Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
Учебно-методическое пособие представляет собой систему работы по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом ...полностью>>
'Документ'
Система недержавного пенсійного забезпечення (третій рівень пенсійної системи) створена для формування додаткових пенсійних накопичень за рахунок доб...полностью>>
'Документ'
Эмоции – это специфическое психическое состояние (функциональное) с ярко выраженной субъективной окраской, но трудно передаваемой словами, сопровождаю...полностью>>
'Урок'
Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажн...полностью>>

Моу сош №18 Использование литературных произведений на уроках биологии

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ СОШ № 18

Использование литературных произведений на уроках биологии

Подготовила Павлова С.А.

Белгород, 2010

Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе - тот же поиск истины. И кто как не мы, учителя, должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех учащихся. В этих условиях у современного школьника порой труднее, чем у школьника недалёкого прошлого, вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть те чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию.
Это нас, педагогов, обязывает искать пути, методы, приёмы, которые позволили бы в будничную учебную работу привнести элементы высокой одухотворённости.
Поэтому учителя и выбирают себе в союзники литературу, живопись, историю, географию. Преподавание литературы и истории, географии, биологии и других предметов происходит часто изолированно друг от друга. Поэтому ученики воспринимают каждую науку особенно от других. Хотя изучение школьных предметов, по сути дела, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить так называемые интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения. Другим способом является включение в урок отдельных элементов, относящихся к другому предмету, но служащих иллюстрацией к той или иной теме. Органично вплетённые в ткань уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика. Приступая к планированию, обязательно анализирую содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы, музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позиций уроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественной прозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоцональный подъём у учащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы более глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, их эстетическому и нравственному совершенствованию.
Так, не каждые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках, могут быть использованы при обсуждении различных вопросов на уроках биологии. К числу тем, где также используются литературные поизведения, можно отнести и темы из общей биологии. Так, тема "Биосфера и человек", к которой я выбрала девиз "Природа, Родина, мы". Этот девиз - ключ к пониманию ребятами этой темы. Проводя урок, на котором рассматривали взаимосвязи природы и общества, проблемы охраны природной среды в теме "Биосфера и человек", предпосылаю ему эпиграф, слова Карла Маркса "Культура,- если она развивается стихийно, а не направляется созидательно,- оставляет после себя пустыню". Также можно взять и строку из стихотворения Евгения Евтушенко:

…Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Так, например, начиная изучение с ребятами темы "Саморегуляция в биогеценозе", я читаю в самом начале объяснения стихи Юлии Друниной:
Кто видел енисейские дали, тот о них не забудет нигде,
А деревья вокруг умирали по пояс в воде.
Почернела листва, облетела, запах тлена и мёртвый плеск,
Кто-то трезвый, могучий, смелый порешил затопить здесь лес,
И боролись за жизнь великаны, хотя была неизбежна смерть,
Было страшно и больно, и страшно на агонию эту смотреть.
Было больно, но всё-таки взгляда я от них не могла отвести,
Мне твердили: "Так нужно, так надо, жаль, но нету другого пути…
Эти стихи можно применить и в создании проблемной ситуации в начале урока. На уроках анатомии, физиологии человека в 9 классе также могут быть использованы отрывки из литературных поизведений. Так, рассказ Ю. Григоривича "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции" , так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик".
При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить известную повесть А. Кронина "Цитадель", в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы - тироксина: "Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой". Данное заболевание носит название миксидема, что при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк". Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом Тургенева "Живые мощи". Внешность одного из персонажей, крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: "Голова совершенно высокая, одноцветная,бронзовая - ни дать ни ни взять икона старинного письма; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза… У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета…". Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определённые симптомы. Сочетание увиденных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании, как гипертиреоз.
Литературные произведения могут быть с успехом использованны и в других темах по анатомии и физиологии человека. К примеру, разбирая с учениками такое понятие, как иммунитет, следует обратить внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе "На дне", повестях " Фома Гордеев" и " Детство" Горького, "В братьях Карамазовых" Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова "Несмертельный Голова", в которой мы сталкиваемся с примером врождённого иммунитета: "Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая- нибудь другая язва , но только она была губительна и беспощадна…Голован не вылечивал, но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумлённые лачуги и поил заражённых. Язва Голована не касалась".

Эти примеры демонстрируют возможность интеграции таких, казалось бы, далёких друг от друга предметов, как биология и литература. Применение такого подхода, с одной стороны, даёт возможность по-новому взглянуть на литературные произведенияи, с другой стороны, разнобразить и оживить тот учебный материал, с которым дети имеют дело на уроках биологии.



Список литературы.

1. Биология в школе. 1989г.
2. Учебник "Человек". Дрофа. 2000г.
3. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.
4. Просвещение. 1985г.
5. Методы обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. Просвещение. 1973 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Единого Государственного Экзамена (егэ) по английскому языку 41 Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс дошкольных учреждений 50 Использование информационных технологий на урок

    Урок
    Использование экспресс-оценки качества образования в школе для ранжирования образовательных учреждений при представлении на конкурс инновационных образовательных программ 133
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №18

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №18 города Кинешмы на 1 ступени обучения с 2011-2012 учебного года.
  3. Публичный отчет о состоянии и результатах деятельности моу «сош №41» г. Братска в 2010-2011 учебном году

    Публичный отчет
    В декабре 2010 года школа прошла аккредитацию (лицензия: серия РО №02 , регистрационный номер № 3755 от 12.07.2011г., свидетельство о государственной аккредитации серия 38АА № 134 регистрационный номер 1298 от 02.
  4. Публичный отчет 2008 2009 учебный год Миссия моу сош №1 гор. Гвардейска Основываясь на индивидуальном подходе к каждому школьнику школа: создает условия, гарантирующие сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся

    Публичный отчет
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский район» Калининградской области
  5. Ахмедова Майя Саидовна, учитель биологии моу «сошуип №14» г. Омска. Использование научной и художественной литературы на урок

    Урок
    Место проведения: МОУ «Лицей № 92», тел. 46-75-84; г. Омск, ул. Ангарская,7. Проезд до остановки «Хлебозавод» троллейбусами 3,4, 7, 11, 12; автобусами 109, 79, 68; маршрутным такси в сторону ж.

Другие похожие документы..