Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Навчально-методичний посібник'
Завданням спецкурсу є прагнення до удосконалення знань студентів Інституту підготовки професійних суддів щодо проблематики вчення про кримінальну від...полностью>>
'Документ'
1. Провести полдня в винерии на площади Кампо-де-Фьори. Закусывать - купленными тут же с лотков клубникой и сыром. Первый бокал исчезнет под выкрики ...полностью>>
'Документ'
Ведение тематических рубрик: «Традиционная культура», «Культура муниципального района», «Лица культуры», «Наше наследие» в газете «Культура Забайкалья...полностью>>
'Анализ'
Объявление президентско-премьерского тандема в лицах Медведев-Путин дало официальный старт президентской кампании и по большому счету, обозначило вес...полностью>>

Рабочая программа дисциплины 1 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задания

1. Информационно_поисковые системы (ИПС).

2. Аналоговые и цифровые ИПС.

3. Принципы работы спутникового навигатора.

4. Режим GOTO спутникового навигатора.

5. Система ГЛОНАСС.

6. Система GPS.

7. Точность спутникового навигатора.

8. Какие системы спутниковой навигации вы знаете?

9. Послойный и объектно_ориентированный принцип организации пространственной информации.

10. Что такое геоданные?

11. Что такое ГИС?

12. В чем отличие в процессе картографирования в случае традиционной картографии и геоинформационных систем?

13. В чем отличие в системах ввода информации в случае традиционной картографии и геоинформационных систем?

14. В чем отличие в системе хранения и выборки информации в случае традиционной картографии и геоинформационных систем?

15. В чем отличие в системе анализа информации в случае традиционной картографии и геоинформационных систем?

16. В чем отличие в системе вывода информации в случае традиционной картографии и геоинформационных систем?

17. Что было движущей силой для создания первой ГИС?

18. Какова разница между ГИС и компьютерной картографией?

19. Какова связь между традиционной картой и ее компьютерным аналогом?

20. Какие основные аналитические возможности обычно присутствуют в современных ГИС?

21. В чем плюсы растрового изображения?

22. В чем минусы растрового изображения?

23. Опишите векторную структуру графических данных. Чем

она отличается от растровой по своей способности выражать

положения объектов в пространстве?

24. В чем плюсы векторного изображения?

25. В чем минусы векторного изображения?

26. Каковы принципиальные различия между различными типами сканеров? Какие потенциальные проблемы являются

источниками ошибок при использовании сканеров?

27. Проблемы, возникающие при векторно-растровом преобразовании.

28. Что такое расстояние неразличимости точек?

29. Какие сложности могут возникнуть, если расстояние неразличимости точек слишком мало?

30. Какие сложности могут возникнуть, если расстояние неразличимости точек слишком велико?

31. Что такое сетевая структура БД?

32. Что такое реляционная СУБД?

33. Какие существуют методы ввода данных в ГИС?

34. Какие общие характеристики присущи каждому из четырех методов ввода данных в ГИС?

35. Какие операции с таблицами позволяет делать ГИС?

36. Какие операции с картами позволяет делать ГИС?

37. Поясните, каковы основные функции работы настольных ГИС?

38. Какие возможности предоставляет использование ГИС?

39. Какие источники данных могут использоваться для работы с ГИС?

40. В чем плюсы и минусы каждого из методов ввода данных в ГИС?

41. Что такое проекты в ГИС (на примере ArcView)?

42. Что такое тема в ГИС (на примере ArcView)?

43. Что такое вид в ГИС (на примере ArcView)?

44. Что такое компоновка?

45. Что такое геокодирование?

46. Что такое адресное геокодирование?

47. Что такое окно таблиц в ГИС (на примере ArcView)?

48. Каким образом можно изменить порядок отображения тем (на примере ArcView)?

49. Что такое атрибуты в ГИС (на примере ArcView)?

50. Что такое шейп_файлы (на примере ArcView)?

51. Что такое масштаб карты? Каково назначение масштаба карты?

52. Как влияет масштаб на размерность объектов?

53. Какова разница между дискретными и непрерывными данными? Приведите примеры.

54. Каковы основные способы обозначения масштаба на карте? Каковы относительные преимущества каждого вида сообщения масштаба при использовании в ГИС?

55. Каково назначение легенды карты? Как легенда карты показывает связи между объектами и атрибутами?

56. Что такое картографические проекции?

