоения принципов работы с геоинформационными системами будет создание собственных проектов и выполнение мониторинга экономической инфраструктуры, а также получение навыков экологического менеджмента с помощью ГИС и системы спутниковой навигации.

Лабораторная работа № 4. Ознакомление с принципом функционирования геоинформационной системы ArcView 3.2

Цель работы – ознакомление с принципом функционирования геоинформационной системы ArcView 3.2 и получение навыков: В процессе выполнения лабораторных и практических работ студенты ознакомятся с пакетом прикладных программ геоинформационной системы ArcView 3.2 (ArcInfo, ArcGis): основными инструментами, приемами и методами работы с проектами ГИС, получат навыки разработки и создания проектов ГИС.

получение навыков:

ArcView 3.2

    • открытия проектов в ГИС ArcView 3.2;

    • отображения и работы с основными свойствами Вида;

    • получения информации об объектах карты;

    • увеличения/уменьшения масштаба интересующей территории;

    • отображения новых Тем;

    • работы с базами данных;

    • построения диаграмм;

    • построения запросов к таблице Темы;

    • создания компоновок.

1.8 Тематика контрольных работ
и методические указания по их выполнению

Контрольная работа состоит из двух частей – теоретической и практической.

Первая часть контрольной работы состоит из 7 теоретических вопросов из приводимого ниже списка контрольных вопросов.

Номера вопросов выбираются в соответствии с последней цифрой учебного шифра студента. Например, если последняя цифра шифра студента «7», то при выполнении работы студент отвечает на вопросы, номер которых имеет на конце цифру «7»: 7, 17, 27 и т.д.

При оформлении работы формулировка вопроса должна быть воспроизведена полностью, без сокращений, каждый ответ должен содержать подробное объяснение, в конце работы необходимо привести список использованной литературы.

Возможности применения ГИС_технологий по месту работы студента. Вторая часть контрольной работы представляет собой составление студентом собственного ГИС_проекта с базой данных по экологической тематике (для студентов специальностей 280101 «Безопасность в техносфере») региона проживания студента. Выполнение данной части контрольной работы можно подразделить на несколько этапов:

  • – получение у преподавателя статистический материал для выполнения работы;

  • – сформировать базу данных в формате DBF3 или DBF4 (Excell, Access). При составлении базы данных важно помнить, что база данных должна содержать не более одного листа, в случае, если она формируется в Excell, если в базе данных есть текст, то его необходимо набирать латиницей и иметь не более 15 символов.

  • – привязать созданную базу данных с картой или схемой данного объекта исследований, используя ГИС пакет ArcView или ArcInfo.

  • – при сдаче работы преподавателю показать возможности (визуализации, выборки, пространственного анализа и пр.)

  • использования геоинформационных систем по исследуемой тематике.

Отчет по контрольной работе предоставляется в письменном виде (первая часть) и в виде ГИС_проекта ArcView (вторая часть).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по курсу «Патологическая физиология»

    Пояснительная записка
    Учебно-методический комплекс по курсу «Патологическая физиология» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, п.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу Современные отечественные системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота (садэд) Барнаул 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные отечественные САДЭД» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350800 «Документоведение
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Р.03 «Генетика человека» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению шифр ОПД.

Другие похожие документы..