57. Какие существуют виды искажений в проекциях?

58. Каковы основные типы проекций по видам нормальной сетки?

59. Каковы основные способы передачи информации на карте?

60. Какими знаками на карте отображаются точечные, линейные и площадные объекты? Приведите примеры.

61. Применение ГИС_технологий при составлении паспорта дороги.

62. Производственные геоинформационные системы.

63. ГИС в городском планировании и моделировании.

64. ГИС как инструмент для управления городом. На примере

ГИС любого города.

65. ГИС в градостроительном проектировании и управлении территориями.

66. Использование ГИС при мониторинге железнодорожного пути.

67. Применение ГИС при управлении крупным предприятием.

68. Использование геоинформационных систем при мониторинге чрезвычайных ситуаций.

69. Использование ГИС при проектировании и строительстве трубопроводов.

70. Применение ГИС для мониторинга пожароопасных районов.

71. – 80. Возможности применения ГИС_технологий по месту работы студента.

1.9 Самостоятельная работа

В течение семестра предусмотрена самостоятельная познавательная деятельность студентов. Выполняется контрольная работа, реферативного характера по темам дисциплины. Тематика выбирается студентом согласно номеру шифра, преподаватель обеспечивает методическое руководство и консультации по форме и содержанию контрольной работы. Защита контрольных работ производится на зачете.

Также, в рамках самостоятельной познавательной деятельности, студент выполняет:

  • изучение литературы, конспектирование первоисточников и другой учебной литературы

  • проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе)

  • поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

  • выполнение контрольных работ

  • выполнение творческих (проектных заданий)

  • моделирование конкретных проблемных ситуаций, анализ конкретных проблемных ситуаций, разработку алгоритмов и методов обработки пространственной информации.

1.10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.10.1 Литература

Основная

  1. Фокин, Владимир Семенович. Введение в геоинформационные системы [Текст] : Учебное пособие / В. С. Фокин, Е. А. Фортыгина, Д. Н. Филиппов. – М.: РГОТУПС, 2007. – 162 с.

  2. Силина, Елена Константиновна. Введение в геоинформационные системы [Текст] : Практикум / Е. К. Силина, Е. А. Фортыгина. – М.: РГОТУПС, В. С. Фокин, 2007. – 64 с.

  3. Матвеев С.И. Геоинформационные системы и технологии на железнодорожном транспорте [Текст] : Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / С.И. Матвеев, В.А. Коугия, В.Я. Цветков; Под ред. С.И. Матвеева. – М.: УМК МПС России, 2002. – 288 с.

  4. Берлянт. А.М., Востокова А.В., Кравцова В.И. и др. Картоведение: Учебник для Вузов. Под ред. Берлянта А.М. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 477 с. – (серия «Классический Университетский учебник»).

  5. Основы геоинформатики. В 2-х кн. Кн. 1 [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; Под ред. В.С. Тикунова. – М.: Академия, 2004. – 352 с..

  6. Основы геоинформатики. В 2-х кн. Кн. 2 [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; Под ред. В.С. Тикунова. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

Дополнительная

  1. Берлянт А.М. Геоиконика. – М.: Астрея, 1996. – 208 с.

  2. Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. – М.: МГУ, 1997. – 64 с.

  3. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. – М.: Эко-Тренд, 2000. – 268 с.

  4. ДеМерс, Майкл Н. Географические информационные системы. Основы.: пер. с англ. – М.: Дата+, 1999. – 491 с.

  5. Королев Ю.А. Общая геоинформатика. – М.: Дата+, 2001.

  6. Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функция. – М.: ИГАН СССР, 1988.

  7. Салищев К.А. Картоведение. – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 438 с.

  8. Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика – их взаимодействие. – М.: МГУ, 1990. – 160 с.

  9. Основы ArcInfo. – М.:Дата+, 1996

  10. Основы ArcView. – М.:Дата+, 1996.

  11. cg.mil

1.10.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Технические средства, используемые в учебном процессе:

  • компьютерное и мультимедийное оборудование,

  • прикладное программное обеспечение,

  • электронная библиотека курса,

  • ресурсы интернет.

При изучении курса студентам предоставляются персональные компьютеры класса Pentium-150 и выше. Программное обеспечение ГИС:

  • ESRI ArcView 3.2а;

Для выполнения лабораторных работ студентам предоставляются методические указания к их выполнению.

Лабораторные работы выполняются на ПК с использованием пакета прикладных программ ArcView, совместимой со средой "Windows". Для эффективного изучения настоящего курса  в библиотеке университета имеется учебная и научная литература по информационным и геоинформационным системам.

2 Методические указания для студентов

2.1 Учебно-методические материалы (УММ) лекционного курса

2.1.1 Учебники и пособия, разработанные преподавателями кафедры

  • Фортыгина Е.А., Фокин В.С., Силина Е.К. Введение в геоинформационные системы. Практикум. М.: РГОТУПС, 2007

  • Филиппов Д.Н., Фортыгина Е.А., Фокин В.С. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2007.

2.1.2Вопросы для самоконтроля студентов

1.    Понятия о геоинформационных системах, ГИС с различных позиций.

2.    Применение ГИС в различных науках (экология, география, геоэкология, картография и т.п., примеры), классификация ГИС.

3.    Структура интегрированной системы, элементы ГИС как интегрированной системы, системы и подсистемы ГИС, процессы и класс задач.

4.    Понятия о базах данных и их разновидностях.

5.    Входные и выходные характеристики в базах данных.

6.    История развития ГИС и экоинформатики в России.

7.    Экспертные системы в ГИС, примеры применения.

8.    Общие сведения о системном построении информационной системы.

9.    Схема обобщенной ГИС, системный подход при ее разработке.

10.    Функциональные возможности ГИС.

11.    Обзор ГИС существующих в настоящее время и их функциональные возможности.

12.    Место ГИС среди других автоматизированных систем.

13.    Системы автоматизированного проектирования.

14.    Автоматизированные справочно-информационные системы.

15.    Типы экспертных систем для решения задач ГИС.

16.    Общие принципы построения моделей данных в ГИС, основные понятия моделей данных.

17.    Аспекты рассмотрения моделей данных.

18.    Классификационные задачи ГИС.

19.    Базовые модели данных, используемые в ГИС. Инфологическая, иерархическая модели.

20.    Квадратомическая модель данных.

21.    Реляционная модель данных.

22.    Модель «сущность-связь».

23.    Сетевые, семантические и бинарные модели.

24.    Особенности организации данных в ГИС.

25.    Координатные данные и их основные типы.

26.    Номенклатура и разграфка топографических карт, взаимосвязи между координатными моделями.

27.    Атрибутивное описание данных, точность атрибутивных и координатных данных.

28.    Векторные и растровые модели.

29.    Топологическое описание данных.

30.    Оверлейные структуры (слои).

31.    Трехмерные модели.

32.    Основные виды моделирования в ГИС.

33.    Методические основы моделирования в ГИС.

34.    Программно-технологические блоки моделирования в ГИС.

35.    Функционально-моделирующие операции.

36.    Цифровые модели местности.

37.    Характеристики цифровых моделей.

38.    Структуры (логическая, физическая) и свойства цифровых моделей.    

39.    Методы фотограмметрического проектирования цифровых моделей.

40.    Инструментальные средства ГИС, назначение и возможности.

41.    Пакет ER Mapper.

42.    Система ГеоДраф, Географ (GeoDraw, GeoGraph).

43.    Система ArGIS, ArcCAD.

44.    Система ArcView.

45.    Система AtlasGIS.

46.    Система WinGIS.

47.    Системы четвертого поколения (SICAD/open, Star, CADdy, MGE).

48.    Система MapInfo.

49.    Отечественная система «Панорама».

50.    Применение ГИС: электронные карты.

51.    ГИС и городское хозяйство.

52.    ГИС и земельный кадастр.

53.    ГИС и экология.

54.    ГИС в бизнесе.

55.    Основные приемы использования ГИС ArcView 3.1.

56.    Что такое проект, виды, таблицы, диаграммы, компоновка и тексты программ.

57.    Основные кнопки и инструменты перемещения по карте.

58.    Подготовка карты для отчета и вывод ее на печать, магнитный носитель.

59.    Создание новой карты.

60.    Форматы пространственных данных.

61.    Создание таблиц и добавление данных к объектам на карте.

62.    Добавление точек на карту по их координатам.

63.    Надписи и графика на картах.

64.    Создание диаграмм.

65.    Создание новой компоновки.

66.    Вывод карт на печать и управление изображением атрибутов.

67.    Поиск объектов внутри полигонов и работа с выбранными объектами.

68.    Редактирование существующих тем.

69.    Доступ к базам данных.

70.    Добавление аннотаций из покрытий Arc/Info.

71.    Преобразование данных.

72.    Модули.

73.    Геокодирование.

74.    Дополнительные модули анализа данных.

75.    Построение легенд тем.

2.1.3 Списки учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций

Раздел

Литература

Основная

1. Геоиформатика

2. Организация информации в ГИС

3. Применение ГИС

Фортыгина Е.А., Фокин В.С., Силина Е.К. Введение в геоинформационные системы. Практикум. М.: РГОТУПС, 2007

Филиппов Д.Н., Фортыгина Е.А., Фокин В.С. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2007.

Дополнительная

1. Геоиформатика

2. Организация информации в ГИС

3. Применение ГИС

Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. – М.: МГУ, 1997. – 64 с.

Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функция. – М.: ИГАН СССР, 1988.

Салищев К.А. Картоведение. – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 438 с.

Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика – их взаимодействие. – М.: МГУ, 1990. – 160 с.

Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. – М.: Эко-Тренд, 2000. – 268 с.

Parkinson B.W. et al. A history of satellite Navigation. Navigation (USA), vol. 42, #1, pp.109-164, 1995.

Берлянт А.М. Геоиконика. – М.: Астрея, 1996. – 208 с.

Жуков В.Т., Новаковский Б.А., Чумаченко А.Н. Компьютерное геоэкологическое картографирование. – М.: Научный мир, 1999. – 128 с.

журналы «Экология», «Инженерная экология», «Экосинформ», «География и природные ресурсы», «Экологический вестник России», «Экологическая экспертиза»; реферативные журналы «Экология человека», «Охрана и улучшение городской среды», «Технологические аспекты охраны окружающей среды», также экологическую газету «Зеленый мир».

3 Методические рекомендации для преподавателей

В условиях современного общества все более важным становится формирование восприятия целостной, системной картины информационных процессов в обществе, природе и познании, усиление межпредметных связей. Информационные технологии в современных условиях являются ядром информатизации образования и важным звеном профильной подготовки. 

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

4 Материалы текущего
и итогового контроля знаний студентов

4.1 Материалы текущего контроля

Для промежуточного контроля знаний студентам предлагаются в рамках самостоятельной работы студентам предлагаются тесты в системе КОСМОС и вопросы. Ниже приводится примеры материалов, используемых для промежуточного контроля знаний в рамках самостоятельной работы студентов.

1. Формирование базы данных ГИС во многом определяется тесной связью между картографией и геоинформатикой. Это объясняется тем, что:

1) карты являются главным источником формирования базы данных и основной формой для представления пользователю итоговой информации;

2) картографическая основа, используемая в ГИС, является основным средством объединения и привязки любой другой информации;

3) картографический метод является одним из основных методов моделирования.

Какие из перечисленных объяснений являются правильными?

а) 1 и 2

б) 1 и 3

в) 2 и 3

г) 1, 2 и 3

2. Какому из знаков на карте соответствует данное описание: этот знак приурочен точно к пункту?

а) значок;

б) линейный знак;

в) изолиния;

г) локализованная диаграмма.

3. Масштаб – это

а) обобщенное изображение, выделение главного, снятие второстепенного в зависимости от назначения, тематики, и масштаба карты, особенностей изображения территории или явления;

б) отношение отрезка линии на карте к изображаемой или действительной длине;

в) значение, охват карты.

4. Являются ли информационно-справочные системы классическими информационными системами?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Современный принцип построения информационных систем управления:

а) совершенствование математических моделей системы;

б) распределенность информационных ресурсов и технология «клиент – сервер»;

в) персонализация и автоматизация рабочего места;

г) массовая разработка прикладных программ для управленческого персонала.

6. САПР (система автоматизированного проектирования) – это:

а) программа типа AUTOCAD;

б) программно-аппаратный комплекс моделирования объектов предметной области;

в) комплекс программ компьютерной графики для инженера-проектировщика;

г) компьютерная программа на рабочем столе конструктора.

7. ГИС (геоинформационные системы) – это:

а) информационные системы в предметной области – география;

б) системы, содержащие топологические базы данных на электронных картах;

в) электронные географические карты;

г) глобальные фонды и архивы географических данных;

д) автоматизированная система, имеющая большой количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования их в пространственную картографическую информацию для принятия на ее основе решений и осуществления контроля;

е) электронная карта, в которой каждый объект на карте связан с атрибутивными данными (записью в таблице);

ж) программное обеспечение для сбора, хранения, обработки и анализа пространственной информации;

з) современная компьютерная технология для анализа объектов реального мира, а также любых событий, происходящих на нашей планете;

и) система, сочетающая в себе черты АСУ, информационно-справочных систем, картографических информационных систем, баз данных, САПР, АСНИ, систем документационного обеспечения.

8. Программа, относящаяся к классу ГИС, реализует 5 следующих функций:

ввод картографических данных путем преобразования в подходящий цифровой формат, _____________________________________________________________

(перечислите остальные функции).

9. Перечислите ГИС в порядке возрастания их территориального охвата:

а) субрегиональные ГИС;

б) субконтинентальные ГИС;

в) глобальные, или планетарные ГИС (global GIS);

г) локальные, или местные ГИС (local GIS);

д) региональные ГИС (regional GIS);

е) национальные ГИС (государственные).

10. Система глобального позиционирования обозначается как:

а) GPRS;

б) GPS;

в) GPR;

г) EMS.

11. При иcпользовании GPS-приемников для определения точных координат необходимо наличие сигналов как минимум от:

а) 1 спутника;

б) 2 спутников;

в) 3 спутников;

г) 4 спутников;

12. В состав информации по геополитике в существующих ГИС входит:

а) государственные границы,

б) данные о землеустройстве,

в) данные по оборудованию и сельскохозяйственной технике,

г) данные по продовольствию,

д) данные по производству и номенклатуре продукции,

е) данные по энергетике,

ж) изученность недр,

з) кормовые и животные ресурсы,

и) линии электропередач,

к) местоположение продукции,

л) номенклатура и качество продукции,

м) перспективные месторождения,

н) прогноз урожайности,

о) резервы продовольствия,

п) физико-географические и экономические данные,

р) характеристика продукции,

с) характеристики запасов энергоносителей,

т) характеристики месторождений полезных ископаемых,

у) характеристики электростанций,

ф) экономические данные по предприятиям,

13. Можно ли с помощью ГИС-технологий организовать эффективное решение для изучения структуры геосистем разного уровня?

а) можно;

б) нельзя;

в) не знаю.

14. Базовые программные средства ГИС в основном решают:

а) информационно-справочные задачи;

б) задачи пространственного анализа;

в) задачи моделирования процессов и явлений;

г) задачи анализа и принятия решений.

15. Составные части геоинформационных систем:

а) аппаратные средства, программное обеспечение;

б) программное обеспечение, данные;

в) данные, исполнители, методы;

г) аппаратные средства, программное обеспечение, данные;

д) аппаратные средства, программное обеспечение, данные, исполнители, методы.

4.2 Материалы итогового контроля

1. Как еще называется тематическая база данных?

а) графическая;

б) пространственная;

в) атрибутивная;

г) визуаляционная.

2. Опишите систему ввода информации в ГИС.

3. С клавиатуры в основном вводится:

а) атрибутивная информация;

б) пространственная информация.

4. Вид отображает:

а) темы пространственной информации;

б) информацию, являющуюся описанием объектов;

в) сравнение атрибутивной информации.

5. Проект – это:

а) окончательный вариант карты;

б) группа сообщающихся документов;

в) связанные объекты, состоящие из геометрических примитивов.

6. Объекты ГИС представляют:

а) географические объекты реального мира;

б) тематическую информацию о географических объектах реального мира;

в) символьную информацию об объектах реального мира.

7. Точка – это:

а) объект с конкретным местоположением, имеющий слишком малый размер, чтобы быть площадью;

б) объект, имеющий длину, слишком узкий, чтобы быть площадью;

в) объект, имеющий достаточно большой размер для того, чтобы быть площадью;

8. (несколько вариантов ответа) Примерами линии в ГИС могут служить:

а) железнодорожная станция;

б) железная дорога;

в) школа;

г) страна;

д) река;

е) дорога;

ж) область;

и) район.

9. Полигональные символы:

а) выглядят как обозначаемый объект;

б) - различные линии;

в) - различные цвета заливки;

10. Точка описывается:

а) парой координат;

б) двумя парами координат;

в) серией пар;

г) серией пар, которая образует замкнутый контур.

11. Тема – это:

а) набор объектов реального мира в виде набора объектов и их атрибутов;

б) набор объектов карты;

в) набор текстовой информации об объектах карты.

12. Карта в ГИС состоит из:

а) одного информационного слоя,

б) пяти информационных слоев,

в) набора слоев информации.

13. Основой растрового формата является:

а) ячейка (пиксель);

б) вектор.

14. Координаты X, Y на карте в ArcView:

а) имеют размерность метров;

б) имеют размерность футов;

в) имеют размерность градусов;

г) имеют размерность длины;

д) могут изменять размерность между различными единицами длины;

е) имеют размерность градусов широты и долготы;

ж) могут быть в любой системе координат и единиц измерения.

15. Таблица событий содержит:

а) точное описание событий;

б) время и местоположение происшествия;

в) набор координат.

16. Значение широты в десятичных градусах:

а) 32, 1512;

б) 32, 1533;

в) 32,2533;

г) 33,1533

д) нет правильного ответа.

17. (несколько вариантов ответа) Окно вида состоит из:

а) таблицы содержания;

б) таблицы символов;

в) области отображения карты;

г) области отображения символов.

18. Искажение, вызываемое проекцией, больше при:

а) малом объеме данных;

б) среднем объеме данных;

в) большом объеме данных.

19. Для сохранения направления при измерениях на карте выбирается:

а) равновеликая проекция;

б) равноплощадная проекция;

в) равнопромежуточная проекция;

г) азимутальная проекция.

20. Неспроектированные данные хранятся в :

а) десятичных градусах;

б) единицах измерения реального мира.

21. Верно ли утверждение: ArcView использует табличные данные многих реляционных СУБД?

а) да;

б) нет.

22. Какой из типов полей в ArcView содержит значения Истина или Ложь?

а) числовой тип;

б) строковый тип;

в) логический тип;

г) тип даты.

23. Сколько существует типов полей таблицы в ArcView?

а) 2;

б) 4;

в) 6;

г) 8.

24. Соединение:

а) осуществляет сопоставление и присоединение двух таблиц;

б) определяет отношение между записями двух таблиц.

25. Группы – это набор значений данных:

а) по которым ArcView производит сравнение в диаграмме;

б) которые ArcView использует в диаграмме для описания одной и той же переменной;

26. Сколько типов диаграмм позволяет создавать Arc View?

а) 4;

б) 6;

в) 8;

г) 10.

27. Какие типы диаграмм позволяет создавать Arc View?

а) площадные, столбчатые, атрибутивные, разброс X,Y, линейчатые, информационные;

б) разброс X,Y, объектные, ленточные, круговые, атрибутные, площадные;

в) ленточные, разброс X,Y, круговые, площадные, линейные;

г) круговые, компоновочные, атрибутивные, разброс X,Y, ленточные, площадные.

28. Тип выбора «выбор «линии в полигонах»» отвечает на вопросы типа:

а) Какие улицы пересекают Волоколамское шоссе?

б) Сколько станций скорой помощи находятся в пределах 2 км от данной линии железной дороги?

в) Какие области являются соседними с Московской областью?

г) Через какие районы проходит данная линия железной дороги?

д) Какие магазины находятся в районе Сокол?

29. Перечислите процедуры, выполняемые ArcView, в том порядке в котором они выполняются в процесс адресного геокодирования:

а) выполнение автоматического или интерактивного сопоставления адресов;

б) создание новой точечной темы по найденным адресам;

в) построение индексного файла геокодирования;

г) установка параметров тем геокодирования;

д) повторное сопоставление ненайденных адресов.

30. Перечислите 5 направлений применения ГИС в аэропортах.

4.3 Методическое обеспечение процедуры контроля

Список литературы, рекомендуемой для составления конкретного набора вопросов текущего и итогового контроля знаний студентов, приведён выше в разделе 1.10.1; соответствующие методические рекомендации преподавателями представлены в разделе 3, студентам – в разделе 2.

Сроки и форма проведения контроля должны соответствовать нормам, установленным требованиями Государственного образовательного стандарта, распоряжениями Министерства образования России, а также – соответствующими приказами по Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ).

27



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по курсу «Патологическая физиология»

    Пояснительная записка
    Учебно-методический комплекс по курсу «Патологическая физиология» разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, п.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу Современные отечественные системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота (садэд) Барнаул 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные отечественные САДЭД» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350800 «Документоведение
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Р.03 «Генетика человека» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению шифр ОПД.

Другие похожие документы..